Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Словарь терминов, понятий и крылатых выражений 2 глава




Гéрцог (нем. Herzog – предводитель войска) – 1) у древних германцев выборный военный вождь, затем – наследственный глава племени; 2) в период раннего средневековья племенной князь; 3) в период феодальной раздробленности – крупный территориальный феодал, занимавший в феодальной иерархии первое место после короля; титул герцога стал одним из высших дворянских титулов в странах Западной Европы.

Гéтто (от названия района Венеции, где жили евреи) – часть города, отведенная для принудительного поселения евреев (в новое и новейшее время – негров).

Гёзы (фр. Gueux – нищие) – участники антииспанского освободительного движения в период борьбы за независимость Нидерландов. Морские Г. вели борьбу на море, лесные на суше.

Гúльдия (от др.-герм. Gilde – пир, корпорация, союз) – корпорация купцов (иногда и ремесленников) в ХII-XV вв., как правило, одного города, например, в Англии, защищавшая интересы своих членов, добиваясь правовых и таможенных льгот. Капитал гильдейских купцов не объединялся, каждый вел дело на свой страх и риск.

Глóссы (греч. glossa – малоупотребительное или устаревшее слово) – толкование непонятных слов или мест в древних рукописях или священном писании, требующее разъяснения или перевода.

Глоссáрий – толковый словарь, собрание глосс, т.е. непонятных, устаревших слов и выражений.

Гонфалоньéр (ит. Gonfaloniere – знаменосец) – с середины ХIII в. глава ополчения пополанов во Флоренции и др. городах Италии. В 1289 г. во Флоренции была установлена должности Г. справедливости (правосудия), который был главой синьории. Г. имел знамя определенной формы и цвета, символизировавшее его власть. Ему была поручена охрана конституции «Установления справедливости».

Городскúе коммýны – 1) союз заговорщиков, созданный для борьбы против сеньориальной зависимости города; 2) система самоуправления средневековых городов, включавшая городской совет, выборных должностных лиц, суд, ополчение, финансовую систему.

Городскóе прáво – совокупность правовых обычаев и требований городских статусов, жалованных грамот, а также уставов цехов и гильдий. Это право городской общины (коммуны во Франции, тауны и сити в Англии и штадты в Германии). Источниками Г.п. можно считать местные обычаи и вольности, законы (хартии, жалованные сеньорами), статуты городских властей, решения городских судов, рецепированное римское право, влияние ленного и канонического права, а также торговое, морское, вексельное и цеховое право.

Гóспиты – «свободные поселенцы», осваивающие новые земли в процессе внутренней колонизации и пользующиеся рядом льгот от владельцев земли-феодалов.

Госпитальéры (иоаннúты) – старейший духовно-рыцарский орден, возникший в Палестине в период крестовых походов на базе госпиталя св.Иоанна в Иерусалиме. Оформился в течение 1099-1120 гг.

Госпúза – участок свободного колониста-переселенца, госпита.

Гóтика, готúческий стиль – художественный стиль, зародившийся в ХII в. в Северной Франции. Готические здания характеризуются устремленностью вверх, что достигалось с помощью так называемой каркасной системы, при которой распор свода главного нефа передавался на наружные опорные столбы (контрфорсы) с помощью полуарок (аркбутанов); такая конструкция позволяла значительно увеличивать не только высоту и площадь здания, но и размеры окон, которые выполнялись в виде витражей. Вертикальное, вытянутое вверх направление в зданиях заостренной стрельчатой аркой во всех основных и декоративных элементах здания (сводах, окнах, порталах, аркатурных поясах). Впечатление устремленности вверх готических зданий, их легкости усиливалось шпилями на башнях, фиалами, богатой каменной резьбой и скульптурами удлиненных пропорций.

Гофмáршал – придворная должность в Германии в период Позднего Средневековья. Ведал дворцовым хозяйством.

Гофмéйстер – придворная должность в средневековой Германии в ХIII-XIV вв. Управлял дворцовым хозяйство и штатом придворных императора, князей. Ведал придворным церемониалом.

Грáнды – высший слой испанского дворянства, известный с ХIII в. Г. занимали ключевые посты, могли иметь армию, объявлять войну, служить иному монарху. После объединения Кастилии и Арагона в единое государство Испанию права Г. были значительно ограничены.

Граф – 1) в раннее средневековье должностное лицо на королевской службе, наделенное административной, военной и судебной властью в административном округе; 2) в дальнейшем звание Г. стало наследственным титулом высшего дворянства, а сам Г. превратился в крупного феодального владетеля.

