Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Метауровни осведомленности




Другой аспект разума, который становится неосо­знаваемым и затем показывает силу и природу под­сознания, связан с метауровнями осознания. Это от­носится к тем системам отсчета, которые мы кон­струируем по ходу жизни - тем фреймам, которые мы затем используем в качестве нашей метауровневой системы отсчета. Это включает такие субъектив­ные интеллектуально-эмоциональные явления, как убеждения, ценности, критерии, «правила», области знания, концепции и т. д.

Когда мы что-то изучаем, это не только становит­ся неосознаваемым, но часто начинает функциониро­вать на метауровне по отношению к повседневному осознанию исходного уровня. Такая информация ста­новится нашими метапрограммами, нашими метасостояниями, нашими метауровневыми областями зна­ния. Мы определенно можем перенести эти структу­ры значений (семантических) в сознание, но обычно они функционируют просто как системы отсчета, в которых мы живем и действуем, - как наша предпо­лагаемая реальность.

Таким образом, осознанная мысль включает не только осведомленность о чем-либо, но и осведомлен­ность более высокого уровня: осведомленность об осведомленности о чем-либо. Я могу управлять авто­мобилем с осведомленностью об улицах, людях, дорожных знаках и т. д., но пока я не буду иметь ос­ведомленность об этой осведомленности, мне будет казаться, что я управляю автомобилем неосознанно. Розенталь (Rosenthal, 1990) в своей книге «Почему вербально выраженные мысли осознанны?» пишет, что осознанное состояние от неосознанного отлича­ет простое свойство обладания «мыслью более высо­кого порядка о данном состоянии».

Паттерн НЛП для работы с подсознанием

Расширенный шестишаговый

1. Установите раппорт. Первый шаг касается уста­новления раппорта с неосознаваемой частью разу­ма. Когда человек объясняет проблему, присоединитесь к нему, отзеркальте его и подстройтесь к нему. Это позволяет нам установить раппорт с не­осознаваемой частью. Мы можем начать установ­ление коммуникации с этой частью с использова­ния таких неспецифических глаголов, как «об­щаться» и «подтверждать». Такие слова побудят неосознаваемую часть говорить, используя свою собственную репрезентативную систему. Когда эта часть начнет говорить, мы можем присоединить­ся к ее предикатам. Кроме того, важно помнить, что подсознание часто использует репрезентатив­ную систему, отличающуюся от репрезентативной системы, используемой сознанием. Когда клиент получает доступ к неосознаваемой части, обрати­те внимание на языковые признаки использова­ния им другой репрезентативной системы. Если это так, присоединитесь к репрезентативной сис­теме неосознаваемой части.

2. Определите коммуникативные сигналы. Затем, если проблема лежит вне сознательного контроля, нам нужно помочь клиенту установить осознан­ную коммуникацию со своей неосознаваемой час­тью. Если клиент мог или может сознательно кон­тролировать поведение, позвольте ему сделать это. Однако в большинстве случаев люди обращаются за помощью именно потому, что у них имеется внутренний конфликт между осознанными жела­ниями и неосознаваемыми формами поведения, которые они не могут контролировать. Часто под­сознание знает намного больше о потребностях че­ловека, чем сознание. Подсознание также часто знает о потребностях клиента больше, чем мы. По­этому мудрый психотерапевт будет интересовать­ся подсознанием.

Когда человек говорит: «Я хочу перестать наби­рать вес», - он дает знать, что пытался сознатель­но перестать переедать, но у него это не получи­лось. Сознательно он не использовал возможность выбора. Что мы должны сделать? Перейти сразу к источнику проблемы - к тому, как он составил свою карту реальности и сохранил ее в своем под­сознании. Чтобы обнаружить в неосознаваемой части позитивное намерение, являющееся причи­ной проблемы, мы должны поговорить с ней. Таким образом, коммуникация с этой частью позво­ляет нам обнаружить ее позитивное намерение для человека. Когда мы обнаружим его, мы можем помочь клиенту найти альтернативные формы по­ведения, которые будут намного эффективнее.

