Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Налогово - правовое регулирование электронной экономической деятельности

Являясь по сути глобальной, децентрализованной информационной средой, имеющей коммуникационную основу, компьютерная сеть Интер­нет представляет собой идеальный инструмент ведения экономической, в том числе предпринимательской, деятельности с использованием новых информационных технологий. При этом в качестве основной несущей конструкции экономического потенциала формирующегося в настоящий момент нового, электронного сегмента мировой экономики рынков (ми­рового хозяйства) выступает возможность переноса основных элементов производственно-сбытовой цепочки большинства хозяйственных процес­сов (то есть развития как отдельных производств, отраслей экономики, так и регулирующих процессов в рамках всей экономики страны, группы стран и экономик рынков целых регионов) в электронную экономиче­скую и юридическую среду, функционирующую в режиме реального времени (on-line). "Другими словами, реклама, производство, закупка сырья, осуществление платежей, поставка товаров и осуществление услуг могут осуществляться электронным способом через глобальную инфор­мационную магистраль сети Интернет и сопряженные с ней специальные частные сети. Сейчас такая степень автоматизация процесса извлечения прибыли только становится правилом, но этот пример демонстрирует огромный потенциал сети Интернет для развития электронной коммер­ции. Сдерживающим фактором развития данного процесса является сложность регулирования вопросов правового, таможенного, налогового и иного характера в отношении таких сделок"', а также вопросов инфор­мационной безопасности и защиты прав на интеллектуальную собствен­ность.

На сегодняшний день не существует не только наработанной и признанной в различных странах мира практики регулирования и налогообложения электронной экономической деятельности, но и значимых исследований данной проблемы в теории финансового и налогового права. Вместе с тем Интернет достиг такого уровня развития и влияния на жизнь общества, который предполагает неминуемый переход от саморазвития к государственному регулированию. Так, например, неучтенные обороты по реализации товаров, работ и услуг только в российском сегменте сети Интернет составляют, по некоторым оценкам, не один миллион долларов США.

В Российской Федерации, как и в иностранных государствах, решение проблемы налогообложения результатов экономической деятельности, осуществляемой с использованием глобальной компьютерной сети Интернет (или электронной коммерции, как ее иногда именуют зарубежные экономисты), осложняется тем, что действующее финансовое, гражданское законодательство России, а также законодательство о налогах и сборах ориентировано на регулирование традиционных правоотношений. Поэтому при использовании в качестве инструмента извлечения прибыли глобальных компьютерных сетей большинство норм действующего российского законодательства оказываются неприменимыми.
Между тем на наших глазах уже вырисовываются контуры путей развития и будущих несущих конструкций нового экономического миропорядка. Формирующая мировая электронная экономика (или киберэкономика) - это мир, в котором существуют электронные импульсные аналоги таких экономических категорий, как денежные средства, инвестиции, торговля, банковская и финансовая деятельность (банкинг), маркетинг, фискальные обязательства, реклама, маркетинг, и многое другое.

Все это обостряет актуальность задачи скорейшей разработки адекватного новым экономическим реалиям российского законодательства, и в первую очередь налогового, банковского, финансового и информационного. Общеизвестно, что основополагающим условием эффективности применения права в качестве регулятора тех или иных общественных отношений являются определенность и должная унификация понятий, терминов и институтов, составляющих основу сегмента общественных отношений, подлежащего регулированию. Применительно к налоговым правоотношениям это подтверждается, в частности, тем, что норма об институтах, понятиях и терминах, используемых Налоговым кодексом Российской Федерации, помещена разработчиками первой части Налогового кодекса в гл. 1 Раздела I (Общие положения).

Отсутствие такой терминологической основы, а также недостаточная пока исследованность данного вопроса в юридической науке становятся одним из серьезных сдерживающих факторов на пути разработки нормативно - правовой базы экономических отношений, формирующихся в информационных средах глобальной компьютерной сети Интернет, и в целом цивилизованного развития названной группы общественных отношений. На сегодняшний день экономическое и социальное значение цивилизованного развития электронного сегмента российской экономики не вызывает никаких сомнений. Однако в настоящее время среди ученых и специалистов нет единого мнения о том, какие области человеческой деятельности следует включать в понятие "электронная коммерция". Названный термин получил широкое применение сначала в зарубежных, а затем и в российских средствах массовой информации и в отдельных практических работах экономистов. Однако использование данного термина в качестве базового при разработке актов российского законодательства в сфере регулирования (и в том числе налогово - правового регулирования) электронного сегмента российской экономики представляется неоправданным ввиду существенных недостатков названного термина, о которых речь пойдет далее. В качестве эквивалента иностранному экономическому термину "электронная коммерция" можно предложить понятие "электронная экономическая деятельность, осуществляемая с использованием глобальной компьютерной сети Интернет".

