Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Доступа к информации




 

Центральным элементом (идейной основой) набора руководящих документов Гостехкомиссии является Руководящий документ «Концепция защиты средств вычислительной техники (СВТ) и автоматизированных систем (АС) от несанкционированного доступа (НСД) к информации». [52]. В этом документе излагается система взглядов и основных принципов, которые закладываются в основу проблемы защиты информации от НСД, являющейся частью общей проблемы безопасности информации.

В «Концепции» различаются два понятия, соответствующие двум группам критериев безопасности, – показатели защищенности средств вычислительной техники и критерии защищенности автоматизированных систем, аналогично тому, как в европейских критериях проводится деление на продукты и системы. «Концепция» предусматривает существование двух относительно самостоятельных и, следовательно, имеющих отличие направлений в проблеме защиты информации от НСД (и только от НСД). Это направление, связанное с СВТ, и направление, связанное с АС. Отличие двух направлений возникло от того, что СВТ разрабатываются и поставляются на рынок лишь как элементы, из которых в дальнейшем строятся функционально ориентированные АС, и поэтому, не решая прикладных задач, СВТ не содержат пользовательской информации.

Помимо пользовательской информации при создании автоматизированных систем появляются такие отсутствующие при разработке СВТ характеристики АС, как полномочия пользователей, модель нарушителя, технология обработки информации.

Существуют различные способы покушения на информационную безопасность: радиотехнические, акустические, программные и т.п. Среди них НСД выделяется как доступ к информации, нарушающий установленные правила разграничения доступа, с использованием штатных средств, предоставляемых СВТ или АС. Под штатными средствами понимается совокупность программного, микропрограммного и технического обеспечения СВТ или АС.

В разделе 3 «Концепции» формулируются основные принципы защиты от НСД к информации:

3.1.Защита СВТ и АС основывается на положениях и требованиях существующих законов, стандартов и нормативно-методических документов по защите от НСД к информации.

3.2.Защита СВТ обеспечивается комплексом программно-технических средств.

3.3.Защита АС обеспечивается комплексом програм- мно-технических средств и поддерживающих их организационных мер.

3.4.Защита АС должна обеспечиваться на всех технологических этапах обработки информации и во всех режимах функционирования, в том числе при проведении ремонтных и регламентных работ.

3.5.Программно-технические средства защиты не должны существенно ухудшать основные функциональные характеристики АС (надежность, быстродействие, возможность изменения конфигурации АС).

3.6. Неотъемлемой частью работ по защите является оценка эффективности средств защиты, осуществляемая по методике, учитывающей всю совокупность технических характеристик оцениваемого объекта, включая технические решения и практическую реализацию средств защиты.

3.7. Защита АС должна предусматривать контроль эффективности средств защиты от НСД. Этот контроль может быть либо периодическим, либо инициироваться по мере необходимости пользователем АС или контролирующими органами.

В качестве главного средства защиты от НСД к информации в разделе 6 “Концепции” рассматривается система разграничения доступа (СРД) субъектов к объектам доступа:

6.1. Обеспечение защиты СВТ и АС осуществляется:

· системой разграничения доступа (СРД) субъектов к объектам доступа;

· обеспечивающими средствами для СРД.

6.2. Основными функциями СРД являются:

· реализация правил разграничения доступа (ПРД) субъектов и их процессов к данным;

· реализация ПРД субъектов и их процессов к устройствам создания твердых копий;

· изоляция программ процесса, выполняемого в интересах субъекта, от других субъектов;

· управление потоками данных в целях предотвращения записи данных на носители несоответствующего грифа;

· реализация правил обмена данными между субъектами для АС и СВТ, построенных по сетевым принципам.

6.3. Обеспечивающие средства для СРД выполняют следующие функции:

· идентификацию и опознание (аутентификацию) субъектов и поддержание привязки субъекта к процессу, выполняемому для субъекта;

· регистрацию действий субъекта и его процесса; предоставление возможностей исключения и включения новых субъектов и объектов доступа, а также изменение полномочий субъектов;

· реакцию на попытки НСД, например сигнализацию, блокировку, восстановление после НСД;

· тестирование;

· очистку оперативной памяти и рабочих областей на магнитных носителях после завершения работы пользователя с защищаемыми данными;

· учет выходных печатных и графических форм и твердых копий в АС;

· контроль целостности программной и информационной части как СРД, так и обеспечивающих ее средств.

