Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономические и юридические стороны Internet

Конкуренция между телевизионной и интернет рекламой

Многим сейчас кажется, что интернет-реклама всерьез конкурирует с телевизионной. На самом деле конкуренции попросту нет. На Интернет в США сейчас приходится около 1% бюджетов рекламы в СМИ, это чуть больше, чем на наружную рекламу, но надо учитывать, что «наружка» в США никогда не была сильно значимым рекламным средством. Возьмем, к примеру, последний SuperBowl. Это финал чемпионата по американскому футболу, реклама во время трансляции которого - самая дорогая телевизионная реклама в мире: в прошлом году минута стоила около 2,5 млн. долларов. Тем не менее, эфир был забит именно рекламой интернет-компаний, и в этом году

ситуация, наверное, сохранится.

Сейчас возродились разговоры об интерактивном телевидении (очень модная тема в начале 90-х годов и подзабытая в результате интернетовского бума последних лет). Дело в том, что распространение Интернета в США практически остановилось (достигнув отметки вовлеченных «домохозяйств» около 37% от общего числа). Изменилась и модель использования Интернета: лишь немногие с головой ушли в «виртуальный мир», большинство же - после достаточно короткого периода активного познания Всемирной паутины - стали использовать Интернет скорее как рабочий инструмент поиска информации. В качестве средства развлечения Интернет не смог (и в нынешнем виде, наверное, уже не сможет) заменить телевидение для массовой аудитории - для этого Интернет требует слишком активной вовлеченности, в отличие от телевизора, который позволяет любую желаемую степень пассивности и сосредоточенности. Очень многие телепрограммы имеют параллельные онлайновые версии, позволяющие, к примеру, угадывать ответы идущего параллельно по телевидению игрового шоу - с перспективой получения призов. Над «интерактивизацией» программ сейчас работают и почти все крупные кабельные сети (имеющие - в отличие от эфирного телевидения - физическую возможность получать обратный сигнал от зрителя).

 

Бизнес и интернет

Одним из важных критериев состояния рынка финансисты считают биржевые индексы, отражающие среднюю рыночную стоимость основных предприятий того или иного сектора экономики. Успешность компаний, работающих в сфере традиционного бизнеса (изготовление и продажа тапочек, добыча полезных ископаемых, их переработка и т.д.) оценивается индексом S&P 500 Index ($SPX). Состояние компаний, деятельность которых связанна с высокими технологиями, отражает NASDAQ Composite Index ($COMPX). Успешно ли развиваются компании, бизнес которых связан с Интернетом и интернет-технологиями, оценивает индекс AMEX Inter@ctive Week Internet Index ($IIX). В значениях индекса $IIX отражаются успехи развития или кризисные моменты в деятельности 50 ведущих интернет-компаний мира, среди которых Amazon.com, America Online, BroadVision, DoubleClick, eBay, Excite, Macromedia, Yahoo.

До лета 1998 года идет равномерный медленный подъем всех трех индексов. Летом 1998 года происходит кратковременный спад во всей американской экономике. Рост числа пользователей сети Интернет, появление все новых журналов, публикаций и телепередач, посвященных Интернету, успехи компаний AOL, Amazon и eBay ведут к тому, что инвесторы приняли Интернет за очень перспективную отрасль. В Интернет пошли большие инвестиции.

   Акции интернет-компаний к концу 1999 года взлетают, образно выражаясь, до небес. К примеру, рост курса акций компании Yahoo (YHOO) c 1997 по 1999 год составил +7500%, то сеть если бы вы в 1997 году купили ее акции на $1000, то в конце 1999 года они бы стоили $76000.
Рост стоимости интернет-компаний тянет за собой рост стоимости компаний, задействованных в сфере высоких технологий. Дальше мы имеем эффект пирамиды МММ, хотя и более сглаженный. Завышенный курс акций интернет-компаний не может держаться долго, и в начале 2000 года начинается их падение, которое заканчивается в феврале 2001 года. Стоимость одной акции Yahoo на 19 мая 2001 года составила $19.5 что составляет +580% по сравнению с 1997 годом и +0% по с 1998 годом. Данные опроса 1338 пользователей сети Интернет относительно их финансового состояния, проведенного финансовой компанией MONEY и сан-францисской фирмой венчурного капитала Rosewood Capital, показали, что 80% опрошенных интернет-инвесторов имели дивиденды менее чем 10%, сюда входят и 29% потервших деньги. Какие выводы можно сделать из вышесказанного? Все уже позади. Интернет по-прежнему будет расширять свое влияние на нашу жизнь, но он уже не является уникальным рынком, живущим по своим сверхажиотажным законам. Интернет влился в общий мировой рынок, и стоимость интернет-компаний теперь будет скорее зависеть от их финансовых показателей, нежели от принадлежности к интернет-бизнесу.

