Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коррекция девиантного поведения




 

Как только учитель (воспитатель, психолог, родитель) сталкивается с неблагополучием в поведении и учении несовершеннолетнего, с необходимостью коррекции, он испытывает массу трудностей. В этих случаях попытки достичь педагогического эффекта ограничиваются отдельными воздействиями и чаще всего сводятся к выражению осуждения, порицания, наказанию, то есть к мерам, которые требуют особой педагогической тонкости, такта и, по возможности, редкого их применения. Понятно, что при такой коррекции страдают обе стороны: воспитатель и воспитанник. Первый - потому, что у него все более осложняются отношения со взрослыми, второй - от осознания и переживания своей беспомощности в работе с отдельными несовершеннолетними, а иногда и с целой группой. К настоящему времени накоплено много материалов, которые показывают, что трудности и неудачи в педагогическом процессе нередко обусловлены недостаточным умением взрослого разобраться в скрытых психологических причинах поведения ребенка.

Пример. Сергей Р. - ученик 8-го класса. Педагоги считают его трудным подростком, отмечают грубость в общении, непредсказуемость поведения, учится слабо, преобладают тройки, хотя до 6-го класса был отличником. В семье отношения хорошие. Сергей имеет нормальное физическое развитие, крепкое телосложение. Объективные психологические исследования выявили у подростка очень хорошее практическое и теоретическое мышление, техническую сообразительность, очень высокие показатели внимания. Эти психологические особенности представляют хорошую основу для успешного обучения. Однако наряду с этим для подростка характерна очень высокая тревожность, эмоциональная нестабильность, впечатлительность, отзывчивость, большая потребность в общении, сочетаемая с критичностью. В классе Сергей не пользуется поддержкой товарищей, не имеет эмоциональных контактов ни с родителями, ни с учителями. Ему свойственны низкая самооценка, неуверенность в себе. Таким образом, отклонения в поведении и трудность воспитания Сергея обусловлены теми основными противоречиями, которые имеются у него: прежде всего это выраженная потребность в общении, отзывчивость, впечатлительность и черты характера, препятствующие общению (упрямство, нетерпеливость, критичность), что и создает постоянные конфликты.

Исходя из этого в процессе индивидуальной работы с учащимся учителю необходимо показать несоответствие учебной успешности его потенциальным возможностям, быть мягче, учитывая неадекватность внешнего поведения внутренним установкам и высокой тревожности, попытаться установить неформальные отношения. Необходимо помочь установить контакты с ребятами в классе, опираясь на способности подростка в области технических знаний и умений; отмечать его достижения при всем классе. Сергей может быть деловым лидером и помощником классного руководителя в производственных делах. Родители также должны учитывать ранимость сына, его потребность в эмоциональной поддержке, установлении взаимопонимания; нужно способствовать закреплению дружеских связей в семье: приглашать друзей домой, поддерживать их интересы.

Многие исследователи предлагают как высокоэффективное средство психорегулирующую тренировку и использование методов активного психологического воздействия, ситуаций с элементами ролевой игры и психодрамы, применяется техника пантомимических игр, зеркала, монологи.

психологическая девиация подростковый поведение

В качестве примера такой коррекции можно привести работу, проведенную студентами и преподавателями Пермского пединститута. Был проведен следующий эксперимент. В качестве испытуемых были взяты школьники, отчужденные от классных коллективов и в силу больших отклонений в поведении состоящие на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Были сформированы две равные по асоциальным отклонениям группы: экспериментальная (18 человек) и контрольная (8 человек). К каждому подростку прикреплялся шеф (студент пединститута). С обеими группами проводилась воспитательная работа, направленная на преодоление негативных и формирование положительных привычек поведения и качеств личности. Особое внимание уделялось включению учащихся в различные педагогически целесообразные виды деятельности (в работу клуба "Турист", проведение КВН, экскурсий и т.д.).

В экспериментальной группе, кроме того, два раза в неделю проводились занятия по психорегулирующей тренировке. Испытуемые вводились в состояние физической и психической расслабленности, а затем им внушались установки, направленные на формирование чувства ответственности перед коллективом, воспитание сдержанности, умения управлять собой, на изменение отношения к учению и к общественной активности.

