Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Искусство управления состояниями




Что можно узнать из этой главы:

  • Насколько важно обладать ресурсами
  • Модель управления состояниями
  • Как прерывать лишающие сил состояния
  • Как получать доступ к состояниям, вызывать и усиливать их
  • Как якорить состояния

 

Когда вы соединяете внутренние репрезентации (содержание вашего сознания) и физиологию (нервная система и тело), вы получаете компоненты «со­стояния сознания». Такие состояния постоянно воз­никают и довольно быстро проходят. Некоторые со­стояния улучшают нашу жизнь и, следовательно, наделяют нас силой; другие ограничивают наши воз­можности и, следовательно, лишают нас сил. Може­те ли вы провести различие между ними? Можете ли вы определить триггеры ваших состояний? Можете ли вы изменить свое состояние?

В НЛП эффективное управление состояниями называется «контролем над состояниями». Успеха в достижении желаемых результатов (целей) добива­ется тот, кто знает, как установить контроль над со­стояниями. Разве не этим, в сущности, отличаются люди, которые достигают своих целей, от людей, ко­торые терпят неудачу? Различие между ними состо­ит в способности привести себя в состояние, помога­ющее выполнять действия, которые приводят к до­стижению целей.

Развитие способности управлять своими состоя­ниями – ключ к вашему главному источнику «силы». Под силой мы понимаем способность мыс­лить, испытывать эмоции, говорить, вести себя, реа­гировать и т. д. так, как вы желаете. Это один из ас­пектов искусства эффективно «использовать свой мозг» и нервную систему. Для этого вам необходимо понимание своих состояний и субъективных факто­ров, управляющих ими.

Проблема, связанная с управлением состояниями, заключается не в отсутствии необходимых для этого личных ресурсов, а в том, как получить к ним доступ, когда мы более всего нуждаемся в них! Проблема заключается в том, что когда мы оказываемся в не­ресурсном состоянии, наши ресурсы кажутся менее доступными.

Ресурсы - любые средства, которые мы можем использовать для достижения результата: физиология, состояния, мысли, страте­гии, переживания, люди, события или матери­альные ценности.

Ресурсное состояние - физическое и пси­хическое состояние, когда человек чувствует себя обладающим ресурсами.

В этом руководстве по НЛП мы даем вам инфор­мацию об управлении состояниями для того, чтобы вы могли извлечь максимальную пользу из предла­гаемого материала. Эти навыки дадут вам силу, не­обходимую, чтобы получить доступ к состояниям обучения, расслабления, понимания, творчества, лю­бопытства, уважения, энтузиазма и т. д.

 

Управление состояниями.

1. Понимание состояния

2. Осведомленность о состоянии

3. Изменение состояния

4. Использование состояния

 

1. Понимание состояния

Первый шаг заключается в понимании динамики состояний и факторов, определяющих наши состоя­ния. Что приводит вас в конкретное состояние? Если вы испытывали определенное «состояние сознания», что оно влекло за собой? Два основных компонента состояния включают в себя: внутренние репрезента­ции и физиологию; обстоятельства и способ исполь­зования вами своей физиологии.

Внутренние репрезентации хорошо описывают привычные паттерны представления событий, которым вы научились у своих первых моделей — родителей. Внутренние репрезентации служат ис­точником различных убеждений, установок, ценно­стей и понимания, которые, в свою очередь, фор­мируют типы используемых репрезентаций. Они включают в себя то, «что» (содержание) вы пред­ставляете и говорите себе, и «как» (форма/про­цесс) вы это делаете.

В конечном счете, сущность вашего переживания заключается в том, как вы осуществляете репрезен­тацию событий. Когда вы научитесь осуществлять репрезентацию событий таким способом, который наделяет вас силой, а не создает ограничения, вы пой­мете ценность улучшения репрезентаций. Вы може­те осуществлять репрезентацию событий так, чтобы прийти в позитивное состояние.

Помните, что вы всегда можете выбрать, как осу­ществлять репрезентацию событий. Мы предпочита­ем описывать это как репрезентативную способность. Поведение в определенном состоянии также зависит от вашей модели мира. В результате основанного на внутренних репрезентациях отображения реальнос­ти у вас сформировалось устойчивое «понимание» мира - внутренняя карта для передвижения по ре­альности.

Учась контролировать коммуникацию с самим со­бой, вы можете научиться создавать визуальные, аудиальные и кинестетические сигналы для мозга, чтобы сообщить ему, что вы хотите (желаемый ре­зультат). Это запустит в вашей нервной системе но­вую программу и, в конечном счете, приведет к по­зитивным результатам. Это будет поддерживать вас в ресурсном состоянии.

