Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Художественная культура ХХ века.




Мир в ХХ веке

ХХ век – век глобальной истории. В ХХ веке мировая культура во всех ее формах и проявлениях развивалась в условиях высокой степени взаимного проникновения и взаимного влияния локальных культур, что вело к формированию общемирового культурного пространства.

Этот процесс был обусловлен общим процессом глобализации - превращения мировой истории из суммы историй отдельных регионов и отдельных цивилизаций в общую историю земной цивилизации. Глобализация охватила и политическую, и экономическую и культурную сферы. Важнейшую роль в культурном сближении разных стран и народов сыграли современные средства массовой информации и коммуникации, которые бурно развивались на протяжении ХХ века.

Процесс глобализации нарастал постепенно и имеет глубокие корни. Важными этапами на этом пути стали Великие географические открытия XV--XVI веков, которые связали Европу с Америкой и Восточной Азией. В XVIII-XIX веках ведущие державы создали обширные колониальные империи, что также способствовало интенсивному культурному обмену.

Высокую степень взаимозависимости разных стран мира в ХХ веке отразили две мировые войны (1914-1918 гг. и 1939-1945 гг.), в которых приняли участие более семи десятков стран со всех континентов. Одним из важных итогов второй мировой войны было создание первой всемирной политической организации – Организации Объединенных Наций (ООН). Целью ООН является поддержание мира на земле и развитие сотрудничества между государствами во всех сферах, включая сферу культуры и образования.

Процесс глобализации сопровождался как положительными, так и отрицательными моментами.

Положительным явился рост возможностей совместного решения наиболее крупных проблем, возникших перед человечеством, - так называемых глобальных проблем современности. К их числу относятся опасность возникновения ядерной войны, резкий демографический рост населения, сопровождаемый растущим разрывом в уровне жизни населения в странах так называемых Севера и Юга, экологическая проблема (загрязнение окружающей среды), политический терроризм и др.

Отрицательные моменты состоят в том, что процесс глобализации в ряде своих аспектов отвечает интересам лишь небольшой группы наиболее развитых стран и создает проблемы для стран с меньшим уровнем развития. Такие результаты глобализации ведут к обострению глобальных проблем современности и делают наш взаимозависимый мир хрупким и уязвимым.

Демографический взрыв. Одним из глобальных вызовов, с которым столкнулось человечество в ХХ веке, является резкий рост численности населения нашей планеты. Для того чтобы оценить масштабы этого роста следует посмотреть на динамику роста населения Земли в исторической ретроспективе. Хотя точная статистика за ранние периоды человеческой истории отсутствует, можно с определенной степенью достоверности говорить о том, что в первобытную эпоху охоты и собирательства население планеты не превышало 10 млн. чел.

Переход к земледелию и скотоводству, который начался около 10 тыс. лет назад, привел к существенному, но относительно плавному росту. К началу новой эры, т.е. примерно за 8 тыс. лет, население Земли выросло до 200 млн. На протяжении первого тысячелетия численность население планеты увеличивалась быстрее и приблизилась к 500 млн. За первую половину второго тысячелетия 500-миллионный рубеж не был превзойден.

Во второй половине второго тысячелетия темпы роста населения резко выросли. С XVII века начался демографический подъем в Западной Европе. Фаза ускорения совпала с началом промышленного переворота и бурного развития науки. На этом фоне были достигнуты успехи в развитии сельского хозяйства, которые позволили увеличить объемы производства продуктов питания. Успехи в области гигиены и медицины остановили волну опустошительных эпидемий. Это привело к снижению уровня смертности населения при сохранении высоких показателей рождаемости. Различие в динамике двух показателей и давало рост население. В XIX в. демографический бум постепенно захватил и страны Восточной Европы, а затем и остальной мир. Если в 1750 г. численность населения планеты составляла 750 млн., то через сто лет, в 1850 г. оно почти удвоилось, достигнув 1200 млн., а к концу 19 века выросло до 1600 млн. чел.

