Коллектив новаторов
Ранней весной 1945 года я впервые приехал работать на торфобрикетное предприятие Тоотси. Мне было уже тридцать два года, но хорошей специальности, которой бы я отдался целиком, всей душой, у меня еще не было. Я волновался, ибо мне предстояло взяться за новое, незнакомое дело. Когда-то я немного работал землемером. — Это хорошо, — сказали мне. — Ваши знания нам пригодятся. — Меня приняли десятником на торфяное болото. Эстония переживала тогда трудные дни. Повсюду виднелись следы недавней войны. Разрушенные фабрики и заводы, запущенное сельское хозяйство — вот что оставили после себя гитлеровские захватчики. Торфяное предприятие, где мне предстояло работать, тяжело пострадало в результате вражеского нашествия. Многое фашисты разграбили, оставшаяся техника была приведена в полную негодность. По существу все надо было создавать заново. Наши рабочие, мастера и инженеры взялись за восстановительные работы со всей энергией. Правда, в первые дни после изгнания фашистских оккупантов работу пришлось начинать вручную или с помощью таких устаревших типов машин, от которых в других республиках и областях Советского Союза давно уже отказались. Но важно было начать. Уже в первом послевоенном году Эстонская ССР стала ощущать огромную братскую помощь народов нашей Родины, и в первую очередь русского народа. Ежедневно прибывали в Таллин, Тарту, Нарву, Пярну, на сланцевые шахты и в другие пункты республики сотни вагонов. Непрерывным потоком к нам поступало заводское и шахтное оборудование, тракторы, комбайны, минеральные удобрения, хлопок... На наших глазах вставали из развалин фабрики, заводы, рудники, отстраивались города.
Повседневную помощь и заботу большевистской партии и советского правительства ощущают на себе и торфяники Эстонии. И наше торфопредприятие Тоотси получило огромное количество нового оборудования и крупные денежные средства. Мне хочется для наглядного сравнения сказать несколько слов о том, каким было наше торфопредприятие в старое время буржуазной диктатуры. Капиталисты построили здесь торфобрикетный завод, который принадлежал акционерному обществу «Эсти турбатээстусед». Завод этот работал только на половину своей мощности. Разработки велись хищническим образом. То, что были не в силах сделать капиталисты, сделали советские люди. Теперь наше торфопредприятие ничуть не похоже на прежнее, на то, что было раньше. На торфяных полях работают теперь тракторы Челябинска, Сталинграда, Харькова, Владимира. Барабаны для фрезерования торфяной залежи и современные лопастные ворошилки к нам поступили из Ленинграда. Уборочная машина и машина для создания крупных караванов торфа прибыли из Пензенской области. Грейдеры пришли из Липецка, бульдозеры — из города Осипенко, выпрямительная электроподстанция—с Урала. Смотришь на эти прекрасные машины, и душа радуется. Наше Советское государство создает первоклассную торфяную промышленность, оснащает ее передовой техникой. 10. Нас вырастил Сталин Фрезерный торф, гидроторф, багерный способ добычи с электростилочными машинами, искусственное обезвоживание торфа, химическая переработка торфа — все это, разумеется, работа советских ученых, инженеров и техников. В настоящее время созданы машины, позволяющие полностью механизировать все стадии технологического процесса добычи фрезерного торфа. Всех нас: и рабочих, и мастеров, и инженеров — окрыляла и окрыляет могучая поддержка нашей страны. Мы, еще недавно жившие в условиях капитализма, почувствовали радость свободного труда, работы на себя, на свое государство.