В результате проведенной работы положительные сдвиги произошли у испытуемых обеих групп: подростки активно включились во все привлекательные для них дела. Это отвлекло их от асоциального проведения досуга. Однако в контрольной группе участие ребят в этих мероприятиях существенно не повлияло на их отношение к учению и не изменило их положения в классе: 7 из 8 по-прежнему остались на позиции отчужденных; 4 из 8 были оставлены на второй год; 2 - направлены в спецшколу, 1 - в спецучилище.

В экспериментальной же группе произошли значительные изменения в мотивационной сфере. Уличные компании перестали играть для них роль референтной группы.14 из 18 приняли активное участие в жизни своих классных коллективов. У большинства из них появилось положительное отношение к учебе.12 ликвидировали к концу года свои пробелы и были переведены в следующие классы. Таким образом, психорегулирующая тренировка дает эффект при наличии условий для реализации внушенных установок.

При разработке программы коррекционной работы необходимо учитывать особенности характера, и прежде всего это важно в подростковом возрасте, который вообще является периодом становления характера. У подростка от характера зависит многое: нарушение поведения, острые аффективные реакции, стиль отношений с окружающими, социальная адаптированность подростка и т.п. Знание особенностей характера позволяет выявить его уязвимые места и тем самым предвидеть факторы, способные вызвать нарушения поведения. Программа педагогической коррекции составляется школьным психологом и учителем, а осуществляется педагогами и родителями с помощью школьного психолога. Достижение положительных результатов становится возможным только при условии изучения психологии подростков, знания индивидуальных особенностей каждого из них.


Заключение

 

Результаты исследования показывают, что существуют взаимосвязи между внешними - социальными - факторами (состав и наличие семьи, низкий образовательный уровень родителей) и психологическими особенностями (акцентуации характера, проявление агрессии, стратегии совладания), обусловливающими подростковую девиантность.

Девиантное поведение - это специфическая форма отношений между субъектами по поводу разрешения тех или иных проблем, возникающих в процессе их взаимодействия; это специфическое отражение собственного "Я" путем дистанцирования от своего прежнего социального окружения и невхождения в новое. В результате подросток утрачивает свой социальный статус и оказывается в оппозиции к группе, обществу в целом. Девиантное поведение всегда конфликтно и отражает противоречия, существующие в обществе, социальных группах, между личностями и, наконец, внутри самой личности.

Отклонения от социальных норм, несмотря на большое разнообразие, имеют некоторые общие причины, поддерживающие их существование, а подчас ведущие к их росту и распространенности. По своей сути они сводятся к объективным и субъективным противоречиям общественного развития, которые нарушают взаимодействие личности с социальной средой и ведут к формам поведения индивидов, не согласующимся с существующей нормативной системой. При этом одно и то же противоречие может лежать в основе как социально не желаемых форм поведения (преступность, алкоголизм, самоубийство и т.д.), так и социально одобряемых (познавательная активность, творчество, бытовая активность и т.д.).

Психологический подход основан на выделении социально-психологических различий отдельных видов отклоняющегося поведения личности.

Как известно, человеческое поведение - явление наивысшей сложности. В поведении человека система внешних обстоятельств преломляется в системе внутренних переживаний. В девиантном поведении проявляется единство объективных и субъективных факторов.

Психологические особенности девиаций подросткового возраста определяются комплексом факторов и проявляются в повышении сложности взаимосвязи исследуемых показателей и возрастании адаптивных возможностей подростков.

Девиантное поведение подростков обусловлено целым комплексом факторов, как социальных так и биологических. К социальным прежде всего относятся семья и ближайшее окружение. В целом, девиантное поведение опосредуется главным образом экономическими отношениями. Однако антиобщественное поведение не находится в прямой зависимости от их состояния. Взаимосвязь здесь более сложная и многоплановая. Но о том, что она существует, говорит вся история развития общества.

На основе диагностики девиантного поведения строится программа коррекционной работы с несовершеннолетними, ставящая целью устранение отклонений в поведении, обучении, развитии учащихся и социальную адаптацию. Программа такой коррекции включает педагогическую и психологическую части. Психологическую часть планирует и осуществляет школьный психолог. В его арсенале имеется целый ряд средств и методов воздействия на учащегося, таких как проведение занятий, направленных на формирование и развитие психических функций (внимания, памяти, мышления и др.).