6.4. Ресурсы, связанные как с СРД, так и с обеспечивающими ее средствами, включаются в объекты доступа.

6.5. Способы реализации СРД зависят от конкретных особенностей СВТ и АС. Возможно применение следующих способов защиты и любых их сочетаний:

* распределенная СРД и СРД, локализованная в программно-техническом комплексе (ядро защиты);

* СРД в рамках операционной системы, СУБД или прикладных программ;

* СРД в средствах реализации сетевых взаимодействий или на уровне приложений;

* использование криптографических преобразований или методов непосредственного контроля доступа;

* программная и (или) техническая реализация СРД.

В целом разработка Руководящих документов Гостехкомиссии России явилась следствием бурно развивающегося процесса внедрения новых информационных технологий. Документы достаточно оперативно заполнили правовой вакуум в области стандартов информационной безопасности в стране и на определенном этапе позволили решать актуальную задачу обеспечения безопасности информации. Поскольку разработка документов такого рода для России представляет достаточно новую область деятельности, можно рассматривать их как первую стадию формирования отечественных стандартов в области информационной безопасности.

На разработку этих документов большое влияние оказала «Оранжевая книга» Министерства обороны США [76], которое выразилось в ориентации на системы военного и специального применения, в использовании единой универсальной шкалы степени защищенности и в игнорировании вопросов ценности и времени жизни информации.

К недостаткам документов помимо отсутствия требований к защите от угроз работоспособности относится ориентация только на противодействие НСД и отсутствие требований к адекватности реализации политики безопасности. Собственно «политика безопасности» трактуется в этих документах исключительно как поддержание режима секретности и отсутствие НСД. Из-за этого средства защиты ориентируются на противодействие только внешним угрозам, а к структуре самой системы и ее функционированию не предъявляется никаких требований.

С точки зрения разработчиков данных руководящих документов, основная и едва ли не единственная задача средств обеспечения безопасности — это обеспечение защиты от несанкционированного доступа к информации. Если средствам контроля и обеспечения целостности информации в них еще уделяется некоторое внимание, то поддержка работоспособности систем обработки информации (как мера защиты от угроз работоспособности) вообще не упоминается. Определенный уклон в сторону поддержания секретности объясняется тем, что эти документы были разработаны в расчете на применение в существующих информационных системах Министерства обороны и спецслужб России, а также объясняется недостаточно высоким уровнем технологий этих систем.

 

Документы Гостехкомиссии России о модели нарушителя
в автоматизированной системе

 

Модель нарушителя определяется в 4-м разделе основного Руководящего документа Гостехкомиссии России “Концепция защиты средств вычислительной техники и автоматизированных систем от несанкционированного доступа к информации” [52].

В качестве нарушителя в этом документе рассматривается субъект, имеющий доступ к работе с штатными средствами АС и СВТ как части АС. Нарушители классифицируются по уровню возможностей, предоставляемых им штатными средствами АС и СВТ. Выделяются четыре уровня этих возможностей. Классификация является иерархической, т.е. каждый следующий уровень включает в себя функциональные возможности предыдущего.

Первый уровень определяет самый низкий уровень возможностей ведения диалога в АС - запуск задач (программ) из фиксированного набора, реализующих заранее предусмотренные функции по обработке информации.

Второй уровень определяется возможностью создания и запуска собственных программ с новыми функциями по обработке информации.

Третий уровень определяется возможностью управления функционированием АС, т.е. воздействием на базовое программное обеспечение системы и на состав и конфигурацию ее оборудования.

Четвертый уровень определяется всем объемом возможностей лиц, осуществляющих проектирование, реализацию и ремонт технических средств АС, вплоть до включения в состав СВТ собственных технических средств с новыми функциями по обработке информации.

Подчеркивается, что в своем уровне нарушитель является специалистом высшей квалификации, знает все о АС и, в частности, о системе и средствах ее защиты.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...