ПРАКТИКА № 7 (14 марта у обеих групп).
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Сегодня в первые 45 минут мы решим несколько задач, оставаясь в рамках темы «определённый интеграл» но при этом интегралы будут содержать такие функции, действия над которыми нужно повторить для контрольной работы.
Задача 1. Вычислить интеграл . При этом осуществляется повторение темы «элементарные преобразования, подведение под знак дифференциала». Решение. = = = = = = . Ответ. . Задача 2. Вычислить интеграл . При этом осуществляется повторение темы «рациональные дроби». Решение. Сначала представим дробь в виде суммы простейших. . При приведении к общему знаменателю, числитель получится такой: , что равно ,
система: решим её методом Гаусса. . Здесь от 2-й строки отняли удвоенную 1-ю и от 3-й 1-ю, а затем от 3-й строки 2-ю. Основная матрица системы стала треугольной, и С находится сразу же: . Тогда и тогда . Из 1-го уравнения тогда уже получается . Значит, исходный интеграл распадается на сумму 3 интегралов: = = = = . Ответ. . Задача 3. Вычислить интеграл . При этом осуществляется повторение темы «интегрирование иррациональностей». Решение. НОК(2,4) = 4, поэтому замена . При такой замене , , . . = = = = = = . Ответ. . Задача 4. Вычислить интеграл . При этом осуществляется повторение темы «интегрирование тригонометрических функций». Решение. Суммарная степень чётна, поэтому применяется замена , тогда , , . Пересчитаем границы. , . Итак, подставим всё это в интеграл. = = = = = = = = . Ответ. . Контрольная работа: 45 минут 1. Подведение под знак дифференциала, преобразования. 2. Интегрирование по частям. 3. Интегрирование рациональных дробей. 4. Интегрирование иррациональностей и тригонометрических функций.
ПРАКТИКА № 8. Задача 1. Найти площадь фигуры, ограниченной линиями: и . Решение. Рассмотрим чертёж, найдём точки пересечения графиков и увидим, какую часть плоскости они ограничивают. График имеет максимум в точке 0 и проходит выше, чем , у которой, напротив, там минимум. Точки перечечения , . Все функции в интеграле чётные, фигура симметрична, можно вычислить площадь правой половины и удвоить: = = = = . Ответ. .
Задача 2. Найти площадь области, ограниченной линиями Решение.
= = = = . Чертёж: Ответ. . Задача 3. Найти площадь фигуры, ограниченной линиями: . Решение. Чертёж:
= = + для раскрытия 1-го слагаемого, вспомним пример из лекйиц на интегрирование по частям, там делали именно этим методом. Если , , , то: + = + = + = = = . Ответ. .
Задача 4. Найти объём, получающийся при вращении кривой , при условии что . Решение. = = = = . Ответ. . Замечание. Эта задача может быть интерпретирована физическим примером: сколько воды может поместиться в эллиптический параболоид. Ведь если график корня повернуть на 90 градусов, это парабола.
Задача 5. С помощью основной формулы объёмов тел вращения, доказать формулу объёма конуса . Решение. Для удобства применения основной формулы, повернём конус на 90 градусов, так, чтобы высота лежала на оси . На чертеже видно, что два катета имеют длины и . Тогда отрезок, вращением которого образована боковая поверхность конуса, находится на прямой . = = = = = = . Ответ: формула доказана. Задача 6. Найти длину явно заданной кривой: . Решение. Формула . . Тогда = = = = = = . Ответ. . Задача 7. Найти длину 1 витка винтовой линии в пространстве Решение. В данном случае кривая параметрически задана, в 3-мерном пространстве. Формула . Производные: . = = Ответ. .
Замечание. Если была бы не винтовая линия, а окружность, а это было бы при параметре , то как раз бы и получалось длина окружности.
Задача 8. Найти длину дуги х = cos3(2t), y =sin3(2t), Решение. Производные: Для удобства вычислений, сразу вынесем за скобки произведение: . Тогда: , = = = = = = 3. Ответ. 3. Замечание. Если бы не учли знак модуля и не разбили на 2 части, тогда получилось бы неверно, ведь эти части бы не складывались, а взаимно уничтожались: Задача 9. Найти длину кривой, заданной в полярных координатах: , . Решение. Формула: . , . = = = = . дальше будем делать замену , но чтобы она задавалась монотонной функцией и не возникло противоречие в том, что пределы интегрирования и 0 в ответе, заранее разбиваем на 2 части и удваиваем интеграл. , , , . = = = = = = = . Ответ. .
Домашнее задание. Найти длину кривой . Ответ.15.
