2. Инициативность. 3. Решительность. 4. Самостоятеьность. 5. Выдержка. 7. Энергичность. 8. Внимательность. 9. Целеустремленность.
2. Инициативность. Высокий балл по шкале характерен для инициативных, деятельных людей с высокими лидерскими тенденциями. Они выступают " зачинщиками" новых начинаний, стремятся чтото изменить. Хорошо проявляют себя в ситуациях, когда изменения необходимы и требуются новаторские подходы. В сочетании с высокой креативностью и интеллектуальными способностями могут быть очень продуктивны. При низкой креативности и способностях к анализу, могут инициировать недостаточно продуманные и эффективные новации. Низкий балл получают пассивные испытуемые. Их устраивает существующее положение дел, и они не склонны чтолибо менять. К лидерству сами не стремятся. Эффективны в ситуациях, требующих не столько изменений, сколько сохранения стабильности. 3. Решительность. Высокий балл по шкале характерен для лиц, быстро и уверенно принимающих решения. Они не склонны к длительным сомнениям, колебаниям при осуществлении задуманного. Иногда быстрота принятия решения может быть вызвана импульсивностью. Низкий балл получают нерешительные, неуверенные, склонные к постоянным сомнениям лица. Решение принимается после длительных колебаний и не обладает достаточной устойчивостью. 4. Самостоятеьность. Высокий балл демонстрируют люди, не нуждающиеся в постоянной психологической поддержке, стремящиеся самостоятельно принимать решения, обладающие способностью противостоять мнению группы, если оно отличается от их собственного. Низкий балл свидетельствует о низкой самостоятельности, внушаемости, зависимости от мнения группы. 5. Выдержка. Высокий балл характерен для людей, умеющих контролировать свои эмоции, терпеливо переносить нагрузки, справляться с монотонной деятельностью. Эти люди хорошо управляют собой, своими состояниями. В некоторых случаях выраженность этого качества может приводить к тому, что человексправляется с обстоятельствами, которые, возможно, целесообразнее было бы изменить.
Низкий балл характерен для людей, свободных в проявлении эмоций, испытывающих трудности при необходимости переносить нагрузки или выполнять неинтересную работу. Им не хватает самообладания и трудно быть сдержанными. 6. Настойчивость. Высокий балл получают стойкие испытуемые, способные к преодолению препятствий на пути достижения цели. Неудачи не выбивают таких людей " из колеи". Они способны повторять снова и снова попытки для достижения задуманного. В определенных случаях эта черта может делать поведение недостаточно гибким. Низкий балл характерен для мягких людей. Неудачи деморализуют их, а препятствия часто заставляют отказаться от намеченного. 7. Энергичность. Высокий балл говорит об активности, энергичности. Такие люди деятельны, работоспособны, с оптимизмом смотрят на жизнь. Низкий балл получают испытуемые с невысокой активностью. Они быстро устают. Их можно назвать скорее пессимистами, чем оптимистами. 8. Внимательность. Высокий балл получают лица, способные к произвольной концентрации внимания. Они стабильно его удерживают в случае надобности, даже если деятельность не очень интересует их. Для них характерна собранность, глубокое погружение в работу. Низкий балл характерен для лиц, испытывающих трудности с произвольной концентрацией внимания. Они легко отвлекаются, с трудом сосредотачиваются, если деятельность не очень их интересует. 9. Целеустремленность. Высокий балл свидетельствует о наличии у испытуемого хорошо осознанных целей в жизни. Как правило, они стремятся планировать свое время и порядок выполнения дел. Таким людям бывает сложно в ситуациях, когда нет объективной возможности реализации целей.
Низкий балл говорит о недостаточной четкости целей и упорстве в их достижении. Такие люди не всегда хорошо понимают, чего хотят. Им бывает сложно в ситуациях, где необходимо самим планировать свои дела.
ВЫВОД.
Рекомендованная литература
1. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер, 2001. – 560 с. 2. Коржова Е. Ю., Семенова Г. В., Волохонская М. С. Психология личности: учебно-методическое пособие к практическим занятиям – 2-е издание, переработанное и дополненное. – СПб.: Изд-во АНО «ИПП», 2009. – 178 с. 3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 607 с. 4. Ильин Е. П. Психология воли. — СПб.: Питер, 2000. 5. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты/ Роберт Фрейджер, Джеймс Фейдимен. Пер. с англ. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 704 с. Лабораторная работа «Самоотношение личности» Опросник МИС. В. В. Столина, С. Р. Пантилеева, Цель: изучить особенности самоотношения личности. Оборудование: Опросник МИС. В. В. Столина, С. Р. Пантилеева Ход работы Тест опросник самоотношения (ОСО) построен в соответствии с разработанной В. В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения. Данная версия опросника позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности: 1) глобальное самоотношение; 2) самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе; 3) уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему " Я". В качестве исходного принимается различие содержания " Я-образа" (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения.. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе. Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них. раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения.
