Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обработка трехслойных формованных конструкций




Трехслойные конструкции должны обрабатываться особенно тщательно. При распиливании, опиливании напильником или сверлении всегда существует опасность отслаивания от заполнителя дальней (по ходу инструмента) оболочки. Отслаивание может произойти независимо от того, на какой стороне начинается обработка, но все же оно более вероятно в тех случаях, когда оболочка с наружным декоративным слоем дальше отстоит от инструмента (вследствие ее менее прочной связи с заполнителем). Поэтому необходимо, по возможности, начинать обработку со стороны, на которую нанесен декоративный слой, а противоположную сторону обязательно поджать деревянной подкладкой. Следует избегать применения грубых инструментов. Сверлить нужно плавно, а когда сверло достигнет противоположной оболочки, уменьшить подачу до минимума. Чтобы не допустить проникновения воды в заполнитель, очень важно после обработки заделать кромки, даже в отверстиях для болтов.

Контроль

Общепринятый метод контроля - обстукивание поверхности конструкции ребром монеты - является грубым и примитивным; в наши дни его не следует применять ни инспекторам, ни судостроителям. Такое обстукивание обычно позволяет обнаружить лишь небольшие раковины в наружном декоративном слое и изредка - пустоты, расположенные более глубоко (на глубине примерно до 6 мм). При ошупывании можно проверить большую поверхность и меньше пропустить повреждений, однако не удается обнаружить глубокие или очень небольшие раковины, участки, оказавшиеся сухими при формовании, недоотвержденные участки, невидимые повреждения, слишком тонкие заплаты или другие серьезные дефекты. На точность результатов, получаемых при обстукивании, отрицательно влияет изменение толщины, наличие каркасов, рундуков, баков, мягкой обивки, а также дребезжащих предметов и, кроме того, внешний шум, например, от городского транспорта. Для проверки обстукиванием необходимо иметь слух не хуже, чем у настройщика музыкальных инструментов.

При осмотре наружного декоративного слоя следует использовать увеличительный прибор, лучше всего сильную лупу. Въевшиеся пятна могут быть признаками пористости, выветривания и плохого качества декоративного слоя.


Глава 4. СОЗДАНИЕ ЗАЩИЩЕННЫХ ОТ ИЗНОСА КОНСТРУКЦИЙ, ДЛЯ КОТОРЫХ ТРЕБУЕТСЯ МИНИМАЛЬНЫЙ ОБЪЕМ ОБСЛУЖИВАНИЯ

 

Необходимость защиты

Формованный корпус, при всей его прочности, в сущности представляет собой лишь тонкую оболочку, которая в любом месте может протереться насквозь. Однако уязвимых мест, где появление подобных дефектов наиболее вероятно, не так уж много, они невелики по площади и многие из них нетрудно обнаружить, если знать условия.эксплуатации судна. Поэтому на формованных судах высокого класса необходимо предусмотреть защиту всех подверженных износу участков, чтобы обеспечить длительный срок службы, который принято считать одним из самых главных достоинств этих судов.

Отделка корпуса стеклопластикового судна обладает достаточной долговечностью. Утверждение о том, что его наружная поверхность вовсе не нуждается в уходе, нельзя признать полностью справедливым, но ее можно сохранять в удовлетворительном состоянии в течение весьма длительного времени. Для этого нужно оберегать корпус судна от царапин, истирания, ударов и различных мелких повреждений, т. е. от всех тех воздействий, которые объединяются общим понятием износ. Царапины и потертости быстро портят вид стеклопластиковой конструкции. Они - враг номер один для любого элегантного судна. Разумеется, поврежденные места можно подновить, но это очень нелегко сделать, не оставив следов; кроме того, почти невозможно точно подобрать нужный оттенок покрытия.

Опасность появления царапин и потертостей можно уменьшить путем рационального проектирования судна.

Для борьбы с повреждениями применяют один из двух способов: защищают уязвимые участки более стойкими к износу материалами или предусматривают возможность несложного подновления (восстановления) таких участков.