Ваша физиология включает в себя множество па­раметров: мышечное напряжение и/или расслабле­ние, дыхание, позу, уровень биохимической активно­сти и т. д. Эти параметры существенно влияют на ваше состояние. Внутренние репрезентации и физи­ология работают сообща, формируя кибернетичес­кую схему или «систему», лежащую в основе вашей уникальной «личности».

Другой важный факт: мы воспринимаем мир в контексте наших состояний. Такое «основанное на состояниях восприятие» объясняет, почему мы испытываем определенные ощущения в определенное время. Так как мы действуем, неизменно опира­ясь на определенное состояние осознания, оно не­изменно создает и отфильтровывает способы, при помощи которых мы осуществляем процессы обра­ботки.

Когда мы ощущаем себя энергичными и бодры­ми, разве мы не воспринимаем мир иначе, чем когда ощущаем себя усталыми или больными? Наше физическое состояние изменяет наш способ репре­зентации и восприятия мира. Таким образом, наш внутренний мир всегда оказывает влияние на вос­приятие внешнего мира. Поэтому внутренние ре­презентации, описывающие, как мы переживаем событие, описывают не в точности то, что случи­лось, а только персонализированное представление события.

2. Осведомленность о состоянии

Следующий шаг касается развития способности обращать внимание на наши текущие состояния и

определять их. Распознавание состояния позволяет понять, какие внутренние репрезентации определя­ют это состояние и какие физиологические факторы вносят в него вклад.

Однако при этом возникает проблема, препят­ствующая осознанию состояния. Когда мы переживаем те или иные состояния неоднократно, на про­тяжении некоторого времени и т. д., они становятся привычными, так что мы перестаем их осознавать. Затем они становятся подобными воздуху, которым мы дышим, и мы перестаем замечать их. Поэтому мы должны научиться приостанавливаться, оцени­вать наши состояния и давать им общую экологи­ческую оценку.

Предоставляет ли данное нейрофизиологическое состояние дополнительные возможности, является ли оно полным доверия/любви, внутренней силы, радости, восторга, веры, наполняет ли оно ваш лич­ный источник силы? Или вы находите, что оно ли­шает вас сил (или даже парализует)? Характеризу­ют ли его замешательство, депрессия, страх, тревога, печаль, разочарование и т. д.?

Некоторые состояния дают нам возможность со­вершать поступки, ясно мыслить, точно выражать эмоции, хорошо себя чувствовать, принимать эф­фективные меры и т. д. Такие состояния наделяют нас силой. Другие состояния являются «состояни­ями беспомощности». Если вы находитесь в нере­сурсном состоянии, это не означает, что вы стали «плохим» человеком или у вас что-то не в порядке. Просто вы в «плохом» состоянии. Когда пройдет это состояние, исчезнет и соответствующее поведе­ние. Все-таки мы представляем собой нечто намно­го большее, чем наше поведение. Поведение просто отражает, как и что мы думаем и ощущаем в данный момент.

3. Изменение состояния

Обучение управлению собой и собственными со­стояниями (контроль над состоянием) подразумева­ет развитие способности воздействовать на свои (и чужие) состояния, к которым вы получаете доступ, которые вызываете, стимулируете и усиливаете.

Состояние каждого человека постоянно изменяет­ся, и поэтому диапазон наших состояний сознания достаточно широк. Но как вы изменяете свое состо­яние сознания? Вот ответ на этот вопрос: вы иссле­дуете параметры своей внутренней реальности и фи­зиологии и затем изменяете эти компоненты пережи­вания.

Если вы проведете сравнительный анализ двух противоположных состояний, то получите важную информацию о том, как работает ваша нервная сис­тема и мозг. Например, что вы обнаружите при срав­нении модальностей и субмодальностей самоуваже­ния и самоуничижения? Какие различия вы обнару­жите между тем, как вы формулируете в своей речи самоуважение и самоуничижение?

Исследуя особенности языка и субмодальные ка­чества образов, звуков и ощущений при этих состо­яниях, вы узнаете, какие качества оказывают на вас наибольшее влияние (то есть свои ведущие субмо­дальности и метасостояния). Если вы действитель­но заинтересуетесь, то можете попытаться узнать, что случится с вашими переживаниями, если вы внесете субмодальности расслабления в то, как вы обычно кодируете стресс. Или что случится, если вы внесете субмодальности ресурсного состояния, силы и возможности выбора в те болезненные регрессивные состояния, которые характеризуют ста­рую психологическую травму? Обратите присталь­ное внимание на метасостояния, управляющие суб­модальностями.

Обдумывая изменение своего состояния, опреде­лите, какой ресурс, позволил бы вам внести позитив­ное изменение в паттерн, который вы в настоящее время находите неудовлетворительным. Если этот паттерн выражается в потере самообладания в стрес­совых ситуациях, какой ресурс при этом вам нужен? Способность задержки такой реакции? Душевное спокойствие? Ощущение уверенности в себе? Знание того, что вы хотите достичь?