В ХХ веке темпы роста населения еще более возросли, и численность людей на планете составила (млн. чел.): 1900 год - 1.600; 1930 год - 2.000; 1950 год - 2.500; 1960 год - 3.000; 1977 год - 4.000; 1989 год - 5.000; 1999 год - 6.000. Иными словами, с 1960 г. в среднем за каждые 15 лет население Земли росло на миллиард!

Особенность демографической ситуации состоит в том, что во второй половине в ХХ в. рост коренного населения в развитых странах мира существенно замедлился и даже прекратился, а в развивающихся странах он продолжал оставаться высоким. К концу ХХ в. вполне определилась тенденция, согласно которой в XXI в. рост населения будет идти за счет развивающихся стран мира, а население ряда развитых стран будет сокращаться. Демографический взрыв создает серьезные проблемы, как для отдельных стран, так и для планеты в целом, обостряя другие глобальные проблемы современности: экологические, межэтнические, межконфессиональные.

Проблемы экологии. Быстрый рост населения планеты сопровождался ростом потребления ресурсов планеты, что усиливает антропогенную нагрузку (нагрузку на окружающую среду, вызванную деятельностью человека) на природу. Эта нагрузка грозит нарушить созданное природой экологическое равновесие. Ряд ученых говорят о том, что планета Земля уже вступила в глобальный экологический кризис.

О характере и масштабах антропогенной нагрузки в конце ХХ века позволяют судить следующие факты:

- за последние 30 лет человечество израсходовало столько же минерального сырья, сколько за весь остальной период своего существования;

- половина всей потери покрытых лесом площадей в мире приходится на последние 20 лет; ежегодно на планете теряется около 24 млрд. т. плодородного слоя почвы; c 1970 г. по 1990 г. уничтожено 200 млн. га лесов и 180 млн. т пахотного слоя;

- в атмосферу выбрасывается ежегодно 5.8 млрд. т. углерода, т.е. более 1 т. на душу населения, причем каждая тонна углерода при
попадании в атмосферу образует 3.7 т. углекислого газа, что крайне опасно для здоровья человечества.

Таким образом, рост уровня потребления в купе с ростом численности населения создали острейшую экологическую проблему. Решать эту проблему можно только совместными усилиями всех народов планеты.

Для этого необходимо суметь согласовать интересы разных народов, что сделать в современном мире далеко не просто.

Север и Юг: углубление разрыва. В ХХ веке явно проявился и стал важным фактором в международных отношениях резкий разрыв в уровнях развития и благосостояния разных народов планеты. Тот или иной разрыв всегда имел место в мировой истории. В ХХ веке он, во-первых, резко усилился, а во-вторых, стал особенно заметным в результате развития средств массовой информации и коммуникации, которые позволили людям во всех уголках мира наблюдать, как живут другие люди.

В ХХ веке сформировалась группа развитых стран, которая по уровню жизни резко оторвалась от других стран. Эту группу стран принято условно обозначать «Север», хотя в нее входят не только страны Западной Европы, и Северной Америки, но и Япония, Австралия и Новая Зеландия. Бедные страны принято обозначать термином «Юг», который также носит условный характер.

Разрыв между Севером и Югом стал складываться в эпоху Нового времени, когда Западная Европа по уровню развития ушла в отрыв от ведущих стран Азии. Если к началу XV века существенного разрыва между Западной Европой и другими районами цивилизованного мира не было (например, Китай, Индия, Египет, Персия, Турция), то в начале XIX века Западная Европа уже обгоняла ведущие страны Азии и Африки примерно в 2 раза, а в середине XX века - почти 10 раз.

В начале ХХI века на 20% населения планеты, проживающего в богатых странах «Севера», приходится 86% общемирового валового продукта (стоимость всех произведенных за год товаров и услуг), а на 20% населения, живущих в бедных странах, - всего 1%.

Из 6 млрд. человек, составляющих население планеты, 4,8 млрд. живут именно в бедных и развивающихся странах, где у 3 млрд. человек доходы составляют менее 2 долл. в день, а 1,3 млрд. человек живут на 1 долл. в день. По данным ООН, сегодня в мире 841 млн. жителей планеты не получают необходимого минимума пропитания, т.е. голодают или живут впроголодь.

