Словарь терминов, понятий и крылатых выражений 5 глава
Приорáт – орган городского управления некоторых средневековых городских коммун Италии (Флоренции, Ареццо и др.), в которых власть находилась в руках пополанов. Назывался также синьорией. Во Флоренции П. состоял из представителей цехов – приоров (от 3 до 21), с 1289 г. его возглавлял гонфалоньер справедливости. Утратил значение в XV в. с установлением тирании Медичи. Прихóд – низшая административно-церковная единица, включающая персонал данной церкви и светских членов общины (прихожан). Пробст (нем. propst от лат. praepositus – старшина, глава) – старший пастор у лютеран. Провинциáльные штáты – собрания представителей трех сословий во Франции. Созывались во многих областях и провинциях в ХIII-XVIII вв. П.ш. вотировали и распределяли налоги (по требованию короля или местного сеньора), а также выполняли ряд административных функций. По сути дела они не имели организационной связи с Генеральными штатами. В центральных провинциях П.ш. прекратили существование в начале ХV в., но в Лангедоке, Бретани, Бургундии, Беарне, Бигоре собирались до Великой французской революции. Прония (от греч. pronoia – попечение) – феодальный институт в Византии XI-XV вв. – пожизненное (иногда наследственное) императорское пожалование светскому лицу или монастырю в награду за службу права сбора налогов с определенной территории с правом управления этой территории. Наибольшее развитие П. получила во второй половине ХII в., когда земельные владения давались на условиях несения преимущественно военной службы. Со временем П. превратилась в наследственное владение. Типологически близка к западноевропейскому бенефицию. Протектор (от лат. protection – прикрытие) – экономическая политика государства для защиты национальных товаропроизводителей через введение повышенных пошлин на ввозимые товары или даже вовсе запрещение (или ограничение) ввоза некоторых из них.
Протестанизм (от слова «протест») – общее название ряда отколовшихся в ХVI в. во времена Реформации от ортодоксального католичества течений (лютеранство, кальвинизм, цвинглианство и др.), признававших единственным источником веры Священное писание и отвергавших церковную традицию (постановления церковных соборов, буллы папы римского, богословских трактатов отцов церкви и т.п.). Пуритáне (лат. purus – чистый) – радикальное течение в английском протестантизме, представители которого вступали за «очищение» англиканской церкви от «остатков папизма» (т.е. католицизма). По своим религиозно-политическим убеждениям П. были близки к кальвинизму. П. славились особенно строгим образом жизни. В конце ХVI в. из среды П. выделилось умеренное пресвитерианское крыло, которое выступало за подчинение общенациональному Синоду духовенство, а также более радикальное – индепенденты, выступавшие за полную независимость общин верующих от светских и церковных властей. Пфальц (нем. pfalz от лат. palatium – дворец) – 1) в Германской империи эпохи Средневековья замок-резиденция королей, императоров, князей; 2) княжество Пфальц, возникшее в ХII в. на Среднем Рейне. Пфáльцгрáф (нем. Pfalzgraf) – 1) в период раннего Средневековья во Франкском королевстве – королевский судья; 2) в Германской империи – владетельный князь. Пэр (фр. pair, англ. peer от лат. par – равный) – звание представителей высшей аристократии в Англии и Франции, по отношению к которому монарх был «первым среди равных». Термин «П.» обозначал коронных вассалов короля, имевших привилегию суда равных себе. С ростом королевской власти их значение упало. В Англии звание П. наследовалось по мужской линии (передавалось старшему сыну), с ХIV в. давало право быть членом палаты лордов. В Англии звание П. существует до сих пор.
