Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образование зихского и касожского союзов племен




Как было отмечено выше, гуннское нашествие на Се- верный Кавказ значительно повлияло на изменение его политической и этнической карты. В частности, многочисленные адыгские племена были еще больше рассеяны по

всему региону. Между ними, как выше сказано, «вклинились» различные пришлые племена, в том числе и гунны. Экономика и культура древних адыгов пришли в упадок. Немалая часть переселилась дальше, на восток, к своим соплеменникам, которые еще с древнейшего периода проживали в этом регионе, и стала осваивать пустовавшие, необжитые земли. Таким образом, гуннское нашествие прервало на долгие десятилетия, если не столетия, процесс консолидации адыгских племен и создания единой

народности.

Однако следует отметить, что это нашествие неодинаково подвергло разорению адыгские племена. Если одни были полностью уничтожены или изгнаны со своей территории, другие уцелели и сумели сохранить свою экономику, свой уклад жизни, свою культуру. К ним относятся прежде

всего зихи и непосредственные их соседние и родственные племена. Но здесь необходимо отметить, что фактически гуннское нашествие стало следующей волной дальнейшего освоения адыгскими племенами Центрального Кавказа, в котором имелось больше неосвоенных земель, чем на Северо-Западном Кавказе, где проживала большая часть адыгских племен. Таким образом, западные и восточные адыги постепенно были разобщены на протяжении тысячелетий в результате постоянного притока чужих племен-завоевателей,

создавших непреодолимые препятствия для поддержания ими между собой постоянных экономических, политических и этнокультурных связей. Это все помешало созданию единого общеадыгского политического союза. Более того, в III–IVвв. нашей эры прерывают свои контакты с Северным Кавказом Малая Азия, Египет, Сирия, Греция.

Но исторический процесс на Северном Кавказе шел своим чередом. Во второй половине V в. гуннский союз распался на различные мелкие племена, известные под общим именем утугуров. Вскоре после этого адыгские племена начали возрождать свою экономику и культуру; многие из

них заняли снова свои прежние территории. В частности, после VI в. адыги снова завладели прибрежной полосой, захваченной у них тетракситами. Именно с этого времени усиливается адыгское племя зихов, которые, вероятнее всего, меньше пострадали от гуннского нашествия. О зихах

упоминается в письменных источниках примерно с I в., когда они представляли собой небольшое племя, обитавшее где- то между нынешними Туапсе и Гагры. Зихский вождь Стахемфак еще со II в. устанавливает союзнические отношения с римлянами и номинально становится подданным римского императора. Этот политический шаг способствовал укреплению его влияния на остальные родственные племена. Уже к V в. территория зихов значительно расширилась и переместилась на Северо-Запад. Псевдо-Арриан, перечисляя различные пункты морского берега между нынешней Абхазией и землей тетракситов, писал: «От старой Ахэи (ныне Туапсе.– К. У.) до Старой Лазики (устье р. Негепсухо. – К. У.) и затем до р. Ахэунта прежде жили народы, носившие имена: иниохи, кораксы, колики, меланхлены, махалоны, колхи и лазы, а ныне живут зихи… от Гавани Пагры (нынешний Новороссийск.– К. У.) до Старой Ахэи прежде жили так называемые ахейцы, а ныне живут зихи». По утверждению Прокопия, в середине VI в. Между нынешней Абхазией и тетракситами жил только один народ «зехи» (зихи. – К. У.). Причем он говорит, что «в древности этим зехам римский император назначил царя; теперь же они ни в чем не повинуются римлянам». В зихский союз входили тогда почти все остальные адыгские племена Северо-Западного и Западного Кавказа.

В VI в. зихи приняли христианство, что сыграло значительную роль в дальнейшем укреплении их торгово-экономических, политических и культурных связей с Византией. В результате распространения христианства среди адыгов земли, занятые ими, были разделены на епархии. Таковых в Зихии было четыре: в Фанагории, Таматархе (позднее Тму- таракань, Тамань. – К. У.), Зихполисе и в гор. Никопсе. Все эти зихские епархии подчинялись константинопольскому патриарху и назывались зихскими. Эти факты лишний раз говорят о значительном весе зихского союза на Северо-Западном Кавказе.

