Взаимоотношения адыгов с соседними народами
Северный Кавказ еще задолго до раннего Средневековья населяли не только автохтонные племена и народности, но по соседству с ними жили и многочисленные пришлые племена, которые вторглись в этот благодатный край в различные исторические эпохи и «осели» здесь. Они занимали еще не освоенные и малоосвоенные земли или выгоняли из насиженных мест коренные племена, расселялись на их территории. Таким образом, к этому периоду Северный Кавказ по этническому составу был исключительно пестрым. В частности, по соседству с адыгами, которые занимали огромную территорию от моря до моря, проживали различные племена. Естественно, между ними часто происходили во- оруженные столкновения, и адыги с переменным успехом защищали свою землю. Они вели частые войны с гуннами, готами (оттуда и адыгская фамилия Гъуэтыжь.– К. У.), аланами, болгарами, хазарами, аварами, печенегами, половцами, савирами, византийцами и т. д., с которыми жили по соседству. Словом, история адыгов была наполнена войной за независимость и свободу. И в этих условиях к раннему Средневековью, как было отмечено выше, сложилась адыгская народность. Даже в разные исторические периоды отношения адыгов с ближайшими (родственными) абхазами были не совсем мирными. Более того, между самими адыгскими княжествами происходили частые столкновения за сферы влияния и господство над всеми адыгами. Именно постоянное военное положение, в котором находились последние на протяжении веков, заставило их подчинить весь свой образ жизни войне. А адыг с рождения фактически готовился к войне, и вся система воспитания адыгов была подчинена выработке у подрастающего поколения таких черт характера, как смелость и отвага, презрение к смерти, любовь к родине, преданность, решительность и т.д.
Нельзя предполагать, что на адыгов всегда нападали другие племена и народности. Они и сами часто совершали военные походы против других народов и государств. Например, они организовали такой поход в Закавказье против армян в 957 г. Во главе этого войска был князь Бер. Об этом свидетельствуют армянские письменные источники. В письменных источниках, относящихся к периоду ран- него Средневековья, лучше всего отражена борьба адыгов с аланами. Последние жили в непосредственном соседстве с адыгами. В частности, Констатин Багрянородный отмечает, что аланы совершали частые набеги на Зихию (адыгов. – К. У.), и последние вынуждены были укрываться на Таманском полуострове. А Масуди сообщает, что аланы, используя политическую раздробленность адыгов, часто устраивали набеги против них. Но их взаимоотношения чаще всего носили мирный характер, и они нередко вели совместную борьбу против общего врага. Дело в том, что в начале VI в. берега Керченского пролива оказались под властью Византии, с которой адыгам приходилось часто соприкасаться, хотя они никогда не подчинялись ей. Эти контакты адыгов с Византией носили в основном мирный характер, и в них преобладали торгово-экономические и культурные связи. Об этом свидетельствуют многочисленные памятники материальной культуры. Результатом культурного же обмена с византийцами является тот факт, что адыги приняли от них христианство. Тот же Багрянородный отмечает, что в Х в. Печенеги (объединение тюркских и сарматских племен), кочевавшие в VIII–IХ вв. в заволжских степях, а с IХ в. – в южно-русских степях, проживавшие в Крыму, часто отправлялись в Зихию (к адыгам. – К. У.) с поручениями византийского императора. Масуди тоже рассказывал, что кешаки (касоги – адыги. – К. У.) совершали частые поездки в византийский гор. Трапезунд по торговым делам. Масуди писал, что в Х в. в Трапезунде, который принадлежал Византии, имелись «базары, привлекавшие большое число торговцев из мусульман, румцев (греков. – К. У.), армян и других, а равным образом – и из стран кеша», т. е. адыгов.
