Системы защиты информации от НСД
Для организации и обеспечения эффективного функционирования комплексной системы компьютерной безопасности должны быть разработаны следующие группы организационно-распорядительных документов: · документы, определяющие порядок и правила обеспечения безопасности информации при ее обработке в АС (план защиты информации в АС, план обеспечения непрерывной работы и восстановления информации); · документы, определяющие ответственность взаимодействующих организаций (субъектов) при обмене электронными документами (договор об организации обмена электронными документами). План защиты информации в АС должен содержать следующие сведения: · описание защищаемой системы (основные характеристики защищаемого объекта): назначение АС, перечень решаемых АС задач, конфигурация, характеристики и размещение технических средств и программного обеспечения, перечень категорий информации (пакетов, файлов, наборов и баз данных, в которых они содержатся), подлежащих защите в АС, и требований по обеспечению доступности, конфиденциальности, целостности этих категорий информации, список пользователей и их полномочий по доступу к ресурсам системы и т.п.; · цель защиты системы и пути обеспечения безопасности АС и циркулирующей в ней информации; · перечень значимых угроз безопасности АС, от которых требуется защита и наиболее вероятных путей нанесения ущерба; · основные требования к организации процесса функционирования АС и мерам обеспечения безопасности обрабатываемой информации; · требования к условиям применения и определению зон ответственности, установленных в системе технических средств защиты от НСД; · основные правила, регламентирующие деятельность персонала по вопросам обеспечения безопасности АС (особые обязанности должностных лиц АС).
План обеспечения непрерывной работы и восстановления информации должен отражать следующие вопросы: · цель обеспечения непрерывности процесса функционирования АС, своевременность восстановления ее работоспособности и чем она достигается; · перечень и классификация возможных кризисных ситуаций; · требования, меры и средства обеспечения непрерывной работы и восстановления процесса обработки информации (порядок создания, хранения и использования резервных копий информации и дублирующих ресурсов и т.п.); · обязанности и порядок действий различных категорий персонала системы в кризисных ситуациях по ликвидации их последствий, минимизации наносимого ущерба и восстановлению нормального процесса функционирования системы. Договор о порядке организации обмена электронными документами должен включать документы, в которых отражаются следующие вопросы: · разграничение ответственности субъектов, участвующих в процессах обмена электронными документами; · определение порядка подготовки, оформления, передачи, приема, проверки подлинности и целостности электронных документов; · определение порядка генерации, сертификации и распространения ключевой информации (ключей, паролей и т.п.); · определение порядка разрешения споров в случае возникновения конфликтов. Планирование восстановительных работ Ни одна организация не застрахована от серьезных аварий, вызванных естественными причинами, чьим-то злым умыслом, халатностью или некомпетентностью. В то же время у каждой организации есть функции, которые она считает критически важными, выполнение которых она хотела бы продолжать несмотря ни на что. Планирование восстановительных работ позволяет подготовиться к авариям, уменьшить ущерб от них и сохранить способность к функционированию хотя бы в минимальном объеме.
Отметим, что меры информационной безопасности можно разделить на три группы, в соответствии с тем, направлены ли они на предупреждение, обнаружение или ликвидацию последствий нападений. Большинство мер носят предупредительный характер. Оперативный анализ регистрационной информации и некоторые аспекты реакции на нарушения служат для обнаружения угроз. Планирование восстановительных работ, очевидно, можно отнести к последней из трех названных групп. В существовавшей в свое время науке под названием «Гражданская оборона» была разработана концепция спасательных и неотложно-восстановительных работ СНАВР. Построение этой концепции, если отвлечься от специфического ядерного контекста, было весьма разумным, большинство предлагавшихся мер применимы и к информационной безопасности. Процесс планирования восстановительных работ можно подразделить на следующие этапы: · выявление критически важных функций, установление приоритетов; · идентификация ресурсов, необходимых для выполнения критически важных функций; · определение перечня возможных аварий; · разработка стратегии восстановительных работ; · подготовка к реализации выбранной стратегии; · проверка стратегии. Планируя восстановительные работы, следует отдавать себе отчет в том, что полностью сохранить функционирование организации не всегда возможно. Значит, необходимо выявить критически важные функции, без которых организация теряет свое лицо, и даже среди критичных функций расставить приоритеты, чтобы как можно быстрее и с минимальными затратами возобновить деятельность после аварии. Идентифицируя ресурсы, необходимые для выполнения критически важных функций, следует помнить, что многие из них имеют некомпьютерный характер. На этом этапе желательно привлечение специалистов разного профиля, способных в совокупности охватить все аспекты проблемы. Критичные ресурсы обычно относятся к одной из следующих категорий:
Составляя списки критически важных специалистов, следует учитывать, что некоторые из них могут впрямую пострадать от аварии (например, от пожара), кто-то может находиться в состоянии стресса, часть сотрудников, возможно, будет лишена возможности попасть на работу (например, если на улице стреляют). Желательно иметь некоторый резерв специалистов или заранее определить каналы, по которым можно будет на время привлечь дополнительный персонал.
