Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы




Самостоятельная работа студентов в рамках дисциплины «Антропология» является одним из базовых компонентом обучения, она может быть представлена как средство организации самообразования и воспитания самостоятельности студентов, как их личностных качеств. В самостоятельной работе активно приобретаются общекультурные и профессиональные компетенции, предусмотренные в компетентностно-ориентированнным учебном плане и рабочей программе учебной дисциплины. В процессе самостоятельной работы студенты проявляют свои творческие качества, что обеспечивает получение нового знания, систематизацию и углубление имеющихся знаний, формирование у студентов профессиональных умений.

При изучении курса используются следующие формы самостоятельной работы:

- конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;

- работа со словарями;

- проработка учебного материала по конспектам опорных лекций,

- анализ и аннотирование учебной и научной литературы

- подготовка докладов на семинарах и практических занятиях

 

Оформление самостоятельной работы:

1. Титульный лист

Образец титульного листа определяется Положением об аттестации учебной работы студентов института, и опубликован на сайте www.psysocwork.ru раздел «Учебный процесс» / «самостоятельная работа».

Устанавливаются следующие требования к оформлению самостоятельной работы:

- параметры страницы (210х297 мм) А4;

- интервал полуторный;

- шрифт 12, Times New Roman;

- поля страницы: левое – 2 см, правое – 1,5 см, верхнее – 2 см, нижнее – 2 см.

- все страницы должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами в верхнем правом углу.

3.2. Задания для самостоятельной работы по каждой теме (разделу) учебно-тематического плана

Общее количество часов отведенных на выполнение самостоятельной работы для очной формы обучения – 60 часов, для очно-заочной формы обучения – 74 часа, для заочной формы обучения -96 часов.


Тема 1. Антропология как наука. Место антропологии в системе наук о человеке, связь с практикой (для очной формы обучения - 5 часов, для очно-заочной формы обучения – 9 часов, для заочной формы обучения – 9 часов)

 

Задания к разделу

1. Сравнить несколько определений понятия «антропология», взятых из словарей.

2. Найти общее и различающееся в этих определениях и синтезировать собственное.

3. Составить схему – модель связанных с антропологией дисциплин. Продумать, как обозначить близость и значимость каждой такой связи.

4. Ознакомится с рекомендованной литературой по теме, понять особенности и возможности указанных литературных источников.

5. Ответить на вопрос, в чем специфика отношения к антропологии как науке в российской традиции и на западе.

Литература

  1. Лукьянова И.Е. Антропология: учеб. пособие / И.Е. Лукьянова, В.А. Овчаренко. – М.: Инфра-М, 2014. – 240 с.

2. Хасанова Г.Б. Антропология: учеб. пособие / Г.Б. Хасанова. – М.: КноРус, 2007. – 232 с.

Тема 2. Антропогенез, сравнительно - морфологические основы. Место человека в системе животного мира (для очной формы обучения - 6 часов, для очно-заочной формы обучения – 10 часов, для заочной формы обучения – 12 часов)

Задания к разделу.

1. Подготовить сообщение по теме «Современные методы определения родства человека и животных», используя указанную литературу.

  1. Продумать тему об основных критериях человека. То, как в истории разрабатывалась данная проблема, какие этапы можно отметить.
  2. Составить таблицу по теме «Биологические особенности приматов», выбрав в качестве параметров основные характеристики приматов.

 

Литература.

  1. Лукьянова И.Е. Антропология: учеб. пособие / И.Е. Лукьянова, В.А. Овчаренко. – М.: Инфра-М, 2009. – 240 с.

 

Тема 3. Динамика первобытного стада. Абсолютный геологический возраст (для очной формы обучения - 5 часов, для очно-заочной формы обучения – 9 часов, для заочной формы обучения – 12 часов)

Задания к разделу.

  1. Составить представление (по словарям, или другой литературе) о третичном и четвертичном геологических периодах. Составить хронологическую схему названий этих периодов.
  2. Ознакомится по литературным источникам с характеристиками гоминидной триады. Составить представление о том, как в истории антропологии формировалось это понимание. Ответить на вопрос:- «Почему человеку (как исследователю) так близка «теория постепенного формирования» этих признаков»?
  3. Составить схему «Место человека в зоологической систематике», описав основные характеристики таксономии: Т-К-О-С-Р-В.

Литература.

  1. Лукьянова И.Е. Антропология: учеб. пособие / И.Е. Лукьянова, В.А. Овчаренко. – М.: Инфра-М, 2014. – 240 с.

2. Хасанова Г.Б. Антропология: учеб. пособие / Г.Б. Хасанова. – М.: КноРус, 2007. – 232 с.

Тема 4. Социально - биологическая природа человека. Преодоление основных противоречий развития в антропогенезе (для очной формы обучения – 7 часов, для очно-заочной формы обучения – 9 часов, для заочной формы обучения – 12 часов)

Задания к разделу.

  1. Основной вопрос данного раздела: разобраться в понятиях «биологическое» и «социальное» в человеке. Эти понятия стали своеобразным «штампом» в психологической литературе. Как антропологический подход может помочь разобраться в этих, на деле, непростых отношениях?
  2. Продумать вопрос и написать небольшое эссе на тему, как орудийная деятельность связана с происхождением высших психических функций человека.
  3. Составить представление о том, что такое «прогресс» развития человека. Как происходит развитие? Как преодолеваются основные биологические и социальные противоречий в антропогенезе.