Необходимо также отметить, что в это время жившие южнее зихов абхазские племена (сатины, абазги, апсилы, мисимиане) были зависимы от византийского, или, как тогда говорили, «римского» императора.

Территориальный рост зихов сопровождался их борьбой с тетракситами, хотя последним помогали утургуры. Результатом этой борьбы явилось то, что после VI в. тетракситы вообще исчезли со страниц истории, а зихи, наоборот, стали все более могущественными. И Феофан, который жил во второй половине VIII в. – начале IХ в., упоминает Зикхию как уже значительную страну на восточном берегуЧерного моря.

Таким образом, уже в первой половине Х в., по утверждению Константина Багрянородного, зихи занимали земли от Тамартахи (Тмутаракани) до Абазгии (Абхазии). Северной их границей считалась р. Укрух, а южной – р. Никопсис. К этому периоду тетракситов на Западном Кавказе уже не было, а их земли вошли в состав Зихии.

Позже, в ХIII– ХVвв., термин «зихи» стал употребляться итальянцами для обозначения всех адыгов. Грузинские же источники вплоть до ХIХ в. продолжали называть «джи- хами» не только адыгов, но и абазин, обитавших на Черноморском побережье между Абхазией и землею адыгов, т. е. там, где находилось племя зихов до своего усиления.

Л. Лопатинский считал, что слово «адыгэ» восходит к корню «зих». Дело в том, что корень «зих» прослеживается в ряде этнических названий не только адыгов, но и абхазцев. Этот корень слышится в адыгейском названии абхазцев – «а -зыгъэ», и в абхазском названии адыгейцев – «а - дзыхъуэ». Зихи в период своего расцвета ассимилировали многие племена и растворились в их этнической среде. Из древних адыгских племен в первую очередь были ассимилированы зихами ахеи. Усиление зихов и ассимиляция ими ахеев и других племен в раннем Средневековье были проявлением процесса консолидации племен Северо-Западного Кавказа в адыгскую народность. Во главе этого процесса консолидации оказались зихи. Но следует отметить. Что не только вокруг зихов объединились племена Северо-Западного Кавказа в I тыс. н. э. Так, во второй половине I тыс. н. э. то же самое происходило на территории Абхазии, где в результате слияния племен апсилов, санигов (или сагидов) и некоторых других с племенем абазгов было положено начало образованию абхазской народности и созданию абхазского союза.

Таким образом, на Северо-Западном и Юго-Западном Кавказе в раннем Средневековье создаются два союза в прошлом из родственных племен с едиными предками – Зихский и Абхазский. Образование этих союзов явилось следствием не только внутренних социально- экономических и политических факторов. Разобщению в прошлом родственных племен значительно способствовали чужие племена, которые оказались между ними на протяжении многих лет их истории. Этот раскол единого этноса сопровождался не только разрывом экономических и политических связей, но и формированием отдельных языков. Как было отмечено выше, не только адыги и абхазы отдалились друг от друга, но они сами потеряли всякие контакты со своими далекими предками – хаттами и касками. Причины

те же, что в первом случае. Однако указанный этнополитический процесс на Северном Кавказе этим не закончился. Дело в том, что Зихский союз не объединил всех адыгов. На востоке от этого союза и на Центральном Кавказе осталась не включенной в него большая масса адыгов, которая на

протяжении веков постепенно обособлялась от западных своих соплеменников и набирала большую и внушительную силу. Их еще называют восточными адыгами, чья территория доходила на востоке до современной горной Чечни и Ингушетии. Они вошли в историю адыгов как касоги. Слово «касог» с его вариантами (касах, кашек) получило распространение у разных народов благодаря их ближайшим соседям – аланам, потомки которых (осетины) до сих пор называют адыгов «кесек», «кесгон», а сваны – «кашаг».