Весь наш коллектив живет одним стремлением — дать как можно больше продукции высокого качества для социалистической Родины. Конечно, успехи не пришли к нам сразу. Пришлось много поработать, преодолеть немало трудностей. Уже в первые послевоенные годы нам стало ясно, что теми способами, которыми мы работали, и при том машинном парке, который мы имели, добыть нужное количество торфа нам не удастся. Поэтому мы решили приложить все усилия к тому, чтобы путем рационализации, технических усовершенствований и организационной перестройки найти новые пути повышения добычи торфа. Решено было полностью механизировать все технологические процессы добычи фрезерного торфа и всех подготовительных работ. Люди взялись за решение этой задачи со всей энергией. У нас имелось десять устаревших уборочных машин марки «УМФ-2», оставшихся еще от довоенного времени. Машины эти с большими конструктивными недостатками. В 1948 году мы получили более совершенную уборочную машину «УМПФ-4», создатели которой удостоены Сталинской премии. Эта машина стала собирать торф более сухим, влажность уменьшилась на пять процентов. А торфяники знают, что уменьшение влажности даже на один процент имеет огромное значение. К тому же производительность этой машины была значительно выше. Появление новой машины заставило наших специалистов и передовых рабочих-новаторов серьезно задуматься. Возникла мысль: нельзя ли переделать нашу «УМФ-2» на «УМПФ-4»? Эту мысль высказал наш новый директор, ныне лауреат Сталинской премии Антон Кузьмич Халуга. Уроженца индустриального Урала, офицера Советской Армии, участника Отечественной войны Антона Кузьмича наш коллектив полюбил за инициативу и хорошие организаторские способности. — Как вы думаете, — спросил он у главного инженера Рихарда Яковлевича Вебера, — сможем мы у себя на месте, в нашей ремонтно-механической мастерской взяться за эту работу? Переделка будет довольно сложная. Главный инженер ответил утвердительно. — Без переделки, — сказал он, — машины «УМФ-2» нам почти бесполезны. А если мы их преобразуем, они принесут огромную пользу.
Производственно-техническое совещание поддержало предложение директора. Началась горячая работа. У нас в Тоотси есть люди с «золотыми руками». Это прежде всего наш главный механик Ян Покк, удостоенный Сталинской премии. Он замечательный механик, конструктор, рационализатор, великолепный слесарь, токарь и сварщик. Ян Покк все умеет делать сам, в любое время может стать к станку и показать, как нужно работать. Подстать нашему главному механику — его помощник сталинский лауреат Эрвин Рийманд. Его у нас называют старым ветераном Тоотси. Он начал работать здесь со дня основания предприятия в качестве чернорабочего. Это было в годы буржуазного господства в Эстонии. Не будь Советской власти, он бы всю жизнь тянул лямку, работая на капиталистов и вечно беспокоясь о завтрашнем дне. Наши рабочие, испытавшие ужасы капитализма, особенно сильно ощущают великие преимущества советского социалистического строя. В советских условиях перед каждым тружеником открыты широкие перспективы. Работай, твори, дерзай — и твой труд будет достойно оценен. И вот наш боевой коллектив ремонтно-механической мастерской сначала переделал три машины, а сейчас заканчивается переделка остальных. Энтузиасты-рационализаторы — наши мастера и рабочие освободили предприятие от необходимости покупки новых машин и заводы торфяного машиностроения — от дополнительных заказов. В прошлом году переделанные машины убрали с полей большое количество торфа. Каждая из них достигла почти такой же сезонной производительности, как и новые машины. Но наши новаторы не успокоились на этом. Переделывая старые машины, они увидели все их недостатки и пришли к выводу, что можно и нужно создать еще более совершенную торфоуборочную машину. Правда, вскоре стало ясно, что им одним в своей мастерской с этой задачей справиться не удастся. До Советской власти это было бы непреодолимым препятствием. А главное — в то время рабочие и не старались бы трудиться на капиталистов.
В стране социализма совсем иное дело. На помощь нашему предприятию в этом большом деле пришли научные работники Таллинского политехнического института и коллектив Таллинского машиностроительного завода Ильмарине. Началось тесное и плодотворное сотрудничество трех коллективов, решивших создать новую машину. Это было настоящее творческое содружество науки и производства. Изготовление чертежей машины взял на себя доцент Таллинского политехнического института инженер Эуген Аугустович Соонвальд. Нужно сказать, что работал он с огромным увлечением. От Таллина, где он живет и работает, до Тоотси более ста километров. Несмотря на это, он был у нас на производстве частым гостем. Вот почему мы все были очень рады, когда вместе с нами Сталинскую премию получил и инженер Соонвальд. Наши специалисты и стахановцы в свою очередь подсказывали ученому, в каком направлении ему нужно работать, поправляли его эскизы, помогали доводить конструкцию до совершенства. Вместе с ним они с волнением следили за ходом изготовления машины на заводе Ильмарине. Приезжали на завод, рассказывали о конкретных условиях работы будущей машины на болоте, сравнивали отдельные детали и узлы новой машины со старыми, работающими у нас. Такое замечательное содружество науки и практики возможно только в нашей советской, социалистической стране, где интересы всех тружеников едины и направлены на благо Родины. Коллективными усилиями была создана новая высокопроизводительная уборочная машина «ФТК», которая отличается от всех других уборочных машин, применяющихся на торфопредприятиях нашей страны и за границей. Она работает по совершенно новому принципу и является основным агрегатом на уборке торфа. В 1949 году новая машина себя блестяще оправдала и позволила нам перейти полностью на механизированную добычу фрезерного торфа. Человеческая рука теперь не прикасается к торфу на всем его пути от фрезерных полей до брикетного склада. Производительность этой машины намного выше всех других известных нам уборочных машин. Средняя сезонная производительность машины «УМПФ-4» составила у нас 5 600 тонн торфа, а четыре новые машины собрали за один сезон 60 тысяч тонн, или в среднем по 15 тысяч тонн каждая. Такой рекордной выработки еще ни одна уборочная машина в торфяной промышленности не давала. Наш коллектив справедливо считает, что достигнутая в 1949 году производительность новой машины не является предельной. При благоприятных климатических условиях она может собрать до 25 тысяч тонн фрезерного торфа. Мы надеемся добиться такого показателя в ближайшее время.
