Для любимой Родины
⇐ ПредыдущаяСтр 21 из 21
На Южном Урале, около Ильменских гор, раскинулся огромный завод. Он вырос в суровые годы Отечественной войны. Здесь все молодо: и большие светлые корпуса, и современные станки, и главное—люди, за короткий срок освоившие серийный выпуск автомашин. На дорогах страны все больше и больше появляется грузовиков с маркой Уральского автозавода имени Сталина. В успехах коллектива предприятия есть доля труда тысяч молодых рабочих. Вчерашние ученики школ ФЗО, ремесленных училищ сегодня управляют сложными автоматами и станками. Я тоже принадлежу к этому молодому поколению рабочих. С радостным чувством вошла я после окончания школы ФЗО в светлые просторные цехи. Я хотела работать, участвовать в выпуске советских автомобилей. И надежды мои оправдались. Нас, подростков, в цехе встретили, как желанных гостей. Лучшие мастера помогали нам осваивать высокопроизводительные станки, выпускать отличную продукцию. В капиталистических странах молодые люди, если им и посчастливится устроиться на работу, долгие годы теряют на то, чтобы овладеть специальностью. А когда они приобретают ее, то все равно получают за свой труд намного меньше, чем взрослые рабочие. Только в нашей социалистической стране молодые производственники окружены подлинным вниманием и заботой. В быстрейшем овладении квалификацией молодыми рабочими у нас заинтересовано, государство, и оно создает молодежи все условия. С первых же дней прихода в цех я стала заниматься в кружке техминимума. Когда сдала экзамен, мне поручили работать на двух высокопроизводительных зуборезных станках. Своим трудом я стала помогать Родине. Моя работа как будто бы удовлетворяла руководство цеха. Но могла ли я, молодая работница, комсомолка, остановиться на достигнутом? Конечно, нет. Нас, советских людей, коммунистическая партия, товарищ Сталин призывают совершенствовать свое мастерство, двигаться вперед. И я стала учиться еще упорнее. Наш мастер Иван Петрович Боровой, работавший до войны на Московском автозаводе, человек большой производственной культуры, учил меня, передавал свой опыт, методы высокопроизводительного труда. Каждый новый успех рождал новые мысли, вдохновляя на новые дела. Технические книги, опыт передовых стахановцев завода обогащали меня, вооружали знаниями.
Выработка у меня росла. Я старалась как можно больше снимать деталей со своих станков. Однако станки быстро теряли точность, необходимую при обработке автомобильных деталей, и часто выходили из строя, рабочее время полностью не загружалось. После работы я подолгу задерживалась в цехе — стремилась понять, почему станки в первые дни после ремонта работали хорошо, а затем начинали «капризничать». Оказалось, что происходит это по одной причине: за станки лично никто не отвечал. В нашем цехе да и в других цехах завода существовала практика перевода рабочих со станка на станок. Это вело к обезличке оборудования, нарушало работу бригад и цехов, создавало задержки то на одном, то на другом участке производства. У меня возникла мысль взять станки на социалистическую сохранность, бережно ухаживать за ними, научиться самой устранять мелкие неисправности. Когда эта мысль созрела, я пошла посоветоваться в партийный комитет. В парткоме мое предложение поддержали. А через несколько дней заводская газета «Уральский автомобиль» опубликовала мое письмо. В нем говорилось: «Я работаю зуборезчицей в цехе коробки скоростей. Обслуживаю два станка. Эти станки и третий, находящийся в резерве (дублер), я прошу закрепить за мной. Обязуюсь установить за ними и за всем своим рабочим местом образцовый уход, чтобы работать без брака, давать продукцию высокого качества и добиваться удлинения срока службы станков».
Руководители цеха помогли мне оборудовать рабочее место: установили шкаф с набором инструмента, отремонтировали станки. Когда я принимала от механика цеха станки на социалистическую сохранность, в сотый раз спрашивала себя: «Справлюсь ли? Оправдаю ли доверие коллектива? Не запятнаю ли комсомольскую честь? » И сама себе отвечала: «Приложу все силы, а слово сдержу. Станки мои будут образцовыми... » Мое письмо, опубликованное в газете, привлекло внимание многих рабочих. Они стали следовать моему примеру. Какую великую силу имеет поддержка! Ты идешь по трудному», незнакомому пути. И вот сильная, смелая рука друга направляет тебя на правильный путь, поддерживает тебя. Именно таким другом, руководителем и наставником для меня и всей молодежи завода явилась наша партийная организация. Она поддержала меня, когда я решила взять станки на социалистическую сохранность. Она укрепила во мне уверенность в правильности и своевременности моего предложения. Партийная и комсомольская организации широко распространили мой почин на заводе. Взяв станки на социалистическую сохранность, я еще заботливее стала относиться к оборудованию. Круг моих обязанностей расширился. Надо было не только внимательно осмотреть станки перед началом смены, залить масленки и закрепить болты, — я училась теперь устранять мелкие неполадки. Мне хотелось добиться главного — не иметь ни одной минуты простоя оборудования, чтобы давать больше и больше деталей, способствовать все возрастающему производству уральских автомобилей. Мне удалось значительно удлинить срок службы станков. Сроки их ремонта отодвинулись на восемь — девять месяцев. В результате на ремонте оборудования за первые шесть месяцев работы по-новому я сэкономила 4 194 рубля. Кроме того, бережный уход за оборудованием позволил сохранить высокий класс точности станков, а следовательно, ликвидировать брак. Исправно действующие станки помогли мне также снизить расход материалов, инструмента, электроэнергии.
