Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как сделать палубу нескользящей




Строители формованных судов часто недооценивают те неудобства, которые причиняет гладко отполированная палуба на небольших прогулочных и разъездных судах, а также на парусных яхтах и шлюпках. На крупных прогулочных судах обычно принимаются меры для того, чтобы сделать палубу нескользящей, однако зачастую они оказываются недостаточными или основываются на ложном представлении о том, что метод позволяющий добиться нужного результата на сухой поверхности, будет таким же эффективным и для мокрой палубы. Многие поверхности, обеспечивающие надежное сцепление в сухом состоянии, намокнув, становятся скользкими. Палуба же небольших судов почти всегда бывает мокрой от водяных брызг. Даже от росы она может стать скользкой и опасной для хождения.

Чтобы сделать палубу нескользящей, применяют три способа: придают ей в процессе формования рельефную поверхность; оклеивают палубу материалом с нескользящей поверхностью; окрашивают палубу нескользящей краской.

1. При формовании на палубу часто наносят рельеф, имеющий ромбовидный узор, или, как его еще называют «фальшивый Тракмарк», который получают, наклеивая перед формованием палубы «настоящий Тракмарк» на поверхность формы или модели. Этот способ позволяет сделать палубу нескользящей без дополнительных затрат средств и труда на стадии оснащения судна. Если вместо «Тракмарка» использовать рельефные обои, то можно получить широкий ассортимент узоров.

Такая палуба, безусловно, лучше гладкой, но она сильно проигрывает в сравнении с покрытой «настоящим Тракмарком». «Фальшивый Тракмарк» - твердый и жесткий, имеет блестящую поверхность, а намокнув, становится достаточно скользким. Ромбовидный узор довольно трудно отформовать; по углам ромбов обычно образуются кратеры, поэтому поверхность в углах интенсивно изнашивается. Говорят, что данный недостаток проявляется меньше, если при нанесении наружного декоративного слоя подогреть формовочные материалы.

Полученная при формовании рельефная поверхность в процессе эксплуатации стирается и, кроме того, она подвержена выкрашиванию, поскольку наверняка окажется обогащенной смолой. Если же поверхность не будет обогащена смолой, то, скорее всего, на ней появятся дефекты в виде непропитанных смолой участков, которые станут разрушаться еще интенсивнее. Изношенное или поврежденное покрытие этого типа невозможно заменить и очень трудно наформовать вторично.

2. Гораздо лучше отформовать гладкую палубу и затем безо всяких ухищрений покрыть ее «настоящим Тракмарком» фирмы «Данлоп» или аналогичным настилаемым на клею материалом. «Тракмарк» представляет собой рельефный листовой поливинилхлорид с тканевой подкладкой, которая приклеивается к палубе клеем. Его износостойкость очень высока и на нем не видны царапины. Если же покрытие износится, его можно снять и заменить новым.

Покрытие «Тракмарк» обладает мягкостью и эластичностью. Оно делает как сухую, так и мокрую палубу совершенно нескользской. «Фальшивый Тракмарк» не обладает подобными свойствами и отличается от настоящего так же, как отформованная из стеклопластика имитация автомобильной шины от настоящей шины.

Другим наклеиваемым покрытием, изготавливаемым компанией «Миннесота Майнинг энд Мэньюфэкчуринг» (3М), является «Сэйфти-Вок». По внешнему виду и на ощупь оно напоминает крупнозернистую шлифовальную шкурку. «Сэйфти-Вок» исключительно хорошо препятствует скольжению, но пригодно в основном для коммерческих судов. Здесь его черный или зеленый цвет более приемлем, а колкая, шершавая поверхность будет царапать не босые ноги, а толстые подошвы матросских сапог. Обычно «Сэйфти-Вок» выпускается в виде листов, плиток или полос, а не рулонов. На спортивно-прогулочных судах его целесообразно использовать для защиты интенсивно изнашивающихся частей, например, ступенек трапов, ступив на которые особенно опасно поскользнуться. Им можно также покрывать полы и палубы.

3. Самый дешевый способ сделать палубу в достаточной степени нескользящей - это покрыть ее нескользящей краской или смолой.

С целью удаления блестящего гладкого слоя и обеспечения более надежного сцепления с нею покрытия зашкурьте палубу, загрунтуйте ее одной из грунтовок, специально предназначенных для стеклопластика на основе полиэфирных смол (если такая операция рекомендована изготовителями выбранной вами краски) и затем производите окраску обычным способом. В процессе изготовления палубы можно с самого начала отформовать грубую поверхность, обеспечивающую хорошее сцепление и таким образом избежать большого объема абразивной обработки. Если заранее известно, что формованная конструкция подлежит окраске, то изготовление полированной формы окажется просто бесполезной операцией, на которую затрачено время, силы и средства.

При окраске обычной палубной краской потребуется ежегодно ее возобновлять. Толщина слоя краски будет быстро расти и через пять или десять лет возникнет необходимость его удаления. Очистка формованного судна от краски - не простая операция и, если ее производить, не имея определенного навыка, может принести судну больше вреда, чем пользы (см. гл. 22, посвященную обслуживанию).

Целесообразно применять современную износостойкую нескользящую краску на основе полиуретановой или эпоксидной смолы. Очень прочное и эластичное покрытие получается при использовании некоторых красок, а также пластиковых покрытий, включая покрытие на основе фрикционных материалов,
применяемых для изготовления накладок на тормозные колодки. Пригодными могут оказаться и весьма износостойкие покрытия, используемые для отделки полов на промышленных предприятиях.

Нескользящую отделку высокого качества можно получить на основе полиэфирных смол, обычно применяемых при формовании, путем введения в них значительного количества твердого, грубого наполнителя. Молотый кварц, гранит или кремень, просеянные через сито № 8, позволяют создать палубное покрытие, обладающее высокой износостойкостью, которое как в сухом, так и в мокром состоянии обеспечивает при ходьбе по нему отличное сцепление. При введении такого наполнителя очень важно точно соблюсти пропорции: если его ввести слишком мало, то поверхность обогатится смолой, станет блестящей и не сможет в достаточной мере препятствовать скольжению; при избытке наполнителя поверхность будет выкрашиваться. В качестве очень грубого приближения рекомендуется соотношение наполнителя к смоле, равное 6:5, но более точное его значение зависит от сорта смолы и типа наполнителя. Другим легко доступным наполнителем может служить мелкозернистый песок.

Перед нанесением покрытия очень важно правильно подготовить поверхность палубы. С целью обеспечения надежного сцепления с нею покрытия помимо обработки шлифовальной шкуркой ее необходимо очень тщательно вымыть, чтобы удалить все следы разделительных веществ, смазки, грязи и отпечатков обуви, которые неизбежно скопятся на поверхности, поскольку покрытие обычно наносится на палубу на заключительных этапах оснащения. Для окончательной очистки и подготовки поверхности иногда неплохо слегка протереть ее ацетоном. Правда, относительно ацетона мнения расходятся; некоторые специалисты не рекомендуют его применять. Однако несомненно, что использовать ацетон нужно в небольшом количестве и лишь в тех случаях, когда в ходе оснащения палуба оказалась сильно загрязненной. Возможные отрицательные последствия применения ацетона принесут меньше вреда, чем недостаточная адгезия покрытия при отказе от его использования.

Не следует забывать, что на судне есть и другие поверхности, которые также не должны быть скользящими. Это места, где поскользнувшийся человек не упадет за борт, но может получить травму. К ним относятся в первую очередь пол кокпита и рулевой рубки, ступеньки трапа, мостиковая палуба и сидения кокпита, на которые наступают члены экипажа, когда нужно быстро перебежать на нос судна. Сюда же следует отнести и пол в камбузе или в гальюнах, а также ту полочку в рулевой рубке или в кокпите, на которую обычно кладут бинокль, лоцию или ставят стакан с прохладительным напитком. Иногда соскальзывание какой-нибудь вещи с этой полочки приводит к неприятностям. Сказанное выше имеет значение главным образом при умеренно свежей погоде, поскольку при действительно сильном волнении любая вещь на судне должна быть тщательно закреплена.

Крыши кают чаще всего бывают гладкими и блестящими, а намокнув, становятся и очень скользкими. Обычно на крышах нескользящими делают лишь отдельные участки, а вокруг них остается достаточная площадь гладкой и скользкой поверхности.

Нескользящие поверхности нужны не только на морских крейсерских яхтах и на других относительно крупных судах. Никакой рулевой не сможет управлять шлюпкой, если ему будет трудно удержаться на своем сидении или если при крене судна он будет каждый раз соскальзывать к подветренному борту.

Для участков, находящихся в менее тяжелых условиях, отформованный рельефный узор или рубчик могут оказаться достаточными. Но в местах, подверженных износу, следует избегать рельефа типа «фальшивого Тракмарка», поскольку его трудно восстанавливать. Лучше использовать более открытый рельеф типа рубчика, при этом выступы должны быть прерывистыми, иначе между ними будет скапливаться грязь.

Тепловые деформации

В жаркую погоду палуба судна может нагреться настолько, что это скажется на ее прочности. Для многих смол, как отмечено в § 2.18, температура начала тепловых деформаций невысока. На практике повышенная восприимчивость к деформациям разогретой палубы наиболее заметно проявляется под действием местных нагрузок. Это касается всех судов, которые при эксплуатации могут оказаться в районах с жарким климатом или строятся на экспорт, особенно если какая-то часть палубы несет большую и ответственную нагрузку. Очевидный пример место заделки на палубе степса мачты; менее очевидные примеры - места установки крепительных уток и швартовых кнехтов. Во всех таких местах в случае перегрева палубы могут возникнуть неожиданные повреждения.

Палубы судов, эксплуатирующихся в тропиках, следует отформовывать, используя смолы, имеющие более высокую точку начала тепловых деформаций. Кроме того, для сохранения достаточного коэффициента безопасности палуба должна быть прочнее и толще, чем необходимо по расчетам, выполненным для условий эксплуатации при умеренных температурах. Нужно избегать окраски таких судов в темные цвета.

К счастью, конструкции яхт испытывают наибольшие напряжения в тех случаях, когда из-за сильного ветра и волн палуба остается холодной; по-настоящему нагретой она бывает только в тихую погоду или если стоит в гавани. Более серьезные последствия разогрев палубы способен вызвать на рабочих судах, поскольку они могут эксплуатироваться в таких местах, где для отдыха слишком жарко, и совершать большую часть рейсов, не выходя за пределы спокойных вод гавани.

На дешевых судах дополнительное упрочнение палубы, допускающее эксплуатацию под палящими лучами солнца, иногда неосуществимо из-за его сравнительно высокой стоимости, но на яхтах среднего класса и класса люкс такое упрочнение следует предусматривать обязательно.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...