Для нашей новой уборочной машины потребовался и новый тип трактора — сильный, с замедленным ходом, способный работать на болоте. Ни один местный машиностроительный завод такого специального трактора изготовить не мог. Нам прислали несколько новых прекрасных челябинских тракторов «С-80». Эти красавцы способны двигать машину «ФТК». Но они не были приспособлены для работы на болоте, имели большую скорость и большое удельное давление на почву. Наш коллектив по предложению главного механика Покка решил переделать эти тракторы. Изменили ряд частей, поставили два боковых редуктора, сделали новые широкие деревянные гусеницы, и тракторы прекрасно пошли по болоту, стали хорошо работать. Весть о делах наших лучших стахановцев и новаторов облетела все предприятия. О Покке и Рийманде, о токарях и слесарях ремонтно-механических мастерских Арнольде Поом, Рейнхольде Кийге, Александре Хеленд, Константине Мюллер, начальнике ремонтно-механического цеха Петере Кенг и других теперь знают в столице Эстонии Таллине, знают на торфопредприятиях всей республики. Ян Покк работает без устали. Он непрерывно совершенствует и создает новые торфяные машины. Для корчевки пней он сконструировал и изготовил прекрасный высокопроизводительный пнекорчеватель. Он же ввел механическую разделку пней. Ян Покк — беспартийный, но в нашей коммунистической партии он, как и все трудящиеся республики, видит свою родную партию, которая учит бороться за светлую радостную жизнь, за коммунизм. То же можно сказать и об инженере-ученом Эугене Соонвальде. В содружестве с нашим коллективом он сейчас успешно работает над новым, более совершенным типом валкователя, собирающим на поле сухой торф. Нашему предприятию помогает не один только инженер Соонвальд, но и другие научные работники Таллинского политехнического института. Доцент Пауль Плакк работает над автоматическим определением влажности торфа, так называемым электровлагомером; доцент Роман Холман составил проект электрического пускового устройства брикетного пресса; кандидат технических наук Лео Тепакс консультирует по вопросам водоснабжения. Именно такое содружество коллектива торфяников Тоотси, научных работников Таллинского политехнического института и коллектива завода Ильмарине позволило нам полностью механизировать наши работы по подготовке и ремонту полей, добыче и уборке фрезерного торфа. Это была наша цель, и мы ее достигли. У нас теперь механизирован каждый процесс. На фрезерование залежи поставлены барабаны последней конструкции — «ФД-4». Они обеспечивают нам хорошее дробление торфа в первом же процессе работы. Вместо устаревших и несовершенных ворошилок у нас работают новые ворошилки, значительно улучшающие сушку торфа. Введена также операция валкования. Это дает нам возможность соб и - рать все более и более сухой торф. Сбылась заветная мечта работников торфяной промышленности — работать на машинах, освободиться от сезонного ручного труда, от тяжелого женского труда—«торфушек», как когда-то с горечью называли в просторечье работниц на болоте. Вместе с механизацией производства появились и новые кадры. На машинах, механизмах и целых агрегатах работают теперь высококвалифицированные рабочие, прекрасно знающие технику и технологию производства. Это не временные, сезонные рабочие, как было раньше. Это постоянные, штатные работники, — стахановцы, новаторы, по своему уровню приближающиеся к работникам инженерно- технического труда. Новая организация производства позволила значительно увеличить цикличность машин. Был установлен цикловой график, развернулась энергичная борьба за его выполнение. В этом соревновании за лучшее выполнение графика принял участие и я. К тому времени я уже хорошо познакомился с технологией производства и был выдвинут торфмейстером. На моей обязанности лежало следить за работой всех машин и механизмов. Я старался максимально загрузить каждую машину, строго следить за правильным фрезерованием, ворошением и валкованием. Для нас на уборке торфа дорог не только каждый день, но и каждый час хорошей, сухой погоды. Высокопроизводительно поработать в солнечный