Гугенóты (возможно от нем. Eidgenossen – «давшие совместную клятву», соратники) – приверженцы кальвинистского учения во Франции.

Гуманúзм (от лат. homo – человек) – идейная основа культуры Возрождения, базирующаяся на светском и рациональном мировоззрении, по своему содержанию Г. был антифеодальным и демократическим учением, т.к. в центре гуманистического мировоззрения стоит человек, свободный от феодально-сословных, церковных, схоластических и аскетических оков, творческая и активно действующая в деловой и культурной жизни личность.

Гуманúсты – сторонники, последователи гуманизма.

Гунны – кочевой народ, передвижения которого из приуральских степей в IV в.н.э. дало толчок Великому переселению народов и падению Западной Римской империи. Наивысший расцвет могущества гуннов 434-454 года – правление «бича божьего» Аттилы.

Гусúты – сторонники претворения в жизнь национально-патриотических и религиозно-реформаторских идей Яна Гуса (1371-1415). Среди гуситов сформировались два основных течения – чашники и табориты.

Даймё (япон. Большое имя) – владетельные князья в феодальной Японии. В ХIV-XVI вв. были фактически независимыми от центральной власти, лишь номинально признавая власть центрального военно-олигархического правительства, возглавляемого сёгуном. Владения Д. охватывали провинции или группу провинций. После пробуржуазной «революции Мэйдзи» 1867-1868 гг. Д. были лишены своих земель, получив большую денежную компенсацию.

Дворянство, дворяне – общее наименование всех нецерковных (светских) феодалов; второе привилегированное сословие феодального общества. Состояло из крупной земельной аристократии и мелких светских землевладельцев. Вместе с церковными землевладельцами составляло класс феодалов.

Девúз – краткое изречение, объясняющее смысл герба.

Декáн – глава факультета в средневековых университетах.

Декретáлии (от лат. decretum – определение, решение) 1) послания римских пап, содержащие разрешение спорных вопросов и ставшие прецедентом; 2) сборники законов и других правовых актов, как правило, в каноническом праве.

Держáния – феодальные зависимые права на землю, приобретавшиеся от какого-нибудь вышестоящего владельца. Д. были свободные (благородные) и крестьянские (неблагородные). Первые Д. имели форму бенефиция, под которым понималось имущество, находящееся лишь в пользовании владельца. В период развитого феодализма наиболее распространенными видами земельных держаний дворянства становятся феоды (лены). Крестьяне за свои держания (наделы) обязаны были феодалу рентой.

Десятúна – десятая часть дохода (урожая, денежной прибыли и т.д.), взимавшаяся с населения в пользу церкви. В христианстве Д. известна с III в. как добровольное пожертвование верующих. В средние века основная тяжесть при сборе Д. падала на крестьянство. Д. делилась на «большую» (decima major), которая бралась с урожая зерна и винограда; «малую» (decima minor) – с огородных и технических культур и Д. «крови» (decima mixta) – со скота и продуктов скотоводства.

Джéнтри – среднее и мелкое дворянство в Англии во второй половине ХV-XVII вв., составная часть так называемого «нового дворянства», которое сумело приспособиться к бурному капиталистическому развитию Англии и стало проводником капиталистических отношений в английской деревне в условиях аграрного переворота. Д. увеличивали свою земельную собственность за счет захвата общинных угодий и крестьянских участков, покупки монастырских земель и поместий разорившихся аристократов. От дворянства континентальной Европы Д. отличались отсутствием сословной замкнутости, большей вовлеченностью в товарно-денежные отношения. Звание Д. не было наследственным. Им мог стать каждый, кто приобретал земельное владение достаточных размеров, чтобы вести приличествующий джентльмену образ жизни и пользоваться влиянием в своем округе. Поэтому слой Д. постоянно пополнялся за счет разбогатевшего крестьянства и представителей городской буржуазии.

Джúзья (араб.) – подать, подушный налог, которым в Средние века облагались в мусульманском государстве иноверцы. Уплата Д. рассматривается мусульманским правом в качестве одного из условий договора, заключаемого мусульманским государством с немусульманами, которые оказались под его властью. В этом смысле Д. считается платой иноверцев за обеспечение им безопасности и возможности пользоваться своими правами. Принявший ислам освобождается от уплаты этого налога. Его также не платили немусульмане, служившие в армии мусульманского государства.

