Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Факторы становления девиантного поведения




 

Девиация не возникает в "социальном вакууме". Одной из основных психологических причин девиантного поведения (особенно такой его формы, как совершение правонарушений) подростков является то, что данный возраст весьма подвержен внушаемости. В контексте рассматриваемой проблемы под внушаемостью следует понимать склонность ребенка к не осознаваемому следованию требованиям других лиц (взрослых, старших сверстников, особенно пользующихся авторитетом у подростков). А эти требования часто не согласуются с законностью и правопорядком. Так, в последние годы "героями" молодых людей становятся все больше представители преступного мира.

Нельзя игнорировать и тот факт, что в последние 10-20 лет по самым различным причинам (алкоголизм, экология) участились случаи рождения умственно неполноценных детей или детей с проблемами психического развития. А некоторые из них (олигофрены, например) подвержены необъяснимым вспышкам агрессии, что также следует отнести к девиантному поведению.

Не могут подростки в полной мере оценить и истинную цену человеческой жизни, что приводит к убийствам, совершаемым несовершеннолетними. И еще реже может понять несовершеннолетний такую категорию, как неприкосновенность чужой собственности. Следует уточнить: понять может, недаром уголовная ответственность за наиболее серьезные преступления наступает с 14 лет, а вот прочувствовать до конца - не может.

Значительную роль играет и расслоение общества. Подростку гораздо труднее, чем взрослому, психологически пережить то, что кто-то одет несравненно лучше, кого-то привозят в школу на роскошной машине и т.д. Отсюда - как преступления корыстной направленности, так и насильственные преступления против более благополучных детей. Отсутствует у подростка и своеобразный "иммунитет", вырабатываемый с годами у любого нравственно устойчивого человека, против роскоши, которой нынче можно полюбоваться в каждом магазине.

Т.В. Ковалева и О.К. Степанова одну из причин девиантного поведения подростков в современной России видят в том, что "молодежи приходится вырабатывать взгляды на жизнь в обстановке моральной вседозволенности". "Но основное, что мы не должны упускать из вида, - пишет К.М. Арымбаева, - это существование различных форм социального неравенства".

Подростки, склонные к девиантному поведению, а особенно - совершившие преступление, обладают всеми нравственно-психологическими качествами, которые присущи лицам данной возрастной группы, а также специфическими негативными свойствами, приобретенными в результате сложившихся условий воспитания. "Эти свойства личности в значительной мере определяют их взгляды, убеждения и поступки", - пишет Г.М. Миньковский. Однако условия воспитания огромного числа молодых людей в современном обществе далеки от нормальных.

Играет свою роль и тот факт, что в подавляющем большинстве закрыты ныне секции, кружки по интересам, подростковые клубы, а те, что остались, часто не по карману родителям. Образовавшуюся пустоту нужно чем-то заполнить, и нередко это заполнение происходит именно за счет проявлений отклоняющегося поведения.

Как с точки зрения физиологии, так и психологии рассматриваемая категория (несовершеннолетние) - самая неустойчивая в поведении, в выборе средств достижения намеченного, в отношениях с окружающими, наконец, в самоконтроле. Им присуще преувеличенное представление о своих возможностях, а порой чрезвычайно сложно и почти невозможно установить какие бы то ни было пределы в их поведении. В этом случае процесс воспитания в отношении этой категории лиц, с одной стороны, облегчается - несовершеннолетние более, если так можно сказать, податливы убеждению, с другой стороны, затрудняется - несовершеннолетние менее прогнозируемы в своем поведении. Они очень часто сами для себя не смогут пояснить свой поступок (проступок).

Какие факторы, связанные с образом жизни, семьей и ранними детскими переживаниями, могут предопределить последующее девиантное поведение человека? Петрунек и Таран пишут, что "доминирующие интересы и идеалы, составляющие направленность личности, складываются преимущественно под влиянием отрицательных в социальном плане воздействий микросреды (неблагополучная семья с конфликтными отношениями или антисоциальным поведением родителей, влияние асоциальной группы детей) и потому приходят в противоречие с этическими и правовыми требованиями общества".

Дети черпают знания о моделях отклоняющегося поведения из трех основных источников. Семья может одновременно демонстрировать модели девиантного поведения и обеспечивать его подкрепление. Вероятность девиантного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлениями девиации у себя дома. Дети с отклоняющимся поведением, "как правило, вырастают в семьях, где дистанция между детьми и родителями огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлениям детской агрессии безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы, и терпеливого объяснения предпочитают силовые методы, особенно физические наказания.