При этом следует учитывать, что на сегодняшний день профессиональное понимание экономической деятельности, осуществляемой с использованием сети Интернет практикующими специалистами (в том числе и юристами), обыкновенно базируется на определении электронной коммерции в качестве совокупности действий, направленных на извлечение прибыли, на процесс осуществления и результаты которых не распространяется действие российских (да и никаких других) законов. Доктринальное (научное) понимание экономической деятельности, осуществляемой с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, для целей выявления надлежащего порядка государственного регулирования такой экономической деятельности и установления режима налогообложения ее результатов российским налоговым правом, безусловно, требует синтетического (интегративного) определения. Такое унифицированное определение и должно, по нашему мнению, выступить в качестве краеугольного камня государственной политики в сфере электронной экономической деятельности и базового понятия при разработке актов законодательства (финансового, налогового, информационного), в которых будут закреплены основные принципы и ценностные ориентиры такой политики.

На сегодняшний день глобальная компьютерная сеть Интернет практически не

исследована с точки зрения юридической специфики отношений, возникающих в связи с ее существованием и практическим применением. Поэтому общепризнанных определений понятий, используемых в Интернете, как легко догадаться, пока нет.
Так, зарубежными и российскими исследователями - экономистами понятие электронной коммерции чаще всего раскрывается через такие определения, как "электронный обмен данными" (ряд авторов в качестве синонима используют термин "электронный документооборот"), "электронный перевод денежных средств" и "электронная торговля". В методических и практических работах экономистов определение понятия "электронная коммерция", как правило, выглядит следующим образом: электронная коммерция представляет собой экономический процесс обмена товарами и услугами на базе существующих партнерских связей с помощью электронных средств коммуникации.

В свою очередь, специалисты Российской ассоциации документальной электросвязи (АДЭ) предлагают следующее определение понятия электронной коммерции: электронная коммерция, или электронное ведение бизнеса, представляет собой сферу деловой деятельности, включающую электронный документооборот, электронную систему платежей и электронную торговлю. Следует отметить, что отдельные авторы рассматривают термин "электронное ведение бизнеса" в качестве эквивалента (синонима) по отношению к понятию "электронная коммерция". При этом под электронным обменом данными (документами) (electronic data inter - change, EDI), как правило, понимается обмен деловыми документами (такими, как заказы на покупку, биржевые котировки, накладные на различные товары и счета - фактуры) между компьютерными программами различных компаний в стандартизированной форме. Обычно электронный обмен документами используется при ведении дел с поставщиками. В.М. Попов, Р.А. Маршавин и С.И. Ляпунов определяют электронный обмен документами как передачу стандартизированных сообщений, заменяющих документы.

Таким образом, под электронным документооборотом большинство исследователей понимают перемещение в компьютерной сети Интернет структурированной информации, создаваемой и интерпретируемой по определенным правилам. В свою очередь, под электронным переводом денежных средств (electronic funds transfer (EFT), electronic transfer of funds (ETF) или electronic transaction), как правило, понимается система, оптимизирующая электронные платежи и перевод денег по защищенным частным сетям или сети Интернет между банками, либо перевод денежных средств, инициируемый с терминала, телефона или магнитного носителя (пленки или дискеты), осуществляемый посредством передачи инструкций или полномочий финансовому учреждению, касающихся дебетования или кредитования счета пользователя, или перевод денег с одного банковского счета на другой с использованием средств электронного документооборота. Под электронной торговлей, как правило, понимаются сделки купли - продажи, совершенные с использованием средств электронного документооборота, или совокупность действий, направленных на их заключение. Однако при этом отдельные авторы (Р.А. Маршавин, С.И. Ляпунов) считают понятия "электронная коммерция" и "электронная торговля" эквивалентными (равными по объему).

