Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Неклассическая музыка XX века




 

Музыкальное искусство XX века необычайно объемно. Пожалуй, нет ни одного исторического музыкального стиля, который бы так или иначе не отразился в пестром музыкальном калейдоскопе XX столетия. Все, что накапливали предыдущие века развития музыки, и все своеобразие национальных музыкальных культур вдруг сделалось всеобщим достоянием. В музыку Европы врываются африканские ритмы, в музыку Индии и Японии приходят европейские интонации.

В то же самое время отдельные пласты в музыке XX века редко смешиваются друг с другом. Все они существуют раздельно, обращаясь к разным слушателям. Джаз, рок-музыка, поп-музыка, массовая песня, электронная музыка, музыка серийная и сериальная, конкретная музыка и алеаторика, медитативная музыка, множество авторских стилей, которые пока не укладываются ни в одно из направлений — все эти музыкальные потоки различаются не только по назначению, но и по музыкальному языку. Еще более четкая граница пролегает между музыкой классической и массовой. Развитие музыкального искусства в XX веке. проходило в основном в рамках последней.

Джазовая музыка. Первый вид массового музыкального искусства – джаз, родился в США в начале XX века столетии. Он возник в результате сплава традиций европейской и афроамериканской народной музыки. В основе джаза лежит импровизация. Джазовый импровизатор – это не композитор и исполнитель в одном лице, а особый тип художника. Сам по себе он не пишет музыку, напротив им создаётся музыкальное произведение во взаимодействии с партнёрами по ансамблю, с помощью игры, диалога, многостороннего общения на языке музыки. Смысл её заключается не в результате, а в процессе. В совокупности все выразительные средства воспринимаются как стиль. Другая особенность джаза – сложный ритм, составляемый акцентами, которые в сочетании должны производить драйв, который создает у слушателя впечатление движения, нарастающего темпа, тогда как он остаётся неизменным. Этот термин теперь используется и в рок-музыке. Специфически джазовым качеством является свинг: напряжение и расслабление звуковой материи, своеобразная пульсация придают джазовой музыке упругость, пластичность и особую выразительность.

Большинство образцов джазовой музыки – это инструментальные пьесы, построенные по классической модели "темы с вариациями". После того как ансамбль исполнил тему, солисты импровизаторы по очереди играют вариации, а остальные аккомпанируют. При этом все исполнители следуют гармонической структуре исходной темы и её продолжительности. Общеизвестные темы, которые в джазе исполняются наиболее часто, называются стандартами. Это в основном популярные песни, мелодии из кинофильмов и театральных спектаклей, созданные в 1920х-1950х гг.

Самым ранним джазовым стилем считают музыку ансамблей, в состав которых входили труба или корнет, кларнет, тромбон и ритм секция – банджо, контрабас (или туба), ударные инструменты и позднее фортепиано. Труба обычно играла основную мелодию, лишь слегка её варьируя, кларнет виртуозно опевал мелодию в верхнем регистре, тромбон подчёркивал гармонические ноты и заполнял паузы. Наиболее выдающимися мастерами этого стиля были чёрные музыканты – трубачи Кинг Оливер (1885-1938) и Луи Армстронг (1900-1971).

С конца 1920х гг. получили распространение танцевальные залы, куда требовались музыкальные коллективы, способные наполнить звуком большое помещение. В их состав обычно входили две трубы, тромбон, два альт-саксофона и тенор-саксофон, фортепиано, контрабас и ударные. Наиболее интересным считался оркестр пианиста Флетчера Хендерсона (1898-1952), который ввёл совместное исполнение музыки различными группами инструментов, устраивая между ними своеобразные переклички. В оркестре пианиста Дюка Эллингтона (1899-1974) музыканты с помощью специальных сурдин добивались особого, "гортанного" тембра инструментов, напоминавшего звуки человеческого голоса. В богатых отелях и дорогих ресторанах играли так называемые симфоджазовые оркестры, среди которых сочетанием танцевального и концертно-академического репертуара выделялся оркестр Пола Уайтмена (1890-1967).