Джихáд (араб. «усердие»), газавáт – одно из предписаний Корана, согласно которому все боеспособные мусульмане должны вести «священную войну» против «неверных».

Дúмы (от греч. «демос» - народ) – в Византии самоуправляющиеся общественные городские организации, группировавшиеся вокруг команд наездником на городских ипподромах («голубые» - венéты, «зеленые» - прáсины, «красные» и «белые»). Наиболее влиятельными были «голубые» и «зеленые»).

Династúческий брак – брак, заключавшийся между членами монархических династий, главным образом в политических целях. Например, брак Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского привел к возникновению единого Испанского королевства.

Динáстия (от греч. dinasteia – господство) – ряд правителей одного рода (от общего предка), сменявших друг друга по праву родства.

Динáты (от греч. dynatos – могущественные, сильные) – во все периоды истории Византии богатые и влиятельные высшие светские и церковные должностные лица, в руках которых сосредоточивалась власть, а также значительное земельное и движимое имущество. В период становления феодальных отношений Д. – лица, которые скупали за бесценок, а нередко и самовольно захватывали общинные земли, превращая бывших свободных крестьян-общинников в своих париков. Несмотря на законодательные ограничения, византийское государство не смогло приостановить процесс поглощения общинных земель.

Диоцéз – административный округ в поздней Римской империи; в католической церкви – административный округ во главе с епископом.

Дистрéтто – городской округ в Италии в период Средневековья; включал земли, подчиненные городу-метрополии, в том числе и другие города, в отличие от контадо. Нередко Д. перерастали в города-государства, а затем в герцогства.

Дóгмат, дóгма (от греч. «дóгма» - мнение, учение) – основное положение вероучения, не подлежащее критики.

Дож (от лат. dux – вождь, предводитель) – выборный и пожизненный глава торговой республики Венеции (VIII-XVIII вв.). До ХIV в., когда в Венеции сформировалась крупная торговая буржуазия, власть Д. носила почти неограниченный характер; позднее Д. (представитель купеческой олигархии) становится зависимым от высших органов купеческой республики («синьория», «Совет ста»). Играли важную роль в международных отношениях, особенно в эпоху крестовых походов. Д. назывались также и главы торговой республики Генуи в ХVI-XVIII вв.

Домéн (франц. domaine от лат. dominium – владение). 1) Д. королевский – в странах Западной и Центральной Европы в Средние века наследственные земельные владения короля. Включал вотчины, крепости, города, леса и пастбища, разбросанные по разным районам страны. За счет Д. король осуществлял земельные пожалования своим прямым вассалам. Расширение королевских Д. за счет земель крупных феодалов явилось одним из сведств укрепления королевской власти и ликвидации феодальной раздробленности. Помимо короля свои Д. имели также крупные феодалы (герцоги, графы и др.). 2) Д. сеньориальный – часть вотчины (поместья), барская запашка, на которой феодал вел самостоятельное (домениальное) хозяйство, используя труд зависимых крестьян-держателей или безземельных работников. Включал пахотные земли, угодья, сады, постройки, инвентарь.

Доминикáнцы (от имени основателя св.Доминика) – католический нищенствующий и «проповедующий» против еретиков монашеский орден. Предтеча инквизиции.

Донжóн (фр.donjon) – главная, отдельно стоящая в самой недоступной части замка башня, имевшая потайной ход.

Дофúн – наследник престола во Франции, старший сын короля. Титул Д. носил владелец области Дофинэ с середины XIV до 1830 г.

Друúд – жрец у древних кельтов, Галлии, Британии и Ирландии, ведавший жертвоприношениями и обладавшие судебными функциями.

«Дурные обычаи» - общее название ряда феодальных повинностей в Арагоне, известных с ХI в.: интестия (право сеньора на имущества крестьянина, умершего без завещания), экзоркия (право сеньора на имущество держателя, не имеющего прямого наследника), кугусия (право сеньора на часть имущества крестьянина, жена которого были уличена в прелюбодеянии), арсина (право сеньора на имущество крестьянина, по вине которого в усадьбе сеньора произошел пожар).

