Организационная структура, основные функции службы компьютерной безопасности
Для непосредственной организации (построения) и эффективного функционирования системы защиты информации в АС может быть (а при больших объемах защищаемой информации – должна быть) создана специальная штатная служба защиты (служба компьютерной безопасности). Служба компьютерной безопасности представляет собой штатное или нештатное подразделение, создаваемое для организации квалифицированной разработки системы защиты информации и обеспечения ее функционирования. Основные функции службы заключаются в следующем: · формирование требований к системе защиты в процессе создания АС; · участие в проектировании системы защиты, ее испытаниях и приемке в эксплуатацию; · планирование, организация и обеспечение функционирования системы защиты информации в процессе функционирования АС; · распределение между пользователями необходимых реквизитов защиты; · наблюдение за функционированием системы защиты и ее элементов; · организация проверок надежности функционирования системы защиты; · обучение пользователей и персонала АС правилам безопасной обработки информации; · контроль за соблюдением пользователями и персоналом АС установленных правил обращения с защищаемой информацией в процессе ее автоматизированной обработки; · принятие мер при попытках НСД к информации и при нарушениях правил функционирования системы защиты. Организационно-правовой статус службы защиты определяется следующим образом: · численность службы защиты должна быть достаточной для выполнения всех перечисленных выше функций; · служба защиты должна подчиняться тому лицу, которое в данном учреждении несет персональную ответственность за соблюдение правил обращения с защищаемой информацией;
· штатный состав службы защиты не должен иметь других обязанностей, связанных с функционированием АС; · сотрудники службы защиты должны иметь право доступа во все помещения, где установлена аппаратура АС, и право прекращать автоматизированную обработку информации при наличии непосредственной угрозы для защищаемой информации; · руководителю службы защиты должно быть предоставлено право запрещать включение в число действующих новые элементы АС, если они не отвечают требованиям защиты информации; · службе защиты информации должны обеспечиваться все условия, необходимые для выполнения своих функций. Естественно, все эти задачи не под силу одному человеку, особенно если организация (компания, банк и др.) довольно велика. Более того, в службу компьютерной безопасности могут входить сотрудники с разными функциональными обязанностями. Обычно выделяют четыре группы сотрудников (по возрастанию иерархии). Сотрудник группы безопасности. В его обязанности входит обеспечение должного контроля за защитой наборов данных и программ, помощь пользователям и организация общей поддержки групп управления защитой и менеджмента в своей зоне ответственности. При децентрализованном управлении каждая подсистема АС имеет своего сотрудника группы безопасности. Администратор безопасности системы. В его обязанности входит ежемесячное опубликование нововведений в области защиты, новых стандартов, а также контроль за выполнением планов непрерывной работы и восстановления (если в этом возникает необходимость) и за хранением резервных копий. Администратор безопасности данных. В его обязанности входит реализация и изменение средств защиты данных, контроль за состоянием защиты наборов данных, ужесточение защиты в случае необходимости, а также координирование работы с другими администраторами.
Руководитель (начальник) группы по управлению обработкой информации и защитой. В его обязанности входит разработка и поддержка эффективных мер защиты при обработке информации для обеспечения сохранности данных, оборудования и программного обеспечения; контроль за выполнением плана восстановления и общее руководство административными группами в подсистемах АС (при децентрализованном управлении). Существуют различные варианты детально разработанного штатного расписания такой группы, включающие перечень функциональных обязанностей, необходимых знаний и навыков, распределение времени и усилий. При организации защиты существование такой группы и детально разработанные обязанности ее сотрудников совершенно необходимы. Основные организационные и организационно-технические мероприятия по созданию и поддержанию функционирования комплексной системы защиты включают: · разовые (однократно проводимые и повторяемые только при полном пересмотре принятых решений) мероприятия; · мероприятия, проводимые при осуществлении или возникновении определенных изменений в самой защищаемой АС или внешней среде (по необходимости); · периодически проводимые (через определенное время) мероприятия; · постоянно (непрерывно или дискретно в случайные моменты времени) проводимые мероприятия. К разовым мероприятиям относят: · общесистемные мероприятия по созданию научно-технических и методологических основ (концепции и других руководящих документов) защиты АС; · мероприятия, осуществляемые при проектировании, строительстве и оборудовании вычислительных центров и других объектов АС (исключение возможности тайного проникновения в помещения, исключение возможности установки прослушивающей аппаратуры и т.п.); · мероприятия, осуществляемые при проектировании, разработке и вводе в эксплуатацию технических средств и программного обеспечения (проверка и сертификация используемых технических и программных средств, документирование и т.п.); · проведение спецпроверок всех применяемых в АС средств вычислительной техники и проведение мероприятий по защите информации от утечки по каналам побочных электромагнитных излучений и наводок;
