Тригонометрические преобразования.
Кроме различных арифметических преобразований типа разложения многочленов или дробей, существуют задачи, в которых нужно выполнить тригонометрические преобразования подынтегральной функции. Задача 10. Вычислить интеграл . Решение. Воспользуемся формулой понижения степени, чтобы перейти от степеней тригонометрических функций к выражениям типа или . = = = . Ответ. .
Задача 11. Вычислить . Решение. Здесь можно было бы применить формулу для косинуса двойного угла, но это преобразование бы только увеличило степени. Поэтому в данном случае для удобнее применить формулу понижения степени ко второму множителю и не менять первый. = = = = = . Первый интеграл вычисляется уже известным способом, а во втором снова понизим степень. = = . Ответ. .
Подведение под знак дифференциала. Задача 12. Вычислить . Решение. Замечаем, что присутствует множитель , который является производной от . А остальная часть функции как раз зависит только от . Поэтому можно подвести под знак дифференциала: = Применяем замену : = . Далее, = , и после обратной замены . Ответ. . Задача 13. Вычислить интеграл . Решение. = = = = = = = . Учитывая тот факт, что , знак модуля не нужен. Ответ. . Задача 14. Вычислить . Решение. = = = = = . Ответ. . Для сведения, покажем, как выглядит график функции . Зелёным цветом изображён график , синим . Вертикальные асимптоты .
Задача 15. Вычислить интеграл . Решение. = = = = . Ответ. .
Домашнее задание. 1. Вычислить интеграл . Ответ. . 2. Вычислить интеграл . Ответ. . 3. Вычислить интеграл . Ответ. . 4. Вычислить интеграл . Ответ. . ПРАКТИКА № 2 Задача 1. Вычислить . Решение. = = = = = . Ответ. . Задача 2. Вычислить .
Решение. = = = = = = . Ответ. . Задача 3. Вычислить . Решение. = = = = = . Ответ. . Задача 4. Вычислить . Решение. Если сразу подвести под знак дифференциала то, что есть в числителе, то будет , но тогда в знаменателе получится выражение . чтобы не происходило такого усложнения и не появились вложенные квадратные корни, надо подводить не весь числитель, а отделить тот множитель, который нам удобнее, чтобы потом всё выражалось через . = = = и теперь, после замены , получится . Далее, сделаем преобразование, котрое позволит оставить только однотипные корни: = = = = далее уже с помощью обычных действий со степенными функциями: = . После обратной замены получаем ответ, при этом также заодно обратно меняем дробные степени на корни. Ответ. . Задача 5. Вычислить . Решение. = = = = = = = = . Ответ. . Задача 6. Вычислить . Решение. Заметим, что в числителе производная того выражения, которое есть в знаменателе. Тогда = = = = . Здесь фактически мы применили замену для упрощения выражения. Кстати, выделение полного квадрата в знаменателе это здесь был бы тупиковый путь, ведь в числителе не константа а многочлен, то есть не удалось бы свести к виду . Ответ. .
Задача 7. Вычислить . Решение. Здесь, в отличие от прошлой задачи, в числителе уже произвольный многочлен, не соответствующий производной от знаменателя. Тем не менее, можно путём арифметических операций получить там дифференциал знаменателя: Домножим и поделим на 2, чтобы исправился коэффициент при : = Теперь осталось прибавить и отнять 2, и будет получено : = = = . В первом слагаемом делается ровно то же самое, что в прошлой задаче, а во втором - выделить полный квадрат, и в итоге сводится к арктангенсу: = . Ответ. .
Задача 8. Вычислить . Решение. Несмотря на то, что интеграл похож на , но, тем не менее, в числителе есть переменная , поэтому это не табличный интеграл, и ответ здесь вовсе не арксинус. Заметим, что в числителе 1-я степень, а под корнем в знаменателе 2-я. Домножим и поделим так, чтобы в числителе оказалось то выражение, которое под корнем в знаменателе.
= = после замены переменной, это можно переписать так: а значит, и после обратной замены: Ответ. . Задача 9. Вычислить . Решение. = = = = . Для того, чтобы применить формулу, нужно обозначить . Но сначала сделаем так, чтобы и в числителе оказался не просто а : = = . Теперь интеграл имеет вид , и равен . После обратной замены получаем ответ. Ответ. .
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|