Первые упоминания о касогах в письменных источниках мы встречаем у монаха Епифания в VШ в. В Х в. все адыги называются касогами в русских летописных известиях. А Константин Багрянородный в Х в. упоминает вместе с Зихией и область Касахия (касоги. – К. У.). По утверждению Масуди, адыги – кашаки (касоги. – К. У.) – к Х в. Были весьма многочисленны и говорили на одном языке. Таким образом, восточные адыги к этому периоду представляли собой крупную этническую общность с единым языком и единым самосознанием. Это говорит о том, что к этому периоду на Центральном Кавказе сложился еще один, не менее мощный, политический адыгский союз – Касожский. Что явилось очередным, существенным этапом обособления восточных адыгов от родственных им западных и укрепления их могущества на Центральном Кавказе. Русские летописи еще в ХIII в. продолжают именовать адыгов «касогами», но на рубеже столетия все чаще появляется новый экзоэтноним «черкесы», а еще позже– «пятигорские черкасы». Тот факт, что из разрозненных адыгских племен образовалась в раннем Средневековье адыгская народность – это, безусловно, позитивное явление в их истории, но были образованы два самостоятельных адыгских союза, и это явилось одной из главных причин их дальнейшего разобщения. А такой раскол единого этноса значительно замедлил их экономическое и культурное развитие, и в этом немаловажную роль сыграли пришлые племена, которые занимали на протяжении веков исконные земли адыгов, «вклиниваясь» между ними. В конечном итоге на Центральном Кавказе обособление восточных адыгов от западных привело к образованию мощного феодального государства Кабарда и кабардинской народности. Утвердившееся в исторической науке мнение о том, что якобы кабардинцы переселились на нынешнюю территорию в ХII–ХIII вв., на наш взгляд, не соответствует действительности. Надо полагать, что еще с античного периода на Центральном Кавказе проживали предки адыгов, основной массив которых находился наСеверо-Западном Кавказа, которые в свою очередь имели общие корни с хаттами и касками.

Создателями и носителями древнейших культур, начиная от губской и кончая майкопской и кобанской культурами, могли быть родственные племена, которые были древнейшими предками адыго-абхазов. В этом плане интересные сведения содержатся в материалах археологических

раскопок, произведенных в различные годы в районах Долинска, Нальчика, Кенже, Заюково, Лашкуты и т. д.

Дело в том, что Северный Кавказ осваивался древнейшими людьми неравномерно. В первую очередь они заселили места, которые по своим природно-климатическим условиям были больше пригодны к жизни. В этом плане заселение Северо-Западной части и Центрального Кавказа

шло с запада на восток.

И естественно, древнейшие предки адыгов сперва заселили северо-западную часть, а затем постепенно продвигались на восток, и долгое время плотность населения Центрального Кавказа оставалась значительно меньшей, чем на северо-западе. Экономика и культура местных племен, населявших Центральный Кавказ вплоть до Средневековья, были менее развиты, чем на северо-западе. До начала вторжения кочевых азиатских племен на этой огромной территории до земель предков вайнахов проживали родственные племена – предки адыго-абхазов.

По мнению антропологов, восточные адыги (кабардинцы и черкесы.– К. У.) по своим физическим особенностям и внешнему облику относятся к кавкасионскому типу, а западные адыги – к представителям понтийского типа. Это как раз говорит о том, что названные два представителя одного и того же этноса (что никто не подвергает сомнению) жили тысячелетиями не в одном месте и не в одном союзном образовании и подверглись каждый по себе влиянию чужих племен. В этой связи выработаны собственные антропологические особенности. В данном случае для нас являются убедительными доводы известного антрополога и специалиста по Кавказу Е. П. Алексеевой, которая считает, что связи и преемственность восточных адыгов с другими племенами, населявшими Центральный Кавказ, «восходят, по меньшей мере, к эпохе поздней бронзы – началу раннего железа» (III– I тыс. до н. э. – К. У.). С этими выводами антропологов перекликаются и данные адыгского языкознания. Дело в том, что все адыгские языки являются единым языком, и это тоже никто не подвергает сомнению.

Однако кабардинский и черкесский языки приобрели на протяжении веков ряд отличительных черт как в грамматическом строе, так и в лексике. Существование в настоящее время языков западных и восточных адыгов вовсе не результат новообразования, а последствия их раздельного

проживания довольно длительный период времени. Такие различия у представителей одного и того же этноса могут вырабатываться на протяжении тысячелетий и под воздействием других чужих племен, между которых они обитали, начиная с античной эпохи.

 

Вопросы и задания

1. Каких успехов достигли адыги в раннем Средневековье?

2. Как повлияло гуннское нашествие на этническую и политическую карту Северного Кавказа?

3. Покажите на карте расселение адыгских племен в раннем Средневековье.

4. Почему не образовался единый адыгский союз племен в раннем Средневековье.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...