В 1930х гг. наступил расцвет больших джазовых оркестров – бигбендов, включавших до двадцати исполнителей. Новый джазовый стиль этих музыкальных коллективов получил название свинг. К концу десятилетия только знаменитых свинговых оркестров в Америке насчитывалось полторы сотни. Самыми известными стали оркестры белых музыкантов: кларнетиста Бенни Гудмена (1909-1986), "короля свинга" и Гленна Миллера (1904-1944), который добавил в группу саксофонов кларнет, отчего вся группа приобрела мягкий тембр.

В начале 1940х гг. саксофонист Чарли Паркер (1920-1955) создал стиль бибоп, для которого были характерны сверхбыстрый темп исполнения, усложнённая и построенная на иных принципах гармония и яростная импровизация. В 1950х гг. в противовес ему возник уравновешенный, спокойный стиль кул. В появившемся в конце 1950х гг. ладовом, или модальном, джазе использовались элементы классической музыки, а также азиатские и африканские гаммы.

В конце 1960х гг. Майлс Дэвис первым из джазовых музыкантов обратился к ритмам блюза и рок-музыки. К его опытам присоединились американские ансамбли "Чикаго" и "Кровь, пот и слезы". В них наряду с электромузыкальными инструментами (обычными для рок-музыки) были представлены духовые, на которых играли музыканты-импровизаторы. Так возникло новое направление, джаз-рок или фъюжн, соединившее в себе элементы самый разных музыкальных стилей. Пик его популярности приходится на 1970е гг.

Хотя первоначально джаз был чисто американским явлением, уже в 1920е гг. он распространяется за пределы Америки, а после Второй мировой войны приобретает мировое значение. Его влияние на развитие музыки огромно, именно под воздействием джаза и на его основе сложились ритм-энд-блюз и рок-музыка. Главным же было то, что джаз возродил в профессиональной музыке её важное предназначение: быть средством и языком живого общения людей.

Рок-музыка. Во второй половине XX в. возникло новое явление художественной культуры – рок-музыка или просто рок, где оказались объединены музыкальное, поэтическое, сценическое и другие виды искусства. Рок-музыке сложно дать однозначное определение, что связано как с её постоянным развитием – появлением новых направлений, стилей и жанров, так и с отсутствием каких бы то ни было строгих правил, регламентирующих авторскую и исполнительскую деятельность рок музыкантов. Как музыкальное явление рок начал формироваться в 1950х гг. в США. Ведущая роль в этом процессе принадлежала блюзу – песенному и инструментальному фольклору афроамериканцев.

Первоначально становление рок-музыки происходило в тесном взаимодействии с общественными движениями, отстаивавшими права молодёжи, расовое и социальное равенство, отказ от применения военной силы и т.д. Это был рупор протеста молодежи против традиционных ценностей буржуазного общества, в первую очередь общества американского. Рок-музыка способствовала разрушению расовых и социальных барьеров и во многом изменила мировоззрение и образ жизни американцев и европейцев. Однако со временем рок в значительной степени утратил общественную значимость и вошел в систему шоу-бизнеса. Это привело к формированию двойственной природы рок-музыки в основе которой, с одной стороны, лежал протест против общества, а с другой стороны – это оказывалось выгодное коммерческое предприятие. Такое противоречие способствовало непрерывным творческим поискам и развитию рок-музыки, появлению в ее составе все новых и новых жанров, которые во многом противопоставляли себя своим предшественникам.

Первым направлением рок-музыки, завоевавшим международную известность в середине 50х гг., стал рок-н-ролл. Это танцевальная музыка, представляющая собой сочетание упрощённого и быстрого по темпу ритм-энд-блюза с народной музыкой кантри. Вокал приобрёл очень напористый, энергичный характер, а поведение исполнителей на сцене стало свободным, непринуждённым. Первоначально рок-н-ролл исполнялся исключительно черными музыкантами, наиболее выдающимся из которых был Чак Берри, и считался довольно специфической музыкой. Позже появляются и белые его представители, одного из которых, Элвиса Пресли, заслуженно величают "королем" рок-н-ролла. Смешав в своих произведениях все элементы американской музыкальной культуры, он фактически и создал рок-н-ролл. Другой особенностью его творчества была характерная хореография движений на сцене, заключавшаяся в неистовом раскачивании бёдер в сочетании с эмоциональными движениями рук и тела вызывавшая всеобщее возбуждение публики.

