МЕСТО В ЖИЗНИ
Ясным сентябрьским днем 1935 года я вбил последний костыль в шпалу. Путь через большой железнодорожный мост был открыт. Осторожно, как бы пробуя крепость железных ферм моста, впервые прошел паровоз. Затем он протащил за собой вагон, вернулся обратно уже с тремя вагонами и, наконец, промчался с полным составом. Шла техническая приемка построенного моста. Мы стояли на высоком мосту. Внизу катила свои воды красавица Волга. Облокотившись на перила, я смотрел вдаль и думал: «Может быть, завтра через мост откроется регулярное движение. Мост мы уже построили. А может, мне собрать свои пожитки, сесть на поезд и по тем самым рельсам, которые мы уложили, отправиться в новые места? » Руководители звали меня на строительство моста где-то в Сибири. Я считался одним из лучших укладчиков путей. Мог так ударить по костылю, что он уходил в дерево по самую шляпку. Поехать на новое место с хорошо знакомыми людьми было бы неплохо. Но мною владела думка поступить на большой завод. Мост возводился недалеко от города Горького. Отсюда, с высоты, была хорошо видна панорама большого города. По высоким трубам угадывались заводы. Вон там, где Ока делает поворот, на берегу широко раскинулся автомобильный завод имени Молотова. Впервые мне довелось увидеть его, когда я приехал с Полтавщины. Вдоль асфальтовой дороги стояли высокие корпуса. Один возле другого, похожие, как родные братья. До меня доносился легкий гул. Это шумели за стеклянными стенами тысячи станков. Мне даже как-то не верилось, что такой огромный завод был построен в самое короткое время. «Вот она, — думал я, — первая пятилетка! Во весь рост стоит! » Многие тысячи 'людей навсегда связали с заводом свою судьбу. Они приехали с разных концов страны, получили квалификацию, поселились в новых домах, обзавелись семьями.
На заводе работали многие мои земляки с Полтавщины. Здесь жил Ефим Баско, мой старый друг, односельчанин. Угощая меня в новой квартире, Ефим рассказывал о своей жизни: — Крепко мне полюбился завод, — говорил он, — живем хорошо... Работаю шлифовщиком. Это тонкое дело! Самые наиважнейшие детали проходят через мои руки, я им окончательный вид придаю!.. Я слушал Ефима и, по правде сказать, завидовал ему. На Полтавщине мы вместе с ним ходили на заработки, меняли шпалы на дороге Харьков — Киев. А теперь, выходит, Ефим самые главные детали для автомобильного мотора делает. Никак не мог я предположить, что те зеленые грузовики, которые начинали - появляться и на Полтавщине, делались Ефимом Баско — моим закадычным другом. По всему чувствовалось, что Ефим живет в достатке. — Так, говоришь, твердо решил: отстроишь мост — и к нам на завод? Это хорошо. Вместе будем автомобили делать, — говорил Ефим. — А сумею я автомобили делать? —спросил я друга. — Это ведь не костыли вбивать. — Я тоже не умел, добрые люди научили, — ответил Ефим. — Свои ведь все. Весь вечер Ефим рассказывал мне про заводскую жизнь: и как богаты цехи станками, и как деревенские парни мастерами стали, и какие новые жилые дома строят для рабочих. После я частенько бывал у Ефима. Каждый раз он меня спрашивал: — Ну, когда к нам на завод? — А вот когда последний костыль забью, тогда и к вам, — в тон отвечал я ему. — Так чего же тянешь, давай вбивай поскорее этот самый костыль. Что-то вы там со своим мостом застряли. У нас вам нужно учиться. В три раза больше автомобилей выпускать стали. А про бусыгинские рекорды слышал? Ефим рассказал мне о рекордах кузнеца Александра Харитоновича Бусыгина, прославившегося на всю страну.
