Методика “уровень соотношения “ценности” и “доступности” в различных жизненных сферах” (УСЦД) инструкция
МЕТОДИКА “УРОВЕНЬ СООТНОШЕНИЯ “ЦЕННОСТИ” И “ДОСТУПНОСТИ” В РАЗЛИЧНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СФЕРАХ” (УСЦД) ИНСТРУКЦИЯ К заполнению приступайте только после того, как прочтете инструкцию до конца! Перед вами список из двенадцати понятий, каждое из которых означает одну из общечеловеческих ценностей: 1Активная, деятельная жизнь; 2Здоровье (физическое и психическое здоровье); 3Интересная работа; 4Красота природы и искусства; 5Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); 6Материально-обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); 7Наличие хороших и верных друзей; 8Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений); 9Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие); 10Свобода как независимость в поступках и действиях; 11Счастливая семейная жизнь; 12Творчество (возможность творческой деятельности). Вам предстоит сравнить все эти понятия-ценности попарно между собой на специальном бланке. Следует провести два сравнения (по двум разным критериям). Далее смотри бланк: На бланке две матрицы. В них записаны пары цифр, каждой цифре соответствует ценность, которая стоит под этим номером в списке. Заполнение начинайте с матрицы №1. Сравнения в первой матрице производятся на основании того, что представленные в этом списке ценности имеют для Вас разную значимость, разную степень привлекательности. Вы смотрите каждую пару и выбирайте из двух ценностей ту, которая кажется Вам более важной в этой паре. Её Вы обводите в кружок.
Пример: Вам дана пара 2 3 Под цифрой 2 обозначено здоровье, под цифрой 3 – интересная работа. Если Вы обвели 2, то это означает, что здоровье для Вас важнее, чем интересная работа. Обводить можно только одну цифру из пары! Пропускать пары нельзя! Отвечать старайтесь быстро, первым впечатлением. Закончив первую матрицу, переходите ко второй. В ней сравнение производится на основании того, что некоторые из представленных ценностей являются для Вас более доступными, легче достижимыми в жизни по сравнению с остальными. Вы выбираете из пары ту ценность, которая легче достижима для Вас. Пример: Пара 2 3 Если Вы обвели 3, то это означает, что интересная работа более доступна для Вас, чем наличие хорошего здоровья. ПРИСТУПАЙТЕ К ЗАПОЛНЕНИЮ.
РЕГИСТРАЦИОННЫЙ БЛАНК
Ф. И. О. ______________________Возраст______Пол_____Профессия_________________ Образование__________________________ Хронические заболевания_______________ ___________________________________________________________________________ “______”______________199 г.
МАТРИЦА №1 Сравните понятия на основе большей значимости, большей привлекательности.
МАТРИЦА № 2 Теперь сравните понятия на основе более легкой достижимости, большей доступности.
R = S ½ (1) – (2)½ =
ВК: ВВ: НЗ = ____: ____: ____ = ____: ____: ____ (%)
ГРАФИК
Баллы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
понятия-ценности Ценность (красный цвет)
Доступность (синий цвет)
Вывод. Лтитература 1. Фанталова, Е. Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта / Е. Б. Фанталова. — Самара: БАХРАХ — М, 2001.... " [Источник: http: //psychlib. ru/mgppu/FCv-2012/FCv-0071. htm#$p7] 2. Фанталова, Е. Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов (на контингенте больных артериальной гипертонией и здоровых лиц) / Е. Б. Фанталова // Психол. журн. — 1992. — Т. 13, № 1. — С. 107—117. 3. Фанталова, Е. Б. Методика «Уровень соотношения “ценности” и “доступности” в различных жизненных сферах» / Е. Б. Фанталова // Журн. практ. психолога. — 1996. — № 2. — С. 32—37. 40 4. Фанталова, Е. Б. Диагностика внутреннего конфликта / Е. Б. Фанталова // Тематическое приложение № 2 к «Журналу практического психолога». — М., 1997. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА «ВОЛЕВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ» Цель: систематизировать знания относительно волевой сферы личности, рассмотреть основные проявления эмоционально-волевой регуляции поведения, изучить волевые качества личности. Оборудование и материалы: схемы, таблицы, Опросник волевых качеств личности М. В. Чумакова.
ХОД РАБОТЫ
1. Сущностной характеристикой человека является самоорганизация способности «творить себя», которая делает человека свободным и сознательным субъектом собственной жизнедеятельности, позволяет выстраивать иерархию мотивов, придавая, в конечном итоге, смысл своей жизни. Эта сущностная характеристика нашла свое отражение в понятиях «воля» и «произвольность».
Рис. 1. Функциональная структура произвольного управления
Произвольное управление является интегральным психофизиологическим процессом, поскольку оно, с одной стороны, включает в себя, помимо волевого усилия, ряд других психологических феноменов: мотивы (желания, долженствование), интеллектуальную активность, нравственную сферу личности, — но, с другой стороны, базируется на физиологических процессах и особенностях их протекания (свойствах нервной системы). Последнее обстоятельство свидетельствует о том, что проявления воли — волевые качества — имеют генетическую (биологическую) основу, а не только социальную.
Компоненты системы волевой регуляции: - планирование целей; - моделирование (анализ внешних и внутренних условий деятельности и выделение комплекса условий, значимых для достижения цели); - программирование (антиципация компонентов предстоящих действий, способов, которыми они будут осуществляться, и собственно последовательности осуще ствления планируемых действий); - оценивание, коррекция результатов (на каждой стадии достижения цели происходит контроль актуального состояния и результатов действий путем их сличения с прогнозируемыми параметрами, оценка рассогласования и принятие решения о коррекции действий или о переходе к следующей стадии реализации деятельности); Признавая волю и произвольность характеристикой человека, дающую ему возможность быть сознательным субъектом собственной жизни, хотелось бы отметить, что эта способность не возникает сразу. Как и многие другие процессы воля проходит этапы становления и развития в онтогенезе.
Процесс волевой регуляции обеспечивает формирование гармоничного поведения, на его основе развивается способность управлять собой сообразно реализации поставленной цели. Ввиду того, что волевое поведение осуществляется осознанно, человек должен осознать, проанализировать препятствия, составить план, основанный на личном размышлении. Выделяют ряд этапов волевого акта: 1. осознание цели, стремление ее достичь; 2. осознание возможности достичь цели; 3. появление мотивов, поддерживающих или опровергающих эти возможности; 4. борьба мотивов; 5. принятие решения для достижения цели; 6. осуществление решения, сопровождается усилием. Проявление воли (точнее было бы — силы воли, волевого усилия) в различных специфических ситуациях заставляет говорить о волевых качествах (свойствах) личности. При этом как само понятие «волевые качества», так и конкретный на' бор этих качеств остаются весьма неопределенными, что заставляет некоторых ученых сомневаться в действительном существовании этих качеств.
Таблица 2. Волевые особенности личности (по К. К. Платонову, 1984)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|