Налогово - правовое регулирование электронной экономической деятельности
Являясь по сути глобальной, децентрализованной информационной средой, имеющей коммуникационную основу, компьютерная сеть Интернет представляет собой идеальный инструмент ведения экономической, в том числе предпринимательской, деятельности с использованием новых информационных технологий. При этом в качестве основной несущей конструкции экономического потенциала формирующегося в настоящий момент нового, электронного сегмента мировой экономики рынков (мирового хозяйства) выступает возможность переноса основных элементов производственно-сбытовой цепочки большинства хозяйственных процессов (то есть развития как отдельных производств, отраслей экономики, так и регулирующих процессов в рамках всей экономики страны, группы стран и экономик рынков целых регионов) в электронную экономическую и юридическую среду, функционирующую в режиме реального времени (on-line). "Другими словами, реклама, производство, закупка сырья, осуществление платежей, поставка товаров и осуществление услуг могут осуществляться электронным способом через глобальную информационную магистраль сети Интернет и сопряженные с ней специальные частные сети. Сейчас такая степень автоматизация процесса извлечения прибыли только становится правилом, но этот пример демонстрирует огромный потенциал сети Интернет для развития электронной коммерции. Сдерживающим фактором развития данного процесса является сложность регулирования вопросов правового, таможенного, налогового и иного характера в отношении таких сделок"', а также вопросов информационной безопасности и защиты прав на интеллектуальную собственность. На сегодняшний день не существует не только наработанной и признанной в различных странах мира практики регулирования и налогообложения электронной экономической деятельности, но и значимых исследований данной проблемы в теории финансового и налогового права. Вместе с тем Интернет достиг такого уровня развития и влияния на жизнь общества, который предполагает неминуемый переход от саморазвития к государственному регулированию. Так, например, неучтенные обороты по реализации товаров, работ и услуг только в российском сегменте сети Интернет составляют, по некоторым оценкам, не один миллион долларов США.
В Российской Федерации, как и в иностранных государствах, решение проблемы налогообложения результатов экономической деятельности, осуществляемой с использованием глобальной компьютерной сети Интернет (или электронной коммерции, как ее иногда именуют зарубежные экономисты), осложняется тем, что действующее финансовое, гражданское законодательство России, а также законодательство о налогах и сборах ориентировано на регулирование традиционных правоотношений. Поэтому при использовании в качестве инструмента извлечения прибыли глобальных компьютерных сетей большинство норм действующего российского законодательства оказываются неприменимыми. Все это обостряет актуальность задачи скорейшей разработки адекватного новым экономическим реалиям российского законодательства, и в первую очередь налогового, банковского, финансового и информационного. Общеизвестно, что основополагающим условием эффективности применения права в качестве регулятора тех или иных общественных отношений являются определенность и должная унификация понятий, терминов и институтов, составляющих основу сегмента общественных отношений, подлежащего регулированию. Применительно к налоговым правоотношениям это подтверждается, в частности, тем, что норма об институтах, понятиях и терминах, используемых Налоговым кодексом Российской Федерации, помещена разработчиками первой части Налогового кодекса в гл. 1 Раздела I (Общие положения).
Отсутствие такой терминологической основы, а также недостаточная пока исследованность данного вопроса в юридической науке становятся одним из серьезных сдерживающих факторов на пути разработки нормативно - правовой базы экономических отношений, формирующихся в информационных средах глобальной компьютерной сети Интернет, и в целом цивилизованного развития названной группы общественных отношений. На сегодняшний день экономическое и социальное значение цивилизованного развития электронного сегмента российской экономики не вызывает никаких сомнений. Однако в настоящее время среди ученых и специалистов нет единого мнения о том, какие области человеческой деятельности следует включать в понятие "электронная коммерция". Названный термин получил широкое применение сначала в зарубежных, а затем и в российских средствах массовой информации и в отдельных практических работах экономистов. Однако использование данного термина в качестве базового при разработке актов российского законодательства в сфере регулирования (и в том числе налогово - правового регулирования) электронного сегмента российской экономики представляется неоправданным ввиду существенных недостатков названного термина, о которых речь пойдет далее. В качестве эквивалента иностранному экономическому термину "электронная коммерция" можно предложить понятие "электронная экономическая деятельность, осуществляемая с использованием глобальной компьютерной сети Интернет". При этом следует учитывать, что на сегодняшний день профессиональное понимание экономической деятельности, осуществляемой с использованием сети Интернет практикующими специалистами (в том числе и юристами), обыкновенно базируется на определении электронной коммерции в качестве совокупности действий, направленных на извлечение прибыли, на процесс осуществления и результаты которых не распространяется действие российских (да и никаких других) законов. Доктринальное (научное) понимание экономической деятельности, осуществляемой с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, для целей выявления надлежащего порядка государственного регулирования такой экономической деятельности и установления режима налогообложения ее результатов российским налоговым правом, безусловно, требует синтетического (интегративного) определения. Такое унифицированное определение и должно, по нашему мнению, выступить в качестве краеугольного камня государственной политики в сфере электронной экономической деятельности и базового понятия при разработке актов законодательства (финансового, налогового, информационного), в которых будут закреплены основные принципы и ценностные ориентиры такой политики.