Память о взаимосвязях адыгов с «урымами», т. е. византийскими греками, сохранилась и в устном народном творчестве адыгов. В их преданиях сказано, что именно «урымы» построили множество разных городищ, христианских храмов и укреплений на землях адыгов. Сложными были отношения адыгов в раннем Средневековье и с хазарами. Хазары – это тюркоязычный народ булгарской группы. До этого кочевавшие в западно-прикаспийской степи, они появились в Восточной Европе после гуннского нашествия в IV в. В VII–Х вв. создали раннефеодальное государство с каганом (глава государства). Столица – Семендер, с начала VIII в. – Итиль. В VIII–Х вв. северокавказские степи с Таманским полуостровом находились в руках Хазарского каганата. Хазары подчинили себе многие соседние народы и в том числе адыгов, аланов, вайнахов (чеченцев, ингушей), которые платили им дань. Об этом свидетельствуют данные еврейско-хазарской переписки Х в. и другие документы. Однако следует отметить, что адыги не всегда воевали с хазарами; они часто становились их союзниками в борьбе против общего врага, когда политическая обстановка в крае этого требовала. В частности, они вместе неоднократно отражали арабскую агрессию на Северном Кавказе в VIII –IX вв. Или в русской летописи говорится, что в 965 г. Киевский князь Святослав одержал победу над хазарами и их союзниками – касогами. Поход Святослава 965 г. положил конец господству хазар на Северном Кавказе и явился началом существования на берегах Керченского пролива русского Тмутараканского княжества (Тамтарэкъей – по-адыгски.– К. У.), с которым адыги установили тесные и широкомасштабные контакты. А вообще многочисленные памятники материальной и духовной культуры свидетельствуют о том, что между древними адыгами и восточными славянами – руссами (урыс – по-адыгски. – К. У.) – были установлены тесные связи еще задолго до образования Тмутараканского княжества. В частности, богатый археологический материал с элементами славянской культуры был обнаружен в адыгских могильниках IV–ХII вв. Это говорит о том, что между древними адыгами и восточными славянами существовали еще с раннего Средневековья тесные торгово-экономические и этнокультурные контакты. Об этом свидетельствуют и арабские письменные источники Средневековья, в которых упоминаются русы, проживавшие в этот период на Северо-Западном Кавказе по соседству с древними адыгами. Естественно, существовал между этими народами широкий диалог и в сфере их духовной культуры. Об этом свидетельствуют этнографические, языковые материалы. Поэтому не случайно, что из всех кавказских народов этнографически наиболее близкими к восточным славянам (русам) являются адыги. Немало общих черт имеется между славянами и адыгами в материальной культуре, фольклоре (например в легендах об убийстве стариков), старых языческих верованиях и даже народной мелодии. Для наглядности можно привести некоторые примеры. В частности, Ф. Волков при сопоставлении одежды украинского казачества и крестьянства со
старой национальной формой одежды адыгов нашел много общего. Он видит это общее в кунтуше и черкеске, жупане и бешмете, в покрое украинских и адыгских шаровар и т. д. Или такой пример: адыго-абхазское плетеное и обмазанное глиной жилище «унэ» (адыг. – К. У.) с четырехскатной соломенной крышей имеет много общего с украинской хатой. Этот тип жилища существует у предков адыгов еще с периода античности, и поэтому можно предположить, что славяне восприняли эту технологию строительства жилья у древних предков адыгов. Адыго-славянские связи периода раннего Средневековья нашли отпечаток в одинаковом обычае оставлять при бритье головы клок волос на макушке у мужчин. С такой прической ходил в свое время даже киевский князь Святослав; а позже она стала отличительным признаком запорожских казаков, которые жили с адыгами бок о бок. Известно, что такую же прическу носили адыги до недавнего времени. Дж. Интериано, который бывал в стране зихов (адыгов.– К. У.), в ХV в. писал, что адыги «бреют голову, оставляя на макушке пучок волос, длинный и спутанный…». Вот еще любопытные примеры, которые подтверждают, что между адыгами и восточными славянами шел процесс взаимо- проникновения многих элементов их культур. Лингвисты утверждают, что наличие в русском языке уменьшительного суффикса -ка- (например «Петька») и украинское фамильное окончание -ко происходят от адыгского «къуэ», «икъуэ», означающего «сын», «его сын». Дж. Интериано тоже писал, что адыги «новорожденному дают имя того, кто первым из посторонних войдет в дом после родов, и если это грек, латинянин или вообще носит иностранное имя, то всегда прибавляют к этому имени окончание -ук, например Петро – Петрук, Пауло – Паулук и т. д.» (т. е. от слова «къуэ», «икъуэ»– его сын. – К. У.). Ученые также отмечают общие элементы в фонетике адыгов и украинцев, как смягченное произношение звуков [л] и [ы] и присутствие в адыгском языке звука, аналогичного украинскому [г] (например в слове «адыгэ»). Множество примеров восприятия восточными славянами заимствований у адыгов можно привести, читая старинные русские письменные источники. Так, Владимир Мономах (1053–1125, князь киевский с 1093 г.) рекомендовал своим детям: «Куда же пойдете, одеже станете, напаите, накормите унеина». Слово «унеин» в данном случае переводится как «хозяин дома» («унэр зер» – кабард. от адыгского слова «унэ», т. е. дом). Не вызывает никакого сомнения, что адыгского же происхождения и современное украинское слово «джигун», означающее человека игривого, волочащегося за женщинами, озорника. Слово «джигун» не переводится и не объясняется ни по-русски, ни по-украински. Зато оно свободно переводится на адыгский. В основе этого слова лежит адыгское «джэгу» – «игра», «джэгун», т. е. «играть». Это говорит о том, что украинское слово «джигун» тоже заимствовано у адыгов. Таких примеров предостаточно. Все это подтверждает то, что именно адыги из всех северокавказских автохтонных народов поддерживали более тесные торгово-экономические и этнокультурные контакты с восточными славянами, и неслучайно мы наблюдаем немало общего в их материальной и духовной культуре.
