Элементарные преобразования подынтегрального выражения.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники Приходовский М.А. Математика (курс практических занятий) 2 семестр Учебное пособие для специальности Прикладная информатика в экономике Группы 446-1, 446-2 Томск ТУСУР
Электронное пособие составлено и скорректировано с учётом реального проведения практических занятий на ФСУ в группах 446-1 и 446-2 весной 2017 года. Во втором семестре, согласно рабочей программе, на специальности 09.03.03 в первой половине весеннего семестра изучаются следующие темы: 1. Интегральное исчисление. 2. Дифференциальные уравнения. 3. Числовые и функциональные ряды. Степенные ряды, ряды Тейлора и Лорана. Ряды Фурье. Может представлять методический интерес для преподавателей, работающих на аналогичных специальностях, в качестве материала для планирования занятий.
Содержание 3 Практика № 1 5 Практика № 2 12 Практика № 3 17 Практика № 4 23 Практика № 5 34 Практика № 6 42 Практика № 7 50 Практика № 8 53 Практика № 9 59 Практика № 10
Номера практик по датам для групп 446-1, 446-2 согласно расписанию
ПРАКТИКА № 1 (14.02.2017 у обеих групп). Элементарные преобразования подынтегрального выражения.
Задача 1. Вычислить Решение. Известно, что Ответ.
Задача 2. Вычислить Решение. Известно, что
Ответ. Задача 3. Вычислить Решение. Замечая, что
Ответ. Задача 4. Вычислить Решение. Известна формула Ответ. Задача 5. Вычислить Решение. Здесь, в отличие от прошлой задачи, уже и в числителе есть переменная, то есть здесь неправильная дробь. Сначала нужно выделить целую часть дроби и отделить правильную дробь. В данном случае для этого достаточно прибавить и отнять 2 в числителе.
= Ответ. Задача 6. Вычислить Решение. В данном случае неправильная дробь, причём степень в числителе более высокая. Можно применить общий метод выделения целой части, то есть поделить числитель на знаменатель. Получили частное
Впрочем, можно и не делить столбиком, а просто отнять и прибавить 25, тогда Теперь, когда свели к сумме табличных интегралов, то с помощью уже ранее изученных действий получаем ответ:
Ответ. Задача 7. Вычислить Решение. Дискриминант знаменателя отрицательный, поэтому здесь невозможно сделать как в прошлой задаче, так как нет корней знаменателя и дробь невозможно свести к виду Но при D < 0 можно выделить полный квадрат:
С помощью замены
Ответ. Задача 8. Вычислить Решение. В предыдущей задаче было D<0, а в этой D=0. Выделяя полный квадрат, получим В этом случае сводится не к арктангенсу, а к степенной функции, потому что получается Ответ. Задача 9. Вычислить Решение. В данном примере D>0, в отличие от предыдущих. Нужно сначала разбить дробь на сумму простейших: и после этого, будет сумма двух таких интегралов, каждый из которых сводится к логарифму. Чтобы найти А и В, приведём к общему знаменателю:
Теперь приравняем числители, ведь дроби равны, знаменатели одинаковы, значит и числители тоже:
Отсюда получается система уравнений, из которой можно найти неопределённые коэффициенты А и В: Решая эту систему, получаем
Ответ. Метод неопределённых коэффициентов подробнее будет изучаться в параграфе «интегрирование рациональных дробей», но его основная идея понятна уже из этой задачи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|