Рáджа (санскр.) – княжеский титул в средневековой Индии. Рáйя, рáйят (тур.) – податное сословие в Османской империи, приписанный к земле феодала крестьянин. Рамазáн, рамадáн (араб.) – девятый священный месяц у мусульман (по лунному календарю), во время которого особое внимание уделяется праведной жизни и строгому посту от восхода до заката Солнца. Рáтуша (польск. ratusz и нем. Rathaus от нем. Rat – совет и Haus – дом) – здание городского совета в городах-коммунах. «Революция цен» - резкий скачок цен (в 3-4 раза) в начале ХVI в. преимущественно на сырье и предметы первой необходимости, происшедший в результате хлынувшего в Европу из открытой Америки большого количества дешевого золота и серебра (награбленного или добытого практически бесплатным трудом американских индейцев в колониях Испании и Португалии). Регáлии (от лат. regalis – королевский) – в феодальной Европе совокупность прав и привилегий короля (jura regia, или regalia), которые были зафиксированы в ХII в., в эпоху острой борьбы королей со светскими и духовными феодалами, в ряде договоров. К регалиям относились: феодальные права сюзерена (опека над малолетними вассалами, утверждение наследств и т.п.), права на выморочные и бесхозяйные имущества, остатки от кораблекрушений, найденные сокровища и т.п., речные пошлины, охотничья и горная Р., продажа должностей, судебная Р. И связанные с ней доходы от штрафов и конфискаций, выдача охранных грамот, таможенная, монетная и почтовая Р. И другие (более мелкие), насчитывавшиеся сотнями. Король мог жаловать различные Р. своим вассалам. Рéгент (лат. regens – правящий) – временный управляющий государством от имени малолетнего наследника престола, в период междуцарствия, в случае длительного отсутствия монарха или его болезни. Регúстр (ср.-лат. registrum) – список чего-либо. Напр., «Регистры ремесел и торговли города Парижа» («Книга ремесел»). Рейхстáг (от нем. Reich – государство, империя и Tag – в значении: собрание) – с XII в. орган сословного представительства в Священной Римской империи, часто в литературе называется имперским сеймом. Вначале состоял из князей, но в ХIV в. расширился за счет участия графов и др. феодалов. В 1255 г. в Р. Впервые были приглашены представители имперских городов, с 1489 г. они присутствовали на всех собраниях. С XV в. Р. Состоял из 3 коллегий, или имперских чинов: из имперских князей, имперских рыцарей и имперских городов.
Реконкúста (исп. Reconquista) – отвоевание в VIII-XV вв. христианским населением Пиренейского полуострова территорий, захваченных в начале VIII в. арабами. Реликвáрий – в христианской церкви богато украшенное вместилище для хранения мощей святых и др. христианских реликвий. Релúквии (лат. reliquiae – остатки, останки) – особо почитаемые предметы религиозного поклонения, обладающие, по мнению верующих, чудодейственной силой (напр., мощи.) Религиóзные вóйны во Франции (гугенотские, гражданские) – войны между католиками и протестантами (гугенотами – См. Словарь), длившиеся с 1550/62 по 1594/98 гг. с короткими перерывами. Одним из наиболее драматических и кровопролитных эпизодов была Варфоломеевская ночь (см. Словарь, ч.2). Рельéф – в средние века выкуп, уплачиваемый сеньору наследником феода. Ренессáнс (фр. Renaissance – возрождение) – см. Возрождение. Рéнта феодальная (от лат. reddita – отданная назад) – регулярно получаемый доход с земли, капитала, строений и другого имущества, т.е. не связанный с предпринимательской деятельность. (см. Оброк). Реформáция (лат. reformation – преобразование) – общее название социально-политических движений XVI в. в Западной Европе, возникших на почве борьбы крестьянства и зарождавшейся буржуазии против феодального строя и отражавших эту борьбу в религиозной форме, в форме борьбы против римско-католической церкви, а также название попыток реформировать религию и церковь согласно интересам буржуазии. В результате Р. в Германии и некоторых других государствах возникла протестантская церковь. Рúмская кýрия – общее наименование папского двора, всего центрально-административного церковного аппарата католической церкви. Рóза (лат. rosa) – круглое окно в готическом здании (соборе, ратуше, замке), выполненное в технике витража.
