Как извлечь наибольшую пользу от этой книги?
Стр 1 из 43Следующая ⇒ Гарри Олдер, Берил Хэзер. NLP. Полное практическое руководство OCR Angelina Romashkina, 2:5025/80.5 Перевод: К. Семенов Редакция: М. Добровольский, М. Неволин Гарри Олдер, Берил Хэзер. НЛП. Вводный куре. Полное практическоеруководство. Пер. с англ. - К.: "София", 2000. -224 с. ISВN 5-220-00339-9 Нейролингвистическое программирование - одно из революционных открытийконца столетия, семимильными шагами завоевывающее мир, значимостью неуступающее изобретению Интернета. Авторам предлагаемого бестселлера, воснову которого положен опыт многих лет преподавания НЛП, удалось написатьне только исчерпывающее и общедоступное практическое руководство к усвоениюэтого почти универсального средства достижения успеха в любой сферекоммуникативно-речевой деятельности - от решения семейных и деловых проблемдо обнаружения в себе дара дипломата и оратора, - но и попростуувлекательное чтиво - своего рода авантюрный роман, где на материале самых,казалось бы, заурядных житейских историй и ситуаций описываютсязахватывающие приключения психики по пути к открытию своих поистиненеисчерпаемых ресурсов. Originally published as NLP in 21 days © 1998 bу Наrrу Alder &Berуl Неаthеr © "София", 2000 18ВН 5-220-00339-9ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие ВведениеУрок 1: Как работает человек Субъективные переживания Мысли и поступки К совершенству личности Моделирование успеха Модель НЛП Пресуппозиция: Карта - не территория.Урок 2: Как добиться желаемого Технология достижения целей Четырехступенчатая модель успеха Принципы правильной формулировки результата Пресуппозиция: Люди сами творят свои переживания.Урок 3: Как понять, чего хочешь на самом деле. Экологичность результата Роль подсознания Представление результатов Вопросы по Декартовой схеме Система ценностей и результаты Пресуппозиция: Человек - не его поведение.Урок 4: Как завоевывать друзей и оказывать влияние на других
Урок 5: Методы мобилизации общения Калибровка раппорта Присоединение и ведение Отстройка Долговременные взаимоотношения Подстройка с конгруэнтностью Пресуппозиция: Переживания имеют свою структуру.Урок 6: Постижение собственного мира Как видит мозг Надежный "автопилот" Системы представления Определение предпочитаемых форм восприятия Движения глаз Синестезия Пресуппозиция: За каждым поступком - благие побуждения.Урок 7: Меняя свой мир Субмодальности и смысл переживаний Изменение переживаний и поведения Пресуппозиция: Разум и тело - взаимодополняющие одной системыУрок 8: Власть языка Язык как средство достижения желаемого "А-Прим" Иерархия идей От слов к результатам Пресуппозиция: Каждый выбирает лучшее из того, что ему доступно.Урок 9: Сила неопределенности Принципы языка Милтона Раппорт и утилизация Применение милтоновских структур Пресуппозиция: Каждый действует по-своему безупречно.Урок 10: Назад к конкретному Метамодель - глубинная и поверхностная структуры Вопросы Метамодели Использование вопросов Практические средства изменения Пресуппозиция: Не бывает неудач, есть только опыт.Урок 11: Давным-давно, во время оно Простые и сложные метафоры Метафоры как средство общения Слабые стороны пользования метафорами Разработка сложных метафор Пресуппозиция: Сопротивление -реакция на форсируемое общение ивероятный признак неудачного присоединения.Урок 12: Иная точка зрения Позиции восприятия Какую позицию занять Пресуппозиция: Обучение - это жизнь. Мы не можем не учиться.Урок 13: Покоряя время