Как видим, вывод о необходимости скорейшего разрешения проблемы научной разработки и унификации терминологии в сфере глобальной компьютерной сети Интернет очевиден. Единообразное толкование основных понятий и институтов в рассматриваемой сфере необходимо как для целей выявления надлежащего порядка государственного регулирования данного сегмента экономики и установления режима налогообложения экономических результатов предпринимательской деятельности, так и с точки зрения развития теории финансового и налогового права.

В связи с этим представляется возможным предложить следующий подход к определению понятия электронной экономической деятельности.

Как было показано, понятие "электронная коммерция" часто употребляется в экономической литературе и в средствах массовой информации, однако, во-первых, не имеет четкого общепризнанного определения (то есть не имеет юридического содержания и различно трактуется в экономической теории и на практике), и, во-вторых, перспективы применения данного термина в качестве юридического понятия, определяющего какой-либо вид (совокупность видов) деятельности, осуществляемой с использованием сети Интернет (то есть в электронной форме), представляются спорными по меньшей мере по следующим основным обстоятельствам.

С одной стороны, как мы помним, при разработке и принятии Гражданского кодекса Российской Федерации законодатель принципиально отказался от использования термина "коммерция" для определения деятельности, направленной на извлечение прибыли. Для обозначения базового понятия в сфере имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношений, на основе которого во многом и строится правовое регулирование, в отличие от гражданского и торгового законодательства большинства зарубежных стран континентальной системы права, в российском гражданском законодательстве используется понятие "предпринимательская деятельность" и производные от него правовые конструкции (предпринимательская деятельность, гражданин без образования юридического лица, несостоятельность (банкротство) индивидуального предпринимателя, незаконное предпринимательство, предпринимательские риски и т.д.).

С другой стороны, установление эффективного государственного регулирования в Российской Федерации всех имеющих экономический характер видов деятельности, осуществляемых с использованием глобальной компьютерной сети Интернет физическими лицами (гражданами Российской Федерации, а также лицами без гражданства и иностранными гражданами - налоговыми резидентами Российской Федерации), а также организациями (российскими юридическими лицами и созданными в Российской Федерации филиалами (представительствами) иностранных юридических лиц, компаний и других корпоративных образований, обладающих гражданской правоспособностью, созданных в соответствии с законодательством зарубежных стран, а равно российскими филиалами и представительствами международных организаций), в том числе и для целей определения порядка применения к субъектам такой деятельности норм российского законодательства о налогах и сборах, видимо, будет невозможно на основе правовых конструкций, в качестве несущих элементов которых выступят, к примеру, понятия "коммерция", "электронная коммерция" (а равно, заметим, и используемое российским гражданским правом определение "предпринимательская деятельность"), так как подлежащие регулированию общественные отношения в сфере использования глобальной компьютерной сети Интернет содержат как предпринимательские, так и некоммерческие отношения, тесно связанные с предпринимательскими, а значит, объем искомого понятия априорно должен быть шире понятия "предпринимательская деятельность, осуществляемая с использованием глобальной компьютерной сети Интернет".

Исходя из вышеизложенного, представляется целесообразным в качестве юридического эквивалента зарубежного экономического термина "электронная коммерция" предложить понятие "электронная экономическая деятельность" (экономическая деятельность, осуществляемая в электронной форме с использованием глобальной компьютерной сети Интернет).

Конституция Российской Федерации закрепляет термин "экономическая деятельность" в ч. 1 ст. 8: в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, СВОБОДА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (выделено автором). Статья 34 Конституции гласит: каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Анализ норм ст. 34 Конституции Российской Федерации позволяет нам сделать важный вывод: понятия "предпринимательская деятельность" и "экономическая деятельность" не совпадают по своему объему; понятие "экономическая деятельность" шире понятия "предпринимательская деятельность", ибо последняя рассматривается Конституцией в качестве одного из видов экономической деятельности. При этом следует учитывать, что в Конституции Российской Федерации было впервые закреплено право свободного ведения экономической деятельности каждого гражданина России и иных лиц, законно находящихся на ее территории, а также специально выделена предпринимательская деятельность в качестве главного ее вида.
Следует отметить также то обстоятельство, что Налоговый кодекс Российской Федерации закрепляет термин "экономическая деятельность" в ст. 3, содержащей основные начала законодательства о налогах и сборах. В соответствии с п. 4 названной статьи Налогового кодекса Российской Федерации не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономической пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия НЕ ЗАПРЕЩЕННОЙ ЗАКОНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И ОРГАНИЗАЦИЙ.