Не все ресурсы в равной степени подходят для дан­ного человека. В чем вы нуждаетесь? Что изменило бы работу вашей нервной системы? Попробуйте не­сколько ресурсов и экспериментируйте до тех пор, пока не найдете то, что изменит ваше состояние. Че­ловек, который знает, как использовать свои ресур­сы, как получать доступ к своим состояниям, изме­нять текущее состояние и т. д., достигнет личного ма­стерства в избранной им области.

4. Использование состояния

Понятие «использование» подразумевает приме­нение своей способности изменять состояния и получать к ним доступ. Оно касается вашей способно­сти привлекать данный ресурс, когда вы в нем нуж­даетесь. Иначе говоря, самого по себе ресурсного со­стояния недостаточно. Цель заключается в том, что­бы получать доступ к этому состоянию тогда, когда вам нужен конкретный ресурс.

Использование состояния связано с развитием способности вызывать нужные сдвиги внутренних репрезентаций и физиологии в нужное время. Так вы сможете иметь в своей жизни намного больше возможностей выбора. Например, вы могли бы «щелкнуть пальцами» (или воспроизвести какой-нибудь другой якорь) когда захотите и внезапно очутиться в наиболее динамичном и ресурсном со­стоянии. Насколько это было бы ценно для вас? Что, если бы вы могли получать доступ к любому желаемому состоянию и затем усиливать его? Что, если бы вы могли оказаться в состоянии, в котором чувствуете себя бодрым, уверенным, когда ваше тело переполнено энергией, а разум изобилует но­выми творческими идеями? Именно это мы пони­маем под «использованием».

Паттерн

Вспомните, был ли в вашей жизни момент, когда вы чувствовали себя очень сильным. Теперь пред­ставьте, что должно произойти, чтобы вы почувство­вали себя в этом ресурсном состоянии. Представьте, как должны развиваться события, а не как они не могут или не будут развиваться. При формировании внутренних репрезентаций развития событий чело­век получает доступ к внутренним ресурсам, которые помогают достичь такого состояния. Это похоже на магию!

Знание того, что внутренние репрезентации и фи­зиология совместно приводят к возникновению со­стояний (которые порождают поведение), позволя­ет вам узнать, какие специфические поступки следу­ет совершить, чтобы вызвать желаемое состояние. Сделайте такого рода обобщения, которые помогут вам управлять состояниями.

Все мы можем изменять свои состояния за считан­ные мгновения. Мы можем «вспылить» или «внезап­но успокоиться». Способность мгновенно влиять на свое состояние просто отражает определенный внутриличностный механизм. Как только мы научимся получать доступ к состоянию и вызывать его, мы сможем осуществить его якорение. Ассоциируйте или свяжите его с определенными видами поведения, словами, жестами, символами и т. д. так, чтобы вы могли быстро и легко снова прийти в это состояние.

Это создаст внутри вас мощное ресурсное состояние, основанное на репрезентациях и физиологии. Далее в этой книге мы дадим полное объяснение якорения и того, как установить якорь для своих собственных состояний.

Такое использование будет отличать вас от боль­шинства людей, которые не способны сознательно управлять состояниями, так как они пытаются управлять очень малой частью своих мыслей, эмоций, речи и поведения. Они просто пускают все на са­мотек. Люди, которые достигли выдающихся резуль­татов в той или иной сфере, мастерски используют свои наиболее ресурсные аспекты. Они не ждут, пока состояние наступит «естественным образом», а полу­чают доступ к ресурсным состояниям, вызывают, усиливают и якорят их. Это делает таких людей все менее зависимыми от ветров судьбы, дующих на их пути.

Упражнение

Потренируйтесь в определении состояния мастер­ства в группе, состоящей из трех человек. Участник «Б» выбирает ресурс, которым пока не обла­дает, но хотел бы иметь его (например, уверен­ность, самообладание, самоуважение, энтузиазм, любовь, энергичность и т. д.). Участники «А» и «В» вызывают это состояние, получают к нему доступ и усиливают его в тер­минах внутренних репрезентаций. Когда «Б» по­лучит полный доступ к состоянию, которое от­ражает данный ресурс, пусть он примет физио­логию этого состояния. «Сядьте, встаньте или примите позу так, чтобы это выражало физиоло­гию мастерства способом, который кажется вам конгруэнтным, правдоподобным и привлека­тельным».

Навык вызова состояний

Как вызывать субъективные состояния и работать с ними

Один из наиболее важных навыков НЛП заклю­чается в способности эффективно вызывать определенные состояния. Этот навык позволяет вам выя­вить структуру субъективных переживаний у себя или у других людей. Навык вызова состояний также позволяет вам научиться эффективно преобразовы­вать переживания. Он играет важную роль при об­щении, убеждении, создании мотивации и т. д.

