Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Словарь терминов, понятий и крылатых выражений 6 глава




Теόлог (греч. theos – бог и logos – учение) – богослов, занимающийся теологией.

Теолόгия – богословие, систематизированное вероучение о божественном.

Тимпáн (греч. tympanon – барабан, бубен) – в средневековых соборах внутреннее поле фронтона портала или окна, располагающееся над их притолокой и имеющее сверху треугольное, полукруглое или стрельчатое очертание.

Тинг (др.-сканд. – собрание) – орган самоуправления, народное собрание у скандинавов в период средневековья. Альтúнг – всеобщий тинг. В Исландии альтинг с Х в. был единственным всеисландским органом управления. Существовали и региональные локальные Т.: ландстинги в Швеции и Дании, лагтинги в Норвегии (от land – земля). Горожане имели собственный Т. и с течением времени были изъяты из юрисдикции региональных Т. С укреплением королевской власти Т. утратили законодательные функции, сохранив только судебные, но и в этом случае руководящая роль принадлежала теперь королевским посланникам.

Тирáн -1) в городах-республиках Италии XIII-XVI вв. лицо, насильственно захватившее власть; 2) единоличный правитель города-коммуны в Италии.

Тúтул (лат. titulus) – почетное родовое или пожалованное верховным правителем звание (герцог, маркиз, граф и т.п.).

Тонзура (лат. tonsure – стрижка) – выбритое место на макушке, как знак принадлежности к тому или иному духовному сану в католической церкви.

Тордесильямский договόр 1494 г. – договор между Испанией и Португалией о разделе сфер владения территориями в Западном полушарии. Демаркационная линия проходила через оба полюса и Атлантический океан (46о30' зап.долготы). Договор был утвержден папой Александром VI Борджа. По договору земли (в том числе еще и неоткрытые) к востоку от линии отходили Португалии, к западу – Испании. Т.д. был отменен в 1777 г.

Трансéпт (лат. transept) – поперечный неф в крестообразных по плану романских и готических храмах.

Тречéнто (ит. il Trecento – трехсотые, т.е. XIV век) – итальянское наименование XIV века и итальянской культуры этого столетия. См. Проторенессанс.

Трéтье сослόвие (trierts etat) – податное население Франции XV-XVIII вв. (купцы, ремесленники, крестьяне, позднее – буржуазия, рабочие), в противоположность двум первым, привилегированным сословиям – духовенству и дворянству. Сословное деление было отменено Декларацией прав человека и гражданина от 26 августа 1789 г.

Трúптих (греч. triptychos – сложенный строе) – произведение изобразительного искусства, состоящее из трех отдельных частей, объединенных общим сюжетом, темой.

Тролль (швед. Troll) – в скандинавской мифологии сверхъестественное существо (чаще карлик, иногда великан или ведьма), обитающее в горах, непроходимых болотах или лесах и обычно враждебное людям.

Трубадýры (фр. troubadours от прованс. trobar – сочинять, импровизировать) – представители рыцарской музыкально-поэтической культуры юга Франции

XI-XIV вв. Т. создали множество стиховых форм, многие из которых существуют и теперь (сонет, баллада, серенада и др.). Основная тематика Т. – любовно-рыцарская. Появляется понятие куртуазии (см. Словарь). Среди Т. были и дамы. Уже с конца XII в. поэзия Т. распространяется по странам Западной Европы (см. Миннезингеры).

Трувéры (фр. trouvéres) – лирические певцы-поэты Северной Франции, соперничавшие с трубадурами и воспевавшие, главным образом, рыцарскую любовь.

Турнúр (нем. turnier от франц. tournoi) – военно-спортивное состязание рыцарей, зародившееся в процессе учебных сражений при подготовке рыцарей. Существовало несколько разновидностей турнирных боев – поединок (пеший или конный), турнир-бой (две группы рыцарей, одинаковых по количеству) и др. В XV в. турнирное оружие уже отличалось от боевого (использовалось дерево, затупленные или закругленные форма копья и т.п.).