Урок 14: Что изменить? Связь поведения с нейрологическими уровнями Нейрологические уровни и деятельность организаций Согласованность Пресуппозиция: Я несу ответственность за свои мысли - а значит, и задостигаемые результаты.Урок 15: Раскованное мышление Фреймы ирефрейминг Рефрейминг и результаты Фреймы и совещания Пресуппозиция: Кем бы кто себя ни считал, на самом деле он всегда нечто большее.Урок 16: Ключ к совершенству личности Стратегии успеха Системы с обратной связью Выявление и применение стратегий Модель Т.О.Т.Е. Масштабные блоки стратегии Пресуппозиция: Если что-то по силам одному, оно по силам каждому.Урок 17: Стратегии успеха Стратегия убеждения Стратегия правописания 21 совет, как извлекать стратегии Пресуппозиция: Выбор лучше его отсутствия.Урок 18: Если может другой, могу и я Моделирование Умения и способности Процесс моделирования Действенные стратегии Пресуппозиция: Изменения могут быть моментальными.Урок 19: Власть над своим настроением Понятие якоря Переход к подходящему настроению Установка полезных якорей Пресуппозиция: Системой управляет тот, кто проявляет наибольшую гибкость.Урок 20: Мгновенное совершенство Установка якоря Использование якорей Пресуппозиция: У каждого есть все необходимое для осуществления перемени достижения успеха.Урок 21: Все меняется Методики изменений Изменение личной истории Избавление от фобий Подробное анкетирование личной истории Пресуппозиция: Никто не может не реагировать.Приложение Сертификационные стандарты: уровень практического пользователя Словарь терминов НЛП Рекомендуемаялитература ПРЕДИСЛОВИЕ Авторы этого предисловия много лет назад, пройдя соответствующуюпрограмму профессиональной подготовки, получили дипломы преподавателейнейролингвистического программирования. Обучение оказалось столь жезахватывающим, сколь нелегким. Одним из самых памятных его уроков стал тот,на котором Ричард Бендлер, возглавлявший курсы, предложил дать определение иописание НЛП: он действительно знал, как добиться тишины в аудитории! НЛП - тема настолько обширная, что ее невозможно охватить несколькимисловами. Доктор Гарри Олдер и Берил Хэзер обобщили опыт тех, кто занимаетсяНЛП, и внесли в эту область большую ясность. Каждый человек по-своемунезаменим в том, в чем одарен. Хотя Гарри и Берил не были основоположникамиНЛП, они сыграли решающую роль в переходе этой науки на новый виток ееразвития. Благодаря их работе НЛП стало понятным, доходчивым и доступнымширокой аудитории. Это огромное достижение. В прошлом НЛП оставалось в своейузкой нише и интересовало, главным образом, психотерапевтов. Однако сизданием книги "21 урок НЛП" покров таинственности приподнят, и теперькаждый может ознакомиться с этой захватывающей новаторской технологией. Сейчас, когда вы читаете эти строки, НЛП, по существу, только входит впору зрелости. Понятие "Нейролингвистическое программирование" возникло всередине семидесятых, когда Ричард Бендлер и Джон Гриндер именно в такомвиде сформулировали область собственных научных интересов. Ричард и Джонпознакомились в Калифорнии, в университете города Сан-та-Крус; в то времяРичард был студентом, а Джон преподавателем. Чтобы немного подработать (вовсяком случае, так гласит легенда), Ричард взялся за расшифровку иредактирование записей сеансов гештальт-терапии. Благодаря этой, казалосьбы, простой механической работе он вскоре подметил, а затем и выявил структуру тех действий психотерапевта, которые вели к положительнымпеременам в состоянии пациента. Вплоть до того времени о существованииподобной структуры не подозревали даже сами терапевты. Взяв этот опыт за основу, Ричард и Джон разработали механику и методикутого процесса моделирования, на который опирается все НЛП. Они уже понимали,что столкнулись с чем-то ОЧЕНЬ ВАЖНЫМ, так как теперь при обращении к любойсфере человеческой деятельности (терапия, бизнес, спорт) первым деломобнаруживали ту основную структуру, благодаря которой и достигают успеха вэтой области. В послужном списке Бендлера и Гриндера - работа с американскойармией, известными спортивными командами, правительством США и крупнымикорпорациями. Они добились огромных успехов, была только одна сложность: НЛПопережало свое время. Чтобы некое новшество перестало быть таковым, требуется срок,приблизительно равный двум поколениям. Первый факсовый аппарат был собранеще в 