Материалы для защитных деталей должны иметь достаточную толщину и быть износостойкими и дешевыми, а сами защитные детали из таких материалов надлежит рассматривать как расходуемые, неизбежно изнашивающиеся и разработанные с учетом их замены по мере надобности. Крепить их следует при помощи болтов, винтов или скоб. Склеивание в данном случае неприемлемо. Это следует принимать во внимание уже на стадии проектирования. При постройке судов некоторые судостроители недостаточно учитывают тяжелые условия, в которых будет эксплуатироваться их продукция. Многие суда оказываются в эксплуатации совершенно беззащитными. Тщательно продуманная конструкция в большинстве случаев позволила бы избежать наличия явно уязвимых мест, нуждающихся в постоянном подновлении и уродующих внешний вид судна. Привальный брус, установка которого на шикарных яхтах считается неэстетичной и потому недопустимой, позволил бы уменьшить количество повреждений по крайней мере на 90%.

Многие прогулочные суда выглядят так, будто они предназначаются главным образом для показа на выставках. Как правило, эти суда почти не обеспечиваются защитой от воздействия внешних ударов и износа. Вместе с тем, именно такие суда чаще всего подходят к берегу (к пляжу, плавучей пристани или пирсу). Лишь немногие из них попадают в руки опытных людей, а ведь прогулочные суда нуждаются в ином обращении, чем шлюпки, автомашины или мотоциклы. Чтобы отшвартовать прогулочное судно и при этом избежать ударов корпуса о берег, неизбежно приводящих к повреждениям, требуется изрядное мастерство, особенно если учесть, что даже в закрытых гаванях швартоваться приходится чаще всего при волнении.

Прогулочные суда оборудуются всеми мыслимыми атрибутами комфорта: откидными сиденьями, лежаками для принятия солнечных ванн, коктейль-баром, туалетным зеркалом, прикуривателем, радиоприемником, указателями поворотов, но только не кранцами для швартовки к причалам!

Рыболовные и рабочие катера, катера подрядчиков, лоцманские, патрульные и любые другие суда, эксплуатирующиеся круглый год, должны иметь прочную износоустойчивую поверхность. На этих судах необходимо предусматривать износостойкие покрытия, которые могли бы длительное время противостоять внешним воздействиям, приводящим к износу. На палубе следует наносить покрытие типа «Тракмарк» или восстанавливаемое нескользящее, а планширь, поручни, рыбины, люковые ограждения, сиденья и другие части, воспринимающие в процессе эксплуатации ударные нагрузки, изготовлять из дерева достаточной толщины. Если какие-либо из этих частей отформовываются и защита для них не предусматривается, то их толщину нужно увеличить по крайней мере в два раза против расчетной, чтобы создать необходимый припуск на износ. Кроме того, поверхность таких частей должна иметь матовую отделку, на которой неизбежные царапины будут менее заметны.

Особенно надежная защита требуется для надводного борта рабочих судов. Поэтому на них необходимо устанавливать толстые деревянные привальные брусья, а еще лучше резиновые кранцы, например, компании «Гудиер». Они, правда, стоят дороже, но зато при достаточно больших размерах обладают столь высокой прочностью, что способны защитить судно даже при ударе о супертанкер.

Уязвимые места

Наиболее характерные участки, где возникают царапины и потертости, показаны на рис. 24 и 25. Известно, что суда, сдаваемые внаем, изнашиваются в пять раз интенсивнее, чем находящиеся в личном пользовании владельцев. Поэтому исследование причин износа может оказаться полезным.

Рис. 24. Места на шлюпке и небольшом катере, подверженные износу. 1 - места крепления при перевозке; 2 - палуба; 3 - форштевень; 4 - углы и нижняя кромка транца, скул и скуловых брызгоотражателей; 5 - центральный и боковые кили; 6 - борта; 7 - боковая поверхность планширя; 8 - рыбины; 9 - верхняя часть планширя; 10 - накладки для подвесного двигателя; 11— банки; 12 — колодец подвесного двигателя (мотора).

Если деревянный скег или киль судна не имеет защиты, то при втаскивании на берег по твердой бетонированной дорожке он быстро сотрется на 20—30 мм. Незащищенный киль небольшого формованного судна имеет припуск на истирание не более 3—6 мм. Кроме того, в этом случае снашиваются обшивка корпуса и конструктивный киль пластмассового судна, являющиеся его несущими элементами. Вследствие истирания они будут сильно ослаблены еще задолго до полного износа.