3. Получите доступ к неосознаваемой части при помощи вопросов/высказываний. Теперь мы можем формально установить коммуникацию с нео­сознаваемой частью. Исходя из предположения, что в определенном контексте все формы поведения ценны и полезны, мы допускаем, что эта часть пытается сделать нечто важное. Это помогает нам установить с ней коммуникацию.

«Я признаю, что у вас есть часть, вызывающая та­кое поведение, которое вам не нравится и которое вы больше не находите полезным» (так мы вводим человека в метасостояние). «Это поведение имеет определенную ценность или значимость для вас; вы долгое время поступали таким образом. Вы также можете начать верить в то, что оно делает нечто полезное для вас, даже если вы не знаете, в чем именно заключается эта польза... Также вы осознаете, что вам уже не нравятся получаемые ре­зультаты, и вы желаете, чтобы это поведение пре­кратило создавать вам проблемы. Сейчас я не знаю позитивных намерений неосознаваемой час­ти... Судя по вашим ответам, вы, вероятно, тоже. Но разве вы не хотели бы знать их? Поэтому да­вайте затронем эту вашу могущественную часть и посмотрим, расскажет ли она нам, что полезное она хотела сделать для вас. Когда мы установим с ней коммуникацию, мы должны обнаружить, что на протяжении, возможно, многих лет эта часть хотела сообщить вам. Мне интересно, что вы об этом думаете? Итак, сейчас мы можем предоста­вить ей такой шанс».

4. Сделайте клиента чувствительным к сигналам от его подсознания. Когда вы уходите внутрь себя и задаете вопрос неосознаваемой части себя, вы мо­жете обратить более пристальное внимание на внутренние ощущения, образы или звуки, которые будут присутствовать в ответе. Вы не должны ни­как влиять на ответы. Ваша неосознаваемая часть, генерирующая поведение, будет осуществлять коммуникацию так, как пожелает, а вы можете просто наблюдать... за тем, как она отвечает. Про­сто спросите эту часть: «Не захочет ли моя часть, ответственная за это поведение, пообщаться со мной и рассказать мне о своих позитивных намерениях?».

Мы можем держать эту часть отдельно от поведе­ния, если будем говорить о «части, которая генерирует данную форму поведения», а не о «(назва­ние формы поведения) части». При рефрейминге мы должны быть особенно внимательными, чтобы получить информацию о позитивных намерениях неосознаваемой части. Эти намерения будут отли­чаться от поведения, как «критика» (поведение) отличается от попыток «исправить положение», «подкорректировать что-то, что я считаю пробле­мой» (намерение). Следовательно, когда мы фор­мулируем высказывания и вопросы, мы должны позаботиться о том, чтобы говорить о неосознава­емой части и о поведении как о разных вещах.

Когда человек слышит наши слова и повторяет их внутри себя, мы должны очень внимательно сле­дить за сдвигами или изменениями его физиоло­гии. При этом мы осуществляем калибровку для того, чтобы видеть, можем ли мы обнаружить неосознаваемые реакции его автономной нервной системы. Мы часто будем наблюдать у человека из­менения при задавании вопроса. Мы получим ре­акции и невербальные сигналы человека даже до того, как он осознает их. При этом мы наблюдаем за изменениями дыхания, подергиваниями паль­цев, пожиманием плеч, изменением цвета лица и т. д. Все это является возможными сигналами от подсознания - внешними сигналами. Иногда клиент будет отмечать ощущение, голос или картину внутри себя, - рассматривайте это как сигнал от подсознания. Он отличается только тем, что является внутренним.

