Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Описание форм аттестации текущего контроля успеваемости




Основными документом регламентирующими порядок организации и проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации студентов, обучающихся в СПбГИПСР, являются: Устав СПбГИПСР, Положение об аттестации учебной работы студентов института.

Рубежный контроль (текущий контроль успеваемости) проводится в середине семестра и может осуществляться в следующих формах:

- устного ответа; эссе;- коллоквиума;- контрольной работы;- тестирования.

Конкретная форма прове д ения оценки уровня знаний студентов по данной дисциплине определяется преподавателем и доводится до сведения студентов на первом занятии по дисциплине.

Обязательным требованием для объективной оценки уровня знаний и участия студента в учебных мероприятиях, предусмотренных рабочей программой является посещаемость учебных занятий в объеме 75% от общего числа занятий.

Контрольные мероприятия по текущему контролю знаний (успеваемости) студентов проводятся в часы, отведенные для изучения дисциплины.

По дисциплине «Антропология» текущий контроль проводится в середине 1 семестра в форме контрольной работы (тестирования).

Вопросы к контрольной работе

1. В чем суть исторического подхода в проблемах человекознания.

  1. Специфика отношения к антропологии как науке в российской традиции и на западе.
  2. Основные критерии человека.
  3. Биологические особенности приматов
  4. Современные методы определения родства человека и животных.
  5. Характеристика гоминидной триады.
  6. Условия жизни австралопитековых.
  7. Половые отношения как механизм регулирования поведения
  8. Абсолютный геологический возраст.
  9. Место человека в зоологической систематике

 

Промежуточная аттестация по дисциплине является итоговой проверкой знаний и компетенций, полученных студентом в ходе изучения дисциплины.

Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в виде экзамена. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с требованиями Положения об аттестации учебной работы студентов института.

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения дисциплины

Впросы к экзамену

1. Общебиологический подход к проблеме происхождения человека.

2. Антропология как наука, этапы развития, связь с другими науками

3. Сравнительно-морфологические основы антропогенеза.

4. Место человека в зоологической систематике

5. Человек как примат, биологические особенности приматов

6. Философский и антропологический подходы в проблеме критериев человека.

7 Пределы адаптивности генетики человека

7. Эволюционный процесс и тупиковые пути развития

8. Геологическое время и вопросы происхождения человека

9. Гоминидная триада как исходная форма эволюции гоминид

10. Специфика развития адаптивных способностей человека.

11. Проблема определения абсолютного геологического возраста человека и его предков

12. Археологическое деление четвертичного периода

13. Понятие био-социальной природы Homo sapiens.

14. Современные методы определения родства человека и животных.

15.. Динамика первобытного стада

16. Виды австралопитековых.

17. Переходные формы от австралопитеков к виду Homo

18. Неандертальцы и мустьерская культура.

19. Кроманьонцы.

20. Преодоление основных биологических и социальных противоречий в антропогенезе.

21. Гипотеза моноцентризма.

22. Гипотеза полицентризма.

23. Гипотезы о географии возникновения Homo

24. Многообразие и единство вида Homo sapiens

25. Экологические закономерности расообразования (правила Бергмана, Аллена и др.)

26. Процесс расообразования

27. Приспособительный характер расовой изменчивости, очаги расообразования

28. Роль генетики в понимании вопросов расоэтногенеза

29. Акселерация. Гипотезы о причинах акселерации.

30. Роль мясной пищи в антропогенезе.

31. Биологическая эволюция и тип отношений между полами.

32. Биологические предпосылки развития социальных качеств человека.

33. Роль искусства в эволюции человека.

34. Развитие искусства в антропогенезе.

35. Особенности развития психики кроманьонца

36. Особенности архаического мышления.

37. Шаманизм как выражение первобытной культуры.

38. Внутривидовой отбор и проблема агрессивности.

39. Проблема происхождения трудовой деятельности.

40. Проблема происхождения речи.

41. Основные этапы развития речи и языка

42. Концепция Выготского о происхождении сознания.

43. Проблема происхождения сознания.

