Лабораторная работа. «Самоотношение личности». Методика «Исследование самоотношения к образу физического Я». Оборудование: Методика «Исследование самоотношения к образу физического Я»
Лабораторная работа «Самоотношение личности» Методика «Исследование самоотношения к образу физического Я» Цель: изучить особенности эмоционального самоотношения субъекта различным параметрам своей внешности. Она позволяет определить значимые части тела для субъекта и удовлетворенность компонентами физического Я Оборудование: Методика «Исследование самоотношения к образу физического Я» Ход работы Методика «Исследование самоотношения к образу физического Я» А. Г. Черкашиной Данная методика отражает эмоционально самоотношение субъектов различным параметрам своей внешности. Она позволяет определить значимые части тела для субъекта и удовлетворенность компонентами физического Я Методика состоит из двух частей. Части выполняются последовательно друг за другом. В первой части испытуемому дается бланк и инструкция: «Оцените компоненты вашей внешности по степени значимости для вас по 5- бальной шкале: 1-абсолютно не важно, 2-не важно, 3-средне-положительная оценка, 4- важно, 5- самая высокая позитивная оценка – очень важно». Во второй части, заполненный бланк убирается, чтобы испытуемый не мог видеть заполненные ответы, предлагается второй вариант бланка и инструкция: «Оцените степень удовлетворенности компонентами вашей внешности по 5-бальной шкале: 1- крайне негативная оценка, 2 отрицательная оценка, 3 - средне-положительная оценка, 4 – положительная оценка, 5 – самая высокая позитивная оценка». С помощью данной методики определяется: 1) уровень самооценок специфических компонентов, включенных в характеристики физического Я образа;
2) уровень самооценок каждой из характеристик в целом; 3) субъективное значение для субъекта специфичных компонентов, входящих в характеристики. 4) субъективное значение каждой их характеристик; 5) дифференцируемость физического Я образа. Методика позволяет также определить как индивидуальный уровень значимости компонентов физического образа, так иобщий уровень значимости, присущей среднестатистической современной девушке, проживающей в мегаполисе, что, по мнению автора., отражает уровень влияния стандартов красоты в физическом образе Я. В методике оцениваются анатомические и социальные характеристики образа физического Я. Анатомические характеристики подразделены на 4 группы – лицо в целом, фигура, ноги, руки. 1) Лицо в целом – в данную группу включены 13 признаков: волосы (густота, фактура, цвет, качество); кожа (качество, цвет); овал лица; форма лба; 2) Фигура – данная категория включает 15 признаков: рост; вес; гармония пропорций; шея; плечи; область декольте; грудь; талия; живот; спина; ягодицы; бедра; боковая контурная линия туловища (в фас); передняя контурная линия туловища (в профиль); задняя контурная линия спины и ягодиц ( в профиль). 3) Ноги – в данной категории отражены 5 признаков: форма ног; верхняя часть (до колена), нижняя часть (от колена); ступни; длина ног. 4) Руки – в категории 6 признаков: верхняя часть (до локтя); нижняя часть (от локтя); запястье; кисть; пальцы; ногти. Социальные характеристики разделены на 3 группы: одежда, аксессуары, косметика: 5) Одежда – в нее входят 7 признаков: соответствие с модой; сочетание цветовой гаммы с цветом кожи, глаз, волос; комфортность (удобство); индивидуальность стиля, соответствие с пропорциями фигуры; соответствие возрасту, соответствие социальной роли. 5) Аксессуары – в категории отражены 4 признака: обувь; сумки, зонты, платки; украшения; сочетание аксессуаров с одеждой.