· разработка и утверждение функциональных обязанностей должностных лиц службы компьютерной безопасности; · внесение необходимых изменений и дополнений во все организационно-распорядительные документы (положения о подразделениях, функциональные обязанности должностных лиц, инструкции пользователей системы и т.п.) по вопросам обеспечения безопасности программно-информационных ресурсов АС и действиям в случае возникновения кризисных ситуаций; · оформление юридических документов (в форме договоров, приказов и распоряжений руководства организации) по вопросам регламентации отношений с пользователями (клиентами), работающими в автоматизированной системе, между участниками информационного обмена и третьей стороной (арбитражем, третейским судом) о правилах разрешения споров, связанных с применением электронной подписи; · определение порядка назначения, изменения, утверждения и предоставления конкретным должностным лицам необходимых полномочий по доступу к ресурсам системы; · мероприятия по созданию системы защиты АС и созданию инфраструктуры; · мероприятия по разработке правил управления доступом к ресурсам системы (определение перечня задач, решаемых структурными подразделениями организации с использованием АС, а также используемых при их решении режимов обработки и доступа к данным; определение перечня файлов и баз данных, содержащих сведения, составляющие коммерческую и служебную тайну, а также требования к уровням их защищенности от НСД при передаче, хранении и обработке в АС; выявление наиболее вероятных угроз для данной АС, выявление уязвимых мест процесса обработки информации и каналов доступа к ней; оценку возможного ущерба, вызванного нарушением безопасности информации, разработку адекватных требований по основным направлениям защиты); · организацию надежного пропускного режима; · определение порядка учета, выдачи, использования и хранения съемных магнитных носителей информации, содержащих эталонные и резервные копии программ и массивов информации, архивные данные и т.п.;
· организацию учета, хранения, использования и уничтожения документов и носителей с закрытой информацией; · определение порядка проектирования, разработки, отладки, модификации, приобретения, специсследования, приема в эксплуатацию, хранения и контроля целостности программных продуктов, а также порядка обновления версий используемых и установки новых системных и прикладных программ на рабочих местах защищенной системы (кто обладает правом разрешения таких действий, кто осуществляет, кто контролирует и что при этом они должны делать); · создание отделов (служб) компьютерной безопасности или, в случае небольших организаций и подразделений, назначение нештатных ответственных, осуществляющих единое руководство, организацию и контроль за соблюдением всеми категориями должностных лиц требований по обеспечению безопасности программно-информационных ресурсов автоматизированной системы обработки информации; · определение перечня необходимых регулярно проводимых превентивных мер и оперативных действий персонала по обеспечению непрерывной работы и восстановлению вычислительного процесса АС в критических ситуациях, возникающих как следствие НСД, сбоев и отказов СВТ, ошибок в программах и действиях персонала, стихийных бедствий. К периодически проводимым мероприятиям относят: · распределение реквизитов разграничения доступа (паролей, ключей шифрования и т.п.); · анализ системных журналов, принятие мер по обнаруженным нарушениям правил работы; · мероприятия по пересмотру правил разграничения доступа пользователей к информации в организации; · периодически с привлечением сторонних специалистов осуществление анализа состояния и оценки эффективности мер и применяемых средств защиты, на основе полученной в результате такого анализа информации принятие необходимых мер по совершенствованию системы защиты; · мероприятия по пересмотру состава и построения системы защиты. К мероприятиям, проводимым по необходимости, относят: · мероприятия, осуществляемые при кадровых изменениях в составе персонала системы; · мероприятия, осуществляемые при ремонте и модификациях оборудования и программного обеспечения (строгое санкционирование, рассмотрение и утверждение всех изменений, проверка их на удовлетворение требованиям защиты, документальное отражение изменений и т.п.); · мероприятия по подбору и расстановке кадров (проверка принимаемых на работу, обучение правилам работы с информацией, ознакомление с мерами ответственности за нарушение правил защиты, обучение, создание условий, при которых персоналу было бы невыгодно нарушать свои обязанности и т.д.).
Постоянно проводимые мероприятия включают: · мероприятия по обеспечению достаточного уровня физической защиты всех компонентов АС (противопожарная охрана, охрана помещений, пропускной режим, обеспечение сохранности и физической целостности СВТ, носителей информации и т.п.). · мероприятия по непрерывной поддержке функционирования и управлению используемыми средствами защиты; · явный и скрытый контроль за работой персонала системы; · контроль за реализацией выбранных мер защиты в процессе проектирования, разработки, ввода в строй и функционирования АС; · постоянно (силами отдела (службы) безопасности) и периодически (с привлечением сторонних специалистов) осуществляемый анализ состояния и оценка эффективности мер и применяемых средств защиты.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|