Тэны, таны (анг. tanes) – служилая знать в раннесредневековой Англии; в Шотландии термин «тан» до XV в. обозначал старинную родовую знать.

Уúтенáгемот, вúтенáгемот (др.англ. Witenagemot – собрание витанов, т.е. мудрых) – совет англо-саксонской знати в раннефеодальной Англии. Впервые был созван королем Экбертом (802-839). У. являлся высшей судебной инстанцией, утверждал законы, имел право выбора и смещения короля. В последний раз У. собрался в 1066 г, когда был избран последний англо-саксонский король Гарольд.

Ультромонтáне (фр. Ultramontair – находящийся за горами, т.е. Альпами в Италии) – сторонники наиболее реакционного направления в католицизме (с XV в.), основной идеей которого было утверждение неограниченности верховенства папской власти, права папы вмешиваться в религиозные и светские дела любого католического государства. С 40-х гг. XVI в. основными поборниками и проводниками ультамонтанства стали иезуиты.

Университéт (лат. universitatis – совокупность, общность) – высшее учебно-научное заведение, объединяющее несколько факультетов, преподавателей и студентов. Первые У. возникли в Европе в XII в. и носили название «всеобщих школ» (лат. studia generalis). С течением времени У. появились во всех европейских странах. Поскольку У. покровительствовали монархи и городские советы, то У. пользовались большой самостоятельностью, были освобождены от налогов. Внутреннюю жизнь У. регламентировал устав.

Уния (позднелат. Unio – единство, объединение) –форма соединения монархических государств под властью одного суверена. Понятие У. сложилось в период Средневековья, когда государства могли переходить от одного монарха к другому по завещаниям, брачным договорам, в качестве приданого и т.п., вследствие чего и могло получаться временное и случайное соединение в руках одного монарха двух или более государственных властей (например, соединение Кастилии и Арагонии в 1479 г., Богемии и немецких земель австрийской «короны» в XVI в. и многие другие). Различают два вида У. – личную (персональную) и реальную (органическую).

Урсулúнки – монахини женского католического ордена, основанного в XVI в. в Италии. Назван в честь св.Урсулы. Орден в течение короткого времени распространился по многим европейским странам.

Устáв – свод правил, определяющий организационные принципы и порядок деятельности какой-либо организации, объединения (монастыря, ордена, цеха, гильдии). См. Статут.

Утóпия (греч. U – не, нет и topos – место; буквально – место, которого нет) – изображение идеального общественного и политического строя по представлениям какого-либо автора. Термин возник от названия сочинения английского гуманиста Томаса Мора (1516) «Утопия», в котором он изобразил идеальное, по его мнению, государство на несуществующем острове.

Утраквúсты (от лат. sub utraque specie – под обоими видами) – латинизированное наименование чашников.

Фаблиó, фабльó (фр. fabliau от лат. fabuba – рассказ, история) – народный жанр средневековой французской литературы: прибаутка, частушка, побасенка на злободневную тему, пересказанный анекдот в прозе или стихах.

Фаворúт (фр. favorite от лат. favor – благосклонность) – любимец высокопоставленного лица (короля, министра и т.п.), получающий привилегии и выгоды от этого положения.

Фаворитúзм (см. выше) – положение, порядок, при котором фаворит влияет на все сферы деятельности своего покровителя (политику, экономику, назначение на должности и т.п.) в угоду своим амбициям, выгодам, капризам.

Факúр (араб. «нищий») – 1) нищенствующий мусульманский священнослужитель (дéрвиш); 2) бродячий фокусник.

Фактóрия (англ. factory) – торговая контора и при ней поселение купцов в отдаленных странах.

Фанатизм (лат. fanaticus – исступленный) – слепая преданность своим верованиям, нетерпимость к чужим убеждениям.