1. Придите в состояние «аптайм». «Откройте» все свои рецепторы входящим изображениям, звукам, ощущениям и т. д.

2. Помогите человеку получить доступ к состоянию. Это важно для того, чтобы извлечь четкую инфор­мацию о переживании человека. Человек должен прийти в определенное состояние. «Подумайте о том времени, когда вы были на самом деле полно­стью уверены в себе (честны, решительны, влюб­лены и т. д. Возможность эффективного иссле­дования любого состояния снижается, если выяв­лять его структуру, когда человек в нем не находится. Это отдаляет нас от самого пережива­ния, и мы узнаем скорее о трактовке, которую дает человек своему переживанию, чем об этом переживании.

3. Вызовите настолько чистое состояние или пере­живание, насколько это возможно. Если вы спра­шиваете человека, в чем он «твердо убежден», не используйте те утверждения, с которыми у чело­века связаны эмоции, например «Я - достойный человек». Возьмите такие высказывания: «Я убеж­ден в том, что завтра взойдет солнце», «Я убежден в необходимости дыхания». При этом будут задей­ствованы те же самые психические процессы, но меньшее эмоциональное содержание даст вам «бо­лее чистую» информацию

4. Выражайте себя конгруэнтно. При вызове воспо­минаний помните, что вашими инструментами яв­ляются слова, тон голоса и темп речи, физиология и другие невербальные аспекты коммуникации. Поэтому помогите человеку вызвать воспомина­ния и используйте манеру речи, соответствующую предмету разговора.

Дайте человеку время на обработку информации. Если человек не может получить доступ к состоя­нию, пусть использует воображение (используй­те фрейм воображения или фрейм «как если бы»): «На что бы это было похоже, если бы вы могли это сделать?».

5. Начинайте с неспецифических слов и предикат (например, «знать», «думать», «понимать», «вспоминать», «испытывать» и т. д.). Это позво­лит человеку вспомнить переживание своим собственным способом.

6. Продолжайте, используя специфические предика­ты. Когда вы заметите, что человек получает доступ к определенной репрезентативной системе, помогите ему посредством использования сенсор­но-специфических слов: «И что же вы видите.?».

Используйте вопросы, соответствующие состоя­нию «даунтайм», чтобы помочь человеку классифицировать и определить переживание. Для это­го вам необходимо знать содержание достаточно хорошо, чтобы задать «правильные» вопросы. Вопросы, соответствующие состоянию «даунтайм», - это такие вопросы, ответы на которые неизвестны человеку заранее. Он должен войти в свое подсознание для поиска информации. «Сколько раз вы видели сегодня зеленый сигнал светофора, прежде чем оказались здесь?» В разде­ле, посвященном якорению (глава 13), вы получи­те полную инструкцию по установке якоря для собственного состояния «даунтайм».

«Даунтайм» - состояние отсутствия сенсорной осведомленности; взгляд «вниз» в собственное сознание; видение, слушание и ощущение мыслей, воспоминаний, знаний, Лег­кий транс с вниманием, обращенным внутрь.

7. Как только человек начнет получать доступ к со­стоянию, сфокусируйтесь на форме и структуре переживания посредством осознания того, как он кодирует субмодальности. Если человек заходит в тупик, пытаясь подумать о чем-либо, спросите его: «Знаете ли вы кого-нибудь, кто может сделать это?», «На что бы это было похоже, если бы вы на несколько минут стали этим человеком и сделали это?».

Вызов состояний помогает вашему собеседнику осознать те факторы, которых он обычно не осознает. Это означает, что ваше терпение, ожидание пози­тивного результата и одобрение сделает для другого человека доступ к информации более легким (и без­опасным).

Заключение

В НЛП желаемый результат как целое подразу­мевает доступ человека к большему количеству ресурсов. Чтобы добиться этого, мы должны пони­мать, как приходим в те или иные «состояния» сознания и тела и как мы можем оценить эти состо­яния с точки зрения ресурсов. В этой главе вы узна­ли о необходимых для этого навыках управления состояниями.

Вопросы для размышления

1. Каковы два основных фактора, управляющие со­стояниями?

2. Какие способы прерывания нересурсного состоя­ния вы у себя развили?

3. Потренируйтесь несколько дней в «оценке» своих состояний (по шкале от 1 до 10). Что вы при этом узнали?

4. Какие субмодальности на самом деле управляют вашими состояниями и усиливают их?

5. Что в НЛП мы понимаем под «управлением состо­яниями»?

 

МОДЕЛЬ ЯЗЫКА В НЛП

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...