Причин неравенства в уровне благосостояния разных стран много. Важнейшим обстоятельством явилось то, что Европа первой оказалась втянутой в индустриальную революцию, которая фактически оказалась перманентной научно-технической революцией. Захватив лидерство в экономическом и военном развитии, Западная Европа в эпоху Нового времени во все возрастающей степени ставила на службу своим интересам экономические ресурсы всего остального мира. В XX в. этой практике активно следовали США и Япония.

В конце ХХ века в мире сложилось практически единое мировое хозяйство - глобальная экономика, в которой большинство стран активно торгуют друг с другом, обмениваясь товарами и услугами. В 1990-е годы, когда глобальный характер экономики стал очевидным фактом, стало ясно и то, что основные выгоды от глобализации получают экономически развитые страны. В 1990-е гг. один житель США потреблял столько энергии, сколько 12 китайцев, или 33 индийца, или 147 бангладешцев. Со времени рождения и до возмужания на одного ребенка, проживающего в США, расходуется в 40 раз больше природных ресурсов, нежели на одного ребенка в развивающихся странах. В развитых странах проживает примерно 1 миллиард человек, и эти страны получили название стран "золотого миллиарда". Они наращивают свой отрыв от остального мира. В последние десятилетия ряд стран Азии, прежде всего самые крупные – Китай и Индия, развиваются высокими темпами. В силу огромных людских ресурсов эти страны играют вся большую роль в мировой экономике. Однако уровень жизни населения в них остается все еще весьма низким по сравнению с уровнем жизни в странах Севера.

Противоречия между Севером и Югом чреваты целой серией конфликтов. Экономическое неравенство и несправедливое распределение выгод от глобализации экономики порождают и обостряют этнические и религиозные различия. По мнению ряда ученых, проблема "столкновения цивилизаций" является самой опасной из всех геополитических проблем, и именно она чревата опасностью глобального военного конфликта.

Концепция устойчивого развития: баланс интересов. Мировое научное сообщество уже давно обеспокоено проблемами демографического роста, нерационального использования невосполняемых и восполняемых природных ресурсов и нарушения устойчивости биосферы. В рамках Римского клуба, созданного группой ученых в 1968 г., было выполнено много работ по анализу и прогнозу развития социально-экономических и экологических процессов. Основные выводы, к которым пришли авторы наиболее авторитетных работ, состояли в следующем: при сохранении нынешних тенденций роста численности населения, объемов производства и потребления, человечество исчерпает возможности дальнейшего развития в течение ста лет; ограниченность ресурсов планеты такова, что существующие западные стандарты потребления не могут быть распространены на все население планеты. Попытка развивающихся стран "дотянуться" до уровня жизни развитого Запада лишь ускорит катастрофу.

Первая попытка проанализировать новые глобальные проблемы на межгосударственном уровне была предпринята в 1972 г., когда в Стокгольме состоялась Конференция ООН по окружающей среде. Конференция приняла декларацию о защите природной среды и ряд конкретных экологических программ. В 1974 г. прошли сразу три крупных международных мероприятия: специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН по вопросам эксплуатации сырьевых ресурсов, Всемирная конференция по народонаселению в Бухаресте и Всемирная конференция по продовольствию, созванные также под эгидой ООН. Важную роль в мобилизации мирового сообщества сыграла Международная комиссия ООН по окружающей среде и развитию, которая была создана под председательством Г.Х. Брундтланда, министра по окружающей среде Норвегии. В докладе комиссии, опубликованном в 1988 г. под названием "Наше общее будущее", содержался призыв к народам и правительствам принять новую концепцию "устойчивого", т.е. гармоничного, самоподдерживающегося развития, направленного на сохранение окружающей среды и природных ресурсов с тем, чтобы гарантировать будущие поколения от экологической и экономической катастроф.

