Организационно-правовые основы построения бюджетной системы
Бюджетная система – главное звено финансовой системы государства и является составляющей частью бюджетного устройства. Бюджетная система – совокупность бюджетов государств, административно – территориальных образований, государственных учреждений и фондов, которые самостоятельны в бюджетном отношении. Бюджетная система основана на правовых нормах, экономических отношениях и государственном устройстве. Построение бюджетной системы зависит от формы административного и государственного устройства страны. Все государство в зависимости от степени распределения власти между центром и административно – территориальными образованиями подразделяется на: - унитарные – форма государственного устройства, при которой административно – территориальные образования не имеют собственной государственности и автономии. Бюджетная система унитарного государства состоит из государственного и местного бюджета. - федеративные – форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно – территориальные образования входящие в государство политически самостоятельны в рамках компетенции распределенных между центром и ними и имеют собственную государственность. Бюджетная система федеративного государства состоит из: федерального бюджета, бюджета членов федерации, местных бюджетов. - конфедеративное государство – постоянный союз суверенных государств преследующей достижение политических или военных целей. Его бюджет формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. Бюджетная система состоит из бюджетов следующих уровней: 1. федеральный бюджет и бюджеты внебюджетных фондов
2. бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных внебюджетных фондов 3. местные бюджеты в том числе: 3.1 бюджеты муниципальных районов, бюджеты городов федерального значения 3.2 бюджеты городских и сельских поселений Согласно ст. 11 БК РФ федеральный бюджет и бюджеты внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ; местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов. Стабилизационный фонд Стабилизационный фонд – специальный государственный фонд РФ, создаваемый и используемый в целях стабилизации экономики. Функции стабилизационного фонда: 1. является встроенным стабилизатором (например как пособие по безработице, прогрессивный налог) 2. обеспечивает дополнительную устойчивость государственным финансам 3. может служить источником финансирования инвестиционных программ, обеспечивающих снижение бюджетных расходов будущих периодов. С 1 февраля 2008 года стабилизационный фонд разделен на Резервный фонд и фонд национального благосостояния. Порядок формирования и использования стабилизационного фонда регулируется главой 13.2 «Использование нефтегазовых доходов федерального бюджета» БК РФ. Резервный фонд – часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету. Федеральным законом о федеральном бюджете устанавливается нормативная величина резервного фонда в абсолютном размере, определенном исходя из 10 процентов прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема ВВП, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Резервный фонд формируется за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденную на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объем резервного фонда не превышает нормативной величины доходов от управления средствами резервного фонда.
Фонд национального благосостояния – часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан РФ, а также обеспечения сбалансированности бюджета ПФ РФ. Управление средствами ПФ и фонда национального благосостояния осуществляется Минфином РФ. Отдельные полномочия могут осуществляться Центральным банком РФ. Межбюджетные трансферты Межбюджетные трансферты — это средства одного бюджета бюджетной системы РФ, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы РФ. Межбюджетные трансферты осуществляются через Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Фонд регионального развития, Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов и Фонд компенсаций. Существующие в настоящее время в России межбюджетные трансферты можно разделить на следующие группы: - нецелевые (блочные) дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности; - целевые трансферты; - компенсационные выплаты. Бюджетным кодексом РФ определены следующие формы межбюджетных трансфертов: Бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юр. лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах; Дотация — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе. Дотации осуществляются из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Субвенция — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы. Состав межбюджетных трансфертов формируются на основе расходов федерального бюджета с учетом изменений бюджетного и налогового законодательства. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме: - дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации; - субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации;
- субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации; - межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов. Функции межбюджетных трансфертов: - выравнивание бюджетной обеспеченности территорий - компенсация нижестоящим бюджетам затрат на финансирование мероприятий общенационального значения, стоимость которых превышает доходные возможности данных бюджетов; - стимулирование в регионах предоставления расширенных социальных благ населению, с целью повышения уровня его жизни и социальной обеспеченности; - поощрение реализации экономических, социальных и политических реформ нижестоящими органами власти на своей территории; - снижение социальной напряженности в регионе, стимулирование экономического роста.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|