44. Скорости эволюции в антропогенезе

45. Биологические предпосылки социальных качеств человека.

46. Формы половых отношений как регулятор выживания

47. Древние механизмы поведения и проблемы современного человека.

48. Интеллект кроманьонца и происхождение цивилизации

49. Проблема неотении и эволюция человека

50. Проблема происхождения альтруизма

 

РАЗДЕЛ 5. Информационное сопровождение дисциплины

 

Перечень основной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

1. Ермаков В.А. Антропология: учебное пособие / В.А. Ермаков. – М.: ЕАОИ, 2011. – 112 с.

  1. Лукьянова И.Е. Антропология: учеб. пособие / И.Е. Лукьянова, В.А. Овчаренко. – М.: Инфра-М, 2014. – 240 с.

3. Тегако Л.И. Современная антропология / Л.И. Тегако. – Минск: Белорус. Навука, 2011. – 263 с.

 

Перечень дополнительной учебной литературы, необходимой для основания дисциплины

 

  1. Добреньков В.И. Социальная антропология / В.И. Добреньков. – М.: Инфра- М, 2009.
  2. Зобов Р.А., Келасьев В.Н. Человекознание: самореализация человека / Р.А. Зобов, В.Н. Келасьев. – СПб./: Изд- во СПбГУ, 2008.
  3. Козлова М.С. Эволюция человека / М.С. Козлова. - М.: Наука, 2005.
  4. Лебедев А.С. Философская антропология / А.С. Лебедев – М.: ЮНИТИ, 2010.
  5. Лурье С.В. Психологическая антропология: История, современное состояние, перспективы: учебное пособие / С. В. Лурье. - 2-е изд. - М.: Академический Проект: Альма Матер, 2005. - 624 с.
  6. Хасанова Г.Б. Антропология: учеб. пособие / Г.Б. Хасанова. – М.: КноРус, 2007. – 232 с.
  7. Хомутов А.Е. Антропология: учебное пособие / А.Е. Хомутов. – Ростов- на- Дону: Феникс, 2006. – 384 с.

Перечень ресурсов информационно-коммуникационной сети «Интернет», необходимой для освоения дисциплины

Antropolog.ru: электронный альманах о человеке [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.antropolog.ru/

http://www.etnograf.ru/

Антропология и смежные науки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://intention.newmail.ru/

Антропология [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://antropologic.ru/

 

РАЗДЕЛ 6.

Глоссарий

1. Абсолютный геологический возраст. Геологический возраст тех, или иных отложений в абсолютных единицах. Возраст остатков скелетов можно определить по возрасту слоя, в котором они погребены. Возраст определяется по скорости радиоактивного распада тех элементов, которые находятся в костях.

2. Австралопитековые подсемейство ископаемых гоминид, обитавших на территории Африки и Азии примерно в интервале 5 – 1 млн. лет назад. Включает два рода: грациальные и массивные. Объем мозга 450 – 700 см3. Орудия не изготавливал, огнем не пользовался.

3. Адаптация — процесс, с помощью которого организм меняется и приспосабливается к условиям окружающей среды. Адаптации могут быть морфологическими, физиологическими или поведенческими.

4. Акселерация «вековая тенденция». В пределах относительно неизменной организации вида Хомо, наблюдающаяся на протяжении 1,5 веков изменчивость биопсихических и морфофункциональных особенностей ряда поколений людей. Наряду с акселерацией соматического развития отмечено ускоренное развитие некоторых компонентов психоэмоциональной сферы, но социальное развитие отстает. Гипотезы о причинах: экзогенные, эндогенные и генетические

5. Антропогенез (или антропосоциогенез) — процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека. Антропогенез сосредотачивает своё внимание на тех изменениях, которое претерпевает природа ближайшего предка человека, а затем и самого человека в течение четвертичного периода.

6. Антропология — отрасль естествознания, которая изучает происхождение и эволюцию физической организации человека и его рас.

