Лабораторная работа. «Временная перспектива личности». Оборудование: графический тест Коттла ( тест «Круги времени)». Ход работы
Лабораторная работа «Временная перспектива личности» Оборудование: графический тест Коттла ( тест «Круги времени)» Цель: исследование субъективного ощущения времени с помощью графического теста «Круги времени». Ход работы 1. Рассмотреть подход Коттла к изучению временной перспективы, изучить особенности собственной ВП. 2. Составить таблицу «Параметры изучения временной перспективы личности». Литература: Н. М. Савлакова Временная перспектива личности: теоретический анализ проблемы Графический тест Коттла (Тест «Круги времени»). Одна из самых распространенных методик исследования временной перспективы (ВП). Тест направлен на исследование субъективного ощущения времени, его главная идея – связанность временных зон. По мнению автора, пространственная модель времени основана на том, что люди чувствуют связанность своего прошлого, настоящего и будущего. В инструкции испытуемым предлагается изобразить на листе бумаги в виде трех кругов свое прошлое, настоящее и будущее, как они себе это представляют. Размер и расположение кругов могут быть любыми. Эта методика обладает рядом достоинств: проста в применении; не требует много времени; исключает социальную желательность ответов; учитывает не только линейную, но и пространственную модели времени. Однако у нее есть и недостатки: не до конца понятна психологическая реальность, стоящая за результатами методики; ее сложно использовать в исследованиях, так как затруднено сравнение результатов разных испытуемых. Обработка и интерпретация результатов. Для анализа результатов по данной методике использовались следующие параметры:
- диаметр круга «Прошлое» в сантиметрах; - диаметр круга «Настоящее» в сантиметрах; - диаметр круга «Будущее» в сантиметрах.
Способ пересечения кругов: 0 - все разделены (интерпретируется как изолированность данных временных периодов и отсутствие в сознании идеи о влиянии их друг на друга), 3 - сцеплены все три (наоборот, существует осознание взаимного влияния каждого из разных временных периодов на остальные), 2 - сцеплены два из трех кругов (взаимное влияние более специфично); Включенность кругов один на другой (круг полностью находиться внутри другого): 1 – прошлое и будущее включены в настоящее, интерпретировалось как ведущая значимость настоящего, которое определяет оценку прошлого и прогноз на будущее; либо характеристика их взаимного расположения, если круги, отделены друг от друга: 2 – порядок размещения слева направо, либо сверху вниз, если крути не пересекаются: настоящее, прошлое, будущее; этот вариант интерпретируется как ведущая роль настоящего при отсутствии осознания взаимного влияния, то есть изолированность; 3 - аналогично прошлое, настоящее, будущее; это интерпретировалось как наиболее типичное для людей в среднем восприятие, точнее, структурирование времени, то есть именно в таком порядке и принято размещать периоды; 4 - аналогично, прошлое, будущее, настоящее; такой вариант мы интерпретировали как наименьшую актуальность настоящего по сравнению с прошлым и будущим, раз уж оно последним приходит в голову.
Вывод 1. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. 2-е изд., испр. и дополн. М., Смысл, 2008. – 267 с. 2. Е. Ю. Мандрикова Современные подходы к изучению временной перспективы личности. // Психолог. журн., 2008 – Т. 29. – № 4. – С. 54 – 65. 3. Н. М. Савлакова Временная перспектива личности: теоретический анализ проблемы Лабораторная работа «Мотивация как мера развития субъективных психологических свойств личности. Метод мотивационной индукции Ж. Нюттен». Оборудование: «Метод мотивационной индукции» (ММИ) Ж. Нюттена. Цель: проанализировать содержание мотивационных устремлений и временной перспективы личности. Ход работы В отечественной психологии мотивация рассматривается как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека - его поведения, деятельности. Высшим уровнем этой регуляции является сознательно-волевой. В. Г. Алексеев отмечает, что мотивационная система человека имеет, гораздо более сложное строение, чем простой ряд заданных мотивационных констант. Иерархическая структура мотивационной сферы определяет направленность личности человека, которая имеет разный характер в зависимости от того, какие именно мотивы по своему содержанию и строению стали доминирующими. Понимаемая как источник активности и одновременно как система побудителей любой деятельности мотивация изучается в самых разных аспектах, в силу чего она трактуется авторами по-разному. Исследователи определяют ее и как один конкретный мотив, и как единую систему мотивов, и как особую сферу, включающую в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии. Трактовка мотива соотносит это понятие либо с потребностью (драйвом) (Ж. Нютенн, А. Маслоу), либо с переживанием этой потребности и ее удовлетворением (С. Л. Рубинштейн), либо с предметом потребности. Так, в контексте теории деятельности А. Н. Леонтьева термин «мотив» употребляется не для «обозначения переживания потребности, но как означающий то объективное, в чем эта потребность конкретизируется в данных условиях и на что направляется деятельность, как на побуждающее ее».