... И вот теперь, когда пути на мосту были уложены, я решил пойти на автомобильный завод. Рано утром я уже был в отделе кадров автозавода. Попросил дать мне направление в кузницу. В деревне мне приходилось работать кузнецом, а рассказ моего друга о Бусыгине окончательно укрепил во мне желание стать настоящим кузнецом. Сотрудник отдела, человек пожилой, посмотрел на меня. — Там тяжело работать. Вы это знаете? — Знаю, не страшно... Я шел по территории завода. Из широких ворот цеха выкатывались автомашины. Шофер садился в кабину и совершал первый рейс: делал крутые развороты, резко тормозил, затем ставил автомобиль на специальную площадку. По асфальтовым дорогам между цехами сновали автокары, на которых горками лежали детали. Один автокар чуть не наехал на меня. Молоденькая девушка, управлявшая автокаром, застопорила как раз около моих пяток. — Вот из-за таких нам и достается, — сердито сказала она. — Словно первый раз на заводе!.. — Оно так и есть, — признался я. — Ты скажи-ка лучше, где здесь кузница? Девушка посмотрела на меня. — Впервые, говоришь, на заводе? Ну, если так, то садись, подвезу... По дороге разговорились. Девушка, оказывается, лишь полгода на заводе, но уже получила квалификацию мотористки. Она целый день разъезжает на своем автокаре по территории завода. У нее всюду знакомые. Пока ехали, дивчина то и дело здоровалась со знакомыми, шутила. — Товарищ машинист, — обращались встречные к дивчине, — а к нам дорогу забыли? Ждем... Через полчаса задел поршневых колец кончается. Мне это понравилось: значит, дружно живут на заводе. — Ничего, не робейте. Здесь пропасть не дадут. Каждый человек свое место в жизни находит, — сказала, прощаясь девушка. — Вот ваша кузница, идите прямо. Я перешагнул высокий порог. В лицо ударил горячий воздух, массивные ковочные машины грохотали так, что дрожь шла по каменным плитам пола. Раскаленные болванки проплывали на цепях. «Придется подаваться обратно... Тут и десяти шагов не пройдешь... обожжет или зашибет! » — подумал я, но не в силах был оторвать взгляд от огня и молотов. Меня кто-то слегка потянул за рукав и закричал прямо в ухо. Через минуту я стоял в комнате перед незнакомым человеком.
Он сидел за столом, выжидал, когда я немного приду в себя. Видно, не впервые ему приходилось встречать новичков, вроде меня. Это был заместитель начальника цеха. Он назначил меня нагревальщиком к печи. — Вот твое хозяйство, — сказал мне мастер, подводя к печи, в которой нагревались заготовки. Печь была в десять окон. В каждом из них — по две заготовки. Кузнец, которого я обслуживал, объяснил мне, как следить за печью, управлять огнем. Нужно было обеспечить такой нагрев заготовок, чтобы температура не поднималась выше 1 300 градусов, но не опускалась и низко. Как я ни старался, а несколько заготовок пришли ко мне от кузнеца обратно: молот их не брал, они твердели раньше срока. Несколько месяцев я проработал нагревальщиком. Вряд ли я мог бы стать хорошим кузнецом, не изучив работы на нагреватель- «ой печи. Кузнец должен уметь с первого взгляда определять, хорошо ли нагрета заготовка, он учитель и наставник нагревальщика. Умелой регулировкой форсунок, правильной загрузкой печи, подачей воздуха я научился так нагревать металл, что ошибался разве только в десяток — другой градусов. А такое отступление значения не имеет. * * * Самостоятельную работу кузнецом мне пришлось начинать на трудной детали — вилке карданного вала. Конфигурация вилки очень сложная, и квалифицированные кузнецы давали за смену не более ста — ста пятидесяти штук вместо двухсот. Признаюсь, не без робости становился я первое время к машине. Испортил немало вилок. Не выходили рожки — небольшие отростки на концах. Металл, растекаясь по штампу под ударами молотка, не достигал этих крайних отростков. В первые дни моей самостоятельной работы были у меня неприятности: нормы не выполнял, делал много брака. Удрученный неудачами, я часто возвращался домой, раздумывая об этой вилке. «Не может быть, — решил я, — чтобы ее нельзя было ковать без брака». Это было вскоре после Всесоюзного совещания стахановцев, на котором с исторической речью выступил товарищ Сталин. Иосиф Виссарионович назвал тогда и нашего знатного кузнеца — Александра Харитоновича Бусыгина. Все мы гордились земляком, радовались его успехам.
