Тема 3. Образование древнерусского государства. Раннефеодальные государства на Руси (IX – начало XYI вв.)
По данной теме необходимо изучить: · Происхождение Древнерусского государства. · Организация управления: князь, дружина, даннические отношения. Вопрос о вече в Древней Руси. Понятия военной демократии, раннего государство и гражданской общины. · Государство и право Киевско-Новгородской Руси. Правовые формы ранних государственных образований. · История создания и изучения Русской Правды. Три редакции Русской Правды: Краткая Правда, Пространная Правда и Сокращенная Правда, их характерные особенности и история возникновения. · Русская Правда как памятник древнерусского права. Древнерусское общество по Русской Правде. Русская Правда как источник по истории общественных отношений в Древней Руси. Древнерусское общество по Русской Правде. · Характерные особенности Русской Правды как исторического источника: проблемы понимания текста и толкования отдельных понятий, используемых памятником. · Объективные предпосылки перехода Руси к раздробленности: рост городов, пережитки племенной разобщенности, упадок торговых путей, исчезновение общерусской внешней угрозы. Очередной порядок наследования княжеских столов на Руси – главная политическая причина раздробленности. Любечский съезд князей 1097 года и его решение о разделении Руси на ряд семейных владений. · Специфика хозяйства Новгородской земли. Торговля – основа экономики Господина Великого Новгорода. Новгород – вечевая республика. Должностные лица Новгородской республики: посадник, тысяцкий. Князь и архиепископ в древнем Новгороде: специфика положения. · Значение Псковской Судной Грамоты в истории русского права. Новгородская Судная грамота. Новеллы Псковской Судной Грамоты в гражданском и уголовном праве. Появление государственных преступлений по Псковской Судной Грамоте.
Распределение учебного времени и методические рекомендации по изучению темы: 2 часа – Лекция: «Образование древнерусского государства. Раннефеодальные государства на Руси (IX – начало XYI вв.)» Учебные вопросы: 1. Происхождение Древнерусского государства. 2. Государство и право Киевско-Новгородской Руси. 3. «Русская правда» как памятник древнерусского права. 8 часов – Самостоятельная работа: « «Русская правда». Псковская и Новгородская Судные грамоты» Учебные вопросы: 1. Значение Псковской Судной Грамоты в истории русского права. Новгородская Судная грамота. 2. Характерные особенности Русской Правды как исторического источника: проблемы понимания текста и толкования отдельных понятий, используемых памятником. 3. Объективные предпосылки перехода Руси к раздробленности: рост городов, пережитки племенной разобщенности, упадок торговых путей, исчезновение общерусской внешней угрозы. Очередной порядок наследования княжеских столов на Руси – главная политическая причина раздробленности. Любечский съезд князей 1097 года и его решение о разделении Руси на ряд семейных владений. ВСЕГО ПО ТЕМЕ: 10 часов ЛИТЕРАТУРА Основная: 1. Власов В.И. История государства и права России: конспект лекций. – Ростов н/Д.: Феникс. 2004. 2. История отечественного государства и права. Ч 1: Учебник / Под ред. О.И. Чистякова. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Юристь, 2004. 3. Памятники русского права. Вып. 1–8. М., 1952 – 1961. Дополнительная: 1. Алексеев Ю.Г. Псковская Судная грамота и ее время: Развитие феодальных отношений на Руси. – Л., 1980. 2. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX–XII вв.). – М.. 2001. 3. Мартышин О.В. Вольный Новгород: Общественно-политический строй и право феодальной республики. – М., 1992.
4. Свердлов М.Б. От закона русского к Русской Правде. – М., 1988. 5. Хрестоматия по истории государства и права России / Составитель д.ю.н., проф. Ю.П. Титов. – М., 1997 6. Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 1917–1991 / Под редакцией проф. О.И. Чистякова. – М., 1997. 7. Цечоев В.К. История отечественного государства и права: Учебное пособие. – Ростов н/Д, 2003. 8. Фроянов И.Я. Киевская Русь. – СПб., 2003.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 1. Что такое раннее государство? Какие данные позволяют отнести Киевско-Новгородскую Русь к этой категории? 2. Что такое очередной порядок наследования? Почему Киевско-Новгородскую Русь часто называют «генеалогической федерацией»? 3. Какие редакции Русской Правды существуют? В чем их различия и специфика? 4. В чем значение Псковской Судной Грамоты для истории отечественного права? Каковы основные характерные особенности этого памятника? 5. Почему право Великого княжества Литовского XIII–XVI вв. изучается в курсе истории отечественного государства и права? Тема 4. Татаро-монгольские государства на территории нашей страны (XIII – XY вв.). По данной теме необходимо изучить: · Татаро-монгольские государства на территории нашей страны (XIII–XV вв.). Русские земли под властью Орды. Усиление власти московских князей. · Элементы зависимости Руси от Орды. Ярлыки. Политика ханов по наделению ярлыками. Ордынский выход – дань. Вопрос о размерах дани. Система сбора дани. Баскаки. Полномочия великих князей. Другие элементы зависимости. Закрепление за ханом Орды титула «царь» в русских источниках XIV в. · Основные центры объединения русских земель. · Великое княжество Литовское. Формирование феодального литовского государства. Русские земли под властью великих князей литовских. Государственный строй Литвы. Городельская и Кревская унии. Люблинская уния и образование Речи Посполитой. · Система Великого Владимирского княжения. Усиление власти владимирских князей в условиях ига. Превращение Великого Владимирского княжения во Владимиро-Московское. Распределение учебного времени и методические рекомендации по изучению темы: 2 часа – Лекция: «Татаро-монгольские государства на территории нашей страны (XIII – XY вв.)»
Учебные вопросы: 1. Экономические и социальные предпосылки феодальной раздробленности. 2. Возникновение новых центров политической власти. Их социальный и политический строй. 8 часов – Самостоятельная работа: «Государство и право Золотой орды. Великое княжество Литовское» Учебные вопросы: 1. Основные центры объединения русских земель. 2. Образование Речи Посполитой. 3. Формы зависимости Руси от Золотой Орды. 4. Полномочия великих князей в период зависимости Руси от Золотой Орды. ВСЕГО ПО ТЕМЕ: 10 часов
ЛИТЕРАТУРА Основная: 1. Власов В.И. История государства и права России: конспект лекций. Ростов н/Д.: Феникс. 2004. 2. История отечественного государства и права. Ч 1: Учебник / Под ред. О.И. Чистякова. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Юристь, 2004. Дополнительная: 1. Свердлов М.Б. Домонгольская Русь. М., 2003. 2. Хрестоматия по истории государства и права России / Составитель д.ю.н., проф. Ю.П. Титов. М., 1997 3. Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 1917–1991 / Под редакцией проф. О.И. Чистякова. М., 1997. 4. Цечоев В.К. История отечественного государства и права: Учебное пособие. Ростов н/Д, 2003. 5. Юшков С.В. Очерки по истории феодализма в Киевской Руси. М.-Л., 1939. 6. Кривошеев Ю.В. Русь и монголы. – СПб., 2002. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 1. Каковы предпосылки феодальной раздробленности Киевской Руси? 2. По каким направлениям развивались русские княжества в период феодальной раздробленности и татаро-монгольского ига? 3. Охарактеризуйте общественно-политический строй Золотой Орды. 4. Что представляло собой право Золотой Орды? 5. Каким образом господство Золотой Орды повлияло на принципы управления в русских княжествах?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|