6) Косметика – 5 признаков: макияж; маникюр; педикюр; духи; прическа. (Приложение Б). Литература https: //cyberleninka. ru/article/n/metodika-issledovaniya-samootnosheniya-k-obrazu-fizicheskogo-ya
Лабораторная работа Саморегуляция - системно организованный психический процесс по инициации, построению, поддержанию и управлению всеми видами и формами внешней и внутренней активности Опросник " Стиль саморегуляции поведения" (ССПМ) Моросанова В. И. Цель: выявление индивидуального профиля различных регуляторных процессов, уровня развитости общей саморегуляции. Показатели планирования, моделирования, программирования Оборудование: Опросник " Стиль саморегуляции поведения" (ССПМ) Моросанова В. И. Ход работы Опросник ССП-98 состоит из 46 утверждений, входящих в состав шести шкал выделяемых в соответствии с основными регуляторными процессами (планирования, моделирования, программирования, оценки результатов) и регуляторно – личностными свойствами (гибкости и самостоятельности). В состав каждой шкалы входят по 9 утверждений. Структура опросника такова, что ряд утверждений входят в состав сразу двух шкал в связи с тем, что их можно отнести к характеристикам как регуляторного процесса, так и свойства регуляции. Шкала «Планирование» (Пл) характеризует индивидуальные особенности целеполагания и удержания целей, уровень сформированности у человека осознанного планирования деятельности. При высоких показателях по этой шкале у субъекта сформирована потребность в осознанном планировании деятельности, планы в этом случае реалистичны, детализированы, иерархичны, действенны и устойчивы, цели деятельности выдвигаются самостоятельно. У испытуемых с низкими показателями по шкале потребность в планировании развита слабо, ланы подвержены частой смене, поставленная цель редко бывает достигнута, планирование не действенно, малореалистично. Такие испытуемые предпочитают не задумываться о своем будущем цели выдвигают ситуативно и обычно несамостоятельно. Шкала «Моделирование» (М) позволяет диагностировать индивидуальную развитость представлений о системе внешних и внутренних значимых условий, степень их осознанности, детализированности и адекватности. Испытуемые с высокими показателями по шкале способны выделять значимые условия достижения целей как в текущей ситуации, так и в перспективном будущем что проявляется в адекватности программ действий планам деятельности, соответствии получаемых результатов принятым целям. В условиях неожиданно меняющихся обстоятельств, при смене образа жизни, переходе на другую систему работы такие испытуемые способны гибко изменять модель значимых условий и, соответственно, программу действий. У испытуемых с низкими показателями по шкале слабая сформированность процессов моделирования приводит к неадекватной оценке значимых внутренних условий и внешних обстоятельств, что проявляется в фантазировании, которое может сопровождаться резкими перепадами отношения к развитию ситуации, последствиям своих действий. У таких испытуемых часто возникают трудности в определении цели и программы действий, адекватных текущей ситуации, они не всегда замечают изменение ситуации, что также часто приводит к неудачам.
Шкала «Программирование» (Пр) диагностирует индивидуальную развитость осознанного программирования человеком своих действий. Высокие показатели по этой шкале говорят о сформировавшейся у человека потребности продумывать способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей, детализированности и развернутости разрабатываемых программ. Программы разрабатываются самостоятельно, они гибко изменяются в новых обстоятельствах и устойчивы в ситуации помех. При несоответствии полученных результатов целям производится коррекция программы действий до получения приемлемой для субъекта успешности. Низкие показатели по шкале программирования говорят о неумении и нежелании субъекта продумывать последовательность своих действий. Такие испытуемые предпочитают действовать импульсивно, они не могут самостоятельно сформировать программу действий, часто сталкиваются с неадекватностью полученных результатов целям деятельности и при этом не вносят изменений в программу действий, действуя путем проб и ошибок.