Товарищ Сталин говорил, что многого может достигнуть советский человек, простой рабочий, если он овладеет техникой. Вот и Александр Бусыгин, в прошлом малограмотный, добился таких успехов, что у него учатся работать другие. Значит, его достижения доступны всем. Несколько раз перечитывал я речь вождя, и каждый раз у меня рождались новые мысли, росла уверенность в работе. Созрели и кое-какие планы по Изготовлению вилок. Я начал с нагрева. Температуру нагрева заготовок поднял на 1С0ТНЮ градусов, металл стал мягче, податливее. Попробовал ковать вилку в два приема. После первого удара перевернул ее и вторым обжимом разогнал металл по всей конфигурации штампа. Теперь металл дошел и до крайних рожков, они вышли точно. За смену я отковал более двухсот вилок, норму перевыполнил. В последующие дни довел выработку до 600 вилок. У моей ковочной машины частенько собирались кузнецы, руководители цеха. Я охотно рассказал товарищам по работе о своем способе поковки этой трудной детали. Впрочем, она теперь перестала быть трудной, мы уже знали, как ее ковать. Старый кузнец Сергей Иванович Поляков, работавший раньше на Сормове, поздравил меня с успехом. — Ты теперь, Андрей, крепко на ноги стал. Вошел в нашу семью кузнецов. Такому умельцу — почет и уважение! Секретарь партийного комитета завода сказал мне: — Смелые люди стране нужны. Знай, что мы всегда поддержим тебя в хорошем почине. Действуй так же смело и впредь. Дружеские слова руководителя партийной организации я крепко запомнил. Впоследствии, когда мне нужно было получить поддержку, я обращался в партийную организацию и всегда получал помощь. Дорогой и еще более близкой стала для меня, как и для всех советских людей, наша большевистская партия. Производственный успех сделал меня более уверенным в своих силах. Ковочную машину я теперь знал отлично. Я посещал кружки технической учебы, читал литературу. Когда производился ремонт машины, помогал слесарям, изучал каждый ее узел. Я любил работать на ней. Когда я был кузнецом в деревне, то даже не предполагал, что существуют такие машины. Мне понравилась ее огромная сила и точность механизмов. В машину вмонтирован огромный разъемный штамп. Вес его достигает тридцати пудов. Правая половина штампа неподвижна, а левая легко отходит — следует лишь нажать на педаль. По самой середине штампа параллельно полу проходят три — четыре «ручья», похожие на круглые желоба. Когда левая половина штампа отходит для удара, «ручей» разделяется на два полукруга. Сзади находится высадочный ползун, он производит нажим вдоль «ручья». Раскаленная заготовка, пропущенная через все «ручьи», обжатая с трех сторон, принимает вид готовой детали. И вот тут-то нужна расторопность: будешь медленно перекладывать заготовку из одного «ручья» в другой — она может остыть и точной детали не получишь.
Большое внимание я обратил на ручной инструмент. Взять, к примеру, обыкновенные кузнечные клещи. Делались они раньше так, что держать ими кругло-цилиндрическую заготовку было очень трудно. Я подогнал «губы» клещей по форме поковки, и все пошло хорошо: деталь держать стало легко, из клещей она не вываливается. От печи к ковочной машине установил так называемые склизы, напоминающие металлический барьерчик. Пользуясь склизом, можно без больших физических усилий доставить тяжелую заготовку от печи к машине. В цехе принято было укладывать готовые поковки в высокие «пирамиды». Получалось красиво, но на это терялось много времени, так как поднять тяжелую деталь на высоту нелегко. Я перешел на укладку низких «пирамид». На этом я сберег не менее часа. * * * В нашей кузнице работал искусный кузнец Елизар Васильевич Куратов. Я был рад, когда летом 1945 года нас поставили работать на одну ковочную машину. Автозавод готовился к переходу на массовый выпуск легковых машин «Победа» и новых марок грузовиков. С Елизаром Васильевичем мы стали встречаться ежедневно, совместно обсуждать производственные дела. Елизар Васильевич мне понравился: живой, напористый, веселый. Такой человек на месте не застоится, от поставленной цели не отступится, своего добьется. — Соревноваться будем? —спросил меня Куратов при первой же встрече. — Непременно, Елизар Васильевич, — ответил я. — Как можно без соревнования! Это уже теперь у нас в крови, привыкли работать с огоньком. — Что же, с огоньком я гоже люблю, — засмеялся Куратов. — Выходит, мы с тобой характером сошлись. Так началась наша дружная совместная работа. Познакомившись с Елизаром Васильевичем поближе, я убедился, что мой сменщик — человек незаурядный. В нем была хорошая пытливость, постоянное стремление к новому. На ковочной машине мы с