1947 году, но все мы знаем, сколько времени потребовалось, чтобыперсональные компьютеры стали неотъемлемой частью интерьера каждого офиса икаждой квартиры. Читая эту книгу, вы на пятнадцать-двадцать лет опережаетесовременную эпоху. Книга показывает, чего достигай в своих открытиях Джон иРичард, и уводит НЛП дальше, гарантируя, что в один прекрасный день оностанет всеобщим достоянием. Весьма вероятно, что и вам, читателю этой книги, тоже предстоит сыгратьроль в развитии НЛП. Его можно использовать для -моделирования тогосовершенства, которое свойственно окружающему миру, для улучшениявзаимопонимания с вашим супругом-партнером, для повышения успеваемостидетей, для создания той жизни, какая вам действительно по душе, для того,чтобы помогать тем, кто нуждается в помощи. Вы можете заниматься НЛП налюбом уровне и менять свою жизнь в любом желаемом направлении. Выбор завами. Одновременно сфера НЛП открыта усовершенствованию силами тех творческимыслящих преподавателей, которые, обладая как практическим опытом, так ичувством ответственности, по-настоящему заботятся о своих учениках. К числутаких людей принадлежат авторы этой книги. Берил Хэзер, за плечами которойопыт двадцати лет преподавания, глубоко предана делу расширения границ НЛП,создания более эффективных обучающих программ. В Великобритании и другихуголках мира высоко оценен ее вклад в развитие бизнеса и образования. Задостижения в этих областях Берил получила звание мастера НЛП, то естьдобилась высшего признания в сфере своей деятельности. Доктор Гарри Олдер - олицетворение профессионализма в моделировании. Онавтор десятка книг, от ставшего классическим труда "НЛП: Новое искусство инаука добиваться желаемого" до пособий "Точный удар: Сила разума имастерство игры в гольф" и "Думай как лидер". Гарри обладает поразительнойспособностью всецело погружаться в любые области жизни, в которой воплощаетна практике самые ценные знания, переводя их в эффективную и общедоступнуюформу. Виртуозно владея моделированием, Гарри внес огромный вклад в созданиецелостного духа НЛП. Целенаправленностью и скрупулезностью в исполнениилюбой задачи он напоминает мастерового, а глубиной познаний и широтойвзглядов - гения времен Ренессанса. Иметь такую личность в кругу своихколлег - огромная честь. На пересекаемой ныне черте тысячелетий эта книга становится одним изважнейших ключей к личному и всеобщему преображению в новой эпохе.Шестьдесят пять лет назад Альфред Кожибский, основоположник общей семантики,написал в работе "Наука и здравый смысл": "Карта - не территория". Кто могподумать тогда, что эти слова окажутся одним из постулатов новой науки? Отом, в каком смысле и до какой степени карта действительно не территория, выузнаете в первой главе. То, что карта представляет собой лишь нашетолкование территории, чрезвычайно важно понимать в современном мире, гдеживут шесть миллиардов носителей личных карт в одном экземпляре. Вот в чемценность НЛП: три простых слова в формуле Кожибского заключают в себе всефилософское обоснование нашей науки. Без этого принципа не только НЛП теряетсвой смысл, но и у человечества не остается надежды на взаимопонимание,надежды на будущее, ведь именно наши карты показывают, что мы думаем одействительном и нереальном, возможном и невозможном, о том, чем являемся ичем не являемся. Каждый из нас составляет собственную карту того, чтоназывают "жизнью", но в конечном счете все эти карты ведут к одной и той жетерритории, возвращая к источнику - к самому себе. Вводный курс из двадцати одного урока НЛП, составляющий содержание этойкниги, предлагает проверенную временем карту, позволяющую в сжатый срокдобиться основательных перемен. Кроме того, в книге имеются малоизвестныетехнические тонкости, весьма полезные для тех, кто занимается НЛП. Мынастоятельно рекомендуем это пособие как ценный вклад в развитие областиНЛП, способствующий улучшению жизни всех, кто интересуется этой