Тема 7. Образование и развитие абсолютной монархии в России
По данной теме необходимо изучить: · Образование и развитие абсолютной монархии в России. Восстановление государственного порядка в России после Смуты. · Петр I и идеи регулярного государства и общей пользы. · Понятие абсолютизма. · Законодательное закрепление абсолютного характера власти Петра I. · Принципы политики «просвещенного абсолютизма». Распределение учебного времени и методические рекомендации по изучению темы: 2 часа – Лекция: «Образование и развитие абсолютной монархии в России» Учебные вопросы: 1. Образование и развитие абсолютной монархии в России. 2. Восстановление государственного порядка в России после Смуты. 6 часов – Самостоятельная работа: «Образование и развитие абсолютной монархии в России» Учебные вопросы: 1. Петр I и идеи регулярного государства и общей пользы. 2. Понятие абсолютизма. 3. Законодательное закрепление абсолютного характера власти Петра I. 4. Принципы политики «просвещенного абсолютизма». ВСЕГО ПО ТЕМЕ: 8 часов
ЛИТЕРАТУРА Основная: 1. Исаев И.А. История государства и права России. Учебное пособие для юридических ВУЗов. – М., 1996. 2. Исаев И.А. История государства и права России. Полный курс лекций. – М., 1994. 3. Исаев И.А. История государства и права России в вопросах и ответах. – М., 1999. 4. История государства и права России. Учебник. / Под. ред. Ю.П. Титова. – М., 1999. 5. История отечественного государства и права: Учебник для студентов вузов, обучающихся по спец. «Юриспруденция» / Под ред. д.ю.н. О.И. Чистякова. – М., 2002. 6. Юшков С.В. История государства и права России (IX–XIX вв.). –Ростов-н/Д, 2003. Дополнительная: 1.Хрестоматия по истории государства и права России: Учебное пособие / Сост. Ю.П. Титов: – М.: «ТК «Велби», Изд-во «Проспект», 2004.
2. Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 1917–1991 / Под редакцией проф. О.И. Чистякова. – М., 1997. 3.Цечоев В.К. История отечественного государства и права: Учебное пособие. – Ростов н/Д, 2003. 4. Сперанский М.М. Руководство к познанию законов. СПб., 2002. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 1.Назовите особенности абсолютной монархии в России. 2. Дайте характеристику «полицейского государства», сложившегося в России к началу XYIII в. 3. Какие вехи можно наметить на пути превращения Российской империи в середине XVIII в. в дворянскую монархию? 4. Что такое «просвещенный абсолютизм»? Как он сочетался с дворянской монархией? 5. Охарактеризуйте экономику абсолютизма. 6. Назовите причины дворцовых переворотов в России в XYIII в. 7. Правовое положение сословий в первой четверти XYIII в. 8. Как происходил в России процесс зарождения класса буржуазии?
Тема 8. Петровские преобразования в сфере государства и права. По данной теме необходимо изучить: · Северная война как двигатель государственно-правовых преобразований первой четверти XVIII в. · Основные начала перестройки системы управления. Бюрократизация государственного управления. Влияние личностных особенностей Петра I на характер и методы преобразований. · Перестройка системы высших и центральных органов власти. Сенат, коллежская система. · Реформы местного управления. Губернская реформа. Губернии и провинции. Магистраты. · Формирование системы контроля. Генерал-прокурор. Прокуратура. Служба фискалов. Система доносительства, «первые два пункта». · Начало превращения Русской православной церкви в часть государственного аппарата. · Консолидация старых феодальных сословий Московского царства в одно – российское имперское дворянство. Уравнение прав собственности вотчинников и помещиков. Пожизненная служба дворянства.
· Духовенство, административные ограничения для духовенства. · Купцы и горожане: стремление превратить их в «регулярные» сословия. Борьба с деклассированным элементом в городах. · Крестьяне. Приписка крестьян к заводам. Рекрутская повинность и подушная подать. · Меры по стимулированию развития промышленности и торговли. Распределение учебного времени и методические рекомендации по изучению темы: 2 часа – Семинарское занятие: «Перестройка органов государственной власти» Учебные вопросы: 1. Перестройка системы высших и центральных органов власти. Сенат, коллежская система. 2. Формирование системы контроля. Генерал-прокурор. Прокуратура. Служба фискалов. Система доносительства, «первые два пункта». 3. Начало превращения Русской православной церкви в часть государственного аппарата. 6 часов – Самостоятельная работа: «Образование и развитие абсолютной монархии в России» Учебные вопросы: 1. Северная война как двигатель государственно-правовых преобразований первой четверти XVIII в. 2. Основные начала перестройки системы управления. Бюрократизация государственного управления. Влияние личностных особенностей Петра I на характер и методы преобразований. 3. Консолидация старых феодальных сословий Московского царства в одно – российское имперское дворянство. Уравнение прав собственности вотчинников и помещиков. Пожизненная служба дворянства. 4. Купцы и горожане: стремление превратить их в «регулярные» сословия. Борьба с деклассированным элементом в городах. 5. Крестьяне. Приписка крестьян к заводам. Рекрутская повинность и подушная подать. 6. Меры по стимулированию развития промышленности и торговли. ВСЕГО ПО ТЕМЕ: 8 часов
ЛИТЕРАТУРА Основная: 1. Исаев И.А. История государства и права России. Учебное пособие для юридических ВУЗов. – М., 1996. 2. Исаев И.А. История государства и права России. Полный курс лекций. – М., 1994. 3. Исаев И.А. История государства и права России в вопросах и ответах. – М., 1999. 4. История государства и права России. Учебник. / Под. ред. Ю.П. Титова. – М., 1999. 5. История отечественного государства и права: Учебник для студентов вузов, обучающихся по спец. «Юриспруденция» / Под ред. д.ю.н. О.И. Чистякова. – М., 2002.
6. Юшков С.В. История государства и права России (IX–XIX вв.). –Ростов-н/Д, 2003. Дополнительная: 1.Хрестоматия по истории государства и права России: Учебное пособие / Сост. Ю.П. Титов: – М.: «ТК «Велби», Изд-во «Проспект», 2004. 2. Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 1917–1991 / Под редакцией проф. О.И. Чистякова. – М., 1997. 3.Цечоев В.К. История отечественного государства и права: Учебное пособие. – Ростов н/Д, 2003. 4. Каменский А.Б. От Петра I до Павла I: реформы в России XVIII в. (опыт целостного анализа). – М., 2001.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 1. Что такое «регулярное государство»? Какие реформы Петра I указывают на следование этой идее? 2. В чем состоит основное значение Указа о единонаследии 1714 г.? 3. Содержание и значение Табели о рангах 1722 г.? 4. В чем состояла трансформация старых органов управления в первой четверти XYIII в.? 5. В чем отличие министерской системы от коллежской? 6. Раскройте содержание военной реформы. 7. Дайте характеристику Воинских Артикулов 1715 г. 8. Какие мероприятия входили в финансовую реформу? 9. Раскройте реформы местного управления и контроля первой четверти XYIII в. 10.Что представляли собой суд и процесс в первой четверти XYIII в.? 11.Статус российского монарха в XYIII в.? 12.Основные черты гражданского, наследственного и семейного права в первой четверти XYIII в. 13.В чем состояли итоги кодификационной работы в первой четверти XYIII в.? 14.В чем отличие Свода Законов Российской империи от Полного Собрания Законов? 15.Какими достижениями в развитии права и государственности этого периода Россия может по праву гордиться? Почему?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|