Термин "экономика", как известно, происходит от древнегреческого "экономос" (oikos - хозяйство; nomos - закон, правило) и означает правила ведения хозяйствования или хозяйствование. Нельзя не отметить, что в отдельных отраслях российского законодательства термины "хозяйственная деятельность" и "экономическая деятельность" используются в качестве имманентных. Так, например, действующий Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (в ред. Федерального закона Российской Федерации от 19 июня 2001 г.) содержит главу 22 (Преступления в сфере экономической деятельности). Аналогичная (сопоставимая) глава ранее действовавшего Уголовного кодекса РСФСР, принятого 27 октября 1960 г., именовалась "Хозяйственные преступления" (гл. 6).

В актах законодательства о бухгалтерском учете в качестве базовых (основных) также используются понятия "хозяйственная деятельность" и "экономическая деятельность" (см. Положение по бухгалтерскому учету "Условные факты хозяйственной деятельности" (ПБУ 8/98), утвержденное Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 ноября 1998 г. N 57н; Положение по бухгалтерскому учету "События после отчетной даты" (ПБУ 7/98), утвержденное Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 ноября 1998 г. N 56н, и др.). Кроме того, названные термины нашли свое широкое применение в различных подзаконных актах. Так, например, определение видов экономической деятельности содержится в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденном Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 6 августа 1993 г.
Исследуя общественные отношения в сфере информационного и социально - экономического использования глобальной компьютерной сети, то есть в сфере экономической (хозяйственной) деятельности, осуществляемой с использованием Интернета, и имея в виду цели формирования эффективной концепции государственного (и в первую очередь налогово-правового) регулирования названных общественных отношений, начинать в любом случае следует с классификации видов общественных отношений, подлежащих правовому регулированию. При этом в качестве основных критериев классификации может выступать целевая направленность интересов и деятельности пользователей глобальной компьютерной сети Интернет и иных участников отношений в данной сфере (например, государства и его органов), их субъектный состав, а также социально - экономические характеристики таких отношений. В этом случае, как представляется, общественные отношения, формирующиеся в процессе использования глобальной компьютерной сети, делятся на три сложносоставных сегмента:
- неэкономические информационные отношения;
- экономические отношения, возникающие в процессе использования глобальной компьютерной сети Интернет в качестве электронного инструмента ведения экономической деятельности;
- отношения в сфере государственного регулирования, формирующиеся в процессе использования глобальной компьютерной сети.

Что касается основных принципов, начал, которые могут быть положены в основу концепции государственного регулирования общественных отношений, формирующихся в сфере использования глобальной компьютерной сети Интернет, то здесь должен возобладать предлагаемый нами дифференцированный подход. Оптимальные пропорции так называемых жестких и мягких методов государственного регулирования в сфере использования глобальной сети должны быть различны для информационного (неэкономического) и экономического сегментов общественных отношений. Это означает, что выбор тех или иных принципов и методов такого регулирования необходимо ставить в зависимость от вида подлежащих регулированию отношений. В свою очередь, основные цели, методы и инструменты правового регулирования информационного (в неэкономической его части) сегмента общественных отношений, формирующихся в процессе использования глобальной компьютерной сети Интернет, как представляется, должны стать предметом специального исследования в рамках науки информационного права. Цель правового регулирования экономических отношений, существующих и развивающихся в виртуальном пространстве, - формирование экономического публичного порядка.

Обобщая изложенные соображения, подведем итог. Предлагается следующий путь разрешения терминологических проблем установления налогово - правового регулирования отношений экономического характера, формирующихся в процессе использования глобальных компьютерных сетей, под которыми мы в первую очередь понимаем сеть Интернет. Представляется, что под электронной экономической деятельностью, осуществляемой с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, следует понимать предпринимательскую деятельность, а также тесно связанную с ней непредпринимательскую деятельность (иную, не запрещенную законом экономическую деятельность), осуществляемую в принципиально новой, электронной форме с использованием современных коммуникационных средств в информационной среде глобальной компьютерной сети Интернет.
Приведенное определение могло бы стать терминологической основой завершающейся в настоящий момент разработки системы государственного налогово - правового (и в целом - общеправового) регулирования экономических отношений, формирующихся в процессе использования глобальной компьютерной сети Интернет.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...