Причиной значительной части потертостей могут быть снасти. Шкоты и фалы нужно располагать так, чтобы они не касались каких-либо частей судна не только при его ходе на ровном киле, но и при резком крене. А ведь иногда на кренящемся судне снасти занимают совершенно непредусмотренное положение и соприкасаются с различными деталями, что при от сутствии крена считалось бы совсем недопустимым. Швартовы также не всегда остаются в предназначенных для них киповых планках, даже если последние соответствуют своему назначению. Серьезные повреждения наносят стальные тросы, перепиливающие любые незащищенные части. Наибольшие повреждения способна причинить цепь.

Элементом конструкции, явно подверженным износу, является планширь. Все хорошие шлюпки оборудуются буртиками, но сравнительно немногие из них имеют такие буртики, которые покрывают не только боковую часть планширя, но и его верхнюю кромку. Верхняя кромка планширя истирается от воздействия весел, снастей, тяжелых предметов или подвесных моторов, иногда укладываемых на нее, а также рыболовных снастей.

Рис. 25. Места на прогулочном катере и крейсерской яхте, подверженные износу. 1 — форштевень; 2 — углы крыши каюты; 3 — зона вокруг киповых планок; 4— носовая часть палубы; 5—планширь; 6 — сходный трап или вход в рубку; 7 — сиденья кокпита; 8 — пол кокпита; 9—комингс; 10 — кокпит; 11 — углы транца или кормового подзора, скул и скуловых брызгоотражателей; 12 — днище в районе гребного винта; 13—нижняя часть киля; 14—.палуба вблизи бортов; 15—борта; 16—зона вокруг кредительных уток; 17 — кормовая часть палубы.

Серьезные повреждения может причинить верхней кромке планширя соприкосновение с галькой или крупнозернистым песком, когда вытянутое на берег судно переворачивают вверх килем. Аналогичные повреждения возникают, если эту операцию производить на твердой бетонированной дорожке или на палубе с нескользящим покрытием. При транспортировке на верхнем багажнике автомашины судно необходимо аккуратно уложить на специальные подкладки и надежно его принайтовить. Снимать судно с багажника также следует очень аккуратно и осторожно.

Редко обеспечивается надлежащей защитой и форштевень. Чтобы он мог хорошо резать волны, его часто проектируют с очень острой передней кромкой, которую, однако, трудно отформовать. Кроме того, кромка, безусловно, будет переобогащенной смолой, а значит, хрупкой и склонной к выкрашиванию. В то же время условия, в которых оказывается форштевень, бывают очень тяжелыми. Незначительная ошибка рулевого при подходе к причалу вызывает удар, способный привести к образованию выбоины размером 20—30 мм. Вряд ли эта выбоина образуется на причале; появление же ее на форштевне будет серьезным повреждением. Если во время прилива подует береговой ветер и стоящая на якоре яхта поплывет, то якорная цепь будет сильно тереться о форштевень и, как правило, заедать при попытке выбрать ее. Защитить форштевень от повреждений якорной цепью может в значительной мере носовой кранец подковообразной формы.

Хождение босиком по судну практически не вызывает его износа. На первый взгляд, удобно ходить по палубе и в специальных мягких туфлях, но такие туфли захватывают песок, который действует подобно наждачной бумаге. И чем рельефнее подошвы, тем больше в них собирается песка и тем дольше он там задерживается.

Необходимо иметь в виду, что повреждениям и износу от контакта с обувью подвержены банки и рыбины шлюпок, а также определенные участки палуб, сидений, кокпита и трапов прогулочных судов и прилегающие к ним зоны. К счастью, поверхность некоторых наиболее уязвимых мест делается, как правило, нескользящей, что при разумных конструктивных решениях обеспечивает защиту от износа и скрывает царапины и другие мелкие дефекты.

Любую полированную поверхность, на которую может ступать нога, невозможно уберечь от царапин. Это относится также и к поверхностям, которые в нормальных условиях расположены вертикально, но при сильном крене могут занимать почти горизонтальное положение. Желательно, чтобы не только пол, но и стенки кокпита обладали повышенной износостойкостью и, кроме того, были нескользящими. Даже в прибрежных водах довольно часто возникают такие ситуации, когда при сильной качке идущего с креном судна для сохранения равновесия приходится упираться в стенку кокпита ногами.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...