Специфика механизма действия детерминант девиантного поведения в отношении несовершеннолетних определяет и содержание мер профилактики крайней формы девиации - преступности. Эти меры должны быть ориентированы на достижение личностных изменений, коррекцию социальной среды (прежде всего - микросреды), включать в качестве обязательного элемента применение мер к лицам, способствующим правонарушающему поведению подростков, либо не оказывающим надлежащего позитивного формирующего влияния при наличии соответствующей обязанности.

Ввиду чрезвычайной распространенности девиантного поведения усиливается роль социального контроля. Социальный контроль выражается в стремлении других (обычно большинства) воспрепятствовать девиантному поведению, наказать девиантов или "вернуть их в строй". Методы социального контроля включают:

изоляцию (или полное отстранение девианта от других людей);

обособление (или ограничение контактов девианта с другими);

реабилитацию (или подготовку девианта к возвращению к нормальной жизни).

Чем демократичнее общество, тем больше акцент должен делаться не на внешний социальный, а на внутренний личностный самоконтроль.


Список литературы

 

1. Авдулова Т.П. Психология подросткового возраста (1-е изд.). Учеб. пособие. - М.: Академия, 2012. - С.18-21.

2. Андреев А.М. Девиантное поведение подростков и молодежи: причины, особенности и меры предупреждения // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). - 2010. - № 4. - С.120-123.

.   Анохин А.М. Девиация в структуре социальной адаптации // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2006. - № 4. - С.368-370.

.   Апинян Г.В. О понятиях "девиация", "девиантность", "девиантное поведение" // Известия Российского государственного педагогического университета им.А.И. Герцена. - 2009. - № 118. - С.119-121.

.   Арымбаева К.М. Социологические теории девиации // Актуальные проблемы современной науки. - 2007. - № 1. - С.60-62.

.   Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. Пер. с англ. - М.: Эксмо пресс, 1999. - 411 с.

.   Баширова Л.С. Социальная норма и девиация // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2000. - № 2. - С.97-100.

.   Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - 2-е изд. - М.: Норма, 2003. - 456 с.

.   Бугаенко Ю.Ю. Факторы, детерминирующие молодежные девиации // Общество: политика, экономика, право. - 2009. - № 1-2. - С.80-83.

.   Бурханова С.В., Кром И.Л. Девиантное поведение подростков как проблема социальной адаптации // Современные исследования социальных проблем. - 2010. - № 2. - С.107-110.

.   Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 1997. - 345 с.

.   Ковалева Т.В., Степанова О.К. "Подростки смутного времени" (к проблеме социализации старшеклассников) // Социс. - 1998. - № 8. - С.60-72.

.   Намаканов Б.А. Девиантное поведение подростков - проблема школьного воспитания // Наука и школа. - 2011. - № 1. - С.112-116.

.   Нефедова Л.А. Концептуальное поле девиации // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2001. - № 4. - С.98-100.

.   Моруга А.В. Девиации в системе социального управления // Преподаватель ХХI век. - 2009. - № 1-2. - С.376-378.

.   Панкратов Р.И., Тарло Е.Г., Ермаков В.Д. Дети, лишенные свободы. - М.: Норма, 2003. - 234 с.

.   Парфенов Ю.А. Девиантное поведение как результат псевдопереживания подростками критических ситуаций // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. - 2009. - Т.12. - № 2. - С.27-31.

.   Петрунек В.П., Таран Л.Н. Нелегкий шаг к юности: Родителям о нервно-психологическом здоровье подростков. - М.: Педагогика, 2001. - 152 с.

.   Посошенко Е.В. Проблема личностной девиации: социально-философский аспект // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2009. - № 04. - С.52-55.

.   Практическая психодиагностика. Методика и тесты / Под ред.И.Т. Рыкова. - Самара: СГУ, 1999. - 311 с.

.   Сидоров Н.Р. Девиации поведения у школьников - определение и предупреждение // Психологическая наука и образование. - 2007. - № 4. - С.23-27.

.   Хабибова Н.Е. Наркомания в контексте теорий девиации // Вестник Башкирского университета. - 2010. - Т.15. - № 4. - С.1221-1223.

.   Яручик Ю.В. Девиантное поведение молодежи // В мире научных открытий. - 2010. - № 6-2. - С.99-100.

24. Официальный сайт МВД России // www.mvd.ru <http://www.mvd.ru>.

.   Словарь латинского языка // http://www.lingvokit.com.


Приложение

 

Таблица 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...