Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организационно-правовые основы построения бюджетной системы




Бюджетная система – главное звено финансовой системы государства и является составляющей частью бюджетного устройства.

Бюджетная система – совокупность бюджетов государств, административно – территориальных образований, государственных учреждений и фондов, которые самостоятельны в бюджетном отношении.

Бюджетная система основана на правовых нормах, экономических отношениях и государственном устройстве.

Построение бюджетной системы зависит от формы административного и государственного устройства страны.

Все государство в зависимости от степени распределения власти между центром и административно – территориальными образованиями подразделяется на:

- унитарные – форма государственного устройства, при которой административно – территориальные образования не имеют собственной государственности и автономии. Бюджетная система унитарного государства состоит из государственного и местного бюджета.

- федеративные – форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно – территориальные образования входящие в государство политически самостоятельны в рамках компетенции распределенных между центром и ними и имеют собственную государственность. Бюджетная система федеративного государства состоит из: федерального бюджета, бюджета членов федерации, местных бюджетов.

- конфедеративное государство – постоянный союз суверенных государств преследующей достижение политических или военных целей. Его бюджет формируется из взносов входящих в конфедерацию государств.

Бюджетная система состоит из бюджетов следующих уровней:

1. федеральный бюджет и бюджеты внебюджетных фондов

2. бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных внебюджетных фондов

3. местные бюджеты в том числе:

3.1 бюджеты муниципальных районов, бюджеты городов федерального значения

3.2 бюджеты городских и сельских поселений

Согласно ст. 11 БК РФ федеральный бюджет и бюджеты внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ; местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов.

Стабилизационный фонд

Стабилизационный фонд – специальный государственный фонд РФ, создаваемый и используемый в целях стабилизации экономики.

Функции стабилизационного фонда:

1. является встроенным стабилизатором (например как пособие по безработице, прогрессивный налог)

2. обеспечивает дополнительную устойчивость государственным финансам

3. может служить источником финансирования инвестиционных программ, обеспечивающих снижение бюджетных расходов будущих периодов.

С 1 февраля 2008 года стабилизационный фонд разделен на Резервный фонд и фонд национального благосостояния.

Порядок формирования и использования стабилизационного фонда регулируется главой 13.2 «Использование нефтегазовых доходов федерального бюджета» БК РФ.

Резервный фонд – часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету. Федеральным законом о федеральном бюджете устанавливается нормативная величина резервного фонда в абсолютном размере, определенном исходя из 10 процентов прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема ВВП, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Резервный фонд формируется за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденную на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объем резервного фонда не превышает нормативной величины доходов от управления средствами резервного фонда.

Фонд национального благосостояния – часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан РФ, а также обеспечения сбалансированности бюджета ПФ РФ.

Управление средствами ПФ и фонда национального благосостояния осуществляется Минфином РФ. Отдельные полномочия могут осуществляться Центральным банком РФ.

Межбюджетные трансферты

Межбюджетные трансферты — это средства одного бюджета бюджетной системы РФ, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы РФ.

Межбюджетные трансферты осуществляются через Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Фонд регионального развития, Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов и Фонд компенсаций.

Существующие в настоящее время в России межбюджетные трансферты можно разделить на следующие группы:

- нецелевые (блочные) дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности;

- целевые трансферты;

- компенсационные выплаты.

Бюджетным кодексом РФ определены следующие формы межбюджетных трансфертов:

Бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юр. лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах;

Дотация — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе. Дотации осуществляются из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.

Субвенция — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы.

Состав межбюджетных трансфертов формируются на основе расходов федерального бюджета с учетом изменений бюджетного и налогового законодательства.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме:

- дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;

- субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации;

- субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;

- межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.

Функции межбюджетных трансфертов:

- выравнивание бюджетной обеспеченности территорий

- компенсация нижестоящим бюджетам затрат на финансирование мероприятий общенационального значения, стоимость которых превышает доходные возможности данных бюджетов;

- стимулирование в регионах предоставления расширенных социальных благ населению, с целью повышения уровня его жизни и социальной обеспеченности;

- поощрение реализации экономических, социальных и политических реформ нижестоящими органами власти на своей территории;

- снижение социальной напряженности в регионе, стимулирование экономического роста.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...