7. Антропология культурная — область исследований, концентрирующая внимание на процессе взаимоотношения человека и культуры. Эта область познания сложилась в европейской культуре в 19 в. и окончательно оформилась в последней четверти 19 в. Антропология культурнаяконцентрирует внимание на проблемах генезиса человека как творца и творения культуры в филогенетическом и онтогенетическом плане. Главные проблемы культурантропологических исследований связаны со становлением человека как феномена культуры: культурирование основных инстинктов человека, возникновение специфически человеческой конституции, строение тела человека в его связи с культурной средой, поведение человека, становление норм, запретов и табу, связанных с включенностью человека в систему социокультурных отношений, процессы инкультурации, влияние культуры на половой диморфизм, семью и брак, любовь как культурный феномен, становление мироощущения и мировоззрения человека, мифология как культурное явление и др.

8 Америнды (индейцы, американская раса). Населяют обе Америки. Учитывая, что заселение Америки началось более 20 тысяч лет назад, эта раса старше предыдущей, поэтому считать америндов ветвью монголоидов некорректно. Среди множества вариантов выделяют северную группу (высокие, с крупным носом, отсутствием эпикантуса) и южную группу (низкорослые, с усилением монголоидных черт).

9 Австралоиды (австрало-океанийская раса). Древняя раса, имевшая огромный ареал, ограниченный регионами: Индостан, Тасмания, Гавайи, Курилы (то есть почти половина земного шара). Повсеместно вытеснялась и смешивалась с мигрантами. Включает группы: полинезийскую, меланезийскую, австралийскую, веддоидную, айнскую.

10 Белый человек Древнее человечество, представленное ранними тропическими популяциями Номо, было, вероятно, темнопигментированным. Темную кожу, волосы и глаза имели также мигранты из Африки, давшие начало основной части современного человечества вида Номо сапиенс.

11 Биологические особенности приматов Специфическая форма передвижения, приспособленная для лазания, противопоставленный палец, развитие передних конечностей, как органов исследования, изменения в органах чувств, развитие мозга, изменения в строении черепа, сокращение числа одновременно рождаемых детенышей.

12. Брахиация. Особый тип локомоции. Перемещение по деревьям с помощью удлиненных рук. Противопоставляется четвероногому или двуногому хождению по ветвям

13. Вид — таксономическая, систематическая единица, реально существующая совокупность особей, обладающих общими морфофизиологическими признаками и объединённых возможностью скрещивания друг с другом. Вид формирует систему популяций, которые в природных условиях образуют общий ареал.

14. Гоминизация — процесс очеловечения обезьяны, начало которому положило формирование первых специфических человеческих особенностей, а завершением было появление человека современного типа.

15. Гоминиды представители семейства «гоминиды», двуногие, прямоходящие приматы, в число которых входят современные люди и вымершие виды Хомо и австралопитеков.

16. Дарвинизм Концепция, утверждающая, что движущей силой эволюции является естественный отбор, в результате которого возникает адаптация и происходит видообразование. Элементарным материалом естественного отбора является наследственная изменчивость. Элементарной эволюционной единицей является популяция.

17. Европеоиды (кавказоидная раса). Распространённая ошибка — считать, что это «белые люди». На самом деле около миллиарда автохтонных европеоидов имеют черные глаза, волосы и очень смуглую кожу (население Индостана, Северной Африки). Природный ареал европеоидов — Европа до Урала, Северная Африка, Юго-западная Азия и Индостан

18. Америнды (индейцы, американская раса). Населяют обе Америки. Учитывая, что заселение Америки началось более 20 тысяч лет назад, эта раса старше предыдущей, поэтому считать америндов ветвью монголоидов некорректно. Среди множества вариантов выделяют северную группу (высокие, с крупным носом, отсутствием эпикантуса) и южную группу (низкорослые, с усилением монголоидных черт).

19. Австралоиды (австрало-океанийская раса). Древняя раса, имевшая огромный ареал, ограниченный регионами: Индостан, Тасмания, Гавайи, Курилы (то есть почти половина земного шара). Повсеместно вытеснялась и смешивалась с мигрантами. Включает группы: полинезийскую, меланезийскую, австралийскую, веддоидную, айнскую.

