Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кабарды и горских (балкарских) обществ




В середине ХVI в. существовали следующие адыгские племена: жанеевцы, натухайцы, шапсуги, абадзехи, махошевцы, бесланеевцы, убыхи, хакучи и кабардинцы. Границы их обитания проходили от Черного моря (с запада) до кумыков (на юго-восток). На северо-востоке они граничили с ногайцами, на юго-востоке – с Абхазией. Таким образом, адыги занимали на Северном Кавказе территорию почти от моря до моря. Источники свидетельствуют, что так называемая Черкесия подразделялась на Западную – собственно Черкесию и Восточную – Кабарду.

К ХVI в. Кабарда становится на Центральном Кавказе одним из мощных феодальных государственных образований. Она занимает не только важный стратегический район Северного Кавказа, но и обширную территорию. Западная граница Кабарды доходила до бесланеевцев, которые отделились от кабардинцев еще в ХV в. и жили в ХVI–ХVII вв. между Кубанью и Лабой. На востоке ее граница доходила до впадения р. Аргун в Сунжу.

Горные ущелья занимали балкарцы, осетины, ингуши, чеченцы. В ХV–ХVI вв. в Черекском ущелье до Черных гор, т. е. «голых гор», существовало кабардинское княжество Идария (Идар туз называли его балкарцы) по имени отца Темрюка Идарова. В 1567 г. Темрюк Идаров переселился в крепость Терки. Как свидетельствуют документы, «в горах Балкарии (т. е. в ущелье р. Черек) жили в начале 1629 г. дети Абдауллы мурзы (Айдебулова), а князю Пшимахо Канбулатовичу Черкасскому по сестре племянники, мать их князю Пшимахо сестра».

Таким образом, граница Кабарды в Черекском ущелье доходила до Черных гор, т. е. «голых гор», где кончаются лесные массивы, и выше них жили три балкарских общества: Балкарское, Безенгиевское и Хуламское. В Чегемском ущелье – Чегемское общество. В Баксанском ущелье жили карачаевцы. Но позже, в начале ХVII в., их переселили кабардинские князья в верховья Кубани. Балкарцы поселились в Баксанское ущелье во второй половине ХVIII в., и образовалось Урусбиевское общество. Первые известия о балкарцах в русских источниках встречаются в начале 1629 г. Подробности о них имеются к 1650–1652 гг. в сведениях, исходящих от русских послов в Имеретию Толочанова и Иевлева, встречавшихся с «балкарскими мурзами».

В рассматриваемый период социально-классовая структура Кабарды и балкарских обществ была пестрой. Класс феодалов в Кабарде делился на несколько разрядов. Представители высшей знати назывались пщы (в первоначальном значении – глава рода, старейший). В русских источниках

их называли князьями и мурзами. По имени того или иного князя назывались их владения (Казиева Кабарда, Шолохова Кабарда и т. д.). Так, Идария лежала в центре Кабарды в среднем течении Черека; а земли рода Кайтукиных – в Пятигории; Таусултановых и Клехстановых – по правому берегу р. Терека до ущелий. Русские источники свидетельствуют, что княжили в этих местах Пшеапшоко Кайтукин, Темрюк Идаров, Шолох Тапсоруков и Мудар Алкасов.

Кроме князей, были и уздени (уорки) разных степеней; уорки первой степени именовались тлякотлеш (лъакъуэлъэщ), второй – дижиниго (дыжьыныгъуэ), за ними по феодальной лестнице следовали уорки низших

степеней. Уорки обязаны были нести военную службу во время княжеских походов. Тлякотлеши (лъакъуэлъэщ) и дижиниго (дыжыныгъуэ) пользовались одинаковыми правами в решении государственных дел. Например, при кабардино-русских переговорах и те, и другие могли быть

советниками князя – къуэдзэ. Тлякотлеши и дижиниго, занимая в общественной жизни равное положение, носили различные сословные названия. Вероятно, это связано с их национальным происхождением. По крайней мере, этого мнения придерживаются многие специалисты. Дело в том, что в период феодализма кабардинские князья часто приглашали на вассальную службу представителей соседних народов согласно обычаю «уэркътын». Приглашенные

со стороны могли носить одно сословное название, а коренные кабардинцы – другое, хотя, согласно договору, и те, и другие занимали одинаковое социальное положение и пользовались одинаковыми правами.

Деление кабардинских узденей на коренных и пришельцев отмечал и С. Броневский. В частности, он писал, что «дворяне, по-черкесски ворк (уэркъ – К. У)., по-татарски уздень, различаются между собою: на коренных, или старинных дворян, которые составляют первую степень дворянства; на второстепенных и на подвластных дворян и так называемых уздень узденя».