Комиссия наметила пути решения достижения устойчивого развития:
- ограничение роста численности населения;
- ограничение темпов экстенсивного экономического роста и объемов потребления природных ресурсов;
- более рациональное использование ресурсов путем применения ресурсосберегающих технологий;
- более справедливое и рациональное распределение ресурсов и производимой продукции среди народов планеты.

Призыв комиссии ООН получил официальную поддержку большинства стран мира и нашел свое отражение в документах Генеральной Ассамблеи ООН. Однако реальные меры по воплощению указанных рекомендаций принимались медленно и в недостаточных объемах. В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась Конференция ООН по проблемам окружающей среды и развитию, которая фактически признала углубление общецивилизационного кризиса и призвала народы планеты в короткие сроки кардинально изменить приоритеты общественного развития. Конференция приняла документ под названием "Повестка дня на XXI век", в котором обязала правительства стран-членов ООН осуществить меры по реализации концепции "устойчивого развития".

В 1993 г. состоялась Всемирная встреча на высшем уровне в интересах социального развития, которая приняла документ "Повестка дня для развития". Этот документ сформулировал политику развития "на справедливых началах", направленную на перераспределение, обеспечение социальной защиты и интеграции всех людей и всех наций-членов мирового сообщества.

Однако серьезных успехов в реализации концепции устойчивого развития в конце ХХ века не было. Напротив уровень разрыва между бедными и богатыми в мире постоянно нарастал.

Понимая, что такой рост неравенства чреват глобальной нестабильностью, ООН в сентябре 2000 г. на "Саммите Тысячелетия" приняла новую весьма амбициозную Программу Развития. В этой программе ставились цели сокращения числа самых бедных людей ("крайняя бедность") в мире в 2 раза от уровня 1990 г. к 2015 г., а также улучшения системы образования и здравоохранения в развивающихся странах.

В первое десятилетие XXI века выполнение этой программы идет с большими трудностями, явно отставая от намеченного графика.

Столь же сложно идут создание и реализация разных программ, направленных на снижение вредных выбросов в атмосферу. Однако альтернативы у человечества нет. Глобальные проблемы должны найти свои решения, и они возможны только путем баланса интересов всех народов.

***

Глобальные процессы, происходящие в экономической и политической сферах, накладывали свой отпечаток на весь ход развития художественной культуры ХХ века. Искусство возникло и на протяжении мировой истории всегда являлось способом художественного отражения и осмысления человеком окружающего мира. И эта функция искусство очень важна. Отражая мир, искусство, в свою очередь становится своего рода ключом к пониманию всей культурной среды, созданной человеком в тот или иной период времени.

В ХХ веке человек создал много новых форм и способов этого отражения и осмысления. Новации охватили всю сферу художественной культуры, включающую в себя архитектуру, литературу, театр, музыку, кино, изобразительное искусство и другие виды художественного творчества.

Наиболее динамично новые художественные процессы развивались в западноевропейском культурном пространстве, а точнее в рамках западной цивилизации в целом, поскольку в условиях ХХ века все большее воздействие на западноевропейскую культуру оказывали культурные процесса, проходившие в США, самой мощной и богатой стране западного мира. Культура западного мира в ХХ веке оказала сильное влияние на развитие мировой культуру. Именно поэтому культуре Западной Европы и США уделяется главное внимание в данном пособии.

 

Художественная культура ХХ века.

Общая характеристика

 

Сфера художественной культуры испытывала на себе влияние общих процессов глобализации, и, как следствие, главной особенностью художественной культуры ХХ века явилось усиление ее интернационального характера. Однако этот процесс не означал исчезновения национальной самобытности. По-прежнему сохранялись отличия в культуре разных стран и регионов. Тем не менее, многие культурные феномены, появившись в одной стране, быстро становились достоянием целого региона, и даже всего мира, вписываясь и влияя на национальную культуру разных стран. Наиболее ярко отмеченная тенденция проявилась после второй мировой войны, когда новые средства массовой коммуникации связали мир в единое целое.