Из США рок-н-ролл распространяется в другие страны, где начинают появляться и собственные исполнители. Больше всего подобных коллективов появилось в Англии. Самым крупным и известным из них была, конечно, ливерпульская группа “The Beatles”, первоначально, исполнявшая произведения заокеанских кумиров, но вскоре обратились к сочинению собственных композиций. Мелодический дар ведущих авторов группы – Джона Леннона и Пола Маккартни позволил "The Beatles" завоевать популярность в Великобритании, а впоследствии и во всём мире. "The Beatles" сумели найти собственный стиль в музыке, оркестровках, текстах, сценическом поведении и т. д. Именно с творчества группы “The Beatles” началось шествие рок-музыки по миру и ее развитие вне англоязычных стран – в том числе и в СССР. Они заложили основы многих ее течений, а их творчество стало одним из наиболее ярких явлений в культуре XX в. Рок-музыка, ранее считавшаяся танцевальной и развлекательной, приобрела репутацию серьёзного искусства.

Другое музыкальное направление, сложившееся в Лондоне в конце 50х гг., восходило к ритм-энд-блюзу. Наиболее известным представителем его была группа “Rolling Stones”, чья музыка, в отличие от “The Beatles”, была более громкой, резкой и насыщенной весьма откровенными на тот период текстами. Вскоре этот коллектив, возглавляемый Миком Джаггером, стал наиболее архетипической, образцовой рок-группой.

В середине 1960х гг. британские группы получили признание в США, вернув преобразованный рок-н-ролл на его родину. К концу десятилетия во всём мире возникло множество музыкальных направлений, составивших вместе то, что и получило название "рок-музыка". Значительное влияние на распространение рок-музыки оказало развитие технических средств – если в начале XX в. это были лишь граммофон, то в середине века уже существуют стерео-проигрыватели, музыкальные автоматы и т. д., что обеспечивало широкий охват аудитории через распространение отдельных песен (синглов) или цельных композиций (альбомов). Рок изменил представления о форме произведений. Поначалу продолжительность звучания рок-песни не превышала трёх четырёх минут, а её структура обычно была стандартной: куплет, припев, сольная инструментальная партия, припев и финал. Рок музыканты не только удлинили композиции за счёт развёрнутых сольных партий, но и создали произведения, состоящие из нескольких частей; возросла роль инструментальной музыки и импровизации.

Границы между направлениями рок-музыки можно провести лишь условно, так как творчество многих рок-групп включает особенности нескольких из них. В середине 1960х гг. в США на основе песен авторов-исполнителей, аккомпанировавших себе на гитарах, губных гармониках и других акустических инструментах, начало формироваться направление, названное позднее фолк-роком, песни которого своей искренностью и безыскусностью были близки простым американцам. Позже фолк-рок распространился и в Европу, где на его развитие значительное влияние оказала кельтская музыка.

В те же годы среди американской молодёжи распространилось употребление наркотиков, в частности вызывающих галлюцинации (ЛСД). Музыка, игравшаяся под воздействием подобных препаратов, получила название психоделического рока. Позже так стали именовать рок-музыку, которой свойственны спонтанность, эмоциональная раскованность и отсутствие чёткой формы. Наибольший расцвет психоделического рока пришелся на конец 1960х гг., время молодежной революции. Крупнейшим его представителем стала американская группа “The Doors”, своим успехом обязанная таланту Джима Моррисона. Его творчество оказало огромное влияние на рок-музыку, а наркотики стали причиной гибели многих рок музыкантов (Брайана Джонса, Джимми Хендрикса, Дженис Джоплин и др.).

Влияние классической музыки на рок привело к появлению во второй половине 1960х гг. арт-рока (или прогрессивного рока). Исполнители арт-рока при создании собственных композиций часто обращались к классическому наследию: использовали оркестровки, гармонии, мелодии и формы симфонической и камерной музыки. Признанными мастерами арт-рока стали британские группы, в частности "Jethro Tull”. Тогда же на стыке классической и рок-музыки рождается рок-опера, представлявшая собой театрализованное представление с сюжетом, действующими лицами, декорациями, музыка к которому пишется и исполняется в рок стиле. Наиболее выдающейся стала рок-опера "Иисус Христос - Супер звезда" (1970 г.) английского композитора Эндрю Ллойда Уэббера. Часто главные партии в рок-операх пели известные рок музыканты или солисты рок-групп.