Самым широким является понятие мотивационной сферы, включающее и аффективную, и волевую сферу личности (Л. С. Выготский), переживание удовлетворения потребности. В общепсихологическом контексте мотивация представляет собой сложное объединение, «сплав» движущих сил поведения, открывающийся субъекту в виде потребностей, интересов, влечений, целей, идеалов, которые непосредственно детерминируют человеческую деятельность. Мотивационная сфера или мотивация в широком смысле слова с этой точки зрения понимается как стержень личности, к которому «стягиваются» такие ее свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики. Таким образом, можно утверждать, что, несмотря на разнообразие подходов, мотивация понимается большинством авторов как совокупность, система психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека. 1. Рассмотреть подход Ж. Нюттена к изучению мотивационной сферы личности, изучить особенности собственной мотивационной сферы. «Метод мотивационной индукции» (ММИ) Ж. Нюттена. (Метод измерения перспективы будущего). Предлагаемый метод основывается на двух принципах: 1) перспектива будущего создается мотивационными объектами, виртуально существующими на уровне ментальных представлений субъекта; поэтому она должна измеряться путем выявления темпоральной локализации этих объектов; 2) при измерении временной перспективы в высшей степени желательно не задавать субъекту какого-либо определенного временного промежутка. Итак, на первом этапе с помощью метода мотивационной индукции (ММИ) составляется перечень мотивационных объектов для группы испытуемых. Этот метод принадлежит к типу методик на завершение предложений, однако, в отличие от большинства таких методик не используется в качестве проективного инструмента. Начала предложений, именуемые мотивационными индукторами, сформулированы в первом лице единственного числа. Они стимулируют испытуемого к перечислению (обычно в письменной форме) конкретных объектов – тех, которые для него желательны, к которым он стремится, и тех, которых он боится или старается избежать (то есть позитивных и негативных целевых объектов). Задача исследователя состоит в том, чтобы проанализировать эти данные и определить наиболее общие мотивационные категории, к которым они относятся. Предполагается, что они виртуально содержатся в сознании индивида и оказывают влияние на его поведение: человек пытается или намеревается осуществить их, он надеется, что такие события произойдут с ним или он сможет достичь или избежать их; он работает над их реализацией и т. д. Это объекты, значимые для него, либо, так или иначе, его интересующие.
По мнению автора методики, мотивационные объекты могут располагаться и в психологическом прошлом, и в психологическом настоящем, и в психологическом будущем субъекта. Однако метод мотивационной индукции сконструирован таким образом, что выявляет, прежде всего, перспективу будущего. Метод мотивационной индукции предназначен не только для изучения временной перспективы, но также и для анализа содержания мотивационных устремлений различных групп испытуемых в различных экспериментальных или клинических условиях. Метод мотивационной индукции (ММИ) пытается создать ситуацию, оптимальную для спонтанного выражения испытуемыми широкого спектра их личных мотивационных целей. Методика состоит из двух маленьких буклетов (горизонтально расположенные страницы форматом 10 5 см) объемом соответственно 40 и 20 страниц. Имеются также два сокращенных варианта, первый из которых содержит 30 и 15 страниц, второй — 20 и 10. На верхней строчке каждой страницы напечатано начало предложения (мотивационный индуктор). Все начала предложений сформулированы в первом лице единственного числа, так что испытуемые спонтанно относят их к самим себе (например: Я пытаюсь... ). Используемый глагол всегда выражает склонность, усилие, желание, намерение и т. д. Испытуемые завершают каждое предложение и, делая это, формулируют объекты, которые их мотивируют.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|