наукой. Тот,кто сможет по достоинству оценить эту книгу, сможет тем самым получитьнастоящее удовольствие от исследования пейзажей собственного разума,погрузиться в его глубины и богатства, познать его мечты, понять, кто он насамом деле и кем можете стать... а потом, когда наступит подходящее время,поделиться этим с другими. Джон Овердурф и Джулия Силверторн, дипломированные специалисты вобласти нейролингвистического программирования, участники разработкигуманистической нейролингвистической психологии Оушн-Сити, Мэриленд, США ВВЕДЕНИЕ За аббревиатурой "НЛП", что означает "нейролингвистическоепрограммирование", таится собственно некий совершенно новый, революционныйподход к человеческому общению (Общение: здесь и далее - воперативно-техническом смысле собственно коммуникация ("communication") какинстанция и процесс. - Прим. ред) и саморазвитию. Некоторые называют его"искусством и наукой совершенствования личности", или "исследованиемсубъективных переживаний" (Здесь и далее: "переживания" - букв. "опыт"("experience"). - Прим. ред.). НЛП предлагает эффективные и апробированныесредства общения между людьми, практические способы изменения мышления иповедения. Миллионы людей уже воспользовались его простыми принципами иметодиками и с их помощью усовершенствовали взаимоотношения с окружающими,повысили уверенность в своих силах, добились успехов в самых разных сферахсвоей жизнедеятельности. Освоить НЛП и воспользоваться его прочными результатами может каждый.Полученные знания можно использовать на работе, дома, во всех гранях жизни.Для того чтобы приступить к обучению, нет нужды в специальном образовании.Эта книга представляет собой доступный вводный курс и достаточно полноепрактическое руководство в области НЛП. Она может стать начальным пособиемдля каждого, кто захочет стать дипломированным специалистом. Достаточноначать применять на практике описанные приемы, и вы тут же заметите переменыв своей жизни. Материал этой книги организован в соответствии с программамиподготовки, которые проводятся на курсах Realisation at Stenhouse. Новыетемы вводятся постепенно, в сопровождении наглядных примеров с сопутствующимих толкованием. Простые ежедневные упражнения помогут запомнить новыйматериал и весьма вскоре заметить результаты обучения. Большую часть этихзаданий можно выполнять в повседневной жизни, так что вам не потребуетсявыделять для практики особое время. Обычно результаты проявляются уже всамые первые дни.ЧТО МОЖЕТ ДАТЬ ВАМ НЛП?
ВАШ САМОУЧИТЕЛЬ У этой книги две основные задачи. Во-первых, она представляет собоюсвоего рода введение в НЛП, не требующее никаких предварительных знаний.Постепенно раскрывая перед читателем некую совершенно новую для негообласть, пособие дает ответы на многие вопросы в сопровождении такихподробностей, каких не найти в других источниках. Во-вторых, эту книгу можетиспользовать в качестве самоучителя любой желающий получить дипломспециалиста-практика НЛП; предлагаемый курс полностью соответствуетмеждународным стандартам сертификации. Учебный план этой программы приведенв приложении. Для усвоения подготовительной программы НЛП не требуется много времени;кроме того, можно выбирать среди различных вариантов обучения. Один из нихможет заключаться, например, в двухдневных семинарах на протяжениинескольких месяцев. Другой вариант предполагает стационарное, интенсивноеобучение в течение двух-трех недель, хотя в совокупности оно займет столькоже часов и охватит то же содержание. В общепринятом учебном плане фиксированлишь тематический спектр; во всем остальном, то есть касательно формы и стиля обучения,дипломированным преподавателям предоставлена полная свобода. Это значит, чтов зависимости от индивидуальности преподавателя каждые курсы НЛП имеют своиособенности, свой особый стиль. "21 урок НЛП" соответствует интенсивнойпрогpaмме Realisation at Stenhouse; вместе с тем книга может служитьавторитетным руководством для любой серьезной программы подготовки. Авторы постарались представить материал "живых" семинаров в наиболеедоступной форме - в виде самоучителя. Если вы хотите стать дипломированнымпрактиком НЛП, "21 урок" можно использовать как учебник и справочник. Еслиже вы хотите освоить НЛП, с тем чтобы добиться большего в работе и личнойжизни, просто работайте с данным материалом, закрепляя его усвоениесоответствующими упражнениями.