Ромáнский стиль (лат. romanus – римский) – художественный стиль в западноевропейском искусстве X-XIII вв. Характерными чертами Р.с. в архитектуре являются массивность, сравнительно небольшая высота самого здания, высокие башни, простота форм, полукруглые арки в оформлении сводов, узких окон, порталов. Рýны, руническая письменность, рунические знаки (от др.-исл. – тайна) – знаки древнегерманского алфавитного письма (появились в I-II вв.н.э.), а затем германцами были перенесены в Скандинавию, Британии, Исландию. Р. Состоят из прямых вертикальных и косых линий. Р. Использовались и для магических надписей, причем для усиления действия их иногда окрашивали кровью. Рыцарство (от нем. Ritter – конник) – военно-земледельческое сословие всадников, сформировавшееся на протяжении VIII-X вв., единственным занятием представителей которого была служба своему сеньору и война, в широком смысле Р. Включало в себя всех светских феодалов. Во Франции рыцарей называли шевалье, в Испании – кабальерос, в Германии – риттеры (в основу всех этих наименований входит слово «конь»). Ряса (греч. rason – ветхая, истертая одежда) – верхняя одежда христианского монашества и духовенства. Сáга (др.-исл. Saga) – в средневековой Скандинавии любое прозаическое произведение со стихотворными вставками о прошлом, народный эпос. Сáксы – германский племенной союз, обитавший в нижнем течении Рейна и принявший участие вместе с англами в завоевании Британии. Салúческая правда, Салический закон (Lex Salica) – запись обычного права салических франков, одна из ранних варварских правд. Записана на вульгарной латыни с вкраплениями франкских слов и выражений в начале VI в. по распоряжению короля Хлодвига; при его преемниках дополнялась и перерабатывалась. Первоначальный текст С.п. не сохранился. В течение ряда веков этот судебник переписывался, дополнялся и изменялся. Структурно она делится на титулы (главы). Основное содержание составляют нормы, посвященные судебному процессу и определяющие штрафы за различные правонарушения. Нормы гражданского права играют второстепенную роль, но дают представление о процессе развития права собственности на землю, об общественном укладе франков. Самурáи (от япон. самурау – служить) – в феодальной Японии XIII-XIX вв. военно-феодальное сословие мелких дворян. В широком смысле под С. Понимались все светские феодалы. Наиболее привилегированный слой С. составляли «хатамото» (буквально – под знаменем), являвшиеся непосредственно вассалами сёгуна. Основная масса С. была вассалами князей; чаще всего они не имели земли, а получали от князя жалованье рисом.
Сарацúны (лат. saraceni) – наименование араба (мусульманина) на бытовом языке жителя средневековой Европы. Сацебарóн – термин, встречающийся в Салической правде и ряде франкских грамот VII в. – 1) знаток законов и обычаев, следящий за их соблюдением в суде графа; 2) королевский агент в графском суде для сбора судебных пошлин; 3) агент графа, собирающий судебную пошлину в пользу графа. Священная Римская империя германской нации – средневековое государство, занимавшее значительную часть Западной Европы и включавшее в себя германские, итальянские, чешские земли, Нидерланды и ряд других территорий. Создано в 962 г. германским королем Оттоном I как Римская империя, в 1157 г. при Фридрихе Барбароссе в политической переписке зафиксировано новое название страны – С.Р.и., а затем – С.Р.и. германской нации. Государственное устройство империи было закреплено Золотой буллой. С.Р.и. формально просуществовала до 1806 г. Сейм вáльный (польск. Sejm) – общегосударственное сословно-представительное учреждение в Польше, с 1569 г. в польско-литовском государстве (Речи Посполитой). С. существовал также в Чехии. Сéкта (лат. secta – учение, направление) – религиозная община, отколовшаяся от господствующей церкви. Секуляризáция (от лат. secular – мирской, светский) – конфискация государством собственности, принадлежащей религиозным учреждениям. В Средние века заключалась прежде всего в конфискации церковных и монастырских земель с целью передачи ее в руки светских феодалов (главным образом на правах условного держания за службу – бенефиция). В период образования централизованных государств служила способом ослабления духовенства, с одной стороны, и укрепления финансового положения светской власти – с другой. Одним из первых С. церковного землевладения с последующим распределением земли между военно-служилой знатью провел во Франкском королевстве в начале VIII в. Карл Мартелл. В XIV-XV вв. призывы к ликвидации всей папской системы и духовного землевладения звучали из уст самих священнослужителей - Виклифа, Яна Гуса и др. Особенно широкий размах движение за С., возглавленное М.Лютером, приобрело в период Реформации XVI в. в Германии. Сельская óбщúна – крестьянский коллектив, объединявший и сплачивавший отдельные семьи. С.о. выполняла хозяйственные, административные и другие функции. Прежде всего, она обеспечивала каждому крестьянину право пользования альмендой, могла дарить или продавать угодья альменды как целое, запрещала эксплуатировать общинные земли с целью наживы. С.о. осуществляла контроль за сельскохозяйственными работами, выполняла судебные и фискальные обязанности. Поскольку владения одного сеньора лежали в разных деревнях, не образуя единого территориального комплекса, С.о. оказалась разорванной. Кроме того, в С.о. обычно входили крестьяне разного личного и поземельного статута, обязанные своим сеньорам разными повинностями. В функции общины также входило: поддержание мира на ее территории, организация противодействия пришельцам, благотворительность, контроль за функционированием часовни. Семь свобóдных искýсств (лат. septem artes liberalis) – совокупность основных отраслей знаний, составляющих светское образование в раннее Средневековье: грамматика, диалектика (основы философии и логики), риторика учила правильно и красиво говорить, арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Позже в средневековых университетах «семь искусств» изучались на младшем (артистическом факультете), после окончания которого студент переходил на какой-либо из старших факультетов (богословский, медицинский или юридический). Сенешáл, сенешáль (от позднелат. siniscalcus – старший слуга) – 1) главный управляющий королевским дворцом во Франкском государстве в V-VIII вв. С VIII в. приобрел судебные и военные функции. С Х в. должность стала наследственной; С. стал именоваться «старшим С.». В период Раннего Средневековья сенешалов имели и крупные сеньоры; 2) с XIII в. – королевский чиновник, глава судебно-административного округа (сенешальства) на западе и юге Франции с широкими полномочиями (судебными, административными, финансовыми). С. назначался из местной знати. Должность упразднена в XVIII в. Сеньóр (от лат. senior - старший) – 1) крупный собственник, собственник сеньории (вотчины). Как феодальный земельный собственник С. имел в подчинении зависимых крестьян, а также горожан, живших на территории сеньории; 2) в системе вассалитета – господин группы вассалов. Верховный С. территории (король, герцог, князь) назывался сюзереном. Различались светские и духовные С. Сепаратúзм (лат. separatus – отделенный) – стремление к отделению, обособлению. Сервáж (от лат. servus – раб) – вид феодальной зависимости крестьян средневековой Западной Европы. Характеризовался личной зависимостью серва от сеньора и значительным ограничением прав, в том числе и права передвижение. Сéрвы – категория зависимого крестьянства во Франции, правовой статус которого как лично зависимых людей был унаследован от рабства. Сервы рассматривались как простая принадлежность земли, платили подушную подать (шевáж), ежегодный оброк, выполняли барщинные работы (обычно три дня в неделю). Серв не мог жениться без согласия господина, поступать в священнослужители, быть свидетелем в судебном процессе или участвовать в судебном поединке, так как считалось, что он не должен рисковать своей жизнью, принадлежащей сеньору. Сёгун – в Японии с 1192 г. название управляющих страной от имени императора (лишенного реальной власти) военно-феодальных правителей из феодальных династий Минамото (1192-1333), Асикара (1335-1573), Токугава (1603-1867). Сёгунат – правительство сёгунов в феодальной Японии в 1192-1867 гг. (японский термин «бакуфу»). При С. административный аппарат находился в руках военного сословия (буси), не существовало разделения между законодательной и исполнительной властью, между административными и военными органами. Симонúя (по имени библейского Симона, просившего апостолов продать ему дар чудотворца) – продажа и купля церковных должностей или духовного сана. Сúндик (греч. syndikos) – в Средние века в ряде западноевропейских государств старшина гильдии или цеха. Синклúт (греч. synklёtos) – собрание кардиналов для избрания нового папы из членов римской курии. Синóд (греч. synodos – собрание) – собрание духовных и светских лиц для решения каких-либо церковных дел в протестантских церквах. Сúньорúя (итал. Signoria – господство, власть) – 1) орган городского самоуправления в городах-коммунах Италии XIII-XIV вв. (приорат); 2) форма политического устройства ряда городов-государств Северной и Средней Италии второй половины XIII – середины XIV в., характеризовавшаяся сосредоточением всей полноты гражданской и военной власти в руках единоличного правителя – синьора (тирана). Власть синьора сначала была пожизненной, затем превратилась в наследственную. Скабúны – см. Эшевены. Скáльды (др.-исл. Skldskapr) – поэты-певцы в дружинах конунгов, ярлов и викингов. Скúпетр – жезл, знак монархической власти. Изготовлялся из золота, слоновой кости, украшался драгоценными камнями. В средние века наклон С. монархом означал королевскую милость, целование С. служило выражением покорности королю. Скóтты – племенной союз кельтов в Ирландии, Шотландии и на о.Мэн. Скриптóрий (лат. scriptor – писец, переписчик) – помещение в средневековом монастыре, где переписывались книги. Смáльта (ит. smalto – эмаль) – кубики или пластинка из цветного непрозрачного стекла, для изготовления мозаичных картин. Собóр – 1) большой христианский храм; 2) собрание высшего духовенства в масштабах государства (поместный С.) или всей церкви (вселенский С.). Собирались и местные С. в пределах одной епархии или провинции. Сóкмéны – лично-свободные крестьяне в англо-саксонской Англии, а также в период нормандского завоевания Англии. Собственники своих наделов. Вероятно, находились в судебной зависимости от лорда манора. С. имели право свободно передвигаться, пользоваться всеми гражданскими правами, могли искать защиту в королевском суде. Главным образом встречались в Северо-Восточной Англии. В других районах Англии крестьяне этого типа носили другие названия. В XV в. слились с фригольдерами. Сослóвие – социальная группа, обладающая определенными правами и обязанностями, закрепленными за ней обычаем или законом и передававшимися по наследству. В период Средневековья общество состояло из нескольких сословий. Например, во Франции XIV-XV вв. оно делилось на привилегированные высшие сословия – духовенство и дворянство и низшее, третье С. – крестьян, ремесленников, купцов. Сослóвная монáрхия, сословно-представительная монархия – одна из исторических форм феодальной монархии, предшествующая абсолютизму. С.м. характеризуется тем, что власть монарха (короля, царя, князя) дополняется особым учреждением, представляющим интересы сословий (обычно дворян, духовенства, городских верхов, иногда – крестьян). При этом сословно-представительные органы были призваны скорее укреплять и санкционировать королевскую (царскую, княжескую) власть, чем ограничивать ее. Появление С.м. было обусловлено специфическими условиями развития феодальной Европы, где монархическая власть в своей борьбе за создание централизованного государства нашла союзников в лице городов, отчасти крестьянства и служилого дворянства. Сословно-представительные учреждения – государственные учреждения, возникшие в связи с переходом к новой форме государства – сословной монархии. С.-п.у. были во Франции, в Нидерландах (Генеральные штаты), Англии (парламент), Испании (кортесы), Германии (рейхстаг и ландтаги). В состав С.-п.у. входили представители дворянства, духовенств, городов. Союзы городов – общественно-политические образования; существовали в тех странах Западной Европы, где города добились широких прав самоуправления, иногда полной самостоятельности. Наибольшую роль играли в тех странах, для которых было характерно сочетание значительного развития городов с феодальной раздробленностью, что делало необходимым их объединение для защиты своих экономических и политических интересов. Особенно характерны для Германии (Рейнский союз городов, Швабский союз городов 1376 г., Ганза). Крупнейшим союзом городов Италии стала Ломбардская лига. Существовали и в Испании, где они назывались эрмандáдами. Статýт (англ. statut, ср.-лат. statutum от лат. statuo – постанавляю, решаю) – 1) уставы, закреплявшие правовое положение средневековых европейских городов и различных внутригородских объединений (цехов, гильдий); 2) в Англии С. (в узком смысле) признается акт, получивший одобрение трех институтов: монарха, палаты общин и палаты лордов. Статхáудер, штатхаудер, штальгальтер (нем. Statthalter) – 1) наместник короля или императора, а после буржуазной революции глава исполнительной власти в Республике соединенных провинций до конца XVIII в.; 2) в Германии наместник области, земли и т.д., управляющий от имени главы государства. Стратиóты (греч. stratos – войско) – воины в Византийской империи с VII по XI вв. Рекрутировались из свободных военных ремесленников и варваров. Должны были являться в армию со своим конем и вооружением. С. составляли главную силу войска. Они получали от государства за несение службы земельные участки (стратии), которые передавались по наследству только при условии продолжения несения службы. Землевладение С. было привилегированным, освобожденным от всех налогов, кроме поземельного. Процесс феодализации в Византии привел в XI в. к быстрой дифференциации С.: беднейшие С., теряя земельные наделы, превращались в зависимых крестьян; выделившаяся зажиточная верхушка С. составила войско тяжеловооруженных всадников (катафрактов). Постепенно верхушка С. слилась с феодалами. Султáн (тур.) – титул монарха в мусульманских странах. Сýнна (араб. «предание») - зафиксированные в виде преданий (хадисов) поступки и высказывания пророка Мухаммеда, считающиеся образцом, которому обязан следовать мусульманин. Вместе с положениям Корана С. составляет содержание шариата. Суннúты – приверженцы основного направления в исламе, которые наряду с Кораном признают сунну источником веры. Схúзма (греч. schisma – расщепление, раскол) – церковный раскол. Великая С. произошла в католической церкви в конце XIV – начале XV вв. и выразившаяся в том, что во главе ее стояло несколько пап (с 1378 г. по 1409 г. – двое, с 1409 г. – трое. Конец С. был положен Констанцским собором в 1417 г. Схолáстика (лат. scholastikos – ученый, школьный от греч. scholē – школа) – официальная христианская философия средневековья, выросшая из теологии; сущность С. – осмысление догматов христианства с рационалистических позиций и с помощью сложных логических заключений, их систематизация и толкование с привлечением трудов античных философов (напр., Аристотеля). Сюзерéн (франц. suzerain) – в средневековой Западной Европе крупный феодальный земельный собственник – верховный сеньор территории (король, герцог, князь), являвшийся государём по отношению к своим вассалам. Власть С. основывалась на пожаловании им феодов. Таборúты – радикально-демократическое крыло в гуситском движении. Разделяя требования чашников, они кроме того выступали за свободные церковные общины без какой-либо иерархии, за республику, за республику, отмену крепостного права и передал земли. (См. Гуситы). Талиόн (лат. talio – возмездие) – возмездие, равное по силе преступлению; по принципу Т. в раннеклассовых обществах карались преступники («око за око, зуб за зуб, жизнь за жизнь». Талья – первоначально в феодальной Франции подать, которую сеньоры взимали с зависимого населения, в основном в произвольных размерах. С усилением королевской власти в XV в. При Карле VII так стали называть и прямой налог. Так временный налог королевская талья вводилась взамен воинской повинности при Людовике XI. В 1439 г. ордонанс, учредивший постоянную армию, утвердил так называемый постоянный прямой налог. Т. взималась преимущественно с крестьянства, давала государству огромный доход; была отменена во время Великой французской революции. Тамплиéры, храмόвники (фр. templiers от temple – храм) – члены духовно-рыцарского ордена, возникшего во время Крестовых походов в Палестине в 1118 или 1119 г. Название получили из-за того, что резиденция ордена располагалась на месте, где, по преданию, в древности находился храм царя Соломона. Орден стал одной из самых богатых и влиятельнейших организаций в Европе. Поскольку орден состоял преимущественно из французских рыцарей, то после окончания Крестовых походов он перебазировался во Францию, где против него в 1307 г. королем Филиппом IV Красивым был инициирован процесс по обвинению Т. в колдовстве и святотатстве. Т. были признаны виновными и сожжены на костре или брошены в тюрьмы. В 1312 г. папа Климент V официально распустил орден. Тевтόнский орден, Немецкий орден (нем. Deutscher Orden, Deutschritferorden) – немецкий духовно-рыцарский орден, возникший в Палестине во время Крестовых походов в 1190 г. как братство помощи немецким паломникам. В 1198 г. преобразован в духовно-рыцарский орден. Орден владел значительными территориями в Германии и Южной Европе. Особенно увеличились земельные владения Ордена в начале XIII в. В 1226 г. германский император Фридрих II пожаловал в качестве императорского лена все будущие завоевания Ордена в Пруссии. В том же 1226 г. Орден получил во временное владение Хеллинскую землю от польского князя Конрада Мазовецкого, который также надеялся с помощью Ордена подчинить пруссов. Вскоре временное владение стало постоянным. Орден вел завоевательные войны против пруссов и литовцев. В междуречье Вислы и Немана было создано обширное орденское государство. В 1237 г. произошло объединение Тевтонского ордена с Орденом меченосцев, также действовавшего в Прибалтике. Усилившийся Т.о. попытался захватить северо-западные Русские земли, но был остановлен после разгрома в 1242 г. на Чудском озере. В 1309 г. Т.о. отказался от религиозной миссии и стал государственным учреждением. В начале XV в. владения Ордена простирались от Вислы до Нарвы, преграждая выход к Балтийскому морю Польше, Литве и Московскому государству. В 1410 г. объединенными усилиями Польша и Литва нанесли поражение Т.о. в Грюнвальдской битве. В результате успешной войны (1454-1466 гг.) Польша заставила Т.о. признать себя ее вассалом. Территория Т.о. сократилась почти вдвое, и Польша получила опять выход к Балтийскому морю. В 1525 г. Орден стал светским герцогством Пруссией, а в 1618 г. отошел к Бранденбургу. Тéмпера (ит. tempera) – 1) краски, растертые на яичном желтке; 2) картина, написанная такими красками. Теокрáтия (от греч. Theos – бог, kratos – власть) – форма государственного правления, при которой глава государства обладает высшей светской и духовной властью. Классический пример Т. в средневековой Европе – Папское государство, где верховным светским сюзереном был глава всех католиков. Теократическим государством был Арабский халифат, правителями которого считались наместниками пророка Мухаммеда и духовными владыками всех мусульман. Теократическими можно считать и государства, созданные духовно-рыцарскими орденами крестоносцев.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|