На рубеже 1960х-1970х гг. сложилось наиболее жёсткое и мощное по звучанию, требующее виртуозной исполнительской техники направление рок-музыки – хард-рок. Его создателями считаются британские группы "Led Zeppelin”, “Deep Purple” и "Black Sabbath”. В конце десятилетия хард-рок получил новое воплощение в стиле хэви-метал. Особняком от этих направлений стояла также британская группа “Pink Floyd”, творчество которой содержало элементы как психоделического, так и арт-рока.

В 1970х гг. появились музыканты, концерты которых превращались в яркие театрализованные представления. Большое внимание они уделяли собственному сценическому облику. Наиболее ярким представителем этого направления стала группа “Queen”, которая, соединив черты разных направлений рок-музыки, создала собственный неповторимый стиль, из-за чего любая попытка причислить их творчество к определённому жанру обречена на неудачу. Своим успехом группа обязана в первую очередь колоритной фигуре её вокалиста и пианиста Фредди Меркьюри.

Во второй половине 70х гг. наступило время кризиса рок-музыки, которая лишилась своего протестного начала и вошла в структуры шоу-бизнеса, индустрии развлечений. Многие рок-музыканты прекратили творческую деятельность, рок-группы распались или сошли со сцены, уступив место представителям поп музыки. Как реакция на это возникает панк-рок, или просто панк, резко противопоставивший себя традиционной рок-культуре. Его основой стала нигилистическая, антиобщественная идеология, выраженная (как правило) в быстрой, агрессивной, невиртуозной манере игры; основой такого рода музыки было не исполнительское мастерство, а желание самовыражения, драйв и энергетика.

Появление панк-рока превратило рок из музыки, которую могли играть лишь избранные, в музыку, которую могли играть все. Вместе с распространением синтезаторов и других технических средств звукозаписи и звукопроизводства это позволяло создавать музыку практически любому человеку. Особенно большое значение это приобрело с 1980х-1990х гг. по мере совершенствования компьютерной техники. Все это способствовало появлению в музыке новых стилей, в рамках которых часто происходило переосмысление достижений предшественников или возврат к традициям. Среди них можно назвать готик-рок, индастриал, хардкор, ска, альтернативный рок и многие другие направления. Возрождение рок-музыки в конце 1970х гг. в виде множества разнообразных течений получило общее название: "новая волна".

Одновременно происходит окончательное разделение рок и поп-музыки. Поп-музыка – развлекательная массовая музыка, использующая стили, жанры и формы рока. В этом её отличие от популярной музыки в широком смысле слова – наиболее известных, часто исполняемых произведений (в том числе симфонических). Поп-музыка ориентируется на усреднённый вкус, поэтому при сочинении таких произведений используются уже опробованные музыкальные стандарты. Хотя рок-музыка более индивидуальна, тем не менее, большинство рок стилей за прошедшие полвека настолько подробно изучены, что многие вновь созданные композиции можно расчленить на фрагменты из уже существующих произведений. При подобном снижении авторской оригинальности всё большее значение получает инструментальное и вокальное мастерство исполнителей, а также организация концертов и звукозаписи. Появившиеся в те же годы видео клипы и музыкальное телевидение во многом способствовали превращению музыкального творчества в производство, а популярных исполнителей – в успешные коммерческие предприятия, что особенно ярко проявилось в последнее время.

В итоге, к началу XXI в. можно говорить о том, что заложенное в рок-музыке противоречие между изначальной протестной составляющей и стремлением к успешности, прежде всего коммерческой, наложенное на развитие технических средств, привело к распаду ее на две группы. В одну входят самодеятельные коллективы, нацеленные в первую очередь на самовыражение в творчестве, в другую – группы, уделяющие основное внимание концертной деятельности с целью достижения коммерческого успеха. Однако нельзя сказать, что между ними пролегает четкая граница, так как многие группы из второй категории первоначально принадлежали к первой. Благодаря этому не только музыка стала массовой, но массовым стало и музыкальное творчество, превратившееся в инструмент самовыражения.