А-ПРИМ Книга написана в том языковом ключе, в том стиле, который называют А-Прим ("E-prime"; т. е. "английский" ("English", - "Е") в первойпроизводной. - Прим.ред). Это понятие означает отсутствие глагола "быть" иего аналогов (тире, выражений типа "являться", "представлять собой" и т.п.). Хотя они встречаются в языке очень часто, использование таких шаголовделает язык неточным и двусмысленным. Мы старались не пользоватьсястрадательным залогом и безличными оборотами ("замечено, что...","считается, что..."), которые столь милы бюрократам и ненавистны писателям.О ловушках гаагола "быть" и преимуществах А-Прим в устной и письменной речимы поговорим в восьмом уроке - "Власть языка". Поскольку А-Прим оказываетнеобычайное влияние на общение и образ мышления, этот стиль приобрел большуюпопулярность в НЛП. Применение такого подхода к целой книге по НЛП оказалосьнастоящим рывком вперед, и вы сами сможете оценить результаты. Во всякомслучае, этот стиль помог нам выражать свои мысли по-иному (как нам кажется,яснее) и одновременно заставил обратиться ко всему богатству языка. Послевосьмого урока вы сможете этот языковой стиль опробовать сами.ПРЕСУППОЗИЦИИ За годы развития НЛП некоторые идеи и концепции были восприняты егоспециалистами в качестве наиболее общих принципов, или постулатов, - такназываемых "пресуппозиций", или предустановок, то есть таких предположений,которые обладают наибольшей долей вероятности. Они не имеют сипы строгих,научных, математических законов, и потому их не следует считать жесткими инерушимыми правилами. С другой стороны, они обеспечивают философскую основуматериала, с которым вы скоро ознакомитесь. Считайте их скорее "полезнымисоветами", нежели какими-либо непререкаемыми истинами. Пресуппозицииобъясняют и делают наглядным то, как думают и общаются люди. Как только выпоймете содержание этих принципов, они, скорее всего, станут для вас простоздравыми соображениями, обеспечивающими рабочую основу многих техник НЛП,которым вы научитесь. Пресуппозиции не образуют строгого канона. Их число колеблется впределах от нескольких до двух-трех десятков, а сами постулаты в различныхнаправлениях и школах НЛП формулируются по-разному. Мы выбрали двадцать однупресуппозицию из тех, которые соответствуют целям обучения и задачампервичной подготовки практика НЛП. На каждом уроке вам предстоитознакомиться с тем или иным принципом, хотя он не всегда непосредственносвязан с самой темой урока. Мы знакомим вас с ними для того, чтобы расширитьобщее понимание НЛП и обеспечить адекватные предпосылки его изучения. Вбольшинстве случаев Пресуппозиции имеют самый обобщенный смысл, и вы сможетеприменять их в разнообразных обстоятельствах. Вы заметите, что одни Пресуппозиции выглядят совершенно очевиднымиистинами, а другие весьма загадочны. Некоторые из них почерпнуты изразработок первопроходчиков в данной области; они лежат в основе самогомышления в духе НЛП. Другие положения занимают более низкий уровень -временами вам может показаться, что они пересекаются по содержанию с прочимипресуппозициями. Исходя из этой разницы, мы отводим каждому положениюсоответствующее место, поясняем одни подробно, а другие лишь вкратце.Обсуждение Пресуппозиции поможет их запомнить, хотя настоящую пользуспособно принести только понимание кроющихся за ними идей, их практическоеприменение.