Литература.

  1. Лукьянова И.Е. Антропология: учеб. пособие / И.Е. Лукьянова, В.А. Овчаренко. – М.: Инфра-М, 2014. – 240 с.

2. Хасанова Г.Б. Антропология: учеб. пособие / Г.Б. Хасанова. – М.: КноРус, 2007. – 232 с.

 

Тема 5. Происхождение Homo sapiens. Процесс расообразования (для очной формы обучения - 10 часов, для очно-заочной формы обучения – 10 часов, для заочной формы обучения – 12 часов)

Задания к разделу.

1. Ознакомится по литературным источникам с разными гипотезами о происхождении человека. Дать собственную оценку каждой гипотезе. Ответить на вопрос: какую роль играет здесь психологический фактор?

2. Рассмотреть по литературным источникам гипотезы моноцентризма и полицентризма. Дать собственную оценку каждой гипотезе.

3. Заострить внимание на том, какую роль играют данные генетики в понимании вопросов расоэтногенеза. Выписать основные, с Вашей точки зрения, выводы в отношении этой роли, для последующего обсуждения в группе.

4. Ответить на вопрос: в чем суть специфики развития адаптивных способностей человека.

Литература.

  1. Лукьянова И.Е. Антропология: учеб. пособие / И.Е. Лукьянова, В.А. Овчаренко. – М.: Инфра-М, 2014. – 240 с.
  2. Хасанова Г.Б. Антропология: учеб. пособие / Г.Б. Хасанова. – М.: КноРус, 2007. –232 с.

 

 

Тема 6. Проблема развития цивилизации (для очной формы обучения - 10 часов, для очно-заочной формы обучения – 10 часов, для заочной формы обучения – 14 часов)

Задания к разделу.

1. Обосновать представление об особенностях развития психики в антропогенезе, и качественных характеристиках человека, которые позволили развивать цивилизацию.

2. Используя словари и литературные источники, составить представление о понятии «цивилизация». Выписать разные формулировки для последующего обсуждения в группе

3. Продумать и составить собственный перечень биологических и социальных характеристик, способствующих развитию предпосылок развития цивилизации

4. Особое внимание уделить гипотетическим характеристикам архаического мышления и интеллектуальным возможностям кроманьонца. Обосновать известными примерами эти доводы.

Литература

1. Лукьянова И.Е. Антропология: учеб. пособие / И.Е. Лукьянова, В.А. Овчаренко. – М.: Инфра-М, 2014. – 240 с.

2. Хасанова Г.Б. Антропология: учеб. пособие / Г.Б. Хасанова. – М.: КноРус, 2007. – 232 с.

 

Тема 7. Роль искусства в антропогенезе (для очной формы обучения - 10 часов, для очно-заочной формы обучения – 10 часов, для заочной формы обучения – 13 часов)

Задания к разделу.

 

1. Используя словари и литературные источники, составить представление о понятии «искусство». Выписать все доступные функции искусства в истории общества для последующего обсуждения в группе. Обосновать основные характеристики роли искусства в эволюции человека, особое внимание обращая на биологическую и психологическую сторону этого явления..

2.Составить схему развития искусства, используя модель «антропологических культур» (олдувайская, шельская, ашельская, мустьерская). Отметить какие артефакты характеризуют ту, или иную эпоху. Постараться понять психологические особенности этих артефактов. Ответить на вопрос, как происходило развитие искусства в антропогенезе.

3.. Используя словари и литературные источники, составить представление о понятии шаманизма. Подготовить небольшое эссе о роли шаманизма как выражения первобытной культуры, ответить на вопрос: какие функции выполняет шаман в первобытном племени, какие жизненно важные задачи при этом решаются?

Литература

1. Лукьянова И.Е. Антропология: учеб. пособие / И.Е. Лукьянова, В.А. Овчаренко. – М.: Инфра-М, 2014. – 240 с.

2. Хасанова Г.Б. Антропология: учеб. пособие / Г.Б. Хасанова. – М.: КноРус, 2007. – 232 с.

Тема 8. Древние механизмы поведения и проблемы современного человека (для очной формы обучения - 7 часов, для очно-заочной формы обучения – 7 часов, для заочной формы обучения – 12 часов)

 

Задания к разделу.

1. Основной вопрос данной самостоятельной работы сводится к определению перспектив развития общества в современном мире. Прежде всего, обсуждается тема, какие реальные и научно обоснованные проблемы стоят перед современным человеком.

2. Подготовить выступление к семинарскому занятию по теме «основные экологические и психологические проблемы современности, как я их вижу»

3. Подготовиться к дискуссии о принципах решения этих проблем. Обосновать подходы о принципиальных возможностях (или невозможности) решения этих задач. Учитывать при этом полученные на лекциях и почерпнутые в литературе знания о скорости эволюционного процесса, особенностях развития нервной системы человека в антропогенезе, и пределах адаптивности генетики человека.

Литература.

1. Лукьянова И.Е. Антропология: учеб. пособие / И.Е. Лукьянова, В.А. Овчаренко. – М.: Инфра-М, 2014. – 240 с.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...