 

АРХИТЕКТУРА ХХ века

Архитектура конца ХIХ – начала ХХ века. Истоки развития архитектуры ХХ века следует искать в развитии науки и техники середины и конца ХIХ в. В это время традиционные архитектурные формы вступают в противоречие с новыми функциональными и конструктивными задачами строительства зданий. Не имея общих принципиальных взглядов на пути дальнейшего развития зодчества, архитекторы начинают механически копировать формы различных исторических стилей. Со второй половины XIX в. в архитектуре господствовала эклектика. Архитекторы используют приемы и формы эпох ренессанса, барокко и классицизма. Это – или стилизация под какие-то известные исторические архитектурные произведения, или смешение в одном здании приемов и деталей различных стилей. Например, здание Парламента в Лондоне ( 1840-1857 гг.) было построено в стиле «готического романтизма».

В связи с бурным развитием капитализма в этот период увеличилась потребность в утилитарных зданиях: вокзалах, биржах, сберегательных кассах и т.п. В постройках зданий подобного назначения конструкции из стекла и металла часто оставались открытыми, создавая новый архитектурный облик. Эта тенденция была особенно заметна в инженерных сооружениях (мостах, башнях и др.), в которых декор полностью отсутствовал. Важнейшими вехами в утверждении этой новой архитектуры, основанной на технических достижениях века, стали такие строения как Хрустальный дворец в Лондоне (1851 г.) и два крупнейших сооружения Парижской всемирной выставки 1889 г. - Эйфелева башня (Г. Эйфель)и Галерея машин (М. Дютер). Их влияние на последующую архитектуру было огромным, хотя в XIX в. подобные здания были единичными, являясь плодом инженерной деятельности.

Своей основной задачей большинство архитекторов считали архитектурно-художественную разработку проектов, рассматривая её как декорирование конструктивной основы. В гражданском строительстве внедрение новой строительной техники шло медленно, и в большинстве случаев металлический каркас, ставший уже распространенной конструктивной основой зданий, скрывался под кирпичной кладкой. Нарастало противоречие между передовыми техническими устремлениями и традициями, основанными на кустарных методах. Только к концу XIX столетия стал намечаться поворот наиболее прогрессивной части архитекторов в сторону освоения передовой строительной техники, поиску форм, отвечающих новым конструкциям и новому функциональному содержанию зданий.

Этому повороту предшествовало развитие прогрессивных теорий, частности, французского архитектора Виолле-ле-Дюка (1860-70-е гг.). Главным принципом архитектуры он считал рационализм, который требовал единства формы, назначения и конструктивных методов (это было выражено формулой - «камень должен быть камнем, железо - железом, а дерево - деревом»). По его словам «современная металлическая конструкция открывает совершенно новую область для развития архитектуры». Практическое воплощение рационалистических принципов архитектуры впервые было осуществлено в США представителями так называемой «Чикагской школы», лидером которой был Луис Салливен (1856 – 1924 гг.). Наиболее ярко их творчество проявилось в строительстве многоэтажных конторских зданий в Чикаго. Суть новой метода строительства заключалась в отказе от облицовки металлического каркаса массивом стены, в широком использовании крупных остекленных проемов, в сведении декора к минимуму. Л. Салливен последовательно воплотил эти принципы в здании универмага в Чикаго (1889-1904 гг.). Конструкция здания полностью подтверждало сформулированный Салливеном тезис: «Форма должна соответствовать функции». Архитектор стоял у истоков развития строительства высотных зданий в США, которое широко развернулось в XX веке.

Стиль модерн. Поиски новых форм в архитектуре европейских стран рубежа XIX—XX вв. способствовали становлению своеобразного творческого направления, получившего название стиля модерн. Основная задача этого направления - «осовременить» средства и формы архитектуры, предметы прикладного искусства, дать им живую и динамичную пластику, которая больше отвечала духу времени, чем застывшие каноны классицизма.

