Распределение ошибки измерений общего показателя теста Векслера
Показатели О. и. имеют большое значение при оценке надежности методики. Надежность теста можно выразить в виде стандартной О. и. (σm), называемой также стандартной ошибкой показателя. При интерпретации индивидуальных показателей эта мера более полезна, чем коэффициент надежности (rt). Исходя из коэффициента надежности, стандартная О. и. определяется по формуле:
где Sx — стандартное отклонение результатов теста в выборке, rt — коэффициент надежности. Стандартная О. и. и коэффициент надежности — взаимосвязанные способы выражения надежности. При этом О. и. не зависит от однородности выборки. Важным аспектом применения критерия О. и. в психодиагностике являются анализ и интерпретация различий между результатами теста. Представление результатов в виде интервальных вероятностных значений предотвращает их ошибочное толкование как отражения реальной динамики измеряемого свойства у испытуемого, а также необоснованность констатации различий между средними показателями в сопоставляемых выборках (см. Достоверность различий, Критерий χ2) при сравнении результатов нескольких обследуемых или группы тестовых оценок у одного испытуемого. В последнем случае при сопоставлении разных тестовых оценок, зная стандартные ошибки показателей для одного и другого теста (или субтестов), стандартную ошибку различий ( Δ) можно определить следующим образом:
или используя коэффициент надежности:
где Sx — стандартное отклонение, одинаковое для двух тестов, поскольку перед сопоставлением оценок они переводятся в одну и ту же шкалу (см. Стандартизация, Оценки шкальные). Предположим, необходимо удостовериться, существует ли у испытуемого различие по оценкам вербальных и практических субтестов шкалы. Для Векслера интеллекта измерения шкалы rt вербальных субтестов составляет 0,96, практических — 0,93, значение стандартного отклонения для той и другой шкалы — 15. Тогда
Таким образом, для установления различий между оценками с доверительной вероятностью примерно 68% необходимо, чтобы разность в оценках по названным шкалам не превышала 5 баллов. При доверительной вероятности Р = 0,05 значение σΔ удваивается, приближаясь к 10 баллам.
-П-
ПАЛЬЦЕМ ОКРАШИВАНИЯ ТЕСТ (Finger Painting Test) — проективная методика исследования личности. Описана Р. Шоу в 1932 г., в дальнейшем разрабатывалась П. Наполи как личностная методика (1946, 1951). Обследуемому предлагают влажный лист бумаги и набор красок. Рисунок выполняется пальцем, который окунается в краску. После завершения рисунка просят рассказать о том, что получилось. Рекомендуется составить серию таких «картин», созданных одним и тем же лицом за сравнительно длительный период. Считается, что в силу слабой структурированности тестовой ситуации создаются наиболее благоприятные условия для самовыражения. Это сближает П. о. т. с методикой свободных ассоциаций (см. Ассоциации словесной тест). Интерпретация основана на учете следующих основных показателей: особенности моторных реакций, предпочтение определенных красок, формальные и символические характеристики рисунка, высказывания обследуемого. П. о. т. может быть использован как при индивидуальном, так и групповом обследовании. Данные о валидности и надежности П. о. т. отсутствуют. Сведений об использовании в теста СНГ нет. ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ ФОРМА ТЕСТА — вариант теста, близкий его основной форме по критериям валидности, надежности и другим характеристикам и способный его заменить.
