Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Решение проблем и другие применения




Давайте применим эти вопросы к одному простому примеру: "Ядействительно хочу получить повышение". Пользуясь схемой, спросим: • Что случится, если вы получите это повышение? • Что не случится, если вы получите это повышение? • Что случится, если вы не получите это повышение? • Что не случится, если вы не получите это повышение? Эти вопросымогут выявить самые разнообразные побочные сложности. Как мы уже знаем,последний, самый запутывающий вопрос часто поднимает на поверхность прежденеосознававшиеся аспекты намеченной цели. Воспользуйтесь этими вопросами,чтобы начать диалог сознания с подсознанием. Так вы увеличите свои шансыпонять, что именно значит для вас этот результат. Декартовы вопросы можно также применять к деловым целям и задачам целойорганизации. По меньшей мере, они помогут вам прояснить неясные, неточныецели. Кроме того, вполне вероятно, что они помогут глубже понять те цели,достижение которых требует продолжительных усилий.

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Обсуждая вопрос выбора целей, мы уже несколько раз сталкивались сважностью системы ценностей. Теперь вам пора подумать о том, как определитьи понять свои ценности, как они влияют на ваши цели и результаты. Послеэтого вы начнете рассматривать намеченные результаты в свете своей системыценностей, убеждений и прочих составляющих механизма мышления. Это принесетдополнительную ясность и станет важной проверкой экологичности той или инойцели. Кроме того, вы можете обнаружить, что понимание самого себя приноситдополнительные преимущества. В этом разделе мы поговорим о том, какнаучиться выявлять отдельные ценности, располагать их в порядке важности, апри желании даже менять.

Ценности

Ценности - это то, что важно. Спросите себя: "Что я считаю важным?"Ответ отразит ваши представления о том, что вы считаете подлинным, в чемубеждены, во что верите. Мы часто пользуемся понятиями "система ценностей" и"система убеждений" как синонимами. Например, слова: "Я считаю, что бытьчестным очень важно" (ценность) практически означают "Я верю в честность"(убеждение). Иногда связи бывают не такими прямыми: "Начальники заботятсятолько о себе" (убеждение) соседствует с представлением: "Ты должензаботиться прежде всего о своих интересах" (подразумеваемая ценность) или:"Мы должны покончить с расовой дискриминацией в этой организации"(убеждение, основанное на ценности всеобщего равенства). Убеждения и ценности складываются у нас на протяжении всей жизни. Вкачестве фильтров мышления они оказывают неотступное влияние на любоепредставление о внешнем мире, воздействуя таким образом на все намеченныенами результаты и принимаемые решения. Коротко говоря, они полностьюуправляют нашей жизнью, становятся мотивами поступков, определяют нашидостижения. Они влияют на то, как мы воспринимаем сами себя (своюиндивидуальность) и развиваемся как личности. Они помогают нам строитьиндивидуальную карту мира и действительности.

Выявление ценностей

Вы можете связать свои ценности с конкретными целями, намеченными навтором уроке. Спросите себя: "Чем важен для меня этот результат? В какихобстоятельствах и ситуациях?" Пользу может принести применение этих вопросовк различным сферам вашей жизни, что поможет вам не забыть о менее очевидныхцелях. В этом процессе вы можете выявить противоречащие ценности (связанные,например, с работой и личной жизнью). Такие вопросы часто поднимают наповерхность то, что вы ощущали уже давно. Задумайтесь, например: • о своей работе и карьере; • о своей семье; • о своей общественной жизни; • о своих увлечениях; • о своих интересах; • о своем саморазвитии; • о духовных запросах и о своем предназначении; а также о всех прочих сферах жизни, которые вы можете выделить. В частности, в отношении работы вы можете задать себе, к примеру, такиевопросы: "Чем важна для меня карьера медсестры (бухгалтера, водопроводчика ит. п.)?" или: "Чем важна для меня работа в "А-Бэ-Цэ Лимитед"?". Ответы могутбыть такими: "стабильностью", "уважением окружающих", "общением с людьми","возможностью помогать другим", "заработком" и т. д. В этих ответахотразятся ваши ценности. Старайтесь давать ответ как можно более лаконичный.Сама необходимость найти верное слово может заставить вас серьезнопересмотреть этот элемент системы ценностей. Некоторые слова начнутповторяться, и очень скоро вы составите целый список своих ценностей.

Иерархия ценностей

Просматривая список ценностей, на каждой из них задавайте себе вопрос:"Почему я считаю это важным?" Ответы могут включать в себя другие ценности,о которых вы первоначально не задумывались. Заодно вы уточните ужевыявленные ценности и вскоре сможете ощутить в них определенную иерархию,расположить в порядке важности. Вы можете оценить степень важности ценностей простым вопросом: "Какиеиз них я считаю самыми важными?" Выбрав часть из них, задайте тот же вопроспо отношению к перечисленным в оставшихся пунктах. В конце концов выполучите упорядоченный список. Уточните иерархию, сравнивая соседние пункты:"Что важнее -это или это?" Например, какое место для вас занимает"честность" по отношению к "верности"? Вскоре вы сможете окончательнорасположить ценности по иерархии их важности. Вы можете обнаружить, что труднее всего иметь дело с так называемыми номинализациями: такими абстрактными понятиями, как "самостоятельность" или"надежность". Чтобы прояснить степень их важности, попробуйте формулироватьвопросы в конкретном контексте. Например: "Что бы я выбрал, если бы могвыбирать между работой, предоставляющей независимость, и стабильнойдолжностью?" Вообразите оба варианта, и интуитивный ответ подтвердит степеньважности сравниваемых ценностей. Это помогает разуму сосредоточиться. Такие же вопросы можно применить к своим увлечениям в виде хобби и всемостальным сферам жизни. Вскоре возникнет определенная схема, так как общиеценности распространяются на все сферы жизни человека. Независимо отразмеров списка, лишь несколько важнейших ценностей оказывают влияние на то,достигаете ли вы своих целей и как это делаете. Теперь вы можете извлечьпрактическую пользу из полученного списка: сопоставить перечисленные в немценности с поставленными на втором уроке правильно сформулированнымирезультатами и относительно каждой цели задать себе вопрос: "Согласуется лиона с моими ценностями?"

Откуда берутся ценности

Определив свои ценности, вы сможете выявить их источник. Как онивозникли? Под влиянием вашей семьи или друзей, религии, школы, местажительства, финансового положения, средств массовой информации, учителя илидругого человека, к которому вы относитесь с уважением? Вы можете найти и другие источники своих ценностей. В одних случаях ихможно связать с конкретным человеком ("Я никогда не забуду, что она мнесказала...") либо временем и местом ("В тот миг, когда это произошло, ярешил, что..."). Хотя обстоятельства возникновения ценностей не так уж важныдля процесса их изменения, определение источника нередко подтверждаетслучайный характер их происхождения, а временами и малую значимость той илииной ценности для ваших текущих целей. С другой стороны, "родословная"ценности может, напротив, подчеркивать ее важность в текущихобстоятельствах. Коротко говоря, система ценностей предоставляет вам широкиевозможности выбора. Вы можете менять ее по своему желанию. Если вы сможетесогласовать свои цели с экологией ценностей, то тем самым вы повысите шансына достижение намеченных результатов.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...