 

B2B & B2C

В Интернете существует 2 направления электронной коммерции. Это бизнес-для-бизнеса (business-to-business, B2B) и бизнес-для-потребителя (business-to-consumer, B2C). Большую часть по оборотам составляет B2B сектор, а большую часть по посещаемости - B2C. По финансовым оборотам сектор В2В доминирует, а сектор В2С превосходит В2В по посещаемости. Доминирование по ОБОРОТАМ не означает доминирования по ПРИБЫЛИ, но по прибыли тоже сравнивать нельзя, так как вычленить в B2B секторе ту часть прибыли, которая получена благодаря использованию Интернета, как средства коммуникации, невозможно. Решения крупных компаний вести все расчеты с поставщиками через Интернет "на бумаге" значительно увеличивают обороты e-commerce. К примеру, обороты General Motors составляют 87 миллиардов долларов, которые теперь будут идти по каналам электронной коммерции. Однако эти обороты существовали и до того, просто теперь их относят к e-commerce и относить их к оборотам, появившимся благодаря Интернету нельзя.

Но развитие сектора B2B встречает множество препятствий. Например, General Motors, Ford и DaimlerChrysler AG создали огромную онлайновую торговую площадку для автомобильной индустрии, получившую название Covisint. Площадка призвана сэкономить ее участникам миллиарды долларов. Однако, несмотря на то, что компании трудятся над воплощением в жизнь этого проекта уже год, пока что Covisint не оправдывает возложенных на нее надежд. Затраты на ее поддержание намного выше, чем затраты на такую же структуру в офф-лайне - велики расходы на содержание высококвалифицированного персонала и на поддержание в работоспособном состоянии "Высоких технологий". Основная идея создателей данной площадки - стандартизировать модель ведения бизнеса, способы объединения поставщиков и покупателей, а также обработки транзакций. Все это должно позволить компаниям получить значительную экономию.
А как все это выглядит для инвестора, который хочет вложить деньги в развивающуюся интернет-площадку оптовой торговли? Для него рост оборотов электронной коммерции выглядит как увеличение числа компаний, делающих закупки через Интернет. В реальности эти компании делают закупки у тех же поставщиков, с которыми они работали до этого, то есть увеличение оборотов e-commerce никак не скажется на увеличении числа клиентов новой интернет-площадки.
Работа компаний через Интернет схожа с работой внутрикорпоративных автоматизированных систем, которые в рамках одной компании позволяют управлять закупками и производством. Фактически корпорации продолжают работу в своей системе, только их данные, заявки на покупку и предложения доступны участникам сетевой торговой площадки.
Первоначальные затраты на создание отраслевых интернет-площадок очень велики, но реализация такой площадки позволяет дилеру самостоятельно размещать заказы и следить за ходом их исполнения, работая с базами данных поставщика и таким образом получать необходимую информацию о запасах продукции на складах. Также и поставщик, имея подключение к складским базам, может оперативно отслеживать запасы партнера, своевременно их пополняя. И подобные примеры можно найти в любой сфере взаимодействия между компаниями.
В настоящее время решение компаний вести расчеты с поставщиками через Интернет издержек не снижает, но повышает удобство и скорость доступа к информации.
B2C (business-to-consumer) сектор - его основу составляет электронная розничная торговля. В Интернете работает большое число электронных магазинов, предлагающих широкий спектр товаров и услуг.

Интернет и фирма

   Компания может присутствовать в Интернете в нескольких формах: электронная визитная карточка, электронный каталог, электронный магазин, торговые интернет-системы.

Электронная визитная карточка представляет собой несколько страниц с информацией о компании и ее деятельности. Основная функция подобного сайта - предоставить возможность потенциальному клиенту познакомиться с услугами компании, аналогично обычному бизнес-справочнику или рекламному объявлению. Электронная визитная карточка является самым распространенным видом присутствия мелкого и среднего бизнеса в Сети благодаря своей низкой стоимости. Создание электронной визитной карточки в московских веб-студиях обходится в 300-1500 долларов США, а поддержание - 30-150 долларов в месяц (здесь и далее расходы на поддержание включают в себя хостинг и доступ в Интернет). На создание карточки компании идут скорее из-за увеличения престижа, нежели для увеличения числа клиентов. Посещаемость такой карточки зависит от числа клиентов компании и области ее деятельности. Так, если компания продает компьютерные комплектующие, то вероятность посещения сайта своими клиентами у нее выше, нежели у компании, продающей сельскохозяйственную утварь.
Более совершенной формой информирования клиента является электронный каталог с подробной информации о товарах и услугах, а часто - и с указанием текущих цен. Это - второй по распространенности вид присутствия компаний в Сети, им пользуются в основном компании из среднего бизнеса. Создание электронного каталога уже обходится в 1000-3000 долларов. Поддержание - от 100 до 400 долларов в месяц. Электронные каталоги компаний, по сравнению с электронными визитными карточками, имеют шанс привлечь потенциального покупателя на свой сайт при условии грамотной регистрации в поисковых серверах и в специализированных сетевых интернетовских каталогах.