Разработка нескольких модификаций одного и того же теста, различающихся по конкретному содержанию набора пунктов (заданий), имеет целью повышение достоверности повторного тестирования одних и тех же испытуемых спустя непродолжительное время. Предположим, необходимо выявить характер психофармакологического воздействия препарата на эмоциональную сферу пациента. Для этого до приема лекарства ему предлагают ответить на вопросы методики оценки эмоционального состояния. Через некоторое время после начала действия препарата процедура обследования повторяется. При повторном применении одних и тех же вопросов создается опасность того, что испытуемый отразит в своих ответах не текущее состояние, а будет стремиться припомнить, что он отвечал на те же пункты при первом обследовании. Это приведет к значительному искажению результатов исследования, что выражается также и в резком сокращении времени выполнения. Применение П. ф. т. позволяет в значительной степени снять воздействие перечисленных посторонних факторов. Использование П. ф. т. является средством определения надежности методики по типу взаимозаменяемых форм. При характеристике этого показателя надежности одни и те же испытуемые проходят обследование с помощью основной и сравнимой форм теста. Корреляция между результатами, полученными в двух обследованиях, служит показателем надежности теста, отражая устойчивость результатов относительно различных случайных влияний. Несмотря на то что П. ф. т. подбираются таким образом, чтобы максимально соответствовать друг другу по основным характеристикам, варианты теста не всегда могут давать одинаковые средние показатели и стандартное отклонение. Однако обязательным требованием к П. ф. т. является возможность приведения одних показателей к другим с помощью специальных коэффициентов или таблиц эквивалентности. П. ф. т. следует отличать от уравновешенных форм, состоящих из заданий, попарно уравновешенных по структуре и содержанию, и эквивалентных форм, не уравновешенных, но тем не менее дающих результаты, обладающие весьма близкими статистическими характеристиками. Общее наименование упомянутых серий — сопоставимые формы. В американской литературе применяются иные названия отдельных разновидностей сопоставимых форм: коррелированные (correlated), дублированные (duplicated), равные (equal) и подобные (similar).
Наличие П. ф. т. — важное качество теста, создающее ощутимые удобства при его практическом использовании. Вместе с тем имеется определенный круг методик, не нуждающихся в наличии таких форм. К их числу относятся большие по объему заданий тесты, в ходе повторного выполнения которых малозаметно влияние навыка или характера предыдущего выполнения (см. Миннесотский многоаспектный личностный опросник). Допускается повторное применение спустя непродолжительное время одних и тех же заданий в методиках с большим количеством относительно простых операций (напр., корректурная проба). Однако для повышения достоверности результатов таких повторных проб желательно принять некоторые меры. Так, до основного исследования целесообразно сформулировать путем тренировок устойчивый навык работы с тестом. Когда он достигает определенного фиксированного уровня, разница в показателях между «фоновым» и измеренным в условиях эксперимента результатами будет с высокой степенью вероятности определяться исследуемой переменной. Распространенным способом повышения достоверности результатов повторного обследования с использованием методик, не имеющих П. ф. т., является расщепление совокупности пунктов на четные и нечетные задания (см. Надежность частей теста). При этом следует помнить, что надежность и внутренняя согласованность каждой из половин теста уменьшаются по сравнению с методикой в целом. При невозможности применения П. ф. т. или метода расщепления в некоторых случаях допустимо повторное использование одного и того же теста. При этом следует иметь в виду, что увеличение промежутка ретеста уменьшает возможность появления ошибочных результатов. В инструкциях к некоторым методикам указывается минимально возможный временной интервал для повторного обследования с использованием одинакового тестового материала.
ПАТОХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЙ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК (ПДО) — опросник личностный. Предназначен для определения типов акцентуации характера и вариантов конституциональной психопатии, психопатических развитии и органических психопатий в подростковом и юношеском возрасте (14-18 лет). Является реализацией типологического подхода к исследованию личности. Предложен А. Е. Личко в 1970 г. П. д. о. неоднократно пересматривался с целью усовершенствования; последние данные об основных шкалах опубликованы в 1983г. Опросник состоит из 25 наборов фраз-утверждений, отражающих отношение разных патохарактерологических типов к ряду жизненных проблем («самочувствие», «настроение», «сексуальные проблемы», «отношение к родителям» и т. д.). В каждом наборе содержится 10-19 пронумерованных утверждений. Напр., в набор «самочувствие» входят следующие пункты: — У меня почти всегда плохое самочувствие (1) — Я всегда себя чувствую бодрым и полным сил (11) — Я очень плохо переношу боль и физические страдания и очень их боюсь (12) Обследование проводят в два этапа. Первоначально обследуемому предлагают в каждом наборе утверждений выбрать наиболее подходящее для него и соответствующий номер внести в регистрационный лист. На втором этапе из тех же наборов просят отобрать наиболее неподходящее, отвергаемое утверждение и также отметить его номер. Количество выборов в первом и втором случае не должно быть более трех. Разрешается отказаться от выбора («О» в регистрационном листе). Семь и более отказов по двум этапам — показатель трудности работы с опросником в силу невысокого интеллекта или негативного отношения к обследованию. Полученные результаты оценивают по двум шкалам: объективной и субъективной оценок. Шкала объективной оценки сконструирована на основе сопоставления средних частот выборов здоровыми подростками и представителями каждого из типов психопатий акцентуаций (подробнее об акцентуации см. Шмишека опросник), а также сопоставления частоты выборов каждым из типов психопатий и акцентуаций со всеми остальными и между собой. С помощью объективной шкалы могут быть диагностированы следующие типы психопатий и акцентуаций характера: гипертимный; циклоидный; лабильный; астеноневротический; сенситивный; психастенический; шизоидный; эпилептоидный; истероидный; неустойчивый; конформный. А. Е. Личко помимо названных выделяет смешанные типы, достаточно часто встречающиеся при акцентуациях характера и психопатиях. Они двояки по своей природе и определяются автором как: а) промежуточные типы, в которых сочетания обусловлены эндогенно; б) амальгамные — формирующиеся в течение жизни вследствие напластования черт одного типа на эндогенное ядро другого в условиях длительного воздействия каких-либо неблагоприятных факторов.
Помимо диагностики типов психопатий и акцентуаций характера объективная шкала П. д. о. дает возможность получения дополнительных диагностических показателей. К ним относятся: 1) показатели диссимуляции откровенности, позволяющие оценить достоверность результатов (см. Шкалы контрольные) 2) индекс В (brain minimal damage), указывающий возможность изменений характера вследствие резидуального органического поражения головного мозга; 3) показатель отражения реакции эмансипации — стремление освободиться от контроля, оценки старших; 4) показатель психологической склонности к алкоголизации; 5) показатель психологической склонности к делинквентности, т. е. проступкам, правонарушениям; 6) показатель мужественности—женственности, позволяющий судить о преобладании тех или иных качеств в общей системе личностных отношений (см. Миннесотский многоаспектный личностный опросник). Шкала субъективных оценок предназначена для выяснения того, каким видит свой характер сам обследуемый (или каким хочет его представить). На основе полученных данных можно сделать вывод о правильности самооценки. А. Е. Личко указывает на то, что совпадение результатов по этой шкале с клинической характеристикой типа, т. е. правильная самооценка, зависит как от степени психопатизации, так и от типа характера. С помощью шкалы субъективной оценки могут быть также выделены черты достоверно отвергаемых типов. Теоретической основой П. д. о. является, как отмечает автор, опыт психиатрии клинико-нозологического направления и концепция психологии отношений. Наборы фраз-утверждений составлялись на основе описаний патологических типов характера и акцентуации характера, представленных в трудах известных психиатров (Э. Крепелин, Э. Кречмер, П. Б. Ганнушкин, К. Леонгард и др.), а принцип отношения к личностным проблемам (А. Ф. Лазурский, В. Н. Мясищев) рассматривается как наиболее плодотворный для распознания типов характера. Принцип построения