По учётным ценам с использованием счетов 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материалов и 16 «Отклонение в стоимости материалов».
При втором и третьем вариантах учёта на счёте 16 «Отклонение в стоимости материалов» отражаются отклонения от фактической себестоимости приобретения материалов. Для обобщения информации о наличии и движении производственных запасов организации предназначен инвентарный активный счёт 10 «Материалы». По дебету счёта 10 «Материалы» отражается поступление производственных запасов в организацию, а по кредиту – их расход, выбытие. Остаток по дебету показывает стоимость материалов на складах организации. Синтетический учёт операций по кредиту счёта 10 «Материалы» организуется в журналах-ордерах № 10, 10/1. Для отражения отклонений от фактической себестоимости приобретения материалов предназначен регулирующий активный счёт 16 «Отклонение в стоимости материалов», по дебету которого отражаются расходы, связанные с приобретением материалов, а также разница между фактической себестоимостью и учётной стоимостью приобретенных материалов, а по кредиту – списание отклонений при отпуске материалов на производство продукции, хозяйственные и другие нужды организации. Остаток по дебету показывает сумму отклонений, относящуюся к остатку материалов по учётным ценам на начало месяца. Синтетический учёт операций по кредиту счёта 16 «Отклонение в стоимости материалов» организуется в журналах-ордерах № 10, 10/1. Для обобщения информации о процессе заготовления материалов предназначен активный счёт 15 «Заготовление и приобретение материалов». По дебету счёта 15 «Заготовление и приобретение материалов» отражается покупная стоимость материалов и расходы по заготовке и доставке материалов в организацию. По кредиту 15 «Заготовление и приобретение материалов» отражается стоимость фактически поступивших материалов по учётным ценам в корреспонденции с дебетом счёта 10 «Материалы». Разница между фактической стоимостью приобретения и стоимостью поступивших материалов по учётным ценам списывается на счёт 16 «Отклонение в стоимости материалов», которая в дальнейшем относится на счёта затрат по мере расхода материалов. Остаток по дебету показывает стоимость материалов, находящихся в пути. Синтетический учёт операций по кредиту счёта 15 «Заготовление и приобретение материалов» организуется в журнале-ордере № 10/1.
Материалы в основном поступают в организацию от поставщиков, которые в расчётно-платёжных документах (платёжных требованиях, счетах-фактурах) кроме самой стоимости материалов отдельно указывают сумму НДС, подлежащую оплате покупателями. Для учёта налога на добавленную стоимость по приобретённым товарно-материальным ценностям предназначен активный счёт 18 «НДС по приобретённым товарам, работам, услугам», субсчёт 3 «НДС по приобретённым товарно-материальным ценностям, работам, услугам». По дебету счёта отражается сумма НДС, предъявленная поставщиками покупателям, по кредиту – сумма оплаченного НДС, подлежащего зачёту (вычету). Остаток по дебету – сумма НДС, предъявленная поставщиками, но не оплаченная покупателями. Синтетический учёт операций по кредиту счёта 18 «НДС по приобретённым товарам, работам, услугам», организуется в журнале-ордере № 8. В бухгалтерском учёте при поступлении в организацию материалов составляется корреспонденция счетов. Вариант – поступление по фактической себестоимости с использованием счёта 10 «Материалы»
Вариант – поступление по учётным ценам с использованием счетов 10 «Материалы» и 16 «Отклонение в стоимости материалов»
Вариант – поступление по учётным ценам с использованием счетов 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материалов и 16 «Отклонение в стоимости материалов».