ним ежедневно намного перевыполняли производственные задания. Больше, чем мы с Куратовым, во всей кузнице никто продукции не давал. Но я чувствовал, что мой сменщик не довольствуется достигнутым «потолком». Мне также не давало покоя то обстоятельство, что слишком уж мы долго держимся на одном уровне. Не может быть, чтобы все резервы были использованы! Поскольку мы с Куратовым давали большое количество поковок, нам готовили металл на двух печах. Иногда же нас обслуживала только одна печь, а это вело к простоям. После того как печь загружена, необходимо ждать тридцать — тридцать пять минут, пока нагреются заготовки. Кончаются заготовки — новая партия кладется для нагрева. В течение смены в общей сложности терялось почти два часа. Куратов подал мысль попробовать перевести печь на непрерывную загрузку. Мы вместе с ним произвели расчеты. Нагревальщик должен прийти до начала смены, обеспечить заготовки на первые полчаса, а дальше по мере освобождения печи производить загрузку. Вынул одну заготовку — и сейчас же на ее место ставь новую. Этот метод нагрева полностью оправдал себя. Ковочная машина стала работать безостановочно. В тот день, когда печь была переведена на новый метод нагрева, Куратов отковал 815 деталей при норме 300. Он встретил меня возбужденный, довольный достигнутыми результатами. — Видишь, какую копну наметал? — показал он на широкую «пирамиду» поковок. —Не отставай!.. Это был рекорд. Но я твердо решил куратовский рекорд перекрыть. Для этого необходимо было изжить малейшие, пусть минутные, потери времени. То, что печь была переведена на непрерывную загрузку, — это был несомненный шаг вперед. Но были периоды, когда печи работали на горючем пониженного качества и нагрев заготовок задерживался. Я предложил несколько расширить печь. Теперь имелся постоянный резерв заготовок. Вскоре я довел выработку до тысячи поковок. — Крупно шагаешь, — сказал Куратов, узнав о моей выработке. — Трудненько тебя догонять! А сам тихонько посмеивается. По глазам вижу: что-то придумал он, что-то затеял, отставать от меня не хочет. Мои предположения подтвердились. Неделю спустя прихожу в цех и слышу, что Елизар Куратов отковал 1100 деталей. «Как это ему удалось? —думаю. — Просто за счет усилий, расторопности такой скачок не сделаешь». Стал я в сторонке и смотрю. Обыкновенно при изготовлении фланца кожуха карданного вала, после того как одна деталь была откована, заготовка снова возвращалась в печь для нагрева. После этого отковывалась вторая деталь. Вот, смотрю, нагревальщик подал Елизару Васильевичу заготовку. Тот быстро взял ее клещами, заложил в машину, отковал один фланец и обрубил ее. Теперь полагалось бы заготовку нести обратно в печь, но вижу — Куратов опять заложил ее в штамп. Вот тут-то я и понял, что моему другу удается с одного нагрева ковать две детали! — Ты, наверное, думал, что я замерзну на своих показателях? Как видишь, оттаял, — сказал Куратов, когда закончил смену. Я перенял опыт Куратова, как и он, стал делать два фланца с одного нагрева. Правильное, умелое использование заготовок давно занимало меня. Принято было считать, что из одной заготовки можно получить не более двенадцати фланцев кожуха задней полуоси. Между тем от каждой заготовки оставался изрядный, кусок. Мы неоднократно пробовали просунуть его до рабочих частей штампа, но вход в «ручей» был слишком узким, клещи в него не проходили. Я предложил сделать глубокий конусный вырез около входа в «ручей». Теперь кузнец уже мог свободно просовывать клещи почти вплотную к месту захвата поковок штампом. Из каждого куска, оставшегося от поковки, я имел возможность отковать еще два фланца дополнительно. Это сберегало за смену почти полтонны металла. Но кое-кто воспротивился этому изменению в конструкции машины. Меня уверяли, что, если клещи будут находиться слишком близко от штампа, он будет их «прикусывать». Когда же я рассказал об этом предложении Куратову, он сразу оценил значение такого усовершенствования. — Иди в партбюро, там быстро разберутся в этом деле. В тот же день пошел в партбюро кузнечного корпуса. Положил перед секретарем сверток. — Что принес? — спрашивает. — Подарок? — Мой подарок, если принести, так он на стол не уместится — полтонны весит. Здесь лишь один обрубок. Я рассказал о своем предложении, которое дает возможность на одной машине сберечь за смену полтонны металла. Секретарь партбюро внимательно выслушал меня и сказал: — Ты коммунист, Загорный, и обязан добиться своего. Хорошо, что пришел к нам. Поговорим с опытными инженерами, они помогут. Специалисты внимательно отнеслись к моему предложению, одобрили его. Произвели, как