Опросник включает следующее шкалы: Шкала S – измеряет интегральное чувство " за" или " против" собственно " Я" испытуемого. Шкала I – самоуважение. Шкала II –аутосимпатия. Шкала III – ожидаемое отношение от других. Шкала IV – самоинтерес. Опросник содержит также семь шкал направленных на измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес " Я" испытуемого. Шкала 1 – самоуверенность. Шкала 2 – отношение других. Шкала 3 – самопринятие. Шкала 4 – саморуководство, самопоследовательность. Шкала 5 – самообвинение. Шкала 6 – самоинтерес. Шкала 7 – самопонимание Глобальное самоотношение– внутренне недифференцированное чувство " за" и " против" самого себя. Самоуважение – шкала из 15 пунктов, объединивших утверждения, касающиеся " внутренней последовательности", " самопонимания", " самоуверенности". Речь идет о том аспекте самоотношения, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей, контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, понимание самого себя. Аутосимпатия – шкала из 16 пунктов, объединяющая пункты, в которых отражается дружественность-враждебность к собственному " Я". В шкалу вошли пункты, касающиеся " самопринятия", " самообвинения". В содержательном плане шкала на позитивном полюсе объединяет одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку, на негативном полюсе, – видение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению. Пункты свидетельствуют о таких эмоциональных реакциях на себя, как раздражение, презрение, издевка, вынесение самоприговоров (" и поделом тебе" ). Самоинтерес – шкала из 8 пунктов, отражает меру близости к самому себе, в частности интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой " на равных", уверенность в своей интересности для других. Ожидаемое отношение от других – шкала из 13 пунктов, отражающих ожидание позитивного или негативного отношения к себе окружающих. Инструкция испытуемым. Вам предлагается ответить на следующие 57 утверждений. Если Вы согласны с данным утверждением ставьте знак " +", если не согласны то знак " –
. Текст опросника 1. Думаю, что большинство моих знакомых относится ко мне с симпатией. 2. Мои слова не так уж часто расходятся с делом. 3. Думаю, что многие видят во мне что-то сходное с собой. 4. Когда я пытаюсь себя оценить, я прежде всего вижу свои недостатки. 5. Думаю, что как личность я вполне могу быть притягательным для других. 6. Когда я вижу себя глазами любящего меня человека, меня неприятно поражает то, насколько мой образ далек от действительности. 7. Мое " Я" всегда мне интересно. 8. Я считаю, что иногда не грех пожалеть самого себя. 9. В моей жизни есть или, по крайней мере, были люди с которыми я был чрезвычайно близок. 10. Собственное уважение мне еще надо заслужить. 11. Бывало, и не раз, что я сам себя остро ненавидел; 12. Я вполне доверяю своим внезапно возникшим желаниям. 13. Я сам хотел во многом себя переделать. 14. Мое собственное " Я" не представляется мне чем-то достойным глубокого внимания. 15. Я искренне хочу, чтобы у меня было все хорошо в жизни. 16. Если я и отношусь к кому-нибудь с укоризной, то прежде всего к самому себе. 17. Случайному знакомому я скорее всего покажусь человеком приятным. 18. Чаще всего я одобряю свои планы и поступки. 19. Собственные слабости вызывают у меня что-то 20. Если бы я раздвоился, то мне было бы довольно интересно общаться со своим двойником. 21. Некоторые свои качества я ощущаю как посторонние, чужие мне. 22. Вряд ли кто-либо сможет почувствовать свое сходство со мной. 23. У меня достаточно способностей и энергии воплотить в жизнь задуманное. 24. Часто я не без издевки подшучиваю над собой. 25. Самое разумное, что может сделать человек в своей жизни – это подчиниться собственной судьбе. 26. Посторонний человек, на первый взгляд, найдет во мне много отталкивающего. 27. К сожалению, если я и сказал что-то, это не значит, что именно так и буду поступать. 28. Свое отношение к самому себе можно назвать дружеским; 29. Быть снисходительным к собственным слабостям вполне естественно. 30. У меня не получается быть для любимого человека интересным длительное время. 