5. Определите сигналы «да/нет>. Когда мы полу­чим сигналы от подсознания, мы можем использовать их, чтобы задавать конкретные вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Если у вас есть внутренний сигнал, скажите: «Только для того, чтобы я ясно понимал тебя и мог лучше оце­нить твою цель, если это на самом деле означает "да", пожалуйста, сделай этот сигнал сильнее..., а если это на самом деле означает "нет", пожалуй­ста, ослабь его». Повторяйте это, пока не почув­ствуете, что вы уверены в этих сигналах. «Не уси­лит ли эта часть или внутреннее состояние, гене­рирующее данное поведение, этот сигнал "да", чтобы я знал, что ты на самом деле имеешь в виду "да"». «А яркость этого сигнала "нет", связанного с уменьшением яркости, ослабь еще сильнее, если я правильно понял это как твой сигнал "нет"». Мы задаем вопросы «да/нет» в указанном поряд­ке и обычно можем получить «ощущение "да"» или «ощущение "нет"». Наша внутренняя карти­на в случае «да» может стать ярче, ближе, насы­щенней и т. д. Наш внутренний голос в случае «нет» может звучать громче, быстрее или может иметь другой тон. Наши внутренние кинестети­ческие ощущения могут в случае «да» стать более теплыми или прохладными, а в случае «нет» – более напряженными.

Внешне мы можем заметить кивание головой в случае «да» или прекращение кивания в случае «нет». Иногда неосознаваемые ответы будут про­являться таким очевидным образом. Мы также можем заметить большее напряжение лицевых мышц в случае «нет» и их расслабление в случае «да».

6. Извинитесь перед неосознаваемой частью. Если ни вы, ни другой человек, по-видимому, не смог­ли обнаружить неосознаваемую реакцию, считайте, что эта часть не будет говорить с вами. Она от­казывается. Что это значит? Наверное, она чув­ствует себя оскорбленной и недооцененной.

«При погружении вглубь себя вы, возможно, начнете осознавать, что тот способ, при помощи которого вы годами разговаривали с этой частью себя, оскорблял ее, так что она не чувствовала себя правой или оцененной, и это было вызвано тем, что вы просто не знали, что она пыталась сделать тем или иным образом что-то ценное для вас... но теперь, когда вы начали понимать это вы можете извиниться перед ней так, чтобы она узнала, что теперь вы хотите помириться и подружиться с ней, потому что если вы и она не­объективно относитесь друг к другу, это только удерживает вас в состоянии тупика»

Сделав это, вернитесь назад к определению сигна­лов «да/нет».

7. Обнаружьте ее позитивные намерения. Опреде­лив сигналы «да/нет», пусть человек погрузится внутрь себя и задаст такой вопрос: «Позволишь ли ты мне сознательно знать, что ты пытаешься сде­лать для меня, что я смогу оценить как имеющее положительное значение?». Если ответом будет «да», путь неосознаваемая часть проинформиру­ет человека о своих позитивных намерениях. Если «нет», спросите человека: «Можете ли вы прямо сейчас продолжить и поверить в то, что ваша не­осознаваемая часть имеет некоторое позитивное намерение, даже если она сейчас не расскажет вам о нем?».

8. Получите доступ к креативной части. Получите доступ к той части, которая творит, обновляет, придумывает новые фантастические идеи, и осу­ществите ее якорение. Теперь попросите часть, управляющую нежелательным поведением, сооб­щить свои позитивные намерения этой креативной части, и каждый раз, когда креативная часть будет создавать новое поведение, которое будет работать хорошо или лучше, чем старое, пусть она передает вам сигнал «да».

9. Осуществите подстройку изменений к будущему.

Когда человек погрузится в себя, пусть он спросит свою неосознаваемую часть: «Не примешь ли ты на себя ответственность за использование одной из этих трех новых форм поведения в соответствую­щих контекстах?». Позвольте вашему подсознанию определить сигналы, которые будут запускать но­вые варианты выбора, и полностью ощутить про­стое и автоматическое обладание одним из этих новых вариантов, доступных в данном контексте.

10. Проведите экологическую проверку. Снова по­грузитесь внутрь себя и спросите: «Возражает ли какая-нибудь моя часть против обладания одним из трех этих новых вариантов вместо старого поведения?»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...