Фарс (фр. farce) – один из жанров драматического искусства, возникший в средневековых французских городах. Ф. – легкая небольшая комедия.

Феллáх (араб.) – крестьянин-земледелец в арабских странах.

Фелóнúя (англ. felony) – в английском феодальном праве – проступок вассала, караемый конфискацией феода.

Фéмы – военно-административные округа в Византийской империи. Возникли после распада позднеримской провинциальной системы, при которой существовало четкое разделение функций гражданской и военной властей. Ф. появились в первой половине VII в. и представляли собой крупные округа, в которых размещались большие подразделения войск (вначале именно эти подразделения назывались Ф., а затем это название перешло на округа). Ф. получили большое распространение в последующие два столетия. Число их и размеры с течением времени изменялись. Ядро населения Ф. составляли расселенные в Византии колонисты из славян, армян, сирийцев и представителей других племен. Из них, а также из свободных византийских крестьян создавалось особое воинское сословие стратиотов. Во главе Ф. стояли командиры фемного войска – стратиги, которые сосредоточивали в своих руках военную и гражданскую власть. На рубеже VII-VIII вв., когда войско Ф. являлось основной силой Византии, укрепилась власть стратигов, они стали опасными соперниками императоров в борьбе за престол. С укреплением государства в VIII в. началось дробление Ф., ограничение власти стратигов. Из их ведения были изъяты судебные функции и распределение налогов, им не удалось установить наследственность своей должности. Со временем система Ф. превратилась в послушный механизм государства. В XI в. фемная система пришла в упадок.

Феод (позднелат. Feodum, feudum от франк. Fehu-od – скот в смысле имущества), фьеф (франц. Fief), фи (англ. Fee), лен (нем. Lehn) – в странах Западной Европы в период развитого феодализма одна из наиболее распространенных форм земельных держаний (прав на землю). Предшественников Ф. был бенефиций. Ф. – благородное (дворянское) держание земли на основе ленных отношений. Феодальный сеньор уступал часть своих земель лицу, становившемуся его вассалом и принимавшему на себя по феодальному договору обязанность верности и оказания сеньору определенных услуг. При этом, однако, вассал не делался полным собственников земли, а сеньор не вовсе лишался прав на нее. Если вассал умирал без наследников, то Ф. возвращался к сеньору. В некоторых случаях сеньор имел право отобрать Ф. у вассала. Вассалу принадлежали все доходы Ф., при этом он не был обязан делиться с сеньором урожаем или вносить ему какие-либо периодические платежи. Ф. переходил к наследникам вассала, которые должны были при этом платить особую пошлину сеньору (рельеф).

Феодáл – владелец феода, сеньор.

Феодалúзм – особая стадия исторического развития, при которой господствует феодальная земельная собственность, обеспечивающая господствующему классу феодалов военную и религиозную функции. Феодальная земельная собственность реализуется через труд непосредственных мелких производителей-крестьян, получавших от феодалов часть земли в держания. Для Ф. характерна иерархичность и феодальной земельной собственности и общества. В своем политическом развитии Ф. прошел ряд стадий: раннефеодальные монархии, политическая раздробленность, сословно-представительные монархии, абсолютизм. В период Ф. сформировались и развились города как центры ремесла, торговли, светской образованности и культуры. Огромную роль при Ф. играла церковь, сама бывшая крупным феодальным земельным собственником.

Фéрмер (англ. farmer) – сельскохозяйственный капиталистический предприниматель, ведущий свое хозяйство на основе использования наемного труда на собственной или арендованной земле, или на обоих ее видах одновременно.

Фúбула (лат. fibula) – в Средние века металлическая застежка для одежды обычно в виде большой богато украшенной круглой броши.

Финансúсты – откупщики косвенных налогов в средневековой Франции. Сбор налогов осуществлялся ими с помощью собственного аппарата при поддержке государства. Ф. составляли себе крупнейшие состояния. Откуп налогов являлся одним из эффективных источников первоначального накопления капитала.