31. В глубине души я бы хотел, чтобы со мной произошло что-то катастрофическое. 32. Вряд ли я вызываю симпатию у большинства моих знакомых. 33. Мне бывает очень приятно увидеть себя глазами любящего меня человека. 34. Когда у меня возникает какое-либо желание, я прежде всего спрашиваю о себя, разумно ли это. 35. Иногда мне кажется, что если бы какой-то мудрый человек смог увидеть меня насквозь, он бы тут же понял, какое я ничтожество. 36. Временами я сам собой восхищаюсь. 37. Можно сказать, что я ценю себя достаточно высоко. 38. В глубине души я никак не могу поверить, что я действительно взрослый человек. 39. Без посторонней помощи я мало что могу сделать. 40. Иногда я сам себя плохо понимаю. 41. Мне очень мешает недостаток энергии, воли и целеустремленности. 42. Думаю, что другие в целом оценивают меня достаточно высоко. 43. В моей личности есть, наверное, что-то такое, что способно вызывать у других неприязнь. 44. Большинство моих знакомых не принимают меня уж так всерьез. 45. Сам у себя я довольно часто вызываю чувство раздражения. 46. Я вполне могу сказать, что унижаю себя сам. 47. Даже мои негативные черты не кажутся мне чужими. 48. В целом, меня устраивает то, какой я есть. 49. Вряд ли меня можно любить по-настоящему. 50. Моим мечтам и планам не хватает реалистичности. 51. Если бы мое второе " Я" существовало, то для меня это был бы самый скучный партнер по общению. 52. Думаю, что мог бы найти общий язык с любым разумным и знающим человеком. 53. То, что во мне происходит, как правило, мне понятно. 54. Мои достоинства вполне перевешивают мои недостатки. 55. Вряд ли найдется много людей, которые обвинят меня в отсутствии совести. 56. Когда со мной случаются неприятности, как правило, я говорю: " И поделом тебе". 57. Я могу сказать, что в целом я контролирую свою судьбу.
Порядок подсчета Показатель по каждому фактору подсчитывается путем суммирования утверждений, с которыми испытуемый согласен, если они входят в фактор с положительным знаком и утверждений, с которыми испытуемый не согласен, если они входят в фактор с отрицательным знаком. Полученный " сырой балл" по каждому фактору переводится, по приведенным ниже таблицам, в накопленные частоты (в %). Ключ для обработки Номера пунктов и знак, с которым пункт входит в соответствующий фактор. Шкала S (интегральная): " +": 2, 5, 23, 33, 37, 42, 46, 48, 52, 53, 57. " –": 6, 9, 13, 14, 16, 18, 30, 35, 38, 39, 41, 43, 44, 45, 49, 50, 56. Шкала самоуважения (I): " +": 2, 23, 53, 57. " –": 8, 13, 25, 27, 31, 35, 38, 39, 40, 41, 50. Шкала аутосимпатии (II): " +": 12, 18, 28, 29, 37, 46, 48, 54. " –": 4, 9, 11, 16, 19, 24, 45, 56. Шкала ожидаемого отношения от других (III): " +": 1, 5, 10, 15, 42, 55. " –": 3, 26, 30, 32, 43, 44, 49. Шкала самоинтересов (IV): " +": 7, 17, 20, 33, 34, 52. " –": 14, 51. Шкала самоуверенности (1); " +": 2, 23, 37, 42, 46. " –": 38, 39, 41. Шкала отношения других (2): " +": 1, 5, 10, 52, 55. " –": 32, 44. Шкала самопринятия " +": 12, 18, 28, 47, 48, 54 " –": 21. Шкала самопоследовательности (саморуководства) (4): +": 50, 57. " –": 25, 27, 31, 35, 36. Шкала самообвинения (5): " +": 3, 4, 9, 11, 16, 24, 45, 56. " –": Шкала самоинтерсса (6): " +": 17, 20, 33. " –": 26, 30, 49, 51. Шкала самопонимания (7): " +": 53. " –": 6, 8, 13, 15, 22, 40. Таблицы перевода " сырого балла" в накопленные частоты (%) см. Глуханюк Н. С. Практикум по психодиагностике: учеб. пособие – 2-е изд., переруб. и доп. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2005. – 216с. Интерпретация результатов 45-55 баллов – среднестатистическая норма. Человек адекватно себя воспринимает и правильно оценивает свое поведение 55- 70 баллов – завышенный уровень самооценки 40- 45 баллов – заниженный уровень самооценки. Более 80 и менее 40 баллов интерпретировать не рекомендуется, т. к. такие данные получены под влиянием второстепенных условий, например, под влиянием социальной желательности. Литература Глуханюк Н. С. Практикум по психодиагностике: учеб. пособие – 2-е изд., переруб. и доп. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2005. – 216с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|