ВОПРОС 5 Документальное оформление расхода материалов
Материалы со складов организации отпускаются в цехи для изготовления продукции и на различные хозяйственные нужды, а также на сторону для переработки или реализации как излишние и ненужные. Расход материалов со склада оформляется следующими документами. Лимитно-заборные карты формы № М-8 применяются для оформления отпуска материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции. Лимитно-заборная карта выписывается отделом снабжения на одну или несколько позиций (видов материалов), относящихся к определенному коду производственных затрат (заказу). Выписываются карты в двух экземплярах: один — цеху, другой — складу. При отпуске ценностей со склада кладовщик расписывается в лимитно-заборной карте цеха, а представитель получателя — в лимитно-заборной карте склада. В обеих картах после каждого отпуска выводится остаток неиспользованного лимита. По использовании лимита и по окончании месяца лимитно-заборные карты сдаются в бухгалтерию организации. На основании их оформляется отпуск материалов и осуществляется текущий контроль за соблюдением установленных лимитов их отпуска на производственные нужды. По лимитно-заборной карте ведется также учет материалов, не использованных в производстве (возврат). При этом никаких дополнительных документов не составляется. Отпуск материалов на производство разового потребления внутри организации, сдача возвратных отходов, внутреннее перемещение ценностей, а также хозяйствам своей организации, расположенным за пределами её территории, оформляется накладной-требованием на отпуск (внутреннее перемещение) материалов Фомы № М-11. Выписывается накладная-требование формы № М-11 в двух экземплярах цехами, отделами, потребителями материалов: один — остается у получателя с распиской материально ответственного лица склада, второй — у заведующего складом (кладовщика) с распиской получателя. При внутреннем перемещении материалов со склада на склад или при сдаче цехами на склад неиспользованных, сэкономленных материалов или ценных отходов производства, отходов от брака продукции, от ликвидации основных средств материально ответственные лица, сдающие материалы, выписывают накладные-требования формы № М-11 в двух экземплярах: один цеху — для списания материалов, другой складу — для их оприходования.
Всякий сверхлимитный отпуск материалов на производство (возмещение брака, перерасход, перевыполнение производственной программы) или замена материалов оформляется выпиской акта-требования на замену (дополнительный отпуск) материалов формы № М-10. Отпуск в этих случаях допускается только с разрешения руководителя организации или главного инженера, или лиц, ими уполномоченных. При отпуске комплектующих изделий через комплектовочные кладовые в качестве расходного документа используются комплектовочные ведомости. В заготовительных цехах используются раскройные карты, по которым производится и отпуск материалов в производство. Отпуск материалов сторонним организациям автомобильным транспортом оформляют товарно-транспортной накладной формы № ТТН-1, а без участия автомобильного транспорта (почтой или нарочным) – товарной накладной формы № ТН-2. При использовании вычислительной техники возможно применение карточек складского учёта в качестве единого документа для учёта расхода материалов в производство. По данным карточек выдаётся машинограмма – ведомость расхода материалов за подписями цеха-получателя и материально ответственного лица склада, отпустившего ценности. ВОПРОС 6 Учёт расхода материалов При отпуске материалов со слада по фактической (учётной) стоимости на производственные, хозяйственные и другие нужды организации составляется корреспонденция счетов:
Если организация списывает материалы по учётным ценам, то на сумму отклонений фактической себестоимости от учётных цен дебетуются счета, корреспондирующие со счётом 10 «Материалы», а кредитуется счёт 16 «Отклонение в стоимости материалов».
ВОПРОС 7 Учёт материалов на складе и его связь с учётом в бухгалтерии Порядок учета материалов на складах и в бухгалтерии зависит от метода учета материалов. Метод предусматривает порядок и последовательность ведения учета материалов, виды учетных регистров, их количество, взаимосверку показателей. Наиболее прогрессивным и рациональным методом учета материалов является оперативно-бухгалтерский (сальдовый). Оперативно-бухгалтерский метод учета материалов предполагает ведение на складах только количественно-сортового учета движения материалов. Осуществляется он на карточках складского учета материалов (типовой формы № М-12). Бухгалтерия открывает карточки на каждый номенклатурный номер материала и под расписку передает их заведующему складом. По мере поступления на склад материалов кладовщик выписывает приходный ордер или заменяющий его документ и регистрирует его в карточке складского учета материалов. На основании расходных документов (лимитно-заборных карт, требований, накладных) в карточке регистрируется расход материалов. Разноска из лимитно-заборных карт в карточки складского учета материалов данных об отпуске может производиться и по мере закрытия карт (если они на одну позицию материалов), но не позднее 1-го числа следующего за отчетным месяцем. В этом случае лимитные карты в течение месяца хранятся вместе с соответствующими карточками складского учета.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|