КАК ИЗВЛЕЧЬ НАИБОЛЬШУЮ ПОЛЬЗУ ОТ ЭТОЙ КНИГИ? Курс из двадцати одного урока НЛП изложен в расчете на усвоение его затри недели, то есть по одному уроку в день, что потребует сравнительнонапряженного ритма обучения и активной практики упражнений; однако прижелании вы можете работать с книгой как угодно долго, в вашем собственномритме. Написанная в ключе простого и доступного введения в область НЛП,книга вместе с тем содержит достаточно глубокий материал по всем темам,отраженным в тех умениях и навыках, которыми должен владеть практик. В первом уроке мы рассказываем об НЛП в целом, а в последующихпредставляем отдельные темы. Хотя некоторые тематики вполне автономны, мырекомендуем читать книгу последовательно. Новые принципы и приемы дополняютто, что было усвоено ранее, так что вы будете опираться на материал в томвиде, в каком его уже изучили, даже если позже мы начнем рассматривать его вновом свете. По ходу изложения каждое новое понятие поясняется специально, но вслучае необходимости вы можете обращаться к словарю терминов (см.приложение). Кроме того, в заключение книги приведен краткий списоклитературы, к которой вы можете обратиться для углубления своих знаний. К ихчислу относятся новаторские труды основоположников НЛП, а также список книг,рекомендуемых программой подготовки Realisation at Stenhouse. С другойстороны, поскольку "21 урок" полностью соответствует общепринятому учебномуплану, охватывая всю его тематику, вам нет особой нужды приобретать другиепособия на эту тему. Такую сугубо практическую науку, как НЛП, лучше всего осваивать спомощью непосредственных, достаточно простых упражнений. Приведенные в концекаждого урока, они обеспечивают развитие всех важнейших умений и навыковпрактикующего НЛП. В зависимости от характера упражнений вы можете прибегатьк помощи партнера. Конечно, при участии в сертификационной программе выможете использовать эту книгу как теоретическое пособие, но стильсамоучителя позволяет работать с ней совершенно самостоятельно. Наилучшая форма обучения выглядит так: вы знакомитесь с новым уроком исразу же, не заглядывая в следующую главу, начинаете применять усвоенныйматериал на практике. Например, если вы читаете эту книгу по вечерам, томожете приступить к упражнениям на следующее утро. При этом вам не придетсявносить какие-либо изменения в распорядок дня, так как предложенныеупражнения легко вписываются в повседневную жизнь и могут вами выполнятьсядома, на работе и в любом кругу общения. Есть и другой путь: возможно, вызахотите сначала просмотреть всю книгу, чтобы, ознакомившись с нею в целом,ощутить общий вкус НЛП. В таком случае тем, кого увлечет наша книга, мырекомендовали бы после этого вернуться к ее началу, чтобы приступить к болееглубокому ^систематическому усвоению программы. Такой способ позволит вамточнее оценить время, которое потребуется для всего обучения, и методичнеепродумать расписание занятий. Помните, однако, что польза НЛП основана на практике, а не на теоретических познаниях, поэтому предлагаемые упражнениятребуют достаточно тщательного их выполнения. Чтобы составить достаточно адекватное представление об НЛП, простопрочтите эту книгу и попробуйте применить описанные в ней принципы и приемык обычной жизни. Такой подход поможет вам с самого начала обрести основные инаиболее необходимые познания и навыки. Для тех, кто хочет получить дипломспециалиста, в конце книги приведены подробные сведения относительнодеятельности программ Realisation at Stenhouse. Мы будем счастливывстретиться с вами на семинарах. Если книга вызвала у вас какие-либовопросы, обратитесь к нам с помощью факса или электронной почты, и мыпостараемся помочь вам, сделать все, что в наших силах. От всей души желаем,чтобы истинно радостным оказался для вас этот путь самораскрытия, ведущий кисполнению самых заветных желаний.