В архитектуре конца ХIХ - начала XX в. модерн характеризовался рядом типичных для этого направления особенностей. Архитекторы широко использовали новые строительные материалы - металл, листовое стекло, обливную керамику и др. Живописная многообъемность и пластика построенных зданий сочеталась со свободной трактовкой их внутреннего пространства. При оформлении интерьеров основу составлял характерный для модерна затейливый орнамент, который часто напоминал линии стилизованных растений. Орнамент использовался в живописи, изразцовой технике и особенно часто - в сложных по рисунку металлических решетках. Глубокий индивидуализм композиций - одна из наиболее характерных черт модерна. Среди выдающихся архитекторов модерна можно назвать в России - Ф. О. Шехтеля (1859- 1926); в Бельгии - В. Орта (1861 - 1947); в Германии - А. Ван де Вельде (1863- 1957); в Испании - А. Гауди (1852 - 1926) и др.

В начале XX в. модерн начинает терять свое значение, но многие достижения архитекторов этого направления оказали свое влияние на последующее развитие архитектуры. Главное значение стиля «модерн» состоит в том, что он, как бы «расковал цепи» академизма и эклектики, которые долгое время стесняли творческий метод зодчих.

Творческие устремления прогрессивных архитекторов европейских стран начала XX в. были направлены в сторону поиска рациональных форм строительства. Они стали изучать достижения Чикагской школы архитектуры. Внимательнее присматривались к рациональным решениям промышленных зданий, инженерных сооружений и к новым формам общественных зданий, полученным на основе металлических конструкций. Среди представителей этого направления нужно выделить немецкого архитектора Петера Беренса (1868 - 1940), австрийцев Отто Вагнера (1841-1918) и Адольфа Лооса (1870 - 1933), французов Огюста Перре (1874 - 1954) и Тони Гарнье (1869 - 1948). Например, Огюст Перре своим творчеством показал широкие эстетические возможности, таящиеся в конструкциях из железобетона. «Техника, поэтически выраженная, претворяется в архитектуру», - вот формула, которой следовал Перре. Эта творческая программа оказала огромное воздействие на архитектуру последующего периода. Из мастерской этого мэтра вышло много известных архитекторов, в том числе один из выдающихся лидеров архитектуры ХХ века - Ле Корбюзье.

Одним из первых, кто понял необходимость активного участия архитекторов в промышленном строительстве, был Петер Беренс. Он становится во главе крупного предприятия электрической компании - АЭГ, для которой проектирует ряд зданий и сооружений (1903-1909 гг.). Все здания, построенным по проекту Беренса, отличаются целесообразностью инженерных решений, лаконичностью форм, наличием больших оконных проемов, а также продуманным планом, который отвечает производственной технологии. В этот период стремительно увеличивается интерес художников и архитекторов к индустрии и промышленной продукции. В 1907 г. в Кёльне был организован немецкий «Веркбунд» (союз производителей), целью которого было преодоление разрыва между кустарными и промышленными изделиями, придание последним высоких художественных качеств. В деятельности этой организации принимал активное участие и П. Беренс. В его мастерской воспитывались архитекторы, которые после первой мировой войны станут во главе мировой архитектуры, и направят ее развитие в совершенно новое русло. Архитектура 1920-1930-х годов. Первая мировая война стала важным рубежом в развитии всего мира. В послевоенный период индустрия, освободившаяся от заказов военного характера, предоставила архитекторам и строителям возможность широко использовать машины для производства строительных работ, конструкций зданий и благоустройства быта. Методы индустриального строительства, удешевляющие возведение зданий, все более привлекают внимание архитекторов. Железобетонный каркас, отличающийся простотой форм и относительной легкостью изготовления, широко исследуется архитекторами на предмет его типизации и стандартизации. Одновременно проводятся творческие эксперименты в области эстетического осмысления этой конструкции в членениях фасадов.

Наиболее последовательно новые принципы формообразования строений были разработаны одним из крупнейших основоположников современной архитектуры Ле Корбюзье (1887-1965). В 1919 г. в Париже он организовал и возглавил международный журнал «Эспри Нуво» (Новый дух), который стал трибуной для творческого и теоретического обоснования необходимости пересмотра традиционных принципов художественного творчества. Главный принцип, который пропагандируется на его страницах - использование новой техники. Образцом эстетической выразительности стал проект, который на чертеже выглядит как прозрачный остов жилого дома в виде шести легких железобетонных опор и трех горизонтальных плит, соединенных между собой динамичной лестницей (он получил название «Домино»,1914-1915). Эта архитектурная конструкция на основе каркаса допускала трансформирующие перегородки помещений, что предполагало гибкую планировку квартир. «Домино» стал своего рода архитектурным «кредо» архитектора. Данная система варьировалась и развивалась мастером практически во всех его постройках 20 - 30-х годов.