Информационная инфраструктура включает в себя следующие элементы:
Вообще говоря, нужно подготовиться к тому, что на «запасном аэродроме», куда организация будет эвакуирована после аварии, аппаратная платформа может отличаться от исходной. Соответственно, следует продумать меры поддержания совместимости по программам и данным. Среди внешних информационных сервисов для коммерческих организаций, вероятно, важнее всего – получение оперативной рыночной информации и связь с государственными службами, курирующими данный сектор экономики. Документация важна хотя бы потому, что не вся информация, с которой оперирует организация, представлена в электронной форме. Скорее всего, план восстановительных работ напечатан на бумаге. К физической инфраструктуре относятся здания, инженерные коммуникации, средства связи, оргтехника и многое другое. Компьютерная техника не может работать в плохих условиях, без нормального электропитания, охлаждения и т.п. Анализируя критичные ресурсы, целесообразно учесть временной профиль их использования. Большинство ресурсов нужны постоянно, но в некоторых нужда может возникать только в определенные периоды (например, в конце месяца или года при составлении отчета). При определении перечня возможных аварий нужно попытаться разработать их сценарии. Как будут развиваться события? Каковы могут оказаться масштабы бедствия? Что произойдет с критичными ресурсами? Например, смогут ли люди попасть на работу? Будут ли выведены из строя компьютеры? Возможны ли случаи саботажа? Будет ли работать связь? Пострадает ли здание организации? Можно ли будет найти и прочитать необходимые бумаги?
Стратегия восстановительных работ должна, разумеется, базироваться на наличных ресурсах и быть не слишком накладной для организации. При разработке стратегии целесообразно провести анализ рисков, которым подвержены критичные функции, и попытаться выбрать наиболее экономичное решение. Стратегия должна предусматривать не только работу по временной схеме, но и возвращение к нормальному функционированию. Как ни странно, об этом зачастую забывают, хотя данный процесс непрост и, несомненно, нуждается в планировании. Подготовка к реализации выбранной стратегии состоит в проработке детального плана действий в экстренных ситуациях и по их окончании, а также в обеспечении некоторой избыточности критичных ресурсов. Последнюю цель можно достичь без большого расхода средств, если заключить с одной или несколькими организациями соглашения о взаимной поддержке в случае аварий — те, кто не пострадал, предоставляют часть своих ресурсов во временное пользование менее удачливым партнерам. Конечно, у подобного решения есть и отрицательная сторона, жизнь в «примаках» (как говорят на Украине) — не сахар, но ведь аварии может и не случиться, а тратить деньги в расчете на худшее всегда жалко. Избыточность обеспечивается также мерами резервного копирования, хранением копий в нескольких местах, представлением информации в разных видах (на бумаге и в файлах) и т.д. Разумно заключить соглашение с поставщиками информационных услуг о первоочередном обслуживании в критических ситуациях или иметь соглашения с несколькими поставщиками. Правда, эти меры могут потребовать определенных расходов. Важной частью подготовки к реализации стратегии восстановления является обучение персонала. Итак, организационные меры являются той основой, которая объединяет различные меры защиты в единую систему. Выполнение различных мероприятий по созданию и поддержанию работоспособности системы защиты должно быть возложено на специальную службу - службу компьютерной безопасности. Обязанности должностных лиц должны быть определены таким образом, чтобы при эффективной реализации ими своих функций обеспечивалось разделение их полномочий и ответственности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|