Фирмáн (перс.) – указ султана, шаха.

Фиск (лат. fiscus) – 1) в ранние средневековье во Франкском государстве – комплекс государственных земель и построек; 2) наименование отдельного феодального владения во Франкском государстве; 3) государственная казна.

Флагеллáнты (лат. flagellantis – бичующийся) – религиозные фанатики, проповедовавшие строгий аскетизм и покаяние в виде публичного самобичевания. Движение Ф. возникло в XIII в. среди итальянской городской бедноты и быстро распространилось по странам Западной Европы как протест против богатой католической церкви и феодального угнетения. Ф. были объявлены еретиками и подвергнуты жесточайшему преследованию. В XV в. движение Ф. постепенно сошло на нет.

Флорúн (ит. florino) – 1) первоначально, золотая, а затем и серебряная монета, чеканившаяся во Флоренции в XIII-XVI вв. и имевшая хождение в средневековой Европе; 2) второе название гýльдена – денежной единицы Нидерландов.

Фогт (от лат. advocatus – призванный на помощь) – в ряде европейских стран представитель короны, наблюдавший за исполнением светских законов в пределах владения церкви.

Фóльварк (польск. folwark от нем. Vorwerk – хутор) – помещичье хозяйство, основанное на барщинном труде крепостных крестьян, производящие сельскохозяйственную продукцию на рынок. Ф. получил распространение в Польше, Чехии и восточных районах Германии.

Формарьяж (франц. formariage от лат. foris – вне и mario – сочетаюсь браком) – в феодальном праве некоторых европейских стран норма, ограничивавшая свободу брака феодально-зависимого крестьянина. Ф. касался преимущественно сервов и означал необходимость разрешения сеньора на брак. В дальнейшем распространился на другие категории зависимых крестьян, однако уже в смягченном виде (главной стала уплата феодалу денежной пошлины). После освобождения крестьян в Западной Европе (XIV в.) Ф. встречался крайне редко в тех районах, где сохранился серваж.

Фра (ит. fra от лат. frater – брат) – традиционное обращение к монаху в Италии, обычно ставится перед его именем.

Францискáнцы, минориты – члены нищенствующего монашеского ордена, основанного в начале XIII в. св. Франциском из Ассизи (1182-1226). Ф. выступали за возвращение церкви к обычаям апостольских времен, призывали к служению «святой бедности», чем сразу снискали себе признание и уважение в народе. В 1230-1250-х гг. произошло разделение Ф. на два крыла: «спиритуалов» - сторонников абсолютной бедности и «конвентуалов» - умеренных. Под воздействием проповедей Франциска Ассизского богатая горожанка Ассизи Клара (1194-1252) в 1212-1214 гг. основала женский филиал ордена, пожертвовав на общину все свое состояние. Так в 1215 г. возник второй францисканский орден Кларисс (кларисток). После смерти Клара Ассизская была канонизирована. После 1221 г. появился третий своеобразный францисканский орден терциариев. В этот орден входили разделявшие идеалы Ф. миряне, не принимавшие полного монашеского обета. Орден терциариев имел как мужские (бегáрды), так и женские (бегúнки) общины.

Фрéйлина (нем. fräulein) – придворная должность для девушек и женщин знатного происхождения.

Фрéска (ит. fresco – свежий) – живопись водяными красками по сырой штукатурке.

Фригóльд (англ. Freehold от free – свободный и hold – владение) – феодальное держание в средневековой Англии, наследственное или пожизненное; могло быть рыцарским, крестьянским, городским, церковным В более узком значении – свободное крестьянское держание внутри манора. С точки зрения права приближался к частной собственности.

Фригольдéры – верхушка английского крестьянства, пожизненно или наследственно владевшая землей. Крестьяне-Ф. обладали личной свободой, имели фиксированную ренту, право завещания, отчуждения земли, защиты в королевских судах. Находились в зависимости от лорда.