Ле Корбюзье выступает с новаторской архитектурной программой, сформулированной в виде тезисов: 1. Поскольку несущие и ограждающие функции стен разделены, дом должен быть поднят над уровнем земли на столбах, освобождая первый этаж для зелени, стоянки автомашин и т.п. и усиливая тем самым связь с пространством окружающей среды. 2. Свободная планировка, допускаемая каркасной конструкцией, дает возможность в каждом этаже давать различное расположение перегородок и в случае необходимости изменять их в зависимости от функциональных процессов. 3. Свободное решение фасада, создаваемое благодаря отделению от каркаса стены-мембраны, несет в себе новые композиционные возможности. 4. Наиболее целесообразная форма окон - горизонтальная ленточная, логически вытекающая из конструкции и условий зрительного восприятия человеком окружающего мира. 5. Крыша должна быть плоской, эксплуатируемой, что дает возможность увеличить полезную площадь дома.

В ряде построенных зданий 20-30-х годов Ле Корбюзье в основном следует провозглашенным тезисам. Ему принадлежит фраза - «Крупные проблемы современного строительства могут быть решены только с применением геометрии». Постройки этого периода проникнуты стремлением геометризировать формы построек, используя правило «прямого угла», уподобить облик дома некой машине, приспособленной для обслуживания человека. Корбюзье - сторонник «духа серийности» в архитектуре, ее машинной организованности. Его лозунгом стало выражение - «Техника - носитель нового лиризма».

Поиски новых архитектурных форм ведутся в 20 - 30-х годах на основе внимательного учета разнообразных функциональных задач, которые начинают все более диктовать композиционное решение, как внутренней организации пространства, так и внешнего облика зданий и комплексов. Постепенно функционализм становится ведущим направлением европейской архитектуры.

Особая роль в его развитии принадлежит архитектору Вальтеру Гропиусу (1883-1969) и основанному им в 1919 г., в Германии «Баухаузу» (Дом строительства). Эта организация просуществовала с 1919 до 1933 г. Деятельность Баухауза охватывала «создание вещей и зданий, как заранее спроектированных для промышленного производства», так и современного жилища, начиная с предметов домашнего обихода и кончая домом в целом. В этом случае изыскивались новые материалы и конструкции, вводились индустриальные методы и стандарт. Разрабатывается новое понимание роли архитектора. В.Гропиус писал, что «Баухауз стремится в своих лабораториях создать новый тип мастера - одновременно техника и кустаря, одинаково владеющего и техникой, и формой». В соответствии с основными задачами Баухауза была организована подготовка архитекторов и художников прикладного искусства. Метод преподавания строился на неразрывном единстве теории и практики.

Принципы функционализма в градостроительстве были закреплены в работе и документах международной организации архитекторов (CIAM). В 1933 г. этой организацией была принята так называемая «Афинская хартия», где была сформулирована идея жесткого функционального зонирования городских территорий. Основным типом городского жилища объявлялся «многоквартирный блок». Пять основных разделов: «Жилище», «Отдых», «Работа», «Транспорт» и «Историческое достояние городов» должны были формировать город в зависимости от функционального назначения. В конце 20-30-х годов средства и приемы функционализма стали абсолютизироваться, что сказалось на качестве архитектурной практики. Появлялись каноны и штампы, схематизировавшие форму. Проработка функциональных и технических сторон проектирования часто шла в ущерб эстетической стороне. Крупные зодчие, исходя из функциональных принципов, искали новые пути формообразования.