день — это победа. В такие дни машины должны работать на полную мощность, организация труда должна быть четкой. Наши передовые водители, быстро освоив новые машины, развернули между собою социалистическое соревнование за высокую выработку, за достижение большего количества циклов. На доске показателей, в стенных газетах, в листовках-«молниях», на собраниях мы показываем победителей соревнования, их передовой опыт. К концу года первые места заняли водители машин Юхан Трейт и Ян Кивиме. Они убрали в течение сезона по 15—17 тысяч тон торфа, добившись небывалой в истории торфяной промышленности производительности уборочных машин. С помощью таких передовиков производства нам удалось достичь высокой цикличности. Если старые машины делали за сезон в среднем по 10, 5 цикла, то новые машины дали по 23 цикла. На участке» где работали водители Кивиме и Трейт, было достигнуто даже 30 циклов. Новинкой явилась у нас и впервые примененная на торфопредприятиях Советского Союза электрификация узкоколейного транспорта. Долго он у нас был самым отстающим участком. Простои брикетного завода по вине транспорта исчислялись сотнями часов. Для торфяных разработок требуются свои специальные электровозы. Но их пока нигде не выпускают. Поэтому мы использовали электровозы шахтного типа, выпускаемые Харьковским заводом, приспособили их к условиям работы на болоте. Был облегчен их вес, изменена высота мачты токоприемника, поднята кабина. В январе 1949 года первая очередь электрифицированной линии была сдана в эксплуатацию. Она охватывала главную магистраль, соединяющую брикетный завод с болотом, запасный склад торфа и маневровые пути. На электровозы посадили энергичных и хорошо подготовленных девушек-водителей Марию Пяртель, Эндлу Вельд и других, которые с большим успехом начали водить электропоезда. Электровозы работают значительно лучше и производительнее мотовозов. Транспортный цех теперь не похож на прежний. Его выделили в самостоятельную единицу с диспетчерским аппаратом, инженерно- техническими работниками. Когда подводили итоги работы транспортного цеха за год, то всему коллективу было приятно узнать об улучшении экономических показателей: себестоимость вывозки и погрузки торфа снизилась вдвое. В нынешнем году у нас будет осуществляться вторая очередь электрификации. Линия пройдет до железнодорожной станции Тоот- си, затем будут электрифицированы все пути, ведущие к местам погрузки торфа. Электрификация узкоколейного транспорта — большой шаг вперед в общем комплексе технического совершенствования торфяной промышленности. Конечным пунктом всей нашей работы является торфобрикетный завод. Это большое здание, круглые сутки наполненное тихим ритмичным гулом работающих машин. Электровозы непрерывно подвозят и ссыпают в бункера фрезерный торф. Пройдя сложный путь по всем этапам, торф уже в виде блестящих, словно лакированных плиток брикета выталкивается в другом конце здания. По трем конвейерам торф идет на склад. На заводе все механизировано и автоматизировано. Коллектив завода с большим воодушевлением соревнуется за увеличение производства брикетов, за их лучшее качество и снижение себестоимости. Каждая из смен старается не уступить другой. Когда идешь мимо проходной, невольно обращаешь внимание на показатели работы каждой смены за последний день, с начала месяца и с начала года. Ежедневно проводятся диспетчерские совещания с обсуждением итогов работы за сутки. В прошлом году своим патриотическим трудом прославилась смена мастера Александра Азу. Она дала самую высокую выработку брикетов за все время существования завода. В нынешнем году смена мастера Халдура Окса обогнала смену Александра Азу и сейчас ставит новые рекорды в производстве торфобрикетов. Плоды творческих усилий коллектива уже реально ощущаются. В течение одного только года производство брикетов увеличилось почти в полтора раза. Во второй половине года коллектив впервые за всю свою историю освоил и превысил проектную мощность предприятия. Себестоимость продукции по сравнению с 1946 годом снизилась на 23 процента. В достижении всех наших производственных