Уорки высших степеней владели своими деревнями. Уорки низших степеней получали от князей вознаграждение за службу – уэркътын. В эту «узденскую дань» входил и участок земли. Уорки имели право переходить от одного князя к другому, если такая необходимость появлялась. Причины могли быть самые разные. И если противоречия между князьями и уорками становились неразрешимыми, то этот переход от одного князя к другому осуществлялся. Своих уорков имели тлякотлеши и дижиниго.

Феодальная земельная собственность в Кабарде во многом в этот период оставалась неопределенной. Основным ее видом были неразделенные феодальные владения княжеских семей, которые во главе со старшими в семье владели группой деревень. Здесь феодалы и члены их семей выступали верховными собственниками всей земли, на которой жили их уорки и зависимые крестьяне; князья распоряжались как пахотными землями, так и пастбищами. Регулировались социально-классовые отношения в Кабарде обычным правом. Как было сказано, военные слуги, кня- жеские дружинники, именовались уорками. Уорки первой степени – тлякотлеши; второй – дижиниго; затем – уорки более низких степеней. У тлякоплешей и дижиниго имелись во владении свои селения, им подчинялись низшие уорки и крепостные крестьяне. В Кабарде известны три фамилии тлякотлешей Анзоровых, Куденетовых, Тамбиевых; и дижиниго Астемировых, Даутоковых.

Владения Анзоровых находились между Тереком и Урухом; Куденетовы главенствовали по р. Чегем; Там- биевы – по Баксану. Узденями в русских документах именовали и дворян (уорков), служивших князю. Каждый князь мог иметь неограниченное количество узденей – от нескольких десятков до сотен. Кроме владетельных дворян, были уздени, непосредственно входившие в княжескую дружину. Первые именовались пшекау, вторые – бесле- нуорк. Они должны были нести военную службу при князе во время его походов, набегов, следовать за князем в качестве вооруженной конной свиты.

Таким образом, феодальная верхушка кабардинского общества в ХVI в. состояла из князей и мурз («больших» и «меньших» князей), узденей (тлякотлешей и дижиниго) и служилых уорков.

Неразделенные фамильные земельные угодия составляли в Кабарде в ХVI в. основную форму феодальной собственности на землю. Князь, уздень, имевшие землю, владели ею всей семьей, родом без раздела. Обычно во владения кабардинского феодала входило несколько «кабаков» (селений) с прилегающими к ним наделами и угодьями. Феодалы владели пахотными и пастбищными угодьями. Кабардинское крестьянство делилось на несколько разрядов, которые в разной степени были зависимы от князей и уорков. Наиболее многочисленным разрядом были тлхукотлы (тлъхукъуэлI– по-каб.) – крестьяне-общинники, лично-свободные, но находившиеся в зависимости от феодалов, платившие им оброк и выполнявшие ряд повинностей. Оброк был натуральным, а повинности прикрывались патриархальными формами помощи и обычаями гостеприимства. Так, по обычаю князь имел право брать для своих поездок лошадей из крестьянских табунов; крестьяне обязаны были кормить прислугу и волов (или лошадей) прибывших к господину гостей.

Тлхукотлы владели скотом, сельскохозяйственными орудиями и обрабатывали общинную землю. Были и крепостные крестьяне (пшитлы). Они тоже владели скотом, сельскохозяйственными орудиями труда, но земли не имели – обрабатывали у владельца. Совершенно бесправными были рабы – пленники, унауты (домашние рабы, домашняя прислуга. – К. У.).

В вассальной зависимости от кабардинских князей находились некоторые соседние народы: ингуши, осетины, балкарцы, абазины, которые платили натуральный оброк – ясак.

Феодальный строй балкарских обществ имел свои отличительные черты. Феодалы балкарцев именовались аксюск – «белая кость», а также басиаты секельт. Правда, в середине ХIХ в. русское правительство признало за ними право называться таубиями, т. е. горскими князьями. Взаимоотношения балкарских феодалов и крестьян регулировались обычным правом. В нем были закреплены права и обязанности каждого класса и сословия. Балкарское крестьянство делилось тоже на разряды, отличавшиеся