20. Капоиды (бушмены, койсанская раса). Природный ареал — Южная Африка. Низкорослые, с инфантильными чертами лица. Имеют самые короткие и закрученные волосы. Особая складка века, выступающие скулы и желтоватая кожа придают бушменам некоторое сходство с монголоидами. Это параллельно возникшие приспособления к жизни в сходных условиях полупустынь.

21. Монголоиды (азиатская раса). Изначально населяли Восточную Евразию, сформировались на территории современной Монголии. Внешность отражает приспособление к условиям пустынь. Главная черта — защита глаз от повышенной инсоляции, пыли, холода и т. д. Для этого служит узкий разрез век, дополнительная складка — эпикантус, тёмная радужка, густые ресницы, выступающие скулы с подушками жира, длинные прямые и черные волосы.

22. Негроиды (африканоидная раса). Природный ареал — Центральная, Западная и Восточная Африка. Характерные отличия — спиральные волосы, темная кожа, расширенные ноздри, крупные губы и др. Выделяется восточная подгруппа (нилотский тип, высокорослый, узкосложенный) и западная подгруппа (негрский тип, круглоголовый, среднего роста). Особняком стоит группа пигмеев (негрилльский тип).

23. Раса — внутривидовая общность, выделяемая на основании генетического родства, общего ареала, сходства морфологии и иных особенностей биологии, поведения и экологии.

24. Расоведение — раздел антропологии, изучающий человеческие расы.

Расоведение же, помимо названных проблем, изучает также классификацию рас, историю их формирования и такие факторы их возникновения, как селективные процессы, изоляция, смешение и миграции, влияние климатических условий и вообще географической среды на расовые признаки.

25. Развитие мозга в антропогенезе Основные морфологические изменения, связанные с увеличением мозга: увеличение переднего мозга, Увеличение числа борозд в коре неопаллиума, Увеличение затылочной доли, Усложнение прецентральной коры, усложнение мозжечка и тех областей, которые связывают с двигательными центрами, редукция обонятельного мозга.

26. Третичный период начался примерно 62 миллиона лет тому назад. Третичный период подразделяется на палеоген и неоген. Палеоген (ранний третичный период) продолжался около 38 млн., в нем выделяются три этапа: палеоцен, эоцен и олигоцен. Неоген (поздний третичный период) продолжался 24 млн. и его принято делить на миоцен и плиоцен.

27. Физиогномика — наука или, скорее, искусство разгадывать по лицу и телу свойства и качества человека.

28. Хомо абелис Самый ранний из известных видов рода Хомо. Похож на грациальных австралопитеков. Первая находка в Олдувайском ущелье. Изготавливал орудия из гальки, явно не прагматического свойства. Жил не более 3 млн. лет назад, объем мозга ок.800 см3.

29. Хомо эректус – потомок Хомо абелис, от которого его отличали более крупный череп и мозг и более толстые кости. Сильно выражен гребень (саггитальный валик) и скулы. Надглазничный валик толстый и выступающий, крупные выступающие челюсти и лицо (прогнатизм). Типичная культура каменных орудий (ашельская). Распространен в Африке и Евразии. Первая находка на Яве. 1, 5 – 2 млн. лет назад, объем мозга 1000 см3.

30. Хомо сапиенс неандерталенсис один из двух подвидов Хомо сапиенс, исчезнувший около 30000 лет назад. Мозг поздних неандертальцев крупнее, чем у современного человека, лоб более плоский, клювовидные лобные доли мозга, череп шире, с узкой передней и широкой задней частью. Был приспособлен к холодному климату предледниковых территорий.

31. Четвертичный период самый короткий период в истории Земли, насчитывающий 2 млн. лет. Иногда четвертичный период именуют антропозоем, “временем человека”. Он подразделяется на плейстоцен и голоцен. Плейстоцен складывается из трех частей (нижний, средний, верхний). Для этого времени характерно чередование холодных ледниковых периодов (гляциалов) и более теплых межледниковых периодов

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...