Фуá (фр. Foix – верность) – клятва верности вассала сеньору (см. Оммаж).

Фьеф (фр. Fief) – то же, что феод и лен.

Хадж (араб.) – паломничество к мусульманским святыням: в Мекку к Каабе или в Медину к гробу Мухаммеда. Х. у мусульман считается подвигом благочестия и святой обязанностью каждого правоверного. Мусульманин обязан совершить Х. хотя бы раз в жизни.

Хаджú, ходжá (араб.) – почетное наименование совершившего хадж.

Хадúс (араб.) – предание о жизни пророка и его изречениях.

Халúф, калúф (араб.) – в ряде стран мусульманского Востока титул верховного правителя, соединяющего духовную и светскую власть.

Халифáт – мусульманская теократия с халифатом во главе. В частности, под Х. понимается конкретный политический институт – исламское государство периода власти пророка Мухаммеда и его преемников по политическому и духовному руководству мусульманской общиной. Османская империя формально также считалась Х. – преемницей власти Мухаммеда.

Хан (тюрк.) – у монголов и тюркских народов наименование правителя.

Хáрáдж (араб.) – поземельный государственный налог, подать в мусульманских странах.

Харакúри (яп.) – в феодальной Японии способ самоубийства у самураев через вспарывание живота мечом.

Хариджúты (араб.) – ранняя мусульманская секта, требовавшая сохранения порядков военной демократии.

Хáртия (греч. chartes – бумага) – публичный (публично-правовой) документ, представляющий собою обычно совокупность каких-либо положений, отличающихся особой важность. Политические требования социальных слоев и классов. Великая Х. вольностей – грамота, подписанная в 1215 г. английским королем Иоанном Безземельным под давлением баронов и поддержавших их рыцарей и горожан, ограничивала королевскую власть и произвол, провозглашала меры по развитию внутренней и внешней торговли и др.

Хúджра (араб.) – переселение Мухаммеда и его сторонников из Мекки в Медину в 622 г. Год Х. стал началом мусульманского летоисчисления.

Хилиáзм, милленарúзм (от греч. chilioi и фр. mille – тысяча) – мистико-религиозное учение, согласно которому концу света будет предшествовать «тысячелетнее царство божье» на земле, устроенное по законам высшей справедливости.

Хорáл (ср.-лат. choralis от греч. choros – хор) – вид религиозных песнопений в католической и протестантской церквах.

Хóры (греч. choros – хор) – высоко расположенный балкон в храмах, больших залах, идущий вдоль стен.

Хрóника (греч. chronos – время) – последовательная запись исторических событий по годам, летопись (рус.).

Хронúст – составитель средневековых хроник.

Хýнта (исп. junta – союз, объединение) – в средневековой Испании военные и политические объединения, напр., Священная Х. во время восстания городских коммун-«комунерос» 1520-1522 гг.

Цвинглиáнство – основанное швейцарским проповедником Ульрихом Цвингли (1484-1531) бюргерско-буржуазное направление протестантизма в период реформации, распространившееся в Швейцарии и Южной Германии. Несмотря на независимое от лютеранства происхождение, во многом с ним сходно. По-разному толкуется сущность пресуществления (причастия, евхаристии): Цвингли понимал это таинство как символическое напоминание о жертве Христа, а Лютер видел в нем реальное превращение хлеба и вина в тело и кровь Иисуса.

Цезарепапúзм – политика монархов по отношению к церкви, при которой монарх фактически является главой церкви и руководить ею.

Цезýра (лат. caesura) – перерыв, остановка в развитии чего-либо.

Целибáт (лат. caelebs – неженатый) – обет безбрачия католического двуховенства и православного монашества.