по степени зависимости от таубиев (каракиши, ясакчи, казаки, караваши). Совершенно бесправными были казаки и караваши; их положение можно было сравнить с положением унаутов (домашних рабов) в Кабарде. Крестьяне жили сельскими общинами, внутри которых сохранялись большие семьи. В силу условий горного земледелия пахотные участки рано стали собственностью отдельных семей. В ХVII в. в балкарских обществах имели место феодальные отношения. Кроме этого, в письменных документах того времени указывается, что балкарские общества находились в вассальной зависимости от Кабарды. Например, в 20-е гг. ХVII в. терский воевода Дашков сообщал в Посольский приказ, что местом «Балкары» владеют племянники по матери кабардинского князья Пшимахи Камбулатовича Апшика «с братьею Тазримовы дети» и Абдаула, которые «слушают» кабардинского мурзу Алегуку Шеганукова (Большой Кабарды), т.е. находятся в вассальной от него зависимости. Иоганн Гюльденштедт писал, что «сношения имеют базианцы (балкарцы. – К. У.) с кабардинцами, ибо различные базианские округи платят разным кабардинским князьям дань – обыкновенно с каждой семьи в год по овце». Зависимость балкарских обществ от кабардинских князей нередко закреплялась в форме аталычества и молочного родства между феодальными семьями.

Политический строй адыгов в ХVI в. у различных племен был неодинаковым. Например, у кабардинцев, бесланеевцев, жанеевцев, махошевцев, темиргоевцев, хамышевцев и черченейцев высшее феодальное сословие именовалось князьями; абадзехи, натухайцы, убыхи, шапсуги имели первостепенных дворян, т. е. узденей, приравненных по своим правам к князьям. Иными словами, власть феодалов у адыгов в ХVI в. Была верховной светской властью. Князь считался предводителем дружины, которая могла быть собрана в его владениях. Князь объявлял войну и устанавливал перемирие; знатное его происхождение и непререкаемую власть признавали соседние племена.

Княжеский титул наследовался, переходил от отца к сыну, но только на основе равного брака (имеется в виду социальное происхождение). Внебрачные княжеские дети именовались «тума» и не наделялись равными правами с законными детьми. Дочери князей также не могли вступать

в брак с мужчиной более низкого сословия, и свое княжеское звание в этом случае ни мужу, ни детям не могли передавать.

Адыгский верховный князь, властвуя над всем своим «уделом», считался, как и в Западной Европе, сюзереном для более мелких князей, находящихся в вассальной от него зависимости. Единой центральной власти, как таковой, не существовало, и титул «большого князя» нередко оставался номинальным. Были попытки объединения в 60-х гг. ХVI в. (Темрюк Идаров), и в 90-х гг., когда созывались сходы всей Кабарды, но феодальную раздробленность преодолеть не удалось.

«Больших» князей избирали на общих съездах, соблюдая определенную очередность между знатными княжескими фамилиями. Так, в середине ХVI в. верховнымкнязем был избран Темрюк Идаров, затем – Кануко, брат Пшапшоко; его сменил Канбулат Идаров, брат Темрюка, а в 1588 г., после смерти Канбулата, Асланбек Кайтукин, затем – его брат Янсох, которого сменил Шолох Тапсоруков.

В конце ХVI в. княжил в Кабарде Биту Идаров, брат Темрюка, и т. п. Часто за обладание должностью «большого

князя» происходили открытые столкновения между представителями различных княжеских фамилий, которые заканчивались кровопролитием, т. е. постоянно шла феодальная междоусобица. Это все ослабляло Кабарду, и нередко она становилась жертвой внешних врагов.

Все общественные, внутренние и внешнеполитические дела решались волею князей, простой народ не имел права голоса. На сходах и съездах первые места предоставлялись князьям, после них – первостепенным дворянам (узденям). Любое высказывание князя на сходе почиталось законом, «княжеское слово всегда право», – писал Ш. Ногмов. Естественно, князья были и самыми крупными землевладельцами, собственниками скота. Ш. Ногмов сравнивал Кабарду той эпохи с «рассеянным воинским станом» и с горечью писал, что княжеские междоусобицы лили воду на мельницу «врагов внешних».

Высшим законодательным органом Кабарды была Хаса. На ней решение судов любой инстанции отвергали или утверждали. У кабардинцев ближе к 80-м гг. ХVIII в. Хаса была трехпалатной: 1) княжеская хаса; 2) дворянская хаса; 3) хаса крестьян. Согласно разделению Большой Кабарды в ХVIII в. на удельные княжества и партии, а также временные союзы княжеских родов хасы были: 1) в уделе; 2) в партии, включавшей два удела; 3) при объединении трех уделов и, наконец; 4) общекабардинская хаса, вернее Хаса Большой Кабарды. Место проведения хасы в уделе, партии, коалиции феодальных кланов определялось старшими в них князьями, а созыв общекабардинской хасы – Пши - Тхамадой.

Судебно-законодательным органом Балкарии было Терё. Это был высший выборный общенациональный универсальный орган социально-политического и законодательного порядка, регулирующий политическую и общественную жизнь балкарцев и карачаевцев. Выборы в Терё проходили один раз в 7 лет. Были малое и общенародное Терё.

