Перевод первичных тестовых результатов в шкалу станайнов
Пусть в выборке стандартизации 200 человек, тогда по 8 (4%) испытуемых, имеющих самые низкие и самые высокие оценки, будут отнесены к 1 и 9 станайнам соответственно. Процедура продолжается до заполнения всех интервалов шкалы. Соответствующие процентным градациям баллы по тесту, таким образом, будут упорядочены в шкалу, соответствующую стандартным частотам распределения результата. Одной из наиболее распространенных форм О. ш. в тестах интеллекта является IQ-показатель стандартный (М = 100, Следует отметить, что при всей простоте, наглядности шкальные показатели являются статистическими характеристиками, позволяющими лишь указать на место данного результата в выборке из множества аналогичных по характеру измерений. Шкальный показатель даже для традиционного психометрического инструмента является лишь одной из форм выражения показателей теста, используемых при интерпретации результатов обследования. Количественный анализ при этом должен всегда проводиться в комплексе с многосторонним качественным изучением причин возникновения данного тестового результата с учетом как комплекса сведений о личности испытуемого, так и данных о текущих условиях обследования, надежности и валидности методики. Гипертрофированные представления о возможности обоснованных заключений лишь по количественным оценкам приводили к многим ошибочным представлениям в теории и практике психологической диагностики (см. Интеллекта коэффициент, Тесты, интеллекта).
ОШИБКА ИЗМЕРЕНИЯ — статистический показатель, характеризующий степень точности отдельных измерений. При проведении эмпирических психологических исследований в различных сериях эксперимента редко наблюдается полное соответствие значений измеряемых параметров даже в выборке, состоящей из одних и тех же испытуемых. Обычно значение переменной в идентичных измерениях флуктуирует в определенном диапазоне. Напр., многократно проводя тест общих способностей с одним и тем же ребенком, можно обнаружить, что оценки варьируют в определенном интервале, предположим, 108-115 баллов. Аналогичным образом при повторении обследования одной или нескольких выборок определяемые средние значения также распределятся в каком-то интервале значений на оси X. Колебания результатов измерений в определенном интервале значений могут быть связаны с систематическими и случайными факторами. К причинам систематических ошибок можно отнести какое-либо отклонение от стандартного проведения теста, неточность в процедуре обработки эмпирической информации (напр., технические ошибки в «ключе»), применение методики вне пределов ее валидности по возрастному критерию. В этих случаях результаты измерений отличаются от истинных на более или менее постоянную величину. Случайные ошибки возникают по самым разнообразным объективным и субъективным причинам. Их величина в основном и характеризует точность метода.
При большом количестве повторных наблюдений индивидуальные оценки или средние величины образуют свой тип распределения, статистические показатели которого и отражают О. и., полученные при использовании данного метода. О. и. характеризуется величиной квадратической ошибки, связанной с дисперсией распределения отдельных измерений. Благодаря случайным ошибкам, зависящим от большого количества различных факторов, распределение эмпирических ошибок и средних оценок при повторных наблюдениях подчиняется нормальному закону. Исходя из основных свойств нормального распределения, можно считать, что 68% измерений попадут в интервал ± 1 В табл. 20 приведены данные 10-кратного обследования испытуемого с помощью теста общих способностей. Полученная в этом случае величина стандартного отклонения результата Sx = 3. Следовательно, с вероятностью Р = 0,05 (95% случаев) можно ожидать, что «истинное» значение величины определяемого показателя попадает в интервал значений 100 ± 6 баллов, что составляет 94-106 баллов по шкале данной методики.
Таблица 20
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|