Шкала «Оценивание результатов» (ОР) характеризует индивидуальную развитость и адекватность оценки испытуемым себя и результатов своей деятельности и поведения. Высокие показатели по этой шкале свидетельствуют о развитости и адекватности самооценки, сформированноести и устойчивости субъективных критериев оценки успешности достижения результатов. Субъект адекватно оценивает как сам факт рассогласования полученных результатов с целью деятельности, так и приведшие к нему причины, гибко адаптируясь к изменению условий. При низких показателях по этой шкале испытуемый не замечает своих ошибок, некритичен к своим действиям. Субъективные критерии успешности недостаточно устойчивы, что ведет к резкому ухудшению качества результатов при увеличении объема работы, ухудшении состояния или возникновении внешних трудностей. Шкала «Гибкость» (Г) диагностирует уровень сформированности регуляторной гибкости, т. е. способности перестраивать систему саморегуляции в связи с изменением внешних и внутренних условий. Испытуемые с высокими показателями по шкале гибкости демонстрируют пластичность всех регуляторных процессов. При возникновении непредвиденных обстоятельств такие испытуемые легко перестраивают планы и программы исполнительских действий и поведения, способны быстро оценить изменение значимых условий и перестроить программу действий. При возникновении рассогласования полученных результатов с принятой целью своевременно оценивают сам факт рассогласования, вносят коррекцию в регуляцию. Гибкость регуляторики позволяет адекватно реагировать на быстрое изменение событий и успешно решать поставленную задачу в ситуации риска. Испытуемые с низкими показателями по шкале гибкости в динамичной, быстро меняющейся обстановке чувствуют себя неуверенно, с трудом привыкают к переменам в жизни, смене обстановки и образа жизни. В таких условиях несмотря даже на сформированность процессов регуляции, они не способны адекватно реагировать на ситуацию, быстро и своевременно планировать деятельность и поведение, разрабатывать программу действий, выделять значимые условия, оценивать рассогласование полученных результатов деятельности и вносить коррекции. В результате у таких испытуемых возникают регуляторные сбои и, как следствие, неудачи в выполнении деятельности. Шкала «Самостоятельность» (С) характеризует развитость регуляторной автономности. Наличие высоких показателей по шкале самостоятельности свидетельствует об автономности в организации активности человека, его способности самостоятельно планировать деятельность и поведение, организовывать работу по достижению выдвинутой цели, контролировать ход ее выполнения, анализировать и оценивать как промежуточные, так и конечные результаты деятельности. Испытуемые с низкими показателями по шкале самостоятельности зависимы от мнений и оценок окружающих. Планы и программы действий, разрабатываются несамостоятельно, такие испытуемые часто некритично следуют другим советам. При отсутствии посторонней помощи у таких испытуемых неизбежно возникают регуляторные сбои.
Опросник в целом работает как единая шкала «Общий уровень саморегуляции» (ОУ), который характеризует общий уровень сформированности индивидуальной системы осознанной саморегуляции произвольной активности человека. Для испытуемых с высоким показателем общего уровня саморегуляции характерна на осознанность в общей структуре индивидуальной регуляции регуляторных звеньев. Такие испытуемые самостоятельны, гибко и адекватно реагируют на изменение условий, выдвижение и достижение цели у них в большой степени осознанно. При высокой мотивации достижения они способны формировать такой стиль саморегуляции, который позволяет компенсировать влияние личностных, характерологических особенностей, препятствующих достижению цели. Чем выше общий уровень осознанной саморегуляции, тем легче человек овладевает новыми видами активности, увереннее чувствует себя в незнакомых ситуациях, тем стабильнее его успехи в привычных видах деятельности. У испытуемых с низкими показателями по данной шкале потребность в осознанном планировании и программировании своего поведения несформирована, они более зависимы от ситуации и мнения окружающих людей. Возможность компенсации неблагоприятных для достижения поставленной цели личностных особенностей у таких испытуемых снижена по сравнению с испытуемыми с высоким уровнем регуляции. Соответственно успешность овладения новыми видами деятельности в большой степени зависит от соответствия стилевых особенностей регуляции и требований осваимого вида активности. Подсчет показателей опросника производите по ключам, представленным ниже, где «Да» означает положительные ответы, а «Нет» - отрицательные. Шкала планирования (Пл): Да - 1, 8, 17, 22, 28, 31, 36 Нет - 15, 42 Шкала моделирования (М): Да - 11, 37 Нет - 3, 7, 19, 23, 26, 33, 41 Шкала программирования (Пр): Да - 12, 20, 25, 29, 38, 43 Нет - 5, 9, 32 Шкала оценки результатов (ОР): Да - 30, 44 Нет - 6, 10, 13, 16, 24, 34, 39 Шкала гибкости (Г): Да - 2, 11, 25, 35, 36, 45 Нет - 16, 18, 23 Шкала самостоятельности (С): Да - 4, 12, 14, 21, 27, 31, 40, 46 Нет - 34 Шкала Общего уровня саморегуляции (ОУ): Да - 1, 2, 4, 8, 11, 12, 14, 17, 20, 21, 22, 25, 27, 28, 29, 30, 31, 35, 36, 37, 38, 40, 43, 44, 45, 46 Нет - 3, 5, 6, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 18, 19, 23, 24, 26, 32, 33, 34, 39, 41, 42
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|