Именно в лоне семьи ребенок проходит первичную социализацию. На примере взаимоотношений между членами семьи он учится взаимодействовать с другими людьми, обучается поведению и формам отношений, которые сохранятся у него в подростковом периоде и в зрелые годы. Нервозность родителей, конфликтные отношения между ними, повышенный тон, раздражительность, грубость, крики - все это только губит ребенка, никогда не проходит для него бесследно. Реакции родителей на неправильное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии или дисгармонии, характер отношений с родными братьями или сестрами - вот факторы, которые могут предопределять девиантное поведение ребенка в семье и вне ее, а также влиять на его отношения с окружающими в зрелые годы. Причем и вседозволенность (в смысле отсутствия контроля за поведением ребенка), и слишком суровые наказания способствуют повышению уровня девиантности ребенка.

Дети, у которых в семье сильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны, сравнительно более склонны к девиантному поведению. А. Бандура и Р. Уолтерс пишут, что "основным источником агрессивности. является неспособность родителей построить зависимые отношения". Социальные характеристики семьи также очень важны. А. Бандура и Р. Уолтерс пишут: "Большинство мальчиков, постоянно совершающих антиобщественные действия, имеют неполные семьи или живут в очень неблагополучных или криминальных районах".

Данные исследования, проведенного Н.Р. Сидорова, показывают, что значительная часть родителей (около 43 %) не ставят перед собой специальных задач по воспитанию детей школьного возраста, считая, что эту обязанность должна выполнять школа. Во многих семьях родители затрачивают на непосредственное общение с детьми в среднем не более 20 - 45 минут в день. Такая тенденция опасна тем, что в трудных жизненных ситуациях подростки могут обратиться за помощью к лицам с асоциальной направленностью, которые, оказав подчас сомнительного характера помощь, становятся значимыми в жизни ребенка и оказывают в дальнейшем существенное влияние на его поведение.

Характер семейного руководства имеет непосредственное отношение к становлению и упрочению девиантного поведения. Родители, применяющие крайне суровые наказания и не контролирующие занятия своих детей, рискуют обнаружить, что их дети агрессивны и непослушны. Хотя наказания часто неэффективны, при правильном применении они могут оказывать сильное позитивное влияние на поведение.

У детей один из главных путей научения девиантному поведению - наблюдение за чужим отклоняющимся поведением. Так, дети, которые встречаются с насилием у себя дома и которые сами становятся жертвами насилия, склонны к агрессивному поведению. В настоящее время один из источников "обучения" девиантному поведению (причем самых различных форм) - средства массовой информации. Кроме того, зачастую именно различные аспекты межличностных взаимодействий приводят к ее возникновению и предопределяют ее формы и направленность. Возможно именно поэтому столь пристальное внимание уделяется фрустрации, то есть блокированию разворачивания целенаправленного поведения. "Фрустрация детской потребности в зависимости, происходящая вследствие недостатка или отсутствия нежной заботы и привязанности со стороны одного либо обоих родителей, приводит к постоянно возникающему у ребенка чувству враждебности…", - пишут А. Бандура и Р. Уолтерс.

Таким образом, лишенные в морально неблагополучной семье эмоционального комфорта, ребята попадают под влияние улицы. Здесь подросток получает то, чего в силу тех или иных причин не смог получить ни в школе, ни в семье, а именно - удовлетворение потребности в общении и самоутверждении. Иными словами, он приобретает антиобщественную установку личности.

Различные структуры нервной системы и протекающие в них процессы также оказывают серьезное влияние на человеческое поведение. Но всегда нужно иметь в виду, что биологические процессы протекают в социальном контексте. То есть внешняя среда влияет на неврогенные связи, внутренние биологические процессы в значительной степени предопределяют характер наших реакций на средовые воздействия, и правильней было бы говорить не о решающем влиянии биологических либо, наоборот, социальных факторов как детерминант девиантного поведения, а признать, что на него действуют оба типа факторов и что биология и окружающая среда оказывают взаимное влияние друг на друга.

Итак, очевидно, что девиантное поведение подростков обусловлено целым комплексом факторов, как социальных, так и биологических.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...