побед большую роль сыграла партийная организация. По инициативе коммунистов развертывалось социалистическое соревнование, создавались ударные бригады и бригады отличного качества. Наше предприятие вышло в ряды передовых и дало в 1949 году около полутора миллионов рублей сверхплановой прибыли. А ведь надо сказать, что наше предприятие не является особым исключением в Эстонской ССР. Я хорошо помню тяжелые времена буржуазной диктатуры в старой Эстонии. Это был страшный период в жизни трудящихся. Промышленность республики хирела. Крупные заводы и фабрики закрывались. Безработные толпами бродили по стране в поисках работы. Многие рабочие и специалисты нашего предприятия на своем горьком опыте познали ужасы безработицы, на которую их обрекал капитализм. Наш Бернхард Пярни, сын учителя и сам молодой учитель, долго искал работы, пока не стал стрелочником маленькой станции. Но и это «счастье» оказалось для него недолговременным. В конце концов он пришел в Тоотси и начал работать ремонтным рабочим. Сейчас он начальник передового цеха и заслужил высокого звания сталинского лауреата. В годы послевоенной сталинской пятилетки промышленность Советской Эстонии достигла выдающихся успехов. Наша республика выпускает сейчас продукции в два с половиной раза больше, чем до войны. Все старые предприятия восстановлены и реконструируются на базе новейшей советской техники. В строй вступили десятки новых крупных заводов, фабрик, шахт. Быстро развивается сланцевая индустрия — гордость нашей республики. Весь рабочий класс Эстонии, освобожденный от капиталистического рабства, трудится с огромным энтузиазмом. В республике десятки тысяч ударников и стахановцев, тысячи рационализаторов, неутомимо двигающих вперед культуру производства. Тоотси со всех сторон окружено крестьянскими хозяйствами. В их жизни тоже произошли коренные перемены. Почти все они вступили в колхозы. Трудящееся крестьянство Эстонии уверенно пошло по пути, указанному партией Ленина—Сталина, по пути колхозного строительства. Советская власть, новая колхозная жизнь навсегда избавили трудящихся крестьян от кулацкой кабалы, от нищеты и разорения. На примере нашего небольшого коллектива ярко видно, насколько чудесен и велик сейчас трудовой подъем в Советской Эстонии. Мы видим, как простые рабочие растут, становятся командирами производства. Фердинанд Луме работал раньше прессовщиком, а теперь он начальник брикетного завода. От сцепщика до начальника депо прошел путь Вольдемар Эстрам. Электрик Эрнст Троось выдвинут начальником смены завода, прессовщик Александр Азу стал мастером смены. На наших глазах преображается рабочий поселок Тоотси. Строятся каменные и деревянные благоустроенные дома с ваннами, центральным отоплением, горячей водой. Открыт большой красивый клуб с прекрасным зрительным залом и библиотекой. В клубе работают кружки художественной самодеятельности. Жители поселка каждую неделю имеют возможность смотреть три—четыре новых кинофильма. Поселок радиофицирован. Наши дети учатся в новой семилетней школе на эстонском и русском языках. Ежегодно наши рабочие, служащие и инженерно-технические работники получают путевки в дома отдыха и санатории. Они едут отдыхать в предместья Ленинграда, Сочи, Пярну, совершают экскурсии по республике и в города других братских советских республик. Тоотси из места каторжного труда в буржуазной Эстонии, где сотни людей по колено в воде добывали вручную торф, стал за годы советской власти центром высокой производственной культуры. Отеческая забота партии, правительства и лично товарища Сталина воодушевляет нас на новые трудовые подвиги. То, чего мы достигли, за что получили Сталинскую премию, мы считаем только началом, своим первым шагом. Мы преисполнены стремления работать еще лучше, еще производительнее во имя нашей любимой Родины, во имя укрепления ее могущества и славы.
АГО АНТОНОВИЧ РИЙЗМАА М. РОЖНЕВА, прядильщица Купавинской тонкосуконной фабрики, лауреат Сталинской премии Л. КОНОНЕНКО, ткачиха Купавинской тонкосуконной фабрики, лауреат Сталинской премии
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|