Духовéнство – совокупность всех служителей церкви. Церковь как организация основывается на делении всех верующих на руководство (Д.) и рядовых верующих (мирян, паству). В первоначальном христианстве Д. не было, первые христианские общины имели демократическое устройство. Церковная организация окончательно сложилась на протяжении II-III вв. Только Д. могло совершать обряды и богослужения, распоряжаться материальными средствами церкви. Д. имеет иерархическую структура. Еще в античности выделилось три высших ступени: епископ, пресвитер, дьякон, требующие при вступлении в них особого обряда рукоположения. Низшее Д. (их называют церковнослужителями в отличие от священнослужителей) составили пономари, псаломщики, экзорцисты и др. Уже в средние века различали белое и черное Д. Черное Д. – это монахи, рукоположенные в священнослужители, удалившиеся от мира в монастыри; белое Д. обслуживало религиозные потребности мирян, не давая монашеских обетов. В средние века Д. составляло особое привилегированное сословие – первое в Западной Европе. Однако существовала колоссальная разница в материальном и общественном положении между высшим Д. городов и сельскими приходскими священниками.

Дуэль, поединок – средневековый институт, непосредственно примыкающий к практике «частных войн» и являющийся «облагороженной» формой саморасправы – мести, сложился в среде «рыцарской» феодальной знати. К концу Средних веков католическая церковь, с одной стороны, и окрепший королевский абсолютизм – с другой, начинают борьбу против Д. Церковь еще в 1563 г. приравнивает дуэлянтов к убийцам и придает анафеме; в ближайшие же годы королевским эдиктом во Франции Д. признается «оскорблением величества» и запрещается под угрозой смертной казни; в Германии такие запреты относятся к ХVII в. Эти меры, однако, в значительной степени, оставались безрезультатными.

Епáрхия (греч. eparchia) – церковно-административная территориальная единица, возглавляемая епископом.

Éресь (греч. hairesis – особое вероучение) – религиозное вероучение, отклоняющееся от дóгматов, организационных форм или действий официальной, господствующей религии; в средние века ереси обычно были формой социального протеста против феодального угнетения, сословного и имущественного неравенства, освящавшихся католической церковью.

Еретúк – сторонник ереси.

Ересиáрх – основатель ереси, ее главный или выдающийся проповедник.

Евхарúстия – причащение, одно из семи христианских таинств; таинство Е. для христиан осуществляется через вкушение искупительной жертвы – «тела и крови Христовой» (хлеба и вина). В католицизме Е. для мирян осуществляется только хлебом.

Епитимья – церковное наказание (особый строгий пост, многочисленные поклоны, многократные молитвы и т.п.).

Жонглёры (jongleur) – в средние века в Западной Европе бродячие актеры, певцы, музыканты, дрессировщики (то же – гистриóны, шпúльманы).

Забрáло – часть шлема в виде подвижной пластины с прорезями для глаз; забрало поднималось и опускалось, отсюда выражение – «с поднятым забралом», то есть человек действует открыто.

Зáкят (араб. – очищение) – налог-подаяние, который обязаны вносить состоятельные мусульмане в пользу нуждающихся и на поддержку ислама. З считается одним из пяти столпов исламской веры, поэтому его внесение – религиозная обязанность, выполнение которой приноси очищение имуществу, доходам, делам и душе мусульманина. Взимание З. предписано в Коране, а размеры и правила обложения разработаны в шариате. В феодальных мусульманских государствах З. взимался (только с мусульман) со скота, ремесла, торговых прибылей, наличных денег и драгоценностей.

«Звёздная палáта» - особый трибунал эпохи английского абсолютизма, собственно название одной из палат королевского дворца в Вестминстере, потолок которой был украшен звездами; впоследствии – название королевского совета, заседавшего в ней и несшего функции судебного характера.

«Земледельческий закон» - свод византийско-славянского обычного права, составлен в конце VII или начале VIII вв. См. Византийское право.

Зéмский мир – соглашения и постановления в средневековой Германии, запрещавшие на определенный срок войны (вначале для отдельных областей страны). Провозглашался императором или имперским сеймом в целях ограничения феодального разбоя и войн. Во время З.м. объявлялись неприкосновенными некоторые места (церкви, рынки и т.д.), категории населения (купцы, иногда земледельцы). Первый З.м. для всего государства был провозглашен в 1103 г. императором Генрихом IV.

Зúммии – иноверцы, сдавшиеся мусульманам на основании договора, гарантировавшего жизнь и неприкосновенность имущества, право исповедовать свою религию (но не обращать в нее мусульман). З. обязаны были уплачивать налог, размер которого был строго зафиксирован.

«Золотая бýлла» - законодательный акт, принятый имперским сеймом «Священной римской империи» в 1356 г. и утвержденный императором Карлом IV. Закрепляла политическую раздробленность Германии, независимость и другие привилегии правителей земель – курфюрстов. Определяла порядок избрания императора коллегией курфюрстов. Действовала до 1806 г.