Электронный магазин позволяет не только выбрать товар или услуги, но и оформить заказ и совершить покупку через Интернет. Разработка электронного магазина - это следующая стадия развития электронного каталога. Стоимость его разработки зависит от масштабов и от того, какие системы электронных платежей будут использоваться. Большинство электронных магазинов в России вообще не имеют систем электронных платежей, а оплату принимают наличными через курьера, доставившего товар или, при расчете между организациями, выставлением счета по факсу. Стоимость разработки интернет-магазина - от 5000 долларов. Стоимость поддержания - от 1000 долларов в месяц. Надо отметить, что электронный магазин является по отношению к традиционному магазину неким внешним клиентом, от которого идут заказы, и он обычно не входит организационно в общую структуру магазина, а существует как его виртуальный филиал. Наконец, торговая интернет-система объединяет в одно целое интернет-магазин и традиционный магазин с общей системой логистики, управления товарными запасами, маркетингом и другими составляющими традиционного бизнеса. В торговой интернет-системе бизнес-процессы, проходящие в электронном магазине, интегрируются в бизнес-процессы, проходящие в традиционном магазине. Разработка программного обеспечения будет стоить от 20000 долларов. Поддержание - от 4000 долларов в месяц.

Если вы создаете полностью виртуальный магазин, то вы создаете торговую интернет-систему. Это значит, что обращенную к клиенту часть бизнеса вы переносите в Сеть, а back-office, то есть скрытые от глаз клиентов составляющие бизнеса традиционного магазина, сохраняете вне сети. Выживаемость таких магазинов находится под сомнением. Возьмем, к примеру, самый крупный интернет-магазин Amazon.com, находящийся на десятом месте среди самых посещаемых ресурсов (19 миллионов человек в месяц). За четыре года деятельности компания Amazon.com создала десятимиллионную клиентскую базу и существенно расширила ассортимент предлагаемой потребителям продукции. Начав с продажи книг и компакт-дисков, компания перешла далее к распространению видеокассет, цифровых видеодисков, игрушек, всевозможной бытовой электроники и даже начала проводить интернен-аукционы. Кроме того, были осуществлены инвестиции в известные торговые марки Интернет-бизнеса, такие как pets.com и drugstore.com. С конца сентября 1999 г. компания предоставляет право другим магазинам продавать свои товары на сайте Amazon.com в рамках партнерской программы. Amazon.com стала настоящим символом новой экономики: маркетинговые исследования показывают, что 101 миллион американцев знают эту торговую марку. Деятельность компании была вознаграждена высоким показателем рыночной капитализации - 25 миллиардов долларов на середину ноября 1999 года. При этом у Amazon никогда не было прибыли. За последний год цена акций Amazon.com упала с 85 до 18 долларов за акцию. В текущем году Amazon.com планирует уволить 1300 сотрудников, что составляет около 15% всего персонала.

Почему виртуальному магазину выжить сложнее, чем традиционному? Вам надо купить батон к обеду (в течение пяти минут) - вы полезете заказывать его через Интернет с доставкой на дом или купите в ближайшем магазине? Конечно - в ближайшем магазине, тем более что он находится по дороге домой. С предметами первой необходимости то же самое - они обычно нужны здесь и сейчас, а не пока их доставят. Теперь рассмотрим ситуацию с бытовой техникой. Вам нужно купить музыкальный центр. Вы поедете, скажем, на "Каля Басарабие", где получите полное представление о том, что сейчас есть в продаже и по каким ценам, а также сможете расспросить продавцов о достоинствах и недостатках той или иной модели или пойдете в интернет-магазин и купите кота в мешке, оценивая покупку не по характеристикам, а по цене? Наиболее перспективные интернет-магазины - это те, которые торгуют расходными материалами для офисной техники. Рядовые сотрудники офисов, имея доступ в Интернет и получив от босса задание купить картридж к принтеру или коробку бумаги, пойдут в интернет-магазин и закажут там этот товар с доставкой. Однако и в этом секторе конкуренция между интернет-магазинами очень велика, так как интернет-пользователь очень мобилен. То есть купив сегодня товар в интернет-магазине, он не обязательно купит этот или другой товар в нем же в следующий раз.
Создатели интернет-магазинов обещают своим инвесторам срок их окупаемости в 5-6 лет. Ввиду того, что большинство из них появились в последние 3 года, проверить это еще не удалось. В настоящее время большинство интернет-магазинов испытывают финансовые затруднения - инвесторы устают. Совсем недавно один из крупнейших интернет-магазинов arcadia.ru.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...