Органическая архитектура. Совершенно другое, во многом противоположное функционализму, архитектурное направление представлено выдающимся американским архитектором Франком Ллойдом Райтом (1869-1959). Органическая связь здания с природой стала одним из ведущих принципов его деятельности. Он писал, что «современная архитектура есть естественная архитектура, исходящая из природы, и приспособленная к природе». Технические достижения рассматривались им в качестве источника расширения творческих методов архитектора. Он выступал против подчинения их индустриальному диктату, стандартизации и унификации. Широко использовал в своей деятельности традиционные материалы - дерево, естественный камень, кирпич и др. Его творчество началось с создания небольших домов, так называемых «домов прерий». Он располагал их среди природных ландшафтов или на окраинах городов. Эти дома отличала уникальность конструкции, материалов, горизонтальная протяженность зданий.

В скандинавских странах под воздействием этих идей сложились национальные школы архитектуры. Наиболее последовательно они проявились в Финляндии, в творчестве А. Аалто (1898-1976). Для его творческого метода характерны тесная связь с природным ландшафтом, свободная трактовка пространственной композиции строений, использование кирпича, камня, дерева. Все эти элементы стали особенностью финской архитектурной школы. Таким образом, в 20-30 годах основным архитектурным направлением оставался функционализм. Благодаря функционализму архитектура стала использовать плоские крыши, новые типы домов, например, галерейные, коридорные, дома с двухэтажными квартирами. Появилось понимание необходимости рационального планирования интерьера (например, звукоизоляции, передвижных перегородок и т.п.).

Наряду с функционализмом существовали и другие направления: архитектурный экспрессионизм (Э.Мендельсон), национальный романтизм (Ф. Хёгер), органическая архитектура (Ф.Л. Райт, А. Аалто). В этот период для архитектуры характерно применение железобетонных и металлических каркасов, распространение панельного домостроения. Постоянный поиск новых форм приводил к преувеличению роли техники и определенной фетишизации техницизма в современном мире.

Основные тенденции развития архитектуры второй половины ХХ века. Колоссальные разрушения в Европе времен Второй мировой войны обострили потребность реконструкции разрушенных городов и сделали необходимым массовое жилищное строительство. Начавшаяся НТР и последующее развитие строительной техники предоставили архитекторам новые материалы и средства строительства. Появился термин индустриальное строительство, сначала распространившийся в массовой жилищной застройке, а затем, в промышленной и общественной архитектуре. В основу строительства была положена каркасная модульная сборная железобетонная панель.Она имела ограниченное число типов, которые в композиции зданий сочетаются весьма разнообразно, а это, в свою очередь, подчеркивает сборный характер конструкций. Архитекторы вырабатывают основные принципы строительства: типизация, унификация и стандартизация зданий. Появляется промышленный сборный каркас, панели перекрытия в сочетании с мелкоразмерными элементами стен, перегородок и т.п.

Распространению индустриального метода способствуют идеи функционализма. Функциональный аспект получает широкое распространение при планировке квартир, жилых и общественных зданий, при архитектурном планировании и организации жилых территорий. Основной планировочной единицей становится микрорайон, основанный на разработанных еще «Афинской хартией» принципах. В послевоенный период каркас и панели начинают применять при строительстве высотных зданий.

После Второй мировой войны центром архитектурной мысли стали Соединенные Штаты Америки. Это объяснялось тем фактом, что в период распространения фашизма из Европы в США эмигрировали многие крупные архитекторы (В. Гропиус, Мис ван дер Роэ и др.). В 50-е годы лидирующие положение заняли работы Мис ван дер Роэ в США. Все его творчество – это поиск идеальной по простоте прямоугольной структуры из стекла и стали – «стеклянной призмы», которая в дальнейшем стала своего рода «визитной карточкой» стиля «Миса». Работы американского архитектора породили множество подражаний в США и странах Европы, что привело к тиражированию конструктивной идеи и, в конечном счете, утрате гармонии, превратившись в однообразный архитектурный штамп. Из-за своего повсеместного распространения функционализм часто еще называют «интернациональным стилем». С формальной точки зрения, функционализм привел к абсолютизации прямого угла и сведению всех средств архитектуры к «великим элементарным формам»: параллелепипеду, сфере, цилиндру и обнаженным конструкциям из бетона, стали и стекла.

В этот период многие архитекторы и инженеры продолжают искать новые формообразующие конструкции с учетом последних технических достижений НТР. Появляются здания на основе вантовых, пневматических конструкций. Итальянский архитектор-инженер П.Л.Нерви изобрет

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...