Интернациональный характер проявился также и в синтезеразличных форм и типов художественной культуры. Так, синтез европейской и африканской музыки дал начало джазу. Синтез джаза и классики вызвал к жизни симфонический джаз.

Вторая особенность мировой художественной культуры состоит в ускорении всех процессов культурного развития. Мир стал намного более динамичным, чем прежде, и эта динамика нашла свое отражение в духовной жизни. В условиях ХХ века происходит быстрая смена различных культурных стилей. Не успев родиться, некоторые из них быстро уходят в прошлое, либо существенно изменяют свои формы.

Третьей особенностью художественной культуры ХХ в. сталполистилизм или полифония. Это проявлялось в том, что в рамках одного направления и даже в творчестве отдельного художника соединялись разные и порой противоположные подходы и приемы отражения действительности.

Однако стилевой синтез и полифония не стирали полностью границ между основными потоками в развитии мировой художественной культуры. Поэтому в ней можно выделить четыре основных направления, имея в виду относительный, условный, характер такого выделения. Это - реализм, модернизм, авангардизм и постмодернизм.

***

Реализм. Реализм всегда лежал в основе художественного творчества, поскольку в наибольшей мере воплощал главную функцию искусства: познание окружающего мира посредством художественных образов, адекватно отражающих реальность. Тем не менее, эстетическая программа реализма была четко сформулирована и осознана лишь в середине XIX века, когда он стал утверждаться в европейской литературе, театре и живописи как своего рода протест против классицизма и романтизма, которые так или иначе идеализировали жизнь, избегая правдивого отражения социально-значимых черт действительности. В условиях ХХ века реализм сохранял ведущие позиции во влиянии на зрительскую аудиторию, поскольку был наиболее понятен широкому зрителю и нес в себе положительный оптимистический потенциал: важнейшими принципами реалистического искусства оставались гуманизм и вера в победу человеческого разума.

Реализм ХХ века характеризовался бережным отношением к культурному наследию прошлого. В литературе лучшие реалистические традиции получили развитие и блестящее воплощение в философских и социально-психологических романах, созданных писателями в разных странах (Т. Манн, Д.Голсуорси, Т.Драйзер, Л.Фейхтвангер и др.). Однако и для сторонников реализма был характерен поиск новых методов художественного отражения действительности. Так, в творчестве норвежского драматурга Г.Ибсена реализм получил психологическую окраску, сочетался с романтическими мотивами и использованием языка символов. В творчестве немецкого драматурга и режиссера Б.Брехта реализм проявил себя в форме философско-сатирических пьес. Итальянский художник Р.Гуттузо обогатил реализм экспрессивным языком, создав своего рода «экспрессивный реализм».

Реализму ХХ века была присуща в целом антибуржуазная, антифашистская и антимилитаристская направленность, и это порой вызывало у правящих кругов западного общества стремление ослабить воздействие реалистического искусства, противопоставить ему иные художественные стили, не имеющие столь выраженной социальной направленности.

В первой половине ХХ века реализму противостояли два других основных направленияв художественной культуре ХХ века – модернизм и авангардизм. На рубеже веков доминировал модернизм, который стал своего рода «предварением» авангардизма. Во второй половине века произошло становление постмодернизма.

Модернизм. Понятие происходит от термина модерн. Имея тот же корень, что и слово «мода», он употребляется в значении «новое» или «современное искусство». Ранние формы модернизма возникают уже во второй половине XIX столетия, когда ряд художников пришли к выводу о том, что, во-первых, в рамках прежней художественной традиции они уже не могут сказать ничего нового, а во-вторых, сами классические формы искусства уже не способны отразить новые явления жизни.

Стремление увидеть и отразить мир по-новому породило импрессионизм – новую живописную технику и новое видение мира. Художников-импрессионистов (О. Ренуар, К. Моне, Э. Дега и др.) считают основоположниками модернизмавсовременном искусстве. Они стремились передать свое субъективное видение мира, взятого в изменчивых переходных состояниях, запечатлеть мимолетное впечатление от постоянно меняющейся жизни.