УPOK ПЕРВЫЙ КАК РАБОТАЕТ ЧЕЛОВЕКВ этой главе: • Субъективные переживания • Мысли и поступки • К совершенству личности • Моделирование успеха • Модель НЛП Возьмите небольшой предмет и, положив его перед собой на стол, на немсосредоточьтесь. Не сдерживайте свои мысли, пусть возникают любыеассоциации, которые связаны с вашими представлениями об этом предмете. Егоцвет, например, может вернуть вас к воспоминаниям детства, а форма - вызватьигру воображения, как случается, когда глядишь на облака или огонь. Кактолько вы перестанете рассматривать предмет "объективно", сознательно, ипозволите подсознанию истолковывать увиденное, возникнет некое содержание.Благодаря созерцанию предмета "в голову придут новые мысли". Прикройте глаза и мысленно представьте себе этот предмет. В однихслучаях вам удастся обнаружить связь между предметом и теми мыслями, которыеон вызывает, - найти "логическое" объяснение своим ассоциациям, какими бытуманными или далекими они ни казались. В других случаях мелькнувшая вголове мысль может показаться совершенно нелогичной, хотя нет сомнений втом, что она тоже каким-то непонятным образом связана с выбранным предметом. Такой процесс часто происходит в дремоте или обычном задумчивомсостоянии. Например, сидя за рулем, мы часто устанавливаем подобныемысленные связи с тем, мимо чего проезжаем. Что будет, если сто человекпосмотрят на один и тот же предмет? Судя по большому опыту нашей семинарскойработы, они увидят ровно сотню различных "содержаний", испытают самые разныечувства, от неприязненного недоумения до беспричинного восторга. Этопоказывает, насколько субъективно мы воспринимаем так называемыйобъективный, материальный мир, когда что-то видим, слышим и ощущаем. Реакция на то, что мы "ощущаем", то есть воспринимаем, властвует надповедением - над тем, что мы делаем. Каждая личность воспринимает внешниймир по-своему, неким таинственным, уникальным и совершенно субъективнымобразом, который и определяет поведение этой личности. Итак, мы можем видетьи ощущать одно и то же, но вести себя по-разному. Поставленный на столпредмет вызовет у одного человека грусть, а у другого радость, поскольку уних возникнут разные ассоциации. Наше поведение (а следовательно, и нашуспех в той или иной сфере деятельности) определяется субъективнымипереживаниями. Поговорим сейчас, на этом первом уроке, о важных свойствахсубъективного восприятия. Для начала расскажем вкратце историю НЛП и дадим пояснения еговажнейших понятий. Нейролингвистическое программирование основано на идеяхантрополога Грегори Бейтсона, развитых в 70-е годы Джоном Гриндером иРичардом Бендлером. Гриндер занимался лингвистикой, а Бендлер - математикойи информационными технологиями с уклоном в психологию. Ближайшую тематикуНЛП составляют межличностное общение, "восприятие" и путь ксовершенствованию. НЛП предлагает структурированный подход к человеческомумышлению и поведению, - тому, что некоторые именуют структурой человеческихпереживаний. Такой подход избавляет НЛП от мистического покрова, уменьшаетдолю влияния случайных, непредвиденных граней в человеческомвзаимопонимании. Во введении мы определили НЛП как "искусство и наукусовершенствования личности", или "изучение субъективных переживаний". Можнодобавить, что это "изучение того, как "работают" люди". НЛП имеет внушительную научную родословную, однако рост егопопулярности, вероятно, в большей степени связан с тем, что оно вызываетбыстрые перемены в поведении и личных достижениях, - иными словами, НЛП работает на практике. Оно может применяться повсюду: в спорте, медицине,образовании, личном развитии и целом ряде коммерческих направлений,например, в рыночной деятельности, в заключении договоров, в управленииперсоналом и взаимоотношениях с клиентами. Во всех этих областях НЛП выгодноотличается от других методологий своим практичным и результативным подходом.