мы просили, конусный вырез около «ручья». От заготовок оставались лишь небольшие отходы. На этом я не успокаивался и продолжал искать новых путей поднятия производительности труда, добиваться лучшего использования оборудования. В наших ковочных машинах штампы служили обычно при двухсменной работе не больше недели. Особенно скоро разрабатывались «пояски». Внешне они похожи на кольца, расположенные на равном расстоянии друг от друга по всей длине русла «ручья». Нужны «пояски» для того, чтобы заготовка не скользила в «ручье». Но они скоро изнашивались, края выкрашивались, и штампы приходилось заменять. «Пояски» делались слишком узкими. Я предложил делать их шире примерно в два раза. Сделанные по моему заказу штампы с широкими «поясками», как я и предполагал, продержались вместо одной две недели. ... Наша дружба с Куратовым все более крепла. Работая с ним на одной машине, я многому научился. Главным в нашей дружбе было то, что мы не имели друг от друга «секретов». Общими усилиями мы добивались успеха. , Если у меня что не выходило, я обращался к Куратову, у него были затруднения — он просил совета у меня. Многие рационализаторские предложения записаны на нас обоих. Мы частенько бывали в гостях друг у друга. В воскресные дни отправлялись в театр. Другой раз сидим даже на концерте, а думаем о том, как бы поскорее осуществить какую-нибудь затею в своем кузнечном цехе. В антракте Куратов бывало сидит за столиком в буфете и что-то чертит спичкой по столу. Жены наши сердятся: — Нельзя вам встречаться в выходные дни — только и разговоров, что о работе. Елизар Васильевич смеется: — Без умственной работы и в выходной обойтись невозможно. 1^наче застой в мыслях будет. Все мы были очень рады, когда в 1946 году Куратову присудили Сталинскую премию. Елизар Васильевич пришел на завод, как и я, из деревни, с той только разницей, что я с Украины, а он из Сибири. Бывший землекоп стал высококвалифицированным рабочим-новатором. Весь коллектив нашего огромного завода знает и ценит его. Многие учатся у него высокому мастерству. * * * Большое, незабываемое событие произошло в моей жизни в декабре 1949 года. Я с группой трудящихся города Горького был в Москве, присутствовал на торжественном заседании, посвященном семидесятилетию со дня рождения Иосифа Виссарионовича Сталина. Мы пришли в Большой театр задолго до начала торжественного заседания. Но зал уже был заполнен. Всюду я видел счастливые лица. Все оживленно беседовали, поминутно поглядывая на сцену: всем хотелось поскорее увидеть родного Иосифа Виссарионовича. Со мною рядом сидел старый рабочий, приехавший с Урала. — Я с утра сегодня волнуюсь. Сталина увижу, — говорил он. — Задолго до начала сюда пришел... Самочувствие такое, словно в душе обновление произошло... И с каждым хочется радостью поделиться. То же самое испытывал и я. По внезапно установившейся тишине я почувствовал, что наступает тот счастливый в моей жизни момент, о котором столько мечтал: увижу человека, которому все мы, советские люди, обязаны своим счастьем. Гром аплодисментов потряс театр. Сталин!.. Улыбаясь, великий вождь поднятой рукой приветствовал собравшихся. Я тоже испытал, как говорил уралец, «душевное обновление»' Никогда еще не было у меня такого подъема, такого прилива сил. Не прошло и трех месяцев, как в моей жизни произошло еще одной важное событие. В марте 1950 года мне была присуждена Сталинская премия. Когда об этом стало известно на заводе, около моей ковочной машины собрались товарищи, друзья. Они искренне, от всей души поздравляли меня с высокой наградой. Елизар Васильевич Куратов, пожимая мне руку, говорил: — Ну, вот теперь и я тебя поздравляю! Рад за тебя!.. Я часто думаю о нашей чудесной жизни. Какой простор для советского человека открыла большевистская партия! Работа простого кузнеца на виду у всего народа, и народ ценит его. Много писем я получаю и от старых друзей и от незнакомых людей. Мой браг Василий Загорный, работающий директором МТС на Полтавщине, так писал мне: «Радуюсь твоим успехам, Андрей... Вспоминаю, как мы с тобой еще до коллективизации работали в деревенской кузнице. Тесно тебе было в ней. И вот теперь ты вышел на простор. Каждому из нас большевистская партия дала эту возможность, только твори, работай на благо Родины. Каждый советский человек находит себе место в жизни». Да, я нашел свое место в жизни. Нашел, потому что о советских людях заботятся большевистская партия, великий Сталин.
АНДРЕЙ ПРОХОРОВИЧ ЗАГОРНЫЙ
И. БЕЛОВ, старший мастер станкостроительного завода «Красный пролетарий», лауреат Сталинской премии
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|