Наследником импрессионизма на рубеже веков стал постимпрессионизм,сторонникикоторого (художники Ван Гог, Гоген, Сезанн и др.) пытались отразить в новых формах уже не изменчивые мимолетные состояния, а напротив длительное и наиболее существенное. Особенность изобразительной манеры - декоративная стилизация.

В последней трети XIX века заявили о себе символизм, эстетизм и декаданс. В основе символизма (фр. поэты Ш. Бодлер, П. Верлен, А. Рембо, С. Малларме, бельгийский драматург М.Метерлинк)лежало стремление выразить скрытый смысл художественного произведения через образ-символ. При этом каждый символ рассматривался как отражение какой-то более глубокой, фундаментальной, идеи, и поэтому допускал различные толкования.

В основе эстетизма лежала идея о том, что искусство существует ради самого искусства, ради передачи прекрасного, никак не связанного с воспитательными, познавательными и какими-либо другими целями. Это вело к отрицанию связи между прекрасным и нравственными ценностями, к пропаганде безнравственности в искусстве.

Идеология эстетизма ставила его в рамки более широкого течения в западном искусстве конца XIX века – декаданса. Д екаданс(буквально – «упадок») отражал разочарование художников в окружающей действительности, нежелание бороться за ее изменение и поднимать в искусстве социально-значимые темы, неверие в возможность изменить мир к лучшему. Идеология декаданса проявляется в выборе тем для произведений, оторванных от реальности, пропаганде индивидуализма и свободы личности от общественных моральных норм, преобладании формы над содержанием, стремлении к внешним эффектам. Одной из знаковых фигур в эстетизме и декадансе является английский писатель О.Уайльд, отразивший отмеченные настроения в нашумевшем романе «Портрет Дориана Грея».

При всем различии ранние модернистские течения имели одну общую черту. Художник ставил своей задачей не реалистическое отражение окружающего мира, а выражение своего видения этого мира. Некоторые художники заявили о поиске своих эталонов и канонов прекрасного. Это вело к тому, что модернистское искусство приобретало элитарный характер и не ориентировалось на широкого зрителя, который также скептически относился к модернистским поискам.

Авангардизм. Авангардизм рассматривается искусствоведами как более радикальный этап модернизма, или как самостоятельный этап в развитии нового искусства. В начале ХХ века многие художники были готовы пойти на более радикальный разрыв с традицией, чем их предшественники. Этот разрыв легче всего проследить в изобразительном искусстве, в рамках которого возникли кубизм, экспрессионизм, абстракционизм, сюрреализм, ташизм, имажинизм и другие направления авангардного искусства. Художники стали отражать окружающий мир совершенно новыми непривычными средствами, все более и более искажая в своих произведениях реальные зримые образы, а затем и полностью заменили их некими абстрактными репрезентациями. Так, если сторонники кубизма только расчленяли на геометрические элементы изображаемую натуру, то абстракционисты доходили до уничтожения всякой изобразительности. Сюрреалисты стремились вызвать и передать образы из области подсознательного. При этом авангардисты исходили из того, что картина должна передавать авторское видение того главного, что, на их взгляд, нельзя было передать простым копированием действительности. Следует отметить, что наиболее талантливым авторам в той или иной мере удавалось решить поставленную задачу, что и позволило авангардизму занять свое место в мировом художественном процессе. В то же время многим это не удавалось, и широкая зрительская аудитория видела в произведениях авангарда только стремление к эксцентричности, новаторству ради новаторства.

Эстетика авангардизма зачастую несла в себе представления об абсурдности мира и его враждебности человеческой личности и вписывалась в идеологию декаданса. В то же время в рамках авангардизма существовали целые течения, отнюдь не отражающие настроения упадка. Для них был характерен наступательный дух, уверенность в возможности переустройства старого мира. Авангардизм появился в эпоху революций, произошедших в ряде стран Европы и направленных на социальное обновление общества. Многие художники авангардисты были готовы своим творчеством способствовать этому обновлению.