«Золотая книга» - списки знатных фамилий Венеции. Составлена после реформы Большого совета (1297). В Большой совет и ко всем важным государственным должностям в республике могли быть допущены лишь те, кто внесен в З.к.

Идáльго (исп. Hidalgo) – мелкое и среднее рыцарство в средневековой Испании. Термин «И.» возник в конце ХII в. и окончательно укоренился для обозначения всех лиц рыцарского сословия в ХVI в. Сыграли важную роль в освобождении Испании от остатков арабских завоевателей. Разорение и оскудение И. началось уже в ХV в. В XVI в. обедневшие И. приняли активное участие в завоевании и освоении новооткрытых земель Западного полушария.

Иезуúты – члены католического монашеского ордена («Общество Иисуса»), основанного Игнатием Лойолой и утвержденного в 1540 г., ставшего основным орудием контрреформации.

Иерáрхия (от греч. hieros – священный и arche – власть). 1) По христианским представлениям – порядок расположения ангелов разного чина. 2) Лестница соподчиненных церковных или светских должностей.

Издóльщина – вид краткосрочной аренды земли, при которой арендная плата взимается долей урожая. В условиях зарождения капиталистических отношений И. являлась формой, переходной от феодальной аренды земли к капиталистической. Как пережиток феодализма И. до сих пор сохраняется в некоторых странах (главным образом Азии, Северной Африки, Южной Европы).

Иконобóрчество – 1) религиозное движение в VIII – первой половине IX вв. в Византии, направленное против почитания икон; 2) протестантское движение в Нидерландах, начавшееся в 1566 г. и положившее начало нидерландской буржуазной революции (первый этап).

Имамáт – институт верховной политической власти и духовного руководства мусульманской общиной.

Иммунитéт (лат. immunitas – освобождение от повинности) – общеправовой термин, означающий освобождение определенного круга субъектов права из-под действия общих правовых норм. Средневековый И. представлял собою одно из следствий феодальной раздробленности. Каждый владелец поместья (барон, граф, князь) был не только владельцем земли и лиц, на ней живущих, но и судьей для них и администратором, и военным предводителем. Сущность И. в государствах, возникших на развалинах Римской империи, заключалась в том, что представители королевской власти не могли вступать в пределы владения, получившего иммунитетную грамоту для отправления в них суда, администраторских обязанностей, взимания податей; все эти права переходили к владельцу земли (барону, монастырю), который как бы «заслонял» людей своей земли от представителей государственной власти. Они являлись его подданными, а не подданными короля. По мере усиления центральной власти область применения И. начинает суживаться, пока не оканчивается созданием сильной централизованной власти абсолютных монархов.

Импéрские города – города в средневековой Германии, подчиненные непосредственно императору. С XIII в. имели широкие права самоуправления, почти полную политическую самостоятельность. В дальнейшем получили название «вольных городов».

Импéрские рыцари – мелкие и средние феодалы преимущественно южных и западных областей Германии, имевшие лены непосредственно от императора. И.р. в основном были выходцами из министериалов. Представительства в рейхстаге не имели.

Инвеститýра (от лат. investio – облачение). 1) И. светская – символический акт, церемония введения вассала во владение феодом посредством вручения вассалу предмета (кольцо, посох, перчатки, знамя, горсть земли, даже пучок соломы), который символизировал недвижимое имущество или право на него. 2) И. церковная – назначение и церемония введения епископа или аббата в должность. Сопровождалась двумя актами: вручение посоха и кольца, символизирующих духовную власть, и передачей земельного владения (церковного бенефиция) и скипетра – символа светской власти.

