Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и формы выражения девиации несовершеннолетних




Содержание

Введение

Глава I. Девиантное поведение подростков как социально-психологическая проблема

1.1 Понятие и формы выражения девиации несовершеннолетних

1.2 Факторы становления девиантного поведения

Глава 2. Практическое исследование психологических девиаций подростков

2.1 Изучение девиантного поведения подростков

2.2 Коррекция девиантного поведения

Заключение

Список литературы

Приложение


Введение

 

Актуальность темы исследования. Одной из серьезных проблем в настоящее время являются различные формы девиантного поведения подростков. Оно может выражаться в самых разных поступках, начиная с того, что подросток убегает из дома, и кончая разбойными нападениями или убийствами. А ведь нередко "поведение в детстве позволяет довольно надежно предсказывать поведение в зрелые годы".

Психология подросткового возраста - один из самых сложных и наименее разработанных разделов возрастной психологии. Период подростничества - это время завершения детства и начало длительного периода перехода к взрослости. Он характеризуется "интенсивным процессом психического и личностного развития, физического созревания организма подростка". Происходящие с ним перемены осознаются и переживаются подростком, у него формируется новое представление о себе, укрепляется самооценка. Возрастные особенности отражают устойчивые свойства и качества личности, характерные для детей того или иного периода развития. Учащиеся подросткового возраста претерпевают заметные изменения, связанные с процессом естественного развития психического мира подростка, развития, происходящего под влиянием условий его жизни и воспитания.

Проблемы социально-психологических особенностей личности девиантных подростков затрагивают многие области теории и практики. Ведь наиболее сложным периодом социального развития выступает именно подростковый возраст, представляющий собой переходный этап между детством и взрослой жизнью.

Поэтому исследование девиантного поведения подростков является весьма актуальным.

Степень разработанности проблемы. Вопросы девиантного поведения подростков в последние годы получили детальную разработку в трудах как зарубежных, так и отечественных педагогов и психологов. Можно назвать работы А.Б. Леоновой "Психодиагностика функциональных состояний человека", А.Н. Лук "Эмоции и личность", М. Яновской "Эмоциональные аспекты нравственного воспитания", А. Бандуры и Р. Уолтерса "Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений", Е.Ф. Рыбалко "Возрастная и дифференциальная психология", Б.С. Братуся "Аномалии личности", М.Е. Бруно "О характерах людей", Р. Бэрона и Д. Ричардсона "Агрессия" и др.

Целью настоящей работы является исследование психологических девиаций в подростковом возрасте.

Для реализации указанной цели необходимо решить следующие задачи работы:

) исследовать понятие и формы выражения девиантного поведения подростков;

) выявить факторы становления девиантного поведения подростков;

) показать возможные пути коррекции девиантного поведения подростков.

Объект исследования: личность подростков с девиантным поведением в возрасте 13 - 16 лет.

Предмет исследования: социально-психологические особенности личности подростков с девиантным поведением.

Были использованы следующие методы исследования: метод научного анализа источников по рассматриваемой проблематике; метод научного синтеза и обобщения точек зрения, представленных в источниковой базе.

Практическая значимость работы заключается в разработке конкретных предложений по работе с подростками с девиантным поведением.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.


Глава I. Девиантное поведение подростков как социально-психологическая проблема

 

Понятие и формы выражения девиации несовершеннолетних

 

Отклоняющееся поведение можно назвать актуальной проблемой современного общества. Девиантное, отклоняющееся поведение вызывает интерес у психологов, врачей, работников правоохранительных органов, социологов. Тема отклоняющегося поведения носит комплексный, междисциплинарный и дискуссионный характер, охватывая широкий спектр социально-психологических проблем, связанных с подростковым возрастом. Сопряженность термина с понятием "социальная норма" многократно усложняет проблему, поскольку границы нормы весьма условны.

Многообразие подходов проявляется и при решении таких практических задач, как диагностика отклоняющегося поведения личности подростков, его профилактика и преодоление в ходе социально-психологической помощи. Изучение на теоретическом и экспериментальном материале феномена девиантного поведения подростков позволяет утверждать, что мы имеем дело с чрезвычайно сложной формой социального поведения личности, детерминированного системой взаимосвязанных факторов. Отклоняющееся поведение подростков, каковы бы ни были его формы, представляет для общества определенную опасность дестабилизации и потому всегда определяется как социальная проблема.

Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называют социализацией. Человек личностью не рождается, он ею становится только в процессе социализации. Человек учится выполнять особые социальные роли, т.е. учится вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, служащего, супруга, родителя и т.д. Все они имеют выраженный культурный контекст и, в частности, значительно зависят от стереотипа мышления. Можно сказать так: личностью становится практически каждый человек в процессе развития своей индивидуальности в данной конкретно-исторической обстановке. Однако иногда процесс социализации дает сбои. Тогда мы и ведем речь об отклоняющемся от нормы (девиантном) поведении. А.М. Анохин пишет, что "девиантность определяется соответствием или несоответствием поступков социальным ожиданием".

Девиантное поведение - результат сложного взаимодействия процессов, происходящих в обществе и познании человека. О.С. Осипова пишет: "Девиации направлены на преодоление фрустрации - препятствия, вставшего на пути достижения цели, и проявляются через социально значимые действия". Л.А. Нефедова подчеркивает: "Девиация с трудом поддается определению, что связано с многообразием социальных ожиданий, которые часто предоставляются спорными. Эти ожидания могут быть неясными, меняющимися со временем, кроме того, на основе разных культур могут формироваться различные социальные ожидания. С учетом этих проблем, социологи определяют девиацию как поведение, которое считается отклонением от норм группы и влечет за собой изоляцию, лечение, исправление или другое наказание".

По мнению Ю.Ю. Бугаенко, целесообразно рассматривать отклоняющееся поведение по основаниям, затрагивающим два главных регулятора жизнедеятельности людей: мораль и право. Конечно, граница между ними иногда сравнительно условна, тем не менее, ею можно руководствоваться при изучении конкретных форм отклоняющегося поведения. Другие ученые к основным формам отклоняющегося поведения относят правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство.

Следует отметить, что не всякое девиантное поведение является деструктивным. Различные формы музыкального, художественного творчества, например, тоже могут быть отнесены к девиантному поведению. Таким образом, девиантное поведение может иметь как негативное, так и позитивное содержание. Однако применительно к данной работе мы будем вести речь о девиантном поведении именно негативной направленности.

Одним из проявлений девиантного поведения являются конфликты (а именно - деструктивные конфликты). Конфликтное состояние между ребенком и взрослым, воспитанником и воспитателем возникает не так уж редко. Оно порой бывает обостренным, натянутым, переходит в грубые формы взаимоотношений, иногда протекает скрыто и длится долго или сразу же гаснет. Как будет преодолен конфликт - зависит прежде всего от взрослого. В условиях конфликтных состояний дети могут вести себя аффективно, грубо, а взрослые терять самообладание. На фоне накаленных отрицательных эмоций воспитательный процесс становится неуправляемым и не достигает своих целей.

В период подросткового возраста перед ребенком встают следующие задачи: формирование доверия к мировоззренческой картине мира, обретение самостоятельности, выдвижение инициативных начинаний и формулировка отдаленных жизненных целей, принятие на себя ответственности за свое дело. Процесс формирования идентичности зависит от реализации этих задач одновременно и в личностной, и в социальной сферах. Подростки оценивают себя под углом того, как, по их мнению, их оценивают другие люди, сопоставляя это представление с образом самого себя и со своими идеалами. При этом необходимо принимать во внимание как собственные оценки, так и оценки других людей, а также тенденции развития общества. Умение сопоставлять разные оценки и представления предъявляет высокие интеллектуальные требования, для соответствия которым необходимо использование формальных операций.

В начале подросткового возраста у ребенка появляется и усиливается стремление быть похожим на старших, детей и взрослых, причем такое желание становится настолько сильным, что, форсируя события, подросток иногда преждевременно начинает считать себя уже взрослым, требуя соответственного обращения с собой как со взрослым человеком. В то же время он еще далеко не во всем отвечает требованиям взрослости. Приобрести качества взрослости стремятся все без исключения подростки. Видя проявления этих качеств у старших людей, подросток часто некритически подражает им. Собственное стремление подростков к взрослости усиливается за счет того, что и сами взрослые начинают относиться к подросткам уже не как к детям, а более серьезно и требовательно. С подростка спрашивают больше, чем с младшего школьника, но ему многое и разрешается из того, что не позволяется первоклассникам. Например, подросток гораздо больше, чем младший школьник, может находиться вне дома, на улице, в компании друзей и среди взрослых. Ему позволено участвовать в таких ситуациях, к которым обычно младшие школьники не допускаются. Этим подтверждается более равноправное и независимое положение подростка в системе человеческих отношений. Все это вместе взятое порождает у подростка представление о себе как о человеке, переставшем быть ребенком, перешагнувшем за порог детства. Итогом этих процессов становится укрепляющееся внутреннее стремление подростка поскорее стать взрослым, которое создает совершенно новую внешнюю и внутреннюю ситуацию личностного психологического развития. Она требует и порождает изменение всей системы отношений подростка с окружающими людьми и с самим собой.