Постмодернизм. Преобладающий экстремизм многих форм авангардного искусства, присущая им идеология нигилизма и элитарности приводили к тому, что многие формы авангардного искусства отвергались широкой зрительской аудиторией. Это отношение породило во второй половине ХХ века в художественной культуре течение, которое получило название постмодернизм.

Искусство постмодернизма выдвинуло лозунг «открытого искусства», которое свободно взаимодействует со старыми и новыми стилями, готово к объединению приемов, заимствованных из арсенала произведений различных эпох, регионов и культур. Для искусства постмодерна характерно стремление стереть грани между обыденностью, повседневностью и творческим процессом, массовой культурой и «высоким», элитарным искусством, приспосабливая его к массовому сознанию.

Извечное стремление к поиску новых форм самовыражения привело к тому, что в рамках постмодерна появляются и новые формы творчества, такие как хэппенинг, перформанс, концептуальное искусство.

Хэппенинг (англ. happening, от happen – случаться, происходить) предполагает сотрудничество художника и зрителей, реагирующих на действия автора и направляющих своей реакцией его дальнейшие действия. При этом художественный процесс часто совершается на открытых пространствах – площадях и улицах.

В отличие от хэппенинга, перформанс (performance англ. исполнение) представляет собой спектакль, которое имеет четкий сценарий, и не предполагает участия в нем зрителей. Замысел выражается при помощи движений тела исполнителя. Пеформанс активно использует элементы пантомимы, танца, музыки, поэзии видео и кино. Смешение различных видов искусства, перевод творчества в сферу коллективного, спонтанного действия характерно также для флуксуса (лат. fluxus – «поток жизни»).

Концептуальное искусство (от лат.conceptus –мысль, представление) поставило своей целью создание художественных «идей-концептов». При этом сам созданный художником артефакт (лат. arte искусственно + factus сделанный) в виде картины или инсталляции является лишь приложением к его описанию при помощи текста, видео или фонозаписи. Хрестоматийным примером выступает композиция Дж. Кошута «Один и три стула» (1965, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Перед зрителем предстают три проекции стула: реально стоящий у стены стул, его фотография и словесное описание стула из энциклопедического словаря. В 70-е гг. приемы концептуального искусства использовались в социально-протестных акциях, и нашли свое отражение в политических фотоплакатах. К концу ХХ века его приемы были переняты коммерческой рекламой и вошли в культуру масс-медиа.

Появление техногенной культуры стало четвертой особенностью художественных процессов ХХ века. Техногенное искусство (фотография, кино, радио, телевидение и видеокультура) появилось как результат научно-технического прогресса и обладало рядом специфических черт. Для радио и телевидения, например, была характерна симультанность (мгновенная передача звукового или звукозрительного образа события на большое расстояние), вездесущность (одновременная передача информации многочисленной рассредоточенной аудитории) и программность вещания (единый системно организованный процесс социальной информации). Новые виды культуры были общедоступны, охватывали многие миллионы зрителей. По степени воздействия на массы они далеко превосходили все традиционные формы духовной культуры и способствовала формированию так называемой массовой культуры. Она создавалась как рыночный продукт, который навязывался потребителю как иные виды товаров. Наиболее эффективная индустрия производства продукции массовой культуры была создана в США.

Создатели массовой культуры часто обращались не к самым лучшим качествам человеческой личности. Эксплуатация кинематографом, телевидением и видео средствами сюжетов, связанных с насилием, жестокостью, эротикой создавала опасность для духовного здоровья любой нации. Снимая всякие нравственные запреты, присущие традиционному обществу, массовая культура отнюдь не освобождала человека как личность. Напротив, она подчиняла его миру примитивных потребностей, делая человека несвободным. На эту особенность массовой культуры как предельного выражения духовной несвободы указывали в своих работах крупные мыслители уже в первой половине ХХ века – О.Шпенглер, А.Швейцер, Х.Ортега-и-Гассет, Э.Фромм. К концу века проблема стала еще более острой. Ее вполне можно рассматривать как одну из глобальных проблем современности, нуждающуюся в адекватном решении.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...