Инквизúция (от лат. inguisitio – розыск, расследование) – учреждение римско-католической церкви, имевшее целью розыск, суд и наказание еретиков (представителей религиозных течений, расходящихся с католической церковью). Поскольку движения еретиков были формой социального протеста, И. являлась по сути одним из орудий феодальной реакции. Папство не доверяло дело борьбы с ересями одним местным епископам и организовало собственный централизованный аппарат преследования еретиков. Первое упоминание об И. (как особом виде процесса над еретиками) относится к 1215 г. Сначала инквизиторы были странствующими следователями-судьями; позднее они стали оседлыми. Оправдательный приговор был чрезвычайно редким явлением: отрицание вины в огромном большинстве случаев признавалось упорством в ереси и вело к смертной казни. Приговор И. обычно зачитывался публично целым группам еретиков, в торжественной обстановке, на главной городской площади. Такое осуждение называлось аутодафе («акт веры»). Роль И. заканчивалась провозглашением отказа церкви от покровительства преступнику и выдачей его светской власти, что означало смертную казнь, совершить которую, ввиду «отвращения церкви к крови», должна была светская власть. Все еретики без исключения признавались лишенными имущественных прав; конфискованное имущество считалось собственностью государства и И. В Испании в 1478 г. буллой папы Сикста IV была утверждена И., отличная от функционировавших в других странах Западной Европы. Во главе испанской И. находился генеральный инквизитор, назначаемый папой с согласия короля; он делил власть с советом (супрéмой), состоявшим из духовных и светских лиц, в ведении которых находились отдельные трибуналы. Право аппеляции в Рим было приостановлено. Просуществовала до начала ХIХ в.

Интердúкт (лат. interdictum – запрет) – в средневековом каноническом праве временное запрещение отправлять богослужения и обряды на определенной территории. Обычно использовался папами для борьбы с еретиками и политическими противниками. Например, И. был наложен на Рим в 1115 г. папой Адрианом IV, когда его жители восстали против папы-сеньора. В 1208 г. папа Иннокентий III наложил И. на Англию с целью заставить подчиниться себе короля Иоанна Безземельного. Папа Григорий IX, отлучив от церкви германского короля Фридриха II, запретил отправлять богослужения и обряды во всех местностях, где появится этот король.

Инфеодáция – наделение земельным владением (фьефом или феодом). Пожалование фьефа вассалу – один из важнейших элементов, определявших прочность вассально-ленных отношений. Передача фьефа происходила в форме символического акта, так называемой инвеституры. Наделение фьефом до ХIII в. очень редко закреплялось составлением документа. Средневековье было временем ритуального жеста и слова, а не письменного акта. Оммаж и пожалование фьефа знаменовало включение рыцаря в вассально-ленную систему. Первоначально владение фьефом было личным: оно прерывалось смертью одной из сторон (сеньора или вассала). Затем этот обычай исчез, фьефы стали наследственными. В случае неверности вассала его фьеф подлежал конфискации.

Инициáл – художественно оформленная крупная заглавная буква какого-либо раздела рукописной книги.

Йомены – лично свободное крестьянство в Англии (конец ХIII – начало XIV вв.). Й. имели наследственное держание и вели самостоятельное хозяйство. Чаще всего так называли фригольдеров. К XV в., в связи с превращением вилланских держаний в копигольд, большинство крестьян по своему положению приблизилось к фригольдерам, и термин «Й.» распространился на всех крестьян, ведущих самостоятельное хозяйство, независимо от юридического статуса их держателя. С конца ХVI в. «Й.» стали называть зажиточное крестьянство.

Ислам (мусульманство) (араб. – покорность от араб «муслим» - покорный) – одна из мировых религий. Основана в начале VII в. в Аравии Мухаммедом, объявившим себя пророком (посланником единого всемогущего бога Аллаха). Вероучение И. изложено в Коране.

Исповедь – христианское тáинство, состоящее в сообщении верующим своих грехов священнику, который именем Христа эти грехи отпускает (прощает).

Испóльщина – разновидность издольщины, при которой арендная плата составляла половину урожая. Для И. (в отличие от издольщины) характерны некоторые элементы капиталистической аренды: крестьянин-арендатор кроме своего труда вкладывает в хозяйство и часть своих средств, а землевладелец кроме земли – другую часть средств в виде семян, инвентаря или рабочего скота. И. – форма мелкокрестьянской полуфеодальной аренды земли, переходная форма организации сельского хозяйства от феодализма к капитализму.

Кабальéрос – конные воины раннего периода Реконсисты, приобретавшие за свой счет боевого коня и оружие. Позднее – то же, что и идальго.

Кáди (кадий) – у мусульман судья, назначенный главой государства.

Кáйзер (нем. Kaiser от лат. Caesar – цезарь) – титул императора Священной Римской империи (962-1806) и Германской империи (1871-1918).

Кальвинúзм (от имени основателя Жана Кальвúна) – одно из протестантских течений, проповедовавших «мирской аскетизм», осуществление «мирского призвания» и республиканское устройство церкви.

Камерáрий – королевский слуга в государстве франков, следивший за поступлением в королевскую казну, за сохранностью имущества дворца.

Канонизáция – акт причисления праведника к лику святых в католической и православной церквях.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...