В этой книге мы расскажем о том, какую практическую пользу может принестиНЛП в обычной жизни: дома, на работе, в общении и саморазвитии. Мы уже говорили, что НЛП можно считать "искусством и наукойсовершенствования личности". Почему мы назвали его искусством? Потому чтосубъективное мышление и восприятие нельзя целиком втиснуть в рамкиобъективной научной методики, характерной для естественных наук. Кроме того,тонкое мастерство межличностного общения, присущее НЛП, следует отнестискорее к искусству, чем к науке. Почему же мы назвали НЛП наукой? Потому чтов устремленности на то, чтобы по возможности выявить структуру любыхпереживаний, НЛП опирается на устойчивые принципы, модели и "язык". Итак,НЛП со всей научной скрупулезностью и систематичностью изучает областьсубъективную по преимуществу.СУБЪЕКТИВНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ К "субъективным переживаниям" относится то, что происходит и в нашеммышлении, в нашей психике, и во внешнем мире. Никто из нас не знает, как думают другие, не говоря уже о том, что они думают. Все мы полагаем, чтознаем "действительность". Это значит, что у разных людей так называемые"переживания" столь же различны. Каждый из нас воспринимает мир, в которомживет, неким собственным образом, совершенно уникальным и субъективным. Однои то же мы видим по-разному. У каждого свои особые настроения, убеждения иценности, которые в совокупности определяют "склад ума" человека. Временаминаш склад ума не понятен другим, и мы сами не всегда можем понять смыслрешений и поведения окружающих. Однако ни один из нас не может бытьокончательным авторитетом в отношении того, что ученые назвали бы"объективной действительностью". Затем, в отличие от внешних явлений, мы, к сожалению, не в силахнаблюдать в лабораторных условиях за явлениями внутренними, то есть засубъективными переживаниями, которые в этом смысле уникальны. В НЛП простоисходят из этой констатации, стараясь при этом все же разобраться всубъективных переживаниях, чтобы помочь индивиду - их обладателю -справляться с тем, чем он занимается. В НЛП переживания описываются с помощью простых моделей того, как мыдумаем и как то, о чем мы думаем, влияет на наши поступки. Точнее, НЛПпоказывает, как то, что мы воспринимаем при помощи органов чувств,превращается в понимание. НЛП, в частности, объясняет, как с помощью пятиорганов чувств сигналы внешнего мира приобретают содержание, приводят кпониманию и вызывают переживания. Этот процесс позволяет нам с большей долейобъективности обмениваться сведениями о субъективном, благодаря чему, в своюочередь, мы можем лучше понять других, действеннее общаться с окружающими илучше руководить собственной жизнью.МЫСЛИ И ПОСТУПКИ Меняя свои мысли, вы начинаете вести себя по-другому и добиваетесь иныхрезультатов Мы склонны делать то, о чем больше всего думаем. НЛП предлагаетнесколько простых приемов, помогающих изменить наш образ мышления (упомянутая в названии "нейролингвистическое программирование" частица"нейро-"). После этого неизбежно меняется и наше поведение. Некогда Декартсказал: "Мыслю - следовательно, существую". В Библии говорится: "Каковымысли в душе человека, таков и он" (Притчи, 23: 7. - Прим. иерее.). То, о чеммы думаем больше всего, превращается в поступки, которые затем влекут засобою соответствующие перемены. Мысли становятся тем или иным исходом,результатом, достижением, успехом или неудачей. Философы в течение многих столетий пытались постичь тайны человеческогоума. Однако то, что мы называем субъективными переживаниями, в конечномитоге неизменно приводит исследователей и ученых-экспериментаторов в тупик:в лаборатории человеческого разума они чувствуют себя посторонними. НЛП,напротив, начинает с того, что принимает эту непреодолимую субъективностькак факт. Не ставя под сомнение существование незримого и таинственного, НЛПосознанно ставит перед собой задачу выявить тот процесс или ту структуру,которые наделяют смыслом саму субъективность, в качестве аксиомы признаваято, что большинство из нас понимает интуитивно: сознание, или разум, - этомыслящий "черный ящик", который находится где-то между вн
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|