На сегодняшний день глобальная компьютерная сеть Интернет практически не исследована с точки зрения юридической специфики отношений, возникающих в связи с ее существованием и практическим применением. Поэтому общепризнанных определений понятий, используемых в Интернете, как легко догадаться, пока нет.
В свою очередь, специалисты Российской ассоциации документальной электросвязи (АДЭ) предлагают следующее определение понятия электронной коммерции: электронная коммерция, или электронное ведение бизнеса, представляет собой сферу деловой деятельности, включающую электронный документооборот, электронную систему платежей и электронную торговлю. Следует отметить, что отдельные авторы рассматривают термин "электронное ведение бизнеса" в качестве эквивалента (синонима) по отношению к понятию "электронная коммерция". При этом под электронным обменом данными (документами) (electronic data inter - change, EDI), как правило, понимается обмен деловыми документами (такими, как заказы на покупку, биржевые котировки, накладные на различные товары и счета - фактуры) между компьютерными программами различных компаний в стандартизированной форме. Обычно электронный обмен документами используется при ведении дел с поставщиками. В.М. Попов, Р.А. Маршавин и С.И. Ляпунов определяют электронный обмен документами как передачу стандартизированных сообщений, заменяющих документы. Таким образом, под электронным документооборотом большинство исследователей понимают перемещение в компьютерной сети Интернет структурированной информации, создаваемой и интерпретируемой по определенным правилам. В свою очередь, под электронным переводом денежных средств (electronic funds transfer (EFT), electronic transfer of funds (ETF) или electronic transaction), как правило, понимается система, оптимизирующая электронные платежи и перевод денег по защищенным частным сетям или сети Интернет между банками, либо перевод денежных средств, инициируемый с терминала, телефона или магнитного носителя (пленки или дискеты), осуществляемый посредством передачи инструкций или полномочий финансовому учреждению, касающихся дебетования или кредитования счета пользователя, или перевод денег с одного банковского счета на другой с использованием средств электронного документооборота. Под электронной торговлей, как правило, понимаются сделки купли - продажи, совершенные с использованием средств электронного документооборота, или совокупность действий, направленных на их заключение. Однако при этом отдельные авторы (Р.А. Маршавин, С.И. Ляпунов) считают понятия "электронная коммерция" и "электронная торговля" эквивалентными (равными по объему). Как видим, вывод о необходимости скорейшего разрешения проблемы научной разработки и унификации терминологии в сфере глобальной компьютерной сети Интернет очевиден. Единообразное толкование основных понятий и институтов в рассматриваемой сфере необходимо как для целей выявления надлежащего порядка государственного регулирования данного сегмента экономики и установления режима налогообложения экономических результатов предпринимательской деятельности, так и с точки зрения развития теории финансового и налогового права.
В связи с этим представляется возможным предложить следующий подход к определению понятия электронной экономической деятельности. Как было показано, понятие "электронная коммерция" часто употребляется в экономической литературе и в средствах массовой информации, однако, во-первых, не имеет четкого общепризнанного определения (то есть не имеет юридического содержания и различно трактуется в экономической теории и на практике), и, во-вторых, перспективы применения данного термина в качестве юридического понятия, определяющего какой-либо вид (совокупность видов) деятельности, осуществляемой с использованием сети Интернет (то есть в электронной форме), представляются спорными по меньшей мере по следующим основным обстоятельствам. С одной стороны, как мы помним, при разработке и принятии Гражданского кодекса Российской Федерации законодатель принципиально отказался от использования термина "коммерция" для определения деятельности, направленной на извлечение прибыли. Для обозначения базового понятия в сфере имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношений, на основе которого во многом и строится правовое регулирование, в отличие от гражданского и торгового законодательства большинства зарубежных стран континентальной системы права, в российском гражданском законодательстве используется понятие "предпринимательская деятельность" и производные от него правовые конструкции (предпринимательская деятельность, гражданин без образования юридического лица, несостоятельность (банкротство) индивидуального предпринимателя, незаконное предпринимательство, предпринимательские риски и т.д.). С другой стороны, установление эффективного государственного регулирования в Российской Федерации всех имеющих экономический характер видов деятельности, осуществляемых с использованием глобальной компьютерной сети Интернет физическими лицами (гражданами Российской Федерации, а также лицами без гражданства и иностранными гражданами - налоговыми резидентами Российской Федерации), а также организациями (российскими юридическими лицами и созданными в Российской Федерации филиалами (представительствами) иностранных юридических лиц, компаний и других корпоративных образований, обладающих гражданской правоспособностью, созданных в соответствии с законодательством зарубежных стран, а равно российскими филиалами и представительствами международных организаций), в том числе и для целей определения порядка применения к субъектам такой деятельности норм российского