ПРАКТИКА № 9. Несобственный интеграл. Задача 1. Вычислить несобственный интеграл 1 рода . Решение. = = = = = = . Для краткости в будущем можно не использовать знак lim а просто записывать так: подразумевая при этом, что промежуточным действием был вычислен данный предел. Ответ. . Задача 2. Вычислить несобственный интеграл 1 рода . Решение. На этом примере мы ещё раз вспомним метод интегрирования по частям. = . Интегрируем по частям. Обозначим . Тогда . Тогда далее = = = = 1. Ответ. 1. Задача 3. Вычислить несобственный интеграл 1 рода . Решение. = = = = . Здесь символом фактически обозначается такой предел: . Ответ. . Задача 4. Вычислить несобственный интеграл 1 рода . Решение. Кстати, на этом примере мы ещё раз повторим алгоритм выделения полного квадрата. = = = = = . Ответ. . Задача 5. Вычислить несобственный интеграл 1 рода . Решение. = = сделаем замену , далее = = = = = . Ответ. . Задача 6. Выяснить сходимость несобственного интеграла по признакам сравнения: , не вычисляя его. Решение. В числителе степень 3, в знаменателе 4. Тогда в качестве эталонной функции, с которой надо сравнить, нужно взять такую: . Докажем, что с ней можно сравнивать функцию в этом интеграле, то есть вычислим предел их отношения и получим, что он равен числу, а не 0 или . = = 1. Это эквивалентные величины, и сходимость исходного интеграла эквивалентна сходимости интеграла . А этот интеграл расходится, так как степень равна 1 (см. теорию). Либо это видно из того, что первообразная в данном случае лограрифм, и она не ограниченная функция.
Ответ. Расходится. Задача 7. Выяснить сходимость несобственного интеграла по признакам сравнения: , не вычисляя его. Решение. Так как , то заменив функцию на , получим причём, по признаку сравнения в не-предельной форме, если второй интеграл сходится (обозначим его (II)), то и исходный тоже сходится. А теперь заменим на ещё более простую функцию, но уже по признаку сравнения в предельной форме. Бесконечно малая величина при эквивалентна . Докажем это: = = =1. Поэтому сходимость интеграла эквивалентна сходимости интеграла . Обозначим его (III). А про этот интеграл уже известно, что он сходится, ведь здесь классический случай, рассмотренный в лекциях, а именно где степень . Итак, (III) сходится, что эквивалентно тому, что (II) сходится, а (II) > (I), поэтому исходный интеграл (I) тоже сходится. Ответ. Сходится. Задача 8. Выяснить сходимость несобственного интеграла по признакам сравнения не вычисляя его. Решение. Аналогично прошлой задаче, сначала заменим на выражение без синуса с помощью неравенства, а потом перейдём к ещё более простому интегралу по предельному признаку. , а этот интеграл равен , , сходится. Сходимость 2-го и 3-го эквивалентна, поэтому 2-й интеграл тоже сходится. А из сходимости 2-го следует сходимость 1-го. Ответ. Сходится. Задача 9. Выяснить сходимость несобственного интеграла 2-го рода по признакам сравнения . Решение. = . Особенность в 0 только у первого корня, второй там не даёт 0 в знаменателе. Заменим на эквивалентную, в качестве которой возьмём функцию только с тем множителем, который стремится к 0 в знаменателе при . . Докажем, что они эквивалентны: = . Значит, сходится сходится. = , , что для интеграла 2 рода влечёт сходимость. Либо можно рассмотреть = = . Ответ. Сходится. Задача 10. Выяснить сходимость несобственного интеграла 2-го рода по признакам сравнения . Решение. Заметим, что в знаменателе и , который в свою очередь эквивалентен (по 1 замечательному пределу). Поэтому можно взять . Обоснуем это с помощью предела:
= = 1. Тогда остаётся выяснить сходимость интеграла . Он расходится, степень 2 > 1 что для интеграла 2-го рода влечёт расходимость. Поэтому и исходный интеграл тоже расходится. Ответ. Расходится. Задача 11. Выяснить сходимость несобственного интеграла по признакам сравнения . Решение. Это комбинированный пример на интеграл 1 и 2 рода. Надо разбить на 2 части и исследовать отдельно окрестность 0 и оставшуюся часть полуоси. = + . Если оба числа конечны, то их сумма тоже конечна. То есть, для сходимости надо, чтобы оба этих интеграла сходились, один интеграл 1-го рода а другой 2-го рода. Исследуем . Здесь эквивалентная величина подбирается по самым старшим степеням, ведь надо будет найти предел в . , тогда . = = . Интеграл сходится сходится. А здесь , то есть он сходится. Исследуем . Здесь эквивалентная величина подбирается по самым младшим степеням, ведь надо будет найти предел в 0. , тогда . = =. . Интеграл сходится сходится. , что для интеграла 2 рода означает сходимость. Итак, оба интеграла по и конечны, значит весь интеграл по тоже является конечным числом. Ответ. Сходится. Задача 12. Вычислить несобственный интеграл 2 рода . Решение. Особенность в точке 1, впрочем, первообразная там может быть конечной, и мы даже не заметим, что интеграл несобственный: = = = = = = . Ответ. . Задача 13. Вычислить несобственный интеграл 2 рода . Решение. Сделаем замену , тогда: , , . = = = = = = = 19,2 + 6 = 25,2. Ответ. 25,2. Домашние задачи. Выяснить сходимость: (аналогично задаче 9). Выяснить сходимость: (с разбивкой на 2 интервала в окрестности 0 и 2, как в задаче 11).
ПРАКТИКА № 10.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|