П. д. о., в соответствии с которым допускается переход от клинических типов психопатии к анализу «вариантов нормы» (перенос данных патологии на истолкование нормы), неоднократно критиковался в советской психологии, т. к. за ним скрыто представление о характере как конституционально запрограммированной статичной структуре (С. Я. Рубинштейн, 1979). Дискуссионным является и использование понятия «характер» в качестве психологической реальности, на диагностику которой направлен П. д. о. (см. Опросники личностные). Стандартизация П. д. о. проводилась на материале обследования 2258 здоровых подростков и 650 подростков с психопатиями и акцентуациями характера разных типов, госпитализированных в психиатрические больницы или наблюдавшихся в психоневрологических диспансерах. Совпадение данных по шкале объективной оценки с оценкой клинической составляет 74-84% при разных типах акцентуаций. Опубликованы популяционные нормы для определяемых П. д. о. показателей акцентуаций характера у подростков (Н. Я. Иванов, 1985). Разработана дополнительная шкала, позволяющая выявить черты психического инфантилизма в возрасте 16-17 лет и акселерацию формирования системы личностных отношений в возрасте 14-15 лет (А. Е. Личко с соавт., 1985). Опросник может быть использован для группового обследования. Существуют модификации П. д. о. для изучения взаимоотношений в семье подростка. П. д. о. достаточно широко используется в отечественных психодиагностических исследованиях. ПИКТОГРАММА (от лат. pictus — нарисованный, греч. grapho — пишу) — методика исследования особенностей мышления, опосредованной памяти, аффективно-личностной сферы. Как прием экспериментально-психологического исследования П. была предложена в начале 30-х годов. Обычно испытуемому предлагают для запоминания определенное количество слов или выражений, при этом для каждого из них нужно нарисовать любое изображение или знак, то есть пиктографически записать ряд понятий. В качестве стимулов используются понятия различной степени обобщенности, и в основном такие, прямое изображение которых затруднено либо невозможно (напр., «веселый праздник», «теплый ветер», «обман», «справедливость» и т. д.). Особенностью инструкции является ориентация испытуемого на исследование только особенностей памяти, а также запрещение использовать любые буквенные обозначения. После выполнения рисунков испытуемый должен назвать соответствующие им понятия или выражения. Одним из важнейших элементов исследования является беседа, позволяющая раскрыть смысл символов, продуцируемых испытуемым. Время обследования не регламентируется. Если при использовании варианта П. по А. Н. Леонтьеву выбор испытуемого был ограничен 30 изображениями, входившими в набор карточек (при этом в процессе выполнения заданий число возможных вариантов уменьшалось), то единственным фактором, ограничивающим выбор образа в варианте со свободным рисованием, является интеллектуально-ассоциативный фонд личности испытуемого, его аффективные установки. Т. о. характер деятельности испытуемого и возможность интерпретации рисунка приближают П. к проективным методикам. Другой особенностью, расширяющей интерпретативную направленность методики П., является то обстоятельство, что опосредованное запоминание отражает как мнестические, так и интеллектуальные процессы (А. Р. Лурия, 1962). Построение образа, пригодного для запоминания, является следствием творческой активности мышления, в котором отражается его индивидуальная структура (С. В. Лонгинова, С. Я. Рубинштейн, 1972). Отсюда — широкие возможности для исследования мышления, в первую очередь процесса обобщения. (Не случайно первые исследования с применением П. (Г. В. Биренбаум, 1934) были посвящены анализу особенностей мышления больных психическими заболеваниями, т. к. построение П. сопряжено со значительными умственными усилиями и недоступно при интеллектуальной недостаточности). В советской психологии методика использовалась в контексте изучения опосредованного запоминания в рамках культурно-исторической концепции (Л. С. Выготский, 1935). Наиболее простой прием пиктографического исследования был предложен Л. В. Занковым (1935). Испытуемым предлагали запомнить конкретное слово с помощью определенного изображения на картинке, путем установления связи между словом и предъявляемым изображением. Вариант П., предложенный А. Н. Леонтьевым (1930), требовал более сложной деятельности: выбора для запоминания слова картинки из предлагаемого набора. Этот вариант П. нашел широкое распространение, особенно в клинических исследованиях детей (А. Я. Иванова, Э. С. Мандрусова, 1970; Л.В.Бондарева, 1969; Л.В.Петренко, 1976). В настоящее время отмечается тенденция разработки и совершенствования интерпретативной схемы П., