Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ПРАКТИКА № 7 (14 марта у обеих групп).




Сегодня в первые 45 минут мы решим несколько задач, оставаясь в рамках темы «определённый интеграл» но при этом интегралы будут содержать такие функции, действия над которыми нужно повторить для контрольной работы.

 

Задача 1. Вычислить интеграл .

При этом осуществляется повторение темы «элементарные преобразования, подведение под знак дифференциала».

Решение. = = =

= =

= .

Ответ. .

Задача 2. Вычислить интеграл .

При этом осуществляется повторение темы «рациональные дроби».

Решение. Сначала представим дробь в виде суммы простейших.

. При приведении к общему знаменателю, числитель получится такой:

, что равно ,

система: решим её методом Гаусса.

.

Здесь от 2-й строки отняли удвоенную 1-ю и от 3-й 1-ю, а затем от 3-й строки 2-ю. Основная матрица системы стала треугольной, и С находится сразу же: . Тогда и тогда . Из 1-го уравнения тогда уже получается .

Значит, исходный интеграл распадается на сумму 3 интегралов: = =

= = .

Ответ. .

Задача 3. Вычислить интеграл .

При этом осуществляется повторение темы «интегрирование иррациональностей».

Решение. НОК(2,4) = 4, поэтому замена . При такой замене , , . .

= = = = =

= . Ответ. .

Задача 4. Вычислить интеграл .

При этом осуществляется повторение темы «интегрирование тригонометрических функций».

Решение. Суммарная степень чётна, поэтому применяется замена

, тогда , , .

Пересчитаем границы. , .

Итак, подставим всё это в интеграл.

= = =

= = = = = .

Ответ. .

Контрольная работа: 45 минут

1. Подведение под знак дифференциала, преобразования.

2. Интегрирование по частям.

3. Интегрирование рациональных дробей.

4. Интегрирование иррациональностей и тригонометрических функций.

 

 


ПРАКТИКА № 8.

Задача 1. Найти площадь фигуры, ограниченной линиями:

и .

Решение. Рассмотрим чертёж, найдём точки пересечения графиков и увидим, какую часть плоскости они ограничивают.

График имеет максимум в точке 0 и проходит выше, чем , у которой, напротив, там минимум. Точки перечечения , . Все функции в интеграле чётные, фигура симметрична, можно вычислить площадь правой половины и удвоить: = = = = . Ответ. .

 

Задача 2. Найти площадь области, ограниченной линиями

Решение.

 

= = = = .

Чертёж:

Ответ. .

Задача 3. Найти площадь фигуры, ограниченной линиями: .

Решение. Чертёж:

= = +

для раскрытия 1-го слагаемого, вспомним пример из лекйиц на интегрирование по частям, там делали именно этим методом.

Если , , , то:

+ = + =

+ = =

= .

Ответ. .

 

Задача 4. Найти объём, получающийся при вращении кривой , при условии что .

Решение. = = = = .

Ответ. .

Замечание. Эта задача может быть интерпретирована физическим примером: сколько воды может поместиться в эллиптический параболоид. Ведь если график корня повернуть на 90 градусов, это парабола.

 

Задача 5. С помощью основной формулы объёмов тел вращения, доказать формулу объёма конуса .

Решение. Для удобства применения основной формулы, повернём конус на 90 градусов, так, чтобы высота лежала на оси .

На чертеже видно, что два катета имеют длины и . Тогда отрезок, вращением которого образована боковая поверхность конуса, находится на прямой .

= = = = = = .

Ответ: формула доказана.

Задача 6. Найти длину явно заданной кривой: .

Решение. Формула .

. Тогда =

= = =

= = .

Ответ. .

Задача 7. Найти длину 1 витка винтовой линии в пространстве

Решение. В данном случае кривая параметрически задана, в 3-мерном пространстве. Формула .

Производные: .

= =

Ответ. .

 

Замечание. Если была бы не винтовая линия, а окружность, а это было бы при параметре , то как раз бы и получалось длина окружности.

Задача 8. Найти длину дуги х = cos3(2t), y =sin3(2t),

Решение. Производные:

Для удобства вычислений, сразу вынесем за скобки произведение:

.

Тогда: ,

=

= = = = = 3.

Ответ. 3.

Замечание. Если бы не учли знак модуля и не разбили на 2 части, тогда получилось бы неверно, ведь эти части бы не складывались, а взаимно уничтожались:

Задача 9. Найти длину кривой, заданной в полярных координатах: , .

Решение. Формула: .

, .

=

= = = .

дальше будем делать замену , но чтобы она задавалась монотонной функцией и не возникло противоречие в том, что пределы интегрирования и 0 в ответе, заранее разбиваем на 2 части и удваиваем интеграл.

, , , .

= = =

= = = =

. Ответ. .

 

Домашнее задание.

Найти длину кривой . Ответ.15.

 

ПРАКТИКА № 9.

Несобственный интеграл.

Задача 1. Вычислить несобственный интеграл 1 рода .

Решение. = = = = = = .

Для краткости в будущем можно не использовать знак lim а просто записывать так: подразумевая при этом, что промежуточным действием был вычислен данный предел.

Ответ. .

Задача 2. Вычислить несобственный интеграл 1 рода .

Решение. На этом примере мы ещё раз вспомним метод интегрирования по частям.

= . Интегрируем по частям.

Обозначим . Тогда .

Тогда далее = = =

= 1.

Ответ. 1.

Задача 3. Вычислить несобственный интеграл 1 рода .

Решение. = = =

= . Здесь символом фактически обозначается такой предел: .

Ответ. .

Задача 4. Вычислить несобственный интеграл 1 рода .

Решение. Кстати, на этом примере мы ещё раз повторим алгоритм выделения полного квадрата. = = = = = .

Ответ. .

Задача 5. Вычислить несобственный интеграл 1 рода .

Решение. = =

сделаем замену , далее = = = = = . Ответ. .

Задача 6. Выяснить сходимость несобственного интеграла по признакам сравнения: , не вычисляя его.

Решение. В числителе степень 3, в знаменателе 4. Тогда в качестве эталонной функции, с которой надо сравнить, нужно взять такую: . Докажем, что с ней можно сравнивать функцию в этом интеграле, то есть вычислим предел их отношения и получим, что он равен числу, а не 0 или . = = 1.

Это эквивалентные величины, и сходимость исходного интеграла эквивалентна сходимости интеграла . А этот интеграл расходится, так как степень равна 1 (см. теорию). Либо это видно из того, что первообразная в данном случае лограрифм, и она не ограниченная функция.

Ответ. Расходится.

Задача 7. Выяснить сходимость несобственного интеграла по признакам сравнения: , не вычисляя его.

Решение. Так как , то заменив функцию на , получим причём, по признаку сравнения в не-предельной форме, если второй интеграл сходится (обозначим его (II)), то и исходный тоже сходится. А теперь заменим на ещё более простую функцию, но уже по признаку сравнения в предельной форме.

Бесконечно малая величина при эквивалентна .

Докажем это: = = =1.

Поэтому сходимость интеграла эквивалентна сходимости интеграла . Обозначим его (III). А про этот интеграл уже известно, что он сходится, ведь здесь классический случай, рассмотренный в лекциях, а именно где степень . Итак, (III) сходится, что эквивалентно тому, что (II) сходится, а

(II) > (I), поэтому исходный интеграл (I) тоже сходится.

Ответ. Сходится.

Задача 8. Выяснить сходимость несобственного интеграла по признакам сравнения не вычисляя его.

Решение. Аналогично прошлой задаче, сначала заменим на выражение без синуса с помощью неравенства, а потом перейдём к ещё более простому интегралу по предельному признаку.

, а этот интеграл равен

, , сходится. Сходимость 2-го и 3-го эквивалентна, поэтому 2-й интеграл тоже сходится. А из сходимости 2-го следует сходимость 1-го.

Ответ. Сходится.

Задача 9. Выяснить сходимость несобственного интеграла 2-го рода по признакам сравнения .

Решение. = .

Особенность в 0 только у первого корня, второй там не даёт 0 в знаменателе. Заменим на эквивалентную, в качестве которой возьмём функцию только с тем множителем, который стремится к 0 в знаменателе при . . Докажем, что они эквивалентны:

= .

Значит, сходится сходится.

= , , что для интеграла 2 рода влечёт сходимость.

Либо можно рассмотреть = = .

Ответ. Сходится.

Задача 10. Выяснить сходимость несобственного интеграла 2-го рода по признакам сравнения .

Решение. Заметим, что в знаменателе и , который в свою очередь эквивалентен (по 1 замечательному пределу). Поэтому можно взять . Обоснуем это с помощью предела:

= = 1.

Тогда остаётся выяснить сходимость интеграла . Он расходится, степень 2 > 1 что для интеграла 2-го рода влечёт расходимость.

Поэтому и исходный интеграл тоже расходится.

Ответ. Расходится.

Задача 11. Выяснить сходимость несобственного интеграла по признакам сравнения .

Решение. Это комбинированный пример на интеграл 1 и 2 рода.

Надо разбить на 2 части и исследовать отдельно окрестность 0 и оставшуюся часть полуоси.

= + . Если оба числа конечны, то их сумма тоже конечна. То есть, для сходимости надо, чтобы оба этих интеграла сходились, один интеграл 1-го рода а другой 2-го рода.

Исследуем . Здесь эквивалентная величина подбирается по самым старшим степеням, ведь надо будет найти предел в .

, тогда .

= = .

Интеграл сходится сходится. А здесь , то есть он сходится.

Исследуем . Здесь эквивалентная величина подбирается по самым младшим степеням, ведь надо будет найти предел в 0.

, тогда .

= =. .

Интеграл сходится сходится. , что для интеграла 2 рода означает сходимость.

Итак, оба интеграла по и конечны, значит весь интеграл по тоже является конечным числом.

Ответ. Сходится.

Задача 12. Вычислить несобственный интеграл 2 рода .

Решение. Особенность в точке 1, впрочем, первообразная там может быть конечной, и мы даже не заметим, что интеграл несобственный:

= = = =

= = . Ответ. .

Задача 13. Вычислить несобственный интеграл 2 рода .

Решение. Сделаем замену , тогда:

, , .

= = = =

= = = 19,2 + 6 = 25,2.

Ответ. 25,2.

Домашние задачи.

Выяснить сходимость: (аналогично задаче 9).

Выяснить сходимость: (с разбивкой на 2 интервала в окрестности 0 и 2, как в задаче 11).

 

ПРАКТИКА № 10.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...