Ценз (лат. caensus) – 1) в странах Западной Европы фиксированная феодальная поземельная рента, ежегодно выплачиваемая крестьянином за земельное держание феодалу продуктами или деньгами; 2) с течением времени цензом стала именоваться денежная рента (см. Чинш); 3) требования, ограничивающие допуск какого-либо лица к пользованию какими-либо правами или вступления его в какую-либо организацию, союз (напр., в Средние века имущественный Ц. для вступления в цех и т.п.).

Цензúва – во Франции вид феодального держания земли, осуществлявшийся лично свободными крестьянами. Крестьянин являлся наследственным пользователем земли, имел право закладывать ее, сдавать в аренду и даже продавать при условии уплаты особой пошлины. Никаких личных феодальных связей при Ц. не устанавливалось, не было ни обязанностей военной службы, ни верности господину. Держатель Ц. (цензитарий) ежегодно выплачивал сеньору денежную, реже натуральную ренту.

Цензитáрий – во Франции лично свободный крестьянин, обязанный сеньору только цензом за держание – цензиву.

Цéрковь (от греч. Kyriake – Божий дом) – самоуправляемая общность верующих, основанная на разделении всех верующих на руководство (духовенство) и рядовых единоверцев (мирян). Ц. обладает единой догматикой, культом, иерархией духовенства.

Цéхи (нем. Zeche – пирушка) – объединение ремесленников одного города одной или родственных специальностей для обеспечения за членами Ц. монополии на производство и сбыт ремесленных изделий. Возникли сначала в Италии (XI в.), потом по Франции (конец XI и XII вв.) и позднее в Германии и Англии (XII-XIII вв.). Первоначально Ц. существовали на основе устного соглашения, по мере их развития были выработаны цеховые уставы, регламентировавшие производство и сбыт продукции, подготовку учеников, работу подмастерьев и т.п. Члены Ц. были связаны не только производственной деятельностью, но и общественной жизнью. Они вместе отмечали праздники (отсюда и происхождение термина), помогали вдовам, сиротам, старикам, инвалидам. Ц. строил в честь своего святого покровителя церковь или часовню. Члены Ц. входили особым отрядом в состав общегородского ополчения, несли по ночам на улицах города караул. В конце XIV-XV вв. происходил разложение классического цеха и его так называемое «замыкание».

Цехúн (ит. zecchino) – старинная золотая венецианская монета.

Цистерциáнцы – члены католического монашеского ордена, созданного в конце XI в. св. Робертом Молезмским (1027-1111) в Бургундии. Название дано по месту первой обители Ситό (по лат. Цистерциум) близ г. Дижόна. Устав ордена основывался на монашеском уставе св. Бенедикта Нурсийского, главным принципом которого были молитвы, строгая евангельская жизнь и труд. Ц. выступили активными пропагандистами Крестовых походов, стали инициаторами создания ордена тамплиеров. Одной из основных сфер деятельности Ц. была борьба с ересями, в частности с альбигойцами. Ц. монастыри были и мужскими, и женскими.

Цитадéль (фр. citadelle от ит. Cittadelle – букв. «маленький город») – особо укрепленное сооружение внутри города, защищенного еще и внешними городскими стенами.

Чáша св. Грааля – в западноевропейских средневековых легендах мистический чудесный сосуд с кровью распятого Христа, собранный Иосифом Аримафейским.

Чáшники, утраквисты, подобόи – умеренное крыло в гуситском движении, требовавшее установления в Чехии национальной гуситской церкви с богослужением на чешском языке, причащения хлебом и вином (под обоими видами – отсюда и второе название течение), секуляризация церковного имущества (см. Утраквисты, Табориты).

Чинквечéнто (ит. il Cinquecento) – итальянское название XVI в. – времени Высокого Возрождения и начала кризиса Ренессанса.

Чинш (польск. czynsz от лат. census – податная перепись имущества) – то же, что и Ценз.

Чόмпи (ит. ciompi) – наемные рабочие суконных мастерских мануфактурного типа во Флоренции и некоторых других городах Италии, главным образом чесальщики шерсти. Ч. В 1378 г. подняли восстание во Флоренции против правительства, владельцев мануфактур и богатых горожан («жирного народа»).

Шампáр – в феодальной Франции сеньориальная подать в виде части урожая (от 1/20 до ¼) со злаков, винограда, льна и др. Ш. облагались некоторые земельные держания крестьян.

Шариáт (араб.) – комплекс закрепленных прежде всего в Коране и Сунне обязательных норм и предписаний (установленных Аллахом и переданных им людям через пророка Мухаммеда), которые определяют убеждения, формируют религиозную совесть и нравственные ценности мусульман, а также выступают источником норм, регулирующих их поведение.

Шаривáрú («кошачий концерт») – распространенное в средневековой Франции ритуальное осмеяние молодоженов, нарушивших какие-либо брачные традиции. Участники Ш. надевали кошачьи маски, били в сковородки, кастрюли и издавали громкие вопли на манер кошачьих.

Шах, шахиншах (перс.) – титул монарха в некоторых восточных государствах.

Швабский союз – союз немецких князей и двадцати швабских городов, заключенный в 1488 г. Первоначально Ш.с. был создан в политически раздробленной Германии для противовеса баварским герцогом. Ш.с. сыграл значительную роль во внутригерманских конфликтах, а также в разгроме Великой крестьянской войны в Швабии и Франконии. Ш.с. распался в 1534 г., чему в немалой степени способствовала усилившая раскол в немецком обществе Реформация, а также усилившийся сепаратизм немецких князей.

Шевáж – в средневековой Франции небольшая подушная подать, уплачивавшаяся сервами и символизировавшая их личную зависимость от сеньора.

Шевальé (от фр. cheval – конь) – рыцарь, конник; в феодальной Франции дворянский титул.

Шедéвр (фр. chef-œuvire – главная работа) – в средневековых цехах образцовое изделие, которое должен был выполнить подмастерье – кандидат на получение звания мастера.

Шейх (араб.) – 1) глава рода, племени, староста деревни; 2) представитель высшего мусульманского духовенства, знаток богословия и шариата.

Шерúф – 1) королевский чиновник в средневековой Англии, исполнявший на территории графства административные, полицейские, военные и некоторые судебные функции; 2) почетный титул в мусульманских странах человека, претендующего на происхождение от пророка Мухаммеда.

Шéффены – члены (заседатели) судов в ряде государств Западной Европы в XV-XVII вв.

Шиúзм (араб.) – одно из двух основных направлений в исламе, сторонники которого признают только Коран и отвергают бόльшую часть положений Сунны. Шииты – последователи Ш.

Шляхта (польск. szlachta) – польское и чешское мелкое и среднее дворянство. Ш. участвовала в «посполитом рушении» - дворянском ополчении. В течение XIV-XVI вв. Ш. получила от королевской власти различные привилегии – налоговую, право беспошлинной торговли, личную и имущественную неприкосновенность, право участия в сейме, а в дальнейшем и право избрания короля.

Шпалéра – чаще всего в изобразительном искусстве тканые безворсовые ковры с сюжетной картиной, а также богатые декоративные ткани, иногда тисненая кожа, укрепленные на стене в качестве обивки (обоев).

Шпúльманы (нем. Spiel – игра, Mann – человек) – см. Жонглёры.

Штатгáльтер, статхаудер (нем. Statthalter) – 1) наместник короля или императора в Нидерландах в XV-XVI вв.; 2) наместник императора в провинции.

Щитовые деньги – особые денежные платежи взамен отбывания феодальной военной службы. Были установлены в Англии для усиления обороноспособности государства Генрихом II. На Щ.д. король мог нанимать на военную службу более пригодных рыцарей, устанавливая по своему усмотрению службы и дисциплину.

Эдда (др.-исл. Edda) – название двух великих памятников древнеисландской литературы – «Старшая Э.» и «Младшая Э.» содержит мифологические и героические песни с прозаическими вставками.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...