Тем не менее необходимо отметить, что адыго-русские взаимоотношения были не всегда мирными. Есть много достоверных сведений, что эти отношения носили враждебный характер, и часто они встречались на поле боя, особенно после создания Тмутараканского русского княжества по соседству с адыгами. Естественно, адыги не могли быть сторонними наблюдателями, когда экспансия восточных славян была направлена в сторону адыгских земель.
А вообще на территории Тмутараканского княжества, куда входили Таманский полуостров, Восточный Крым и, возможно, низовья Кубани, проживали адыги – (касоги), греки, аланы, хазары и др. Особенно сложными были адыго-русские отношения во время правления тмутараканским княжеством Мстислава Храброго. Так, в 1022 г. он совершил поход против касогов (адыгов). Русская летопись рассказы- вает о единоборстве Мстислава Храброго и касожского князя Редеди следующее: «В год (1022) Мстислав, который владел Тмутараканью, пошел на касогов. Узнав же об этом, князь касожский Редедя вышел навстречу ему, и, когда стали оба полка друг против друга, сказал Редедя Мстиславу: «Чего ради мы будем губить наши дружины? Не сойдемся и сами поборемся. И если одолеешь ты, возьмешь имущество мое, и жену мою, и детей моих, и землю мою. Если же я одолею, то я возьму все твое». И сказал Мстислав: «Будь так». И сказал Редедя Мстиславу: «Не оружием будем биться, а борьбою». И схватившись бороться, крепко и долго боролись, и начал изнемогать Мстислав, ибо велик и силен Редедя. И сказал Мстислав: «О Пречистая Богородица, помоги мне! Если же одолею его, построю церковь во имя твое». И, сказав это, ударил Редедю о землю. В выхватив ноже, зарезал Редедю. И пошел в землю его, взял все имущество его, и жену его, и детей его, и дань возложил на касогов. И вернувшись в Тмутаракань, заложил церковь Святой Богородицы и по- строил ее, стоит она до сего дня в Тмутаракани». Рассказанный в летописи эпизод борьбы Мстислава Храброго с Редедей вошел в древнерусский фольклор, так как древнерусский певец Боян, бывало, пел: «Храброму Мстиславу, зарезавшему Редедю пред войсками касожскими». После этого, по условиям поединка, Мстислав наложил дань на адыгов, взял с собой семью Редеди – жену и двух сыновей. Последние были крещены и получили имена Роман и Юрий. Впоследствии Роман женился на дочери Мстислава Владимировича. И от них произошли русские боярские фамилии: Лопухины, Белоусовы, Глебовы, Сорокоумовы, Ушаковы (предки знаменитого флотоводца) и другие возводили свое начало к Роману и Юрию Редедичам. В частности, знаменитый флотоводец Федор Федорович Ушаков (1744–1817) указывал сам, что он выходец из ка- бардинских Черкасских. Правда, здесь надо иметь в виду, что Мстислав не вы- полнил условия поединка, выдвинутого Редедей, – «не оружием будем биться, а борьбою», – и зарезал его ножом. По преданию, адыги предпринимали неоднократные по- пытки отомстить за смерть Редеди и ходили войной на земли Тмутараканского княжества. И адыгам удалось «победить и разорить всю область Тмутараканскую». «С этого времени, – указывает Ш. Ногмов, – ведется у адыгов пословица: «Тамтаракъей ухъу», «Тэмтаракъей и махуэ къыпхукIуэ», т. е. «Да постигнет тебя участь Тамтаракая», «Да постигнет тебя день Тамтаракая». Но письменные источники свидетельствуют о том, что после этого поединка Мстислава и Редеди адыгские войска оказывали Мстиславу помощь в его борьбе со своим братом князем Ярославом. В частности, на следующий год после этого поединка Мстислав пошел на Чернигов с адыгами и хазарами, где в тяжелом бою нанес поражение своему брату, и в 1025 г. он добился раздела Руси на две части: западная – от Днепра с Киевом – досталась его брату Ярославу, а себе оставил восточную и остался княжить в Чернигове. К концу ХII в. Русь теряет Тмутаракань, куда пришли половцы, которые захватили не только южнорусские земли, но и северокавказские степи. Таким образом, адыго-русские отношения зародились еще в раннем Средневековье и вначале они носили не совсем мирный характер. Тем не менее, эти контакты способствовали установлению культурного диалога, т. е. взаимовлиянию их культур. Об этом свидетельствуют многочисленные памятники материальной и духовной культуры, которые достались их потомкам. Дальше адыго-русские взаимоотношения расширились и обогащались новым содержанием, но они не могли пройти и мимо тех исторических событий, которые произошли впоследствии на Северном Кавказе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|