Феодальные войска набирались в Кабарде из князей (мурз), узденей, а при необходимости – простых крестьян, составлявших народное ополчение. Особой ударной силой была кабардинская конница. Управлялась дружина кабардинского феодала советом военачальников. В мирное время дружина выполняла охранные функции, а при необходимости – и карательные меры по отношению к непокорным. Таким образом, к ХVI в. в Кабарде окончательно утвердился феодализм со всеми его признаками и целым

рядом патриархально-родовых пережитков.

В этот период Кабарда и балкарские общества достигли значительных успехов в экономической жизни. Основным занятием кабардинцев и балкарцев было скотоводство и земледелие. Особое внимание уделялось в Кабарде разведению кабардинской породы лошадей. В большом количестве разводили овец адыгской породы (адыгэ мэл), которую отличало высококачественное мясо и отличная шерсть. Земледелие в ХVI–ХVII вв. было второй после скотоводства отраслью экономики кабардинцев и балкарцев. Заметное место в их хозяйстве занимали пчеловодство, рыболовство и охота. Обширные лесные угодья и реки были богаты дичью и рыбой. Среди крестьянского населения Кабарды и балкарских обществ было распространено домашнее ремесло. Изготовлялись шерстяные, войлочные и кожаные изделия. В Кабарде широкое развитие получило изготовление конской сбруи, в том числе седла (адыгэ уанэ).

В крае была налажена на должном уровне добыча железа, меди, свинца, серебра; искусно обрабатывались эти металлы и изготовлялись различные виды оружия и орудия труда. Особым искусством славились кабардинские оружейники. Они изготовляли луки, стрелы, колчаны, кинжалы, сабли, шлемы, панцири, кольчуги, известные далеко за пределами Кабарды. После установления контактов между Кабардой и Русским государством в Россию часто приглашались кабардинские оружейники, которых там очень ценили. Такие приглашения были долгое время

систематическими.

Дальнейшее развитие животноводства, земледелия и домашнего промысла в Кабарде и балкарских обществах способствовали расширению их торгово-экономических связей с другими народами. Торговля в основном носила натуральный характер. К этому периоду сюда уже начинают проникать русские, турецкие и персидские монеты. Правда, иностранные деньги такой существенной роли в торговле не играли. Хотя в ХVI–ХVII вв. на Северном Кавказе военная обстановка была накаленной, все же торговые сношения горцев с Крымом, Турцией, Закавказьем и Персией имели место. В Кабарду и балкарские общества ввозились шелковые и хлопчатобумажные ткани, одежда, ювелирные изделия, оружие и многое другое. Кабарда и балкарские общества экспортировали продукты животноводства, земледелия и домашнего промысла. В огромных количествах вывозились кабардинские лошади, которые высоко ценились во многих странах.

Постоянные торговые отношения установились между Кабардой и Русским государством со второй половины ХVI в. В целях расширения торговых отношений Кабарды с Россией в русских городах товары кабардинских феодалов частично или полностью освобождались от таможенного обложения; кабардинцы в Москве обменивали лошадей

на пушнину. Кроме этого, из Москвы в Кабарду увозили меха, шубы, шапки, различные виды оружия. Когда на Северном Кавказе появились первые русские поселения, завязались постоянные торгово-экономические контакты

горцев с русскими и украинскими казаками. Таким образом, в ХVI–ХVII вв. Кабарда и балкарские общества достигли значительных успехов в животноводстве, земледелии и домашней промышленности. А также наблюдается значительное расширение торговли.

Феодальные отношения укреплялись, и шел процесс дальнейшего развития социально-классовой структуры. Кабарда окончательно достигла господствующего положения на Центральном Предкавказье. От нее в вассальной зависимости находились почти все соседние народы. По

этому поводу Семен Паллас писал, что «горные народы, сделавшиеся данниками черкесских князей, вроде абазов, осетин, дигорцев, басиян, балкар, карачаевцев и карабулаков, платят им обычно с каждой семьи по одной овце или ее стоимость бурками, предметами. Каждый, кто имеет овец, независимо от величины стада, дает князю летом, когда стадо выводят на пастбище, по овце».

Но к этому периоду серьезно осложнилось ее международное положение. Османская империя, Крымское ханство и Персия значительно активизировали свою агрессивную политику по отношению к Северному Кавказу. В их политике особое место отводилось Кабарде, которая не только

занимала доминирующее положение по отношению к соседним народам, но и самое важное место на всем Северном Кавказе в стратегическом отношении.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...