Особое место в структуре девиантного поведения несовершеннолетних занимает преступность. Значительный удельный вес преступлений несовершеннолетних (а в современной России на каждые сто тысяч подростков совершается 3000 преступлений) вызывает особую тревогу. Качественно изменилась характеристика самой преступности несовершеннолетних, которая теперь отличается высокой степенью организованности. Групповой характер - это сегодня одна из специфических особенностей преступности несовершеннолетних. За последние годы доля несовершеннолетних, совершивших преступления в составе групп, стабильно превышает 70%. В 1989 г. было зарегистрировано 159976 преступлений несовершеннолетних, а в 2011 г. - 209126. По данным за 2011 г. несовершеннолетними было совершено убийств 3,8% (от общего числа совершенных убийств); причинений тяжкого вреда здоровью - 4,4; изнасилований - 14,1; разбоев - 13,5; грабежей - 12,4; краж - 9,4; хулиганства - 8%. Возрастает распространенность организованных форм преступности несовершеннолетних и молодежи. По выборочным данным, до 70-80% преступлений совершается вблизи места жительства, учебы (в том числе непосредственно в образовательных учреждениях и общежитиях). Каждое третье преступление совершено несовершеннолетними в состоянии преступности в среде различных контингентов несовершеннолетних, выделяемых по роду ведущей деятельности, что связано с определенной селекцией их состава, исходя из предшествующего поведения и с интенсивностью социального контроля. Так, на тысячу школьников в возрасте уголовной ответственности приходится примерно в 3 - 4 раза меньше зарегистрированных преступлений, чем на такую же численность учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования или работающих подростков. Тревогу вызывает и рост числа девушек-подростков, совершивших преступления. Так, в 1997 г. их было 14,1% от общего числа несовершеннолетних преступников, в 2011 г. - уже 16,5%.

Неодинакова распространенность преступности в среде различных контингентов несовершеннолетних, выделяемых по роду ведущей деятельности, что связано с определенной селекцией их состава, исходя из предшествующего поведения и с интенсивностью социального контроля. Так, на тысячу школьников в возрасте уголовной ответственности приходится примерно в 3 - 4 раза меньше зарегистрированных преступлений, чем на такую же численность учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования или работающих подростков; в 6 раз меньше, чем на такую же численность неучащихся и неработающих подростков.

Структура зарегистрированной преступности несовершеннолетних в 2011 г. характеризуется следующими показателями (табл.1, приложение).

Преступления несовершеннолетних носят преимущественно (приблизительно в трех случаях из пяти) групповой характер. Например, в 2011 г. группами совершено 62% всех преступлений несовершеннолетних. Это понятно, если учесть, присущую подростку потребность в общении со сверстниками. Проявилась тенденция формирования организованных группировок несовершеннолетних с антиобщественной направленностью, функционирующих на определенной территории и охраняющих ее от "чужаков", в таких группировках имеется преступное ядро. Особое распространение они получили в социально и экологически запущенных районах.

Одной из острейших проблем современного российского общества являются пьянство и наркомания в подростковой среде. По данным специальных исследований, каждый четвертый подросток хотя бы раз пробовал наркотики. Количество наркоманов и алкоголиков не поддается реальному учету, т.к. подавляющее их большинство остается вне поля зрения педагогов. Алкоголизм, наркомания перестали быть только социальными проблемами. Приводя к биохимическим изменениям в организме человека, особенно подростка, эти явления постоянно увеличивают круг лиц, склонных к совершению преступлений. Исследователями установлено, что у 40-50% подростков-правонарушителей имеют место алкоголизм и пьянство, и, как следствие - драки, аморальное поведение.

Итак, девиантно-ролевое поведение - реакция подростка на возникающее в его окружении противоречие между социальной целью и социальными нормами ее достижения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...