законодательства о налогах и сборах, видимо, будет невозможно на основе правовых конструкций, в качестве несущих элементов которых выступят, к примеру, понятия "коммерция", "электронная коммерция" (а равно, заметим, и используемое российским гражданским правом определение "предпринимательская деятельность"), так как подлежащие регулированию общественные отношения в сфере использования глобальной компьютерной сети Интернет содержат как предпринимательские, так и некоммерческие отношения, тесно связанные с предпринимательскими, а значит, объем искомого понятия априорно должен быть шире понятия "предпринимательская деятельность, осуществляемая с использованием глобальной компьютерной сети Интернет". Исходя из вышеизложенного, представляется целесообразным в качестве юридического эквивалента зарубежного экономического термина "электронная коммерция" предложить понятие "электронная экономическая деятельность" (экономическая деятельность, осуществляемая в электронной форме с использованием глобальной компьютерной сети Интернет). Конституция Российской Федерации закрепляет термин "экономическая деятельность" в ч. 1 ст. 8: в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, СВОБОДА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (выделено автором). Статья 34 Конституции гласит: каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Анализ норм ст. 34 Конституции Российской Федерации позволяет нам сделать важный вывод: понятия "предпринимательская деятельность" и "экономическая деятельность" не совпадают по своему объему; понятие "экономическая деятельность" шире понятия "предпринимательская деятельность", ибо последняя рассматривается Конституцией в качестве одного из видов экономической деятельности. При этом следует учитывать, что в Конституции Российской Федерации было впервые закреплено право свободного ведения экономической деятельности каждого гражданина России и иных лиц, законно находящихся на ее территории, а также специально выделена предпринимательская деятельность в качестве главного ее вида. Термин "экономика", как известно, происходит от древнегреческого "экономос" (oikos - хозяйство; nomos - закон, правило) и означает правила ведения хозяйствования или хозяйствование. Нельзя не отметить, что в отдельных отраслях российского законодательства термины "хозяйственная деятельность" и "экономическая деятельность" используются в качестве имманентных. Так, например, действующий Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (в ред. Федерального закона Российской Федерации от 19 июня 2001 г.) содержит главу 22 (Преступления в сфере экономической деятельности). Аналогичная (сопоставимая) глава ранее действовавшего Уголовного кодекса РСФСР, принятого 27 октября 1960 г., именовалась "Хозяйственные преступления" (гл. 6). В актах законодательства о бухгалтерском учете в качестве базовых (основных) также используются понятия "хозяйственная деятельность" и "экономическая деятельность" (см. Положение по бухгалтерскому учету "Условные факты хозяйственной деятельности" (ПБУ 8/98), утвержденное Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 ноября 1998 г. N 57н; Положение по бухгалтерскому учету "События после отчетной даты" (ПБУ 7/98), утвержденное Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 ноября 1998 г. N 56н, и др.). Кроме того, названные термины нашли свое широкое применение в различных подзаконных актах. Так, например, определение видов экономической деятельности содержится в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденном Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 6 августа 1993 г. Что касается основных принципов, начал, которые могут быть положены в основу концепции государственного регулирования общественных отношений, формирующихся в сфере использования глобальной компьютерной сети Интернет, то здесь должен возобладать предлагаемый нами дифференцированный подход. Оптимальные пропорции так называемых жестких и мягких методов государственного регулирования в сфере использования глобальной сети должны быть различны для информационного (неэкономического) и экономического сегментов общественных отношений. Это означает, что выбор тех или иных принципов и методов такого регулирования необходимо ставить в зависимость от вида подлежащих регулированию отношений. В свою очередь, основные цели, методы и инструменты правового регулирования информационного (в неэкономической его части) сегмента общественных отношений, формирующихся в процессе использования глобальной компьютерной сети Интернет, как представляется, должны стать предметом специального исследования в рамках науки информационного права. Цель правового регулирования экономических отношений, существующих и развивающихся в виртуальном пространстве, - формирование экономического публичного порядка. Обобщая изложенные соображения, подведем итог. Предлагается следующий путь разрешения терминологических проблем установления налогово - правового регулирования отношений экономического характера, формирующихся в процессе использования глобальных компьютерных сетей, под которыми мы в первую очередь понимаем сеть Интернет. Представляется, что под электронной экономической деятельностью, осуществляемой с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, следует понимать предпринимательскую деятельность, а также тесно связанную с ней непредпринимательскую деятельность (иную, не запрещенную законом экономическую деятельность), осуществляемую в принципиально новой, электронной форме с использованием современных коммуникационных средств в информационной среде глобальной компьютерной сети Интернет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|