Работа по-новому заставила меня /повышать квалификацию. Пришлось больше читать технической литературы, изучать опыт работы старых кадровиков. В итоге за год подняла квалификацию с третьего разряда до пятого. Я задумала перейти с двух станков на пять. Однако осуществить это было нелегко. Дело в том, что нужные мне станки были расставлены неудачно. По моим подсчетам при одновременном обслуживании пяти станков мне пришлось бы, обрабатывая каждую деталь, совершать путь в 14 метров, а в течение рабочего дня — многие километры. Сколько дорогого времени уходило бы понапрасну. Когда я составила план новой расстановки станков и обратилась к технологу Александру Дрыгалову за советом, он сказал: «Хорошо, Нина, станки переставим». Станки поставили по-новому. Путь обслуживания их сократился на пять метров. Вскоре я попросила дать мне еще два станка на личную сохранность. Станки мои не знали поломок и повреждений. Они работали с большой точностью, и продукция получалась отличного качества. Я пошла дальше: «Что если сократить количество переходов технологического процесса? » Снова обратилась к технологу. Он пришел на участок, ознакомился с приспособлениями, инструментом и видами операций при обработке деталей, а затем с помощью логарифмической линейки сделал расчеты. «Верно задумано, — сказал он. — Дело должно пойти». Так, отказавшись от промежуточной обработки шестерен на зубодолбежных станках, я стала производить чистовую обработку деталей сразу после предварительного фрезерования. Это позволило сократить время на обработку каждой детали на двенадцать минут. Не стало брака, прекратились простои. Благодаря этому четыре зубодолбежных станка, на которых производилась промежуточная обработка шестерен, были высвобождены и переданы другому участку, где в них была большая нужда. Прошло немного больше года с того дня, как я взяла на социалистическую сохранность станки, и в это движение только на нашем заводе включилось свыше двух тысяч стахановцев. Рабочие различных цехов обязались держать в отличном состоянии токарные и фрезерные станки, формовочные машины, кузнечные молоты и прессы. Образцовым уходом за механизмами производственники добились безотказной работы оборудования. Благодаря этому затраты на ремонт станков снизились за год на 120 тысяч рублей. Увеличился съем продукции с оборудования, улучшилось качество обработки деталей.
Однажды к нам на завод пришла телеграмма. Меня вызывали на коллегию министерства для доклада. Когда мне сообщили о телеграмме, я растерялась: «О чем же я буду говорить? О том, что партийная организация, заводский коллектив научили меня, молодую работницу, любить завод, научили бережно относиться к социалистической собственности, экономить каждую минуту рабочего времени? Рассказать, что мы, уральские рабочие, изо дня в день вместе со всей страной боремся за успешное выполнение народнохозяйственного плана?.. » Вместе со мной в столицу поехал главный механик Михаил Никифорович Прохоров — старый москвич. В годы эвакуации он был командирован на наш завод, да и остался там. Полюбились ему седой Урал, лазурная гладь озер, неповторимая красота Ильменских гор. В пути мы обдумывали мой доклад, обсуждали заводские дела, но больше всего говорили о Москве. Михаил Никифорович с увлечением рассказывал мне о столице. Москва! Как дорога она каждому советскому человеку, как часто думаем все мы об этом чудесном городе, где живет и работает на благо народа великий Сталин! Незабываемым было для меня знакомство с Москвой. Мраморные подземные дворцы метро, ажурные мосты, огромные здания, театры, музеи. Все восхищало меня, приводило в восторг. Как зачарованная, стояла я на Красной площади. У зубчатой кремлевской стены белеют трибуны. В тишине слышится мерный бой курантов. На башнях сияют рубиновые звезды и золотые шпили. У стены, в окружении вечно зеленых елей — мавзолей. У входа застыли часовые. Здесь вечным сном спит Ленин. Все честные люди мира стремятся сюда, чтобы склонить голову перед гением человечества. Сюда, на Красную площадь, в дни народных празднеств, стремится каждый трудящийся, чтобы увидеть на трибуне великого продолжателя непобедимого ленинского дела — Иосифа Виссарионовича Сталина. ... Наступил день заседания коллегии Министерства автомобильной и тракторной промышленности. Волнуясь, я подхожу к трибуне. Рассказала присутствующим, что мне двадцать один год, что родилась в деревне Тургояк, на Южном Урале, на берегу большого горного озера. От названия озера и произошло название деревни. Мой отец, как и дед, занимался крестьянством и поисками золота. По их рассказам я знаю, какой тяжелой, беспросветной была жизнь крестьян и старателей в дореволюционное время.
И еще я рассказала, как пришла на завод, как меня, подростка, учили мастерству зуборезчицы и как я страстно хотела хорошо работать для Родины. После того как я рассказала об опыте своей работы, слово предоставили главному механику нашего завода М. Н. Прохорову. Он доложил коллегии, что наш почин помог автозаводу улучшить состояние оборудования. Парк станков работает теперь бесперебойно. Снизились затраты на ремонт. Закрепление оборудования производится во всех цехах: от механических до внутризаводского транспорта. Затем выступили представители Московского автозавода имени Сталина, завода малолитражных автомобилей и других предприятий. Они говорили, что наш почин подхвачен на многих заводах. На одном лишь Московском автозаводе взяли оборудование на социалистическую сохранность четыре тысячи рабочих. Я внимательно слушала все, что говорилось на коллегии. И мне все ясней становилось, какая это могучая сила — социалистическое соревнование миллионов советских людей. В нашей стране каждый рядовой труженик пользуется большим почетом, каждый новый почин, идущий на благо народа, находит дружную поддержку. Коммунистическая партия, товарищ Сталин чутко прислушиваются к предложениям простых людей, заботливо поддерживают их ценное начинание. После коллегии нас пригласили на автозавод имени Сталина. Много замечательного я увидела в его цехах. Особенно обрадовала меня встреча в цехе коробки скоростей с моим учителем мастером Иваном Петровичем Боровым — лучшим мастером автомобильной и тракторной промышленности. Иван Петрович возглавлял и у нас такую же поточную линию. Он налаживал и пускал ее, обучал меня обработке валов. Иван Петрович засыпал меня вопросами. Я рассказала ему об успехах бригады, о своих подругах и товарищах, которых он отлично помнил, о работе, цеха и всего завода. Когда я сказала, сколько контршафтных валов вырыбатывает наша бригада, Иван Петрович удивленно переспросил: — Это что же, за две смены? — Да нет, за одну, — с гордостью повторила я. — За одну смену мы теперь научились вырабатывать столько, сколько раньше выпускали за две. Иван Петрович искренне радовался нашим успехам. Осмотрела я и Московский подшипниковый завод имени Л. М. Кагановича. В одном из цехов познакомилась с лучшей стахановкой завода Софьей Турбиной. Долго мы беседовали с ней о работе, учебе. А кончили разговор тем, что заключили договор на социалистическое соревнование. * * * Вернулась я на родной завод словно окрыленная. С большим волнением подошла к станкам, заправила их и один за другим включила. Я чувствовала всей своей душой, что мне нужно работать еще лучше, искать новые пути, добиваться еще более высоких результатов. Не раз я задавала себе вопрос: почему мой почин так быстро подхватили во всех уголках нашей Родины? Ведь то, что сделала я, мог сделать любой. Мой труд, как и труд любого советского человека, подобен ручейку. Эти ручейки сливаются в один поток, становятся могучей силой, которая движет наше общее дело вперед. Коммунистическая партия, советское правительство, товарищ Сталин следят за работой передовиков производства, горячо поддерживают все новое, что создает наш талантливый народ. Вот почему и новое движение, которое родилось на нашем заводе, так быстро распространилось по всей стране. Родина! Сколько юношей и девушек со всей силой и страстью молодости вдохновенно трудятся для твоего процветания! Нас миллионы, любовно выращенные великой коммунистической партией, родным отцом и учителем товарищем Сталиным. И каждый из нас считает для себя самым дорогим, самым заветным — неустанно трудиться во имя коммунизма.
НИНА АЛЕКСАНДРОВНА НАЗАРОВА
СОДЕРЖАНИЕ.
В. Михайлов — У мартенов Москвы.... 3 О. Муштукова — Светлый путь.... ... 21 В. Ворошин — Ростки коммунизма..... 35 Г. Нежевенко — Высокие скорости.... 51 B. Пономарев — Вдохновенный труд.... 65 C. Ахмедова — Наше счастье дал нам Сталин. . . . 81 А. Загорный — Место в жизни........ 97 И. Белов — Наш вклад в пятилетку.. 111 А Медведев — Свет под землей........ 127 A....... Рийзмаа — Коллектив новаторов 143 М. Рожнева и Л. Кононенко — Радость мирного труда 157 И. Ку приянов — На промыслах «Второго Баку». . . 171 И. П одвезько — Нас вдохновляет великий Сталин. . 189 К. Королева — По зеленой улице.... 207 Б. Лежнев — Соревнование продолжается 221 Н. Васильева — Слово о родном заводе 231 B. Уткин — Первая ступень......... 247 Г. Фукалов — Мы — советские доменщики 265 Н. О Л ьшанов — На стройках столицы 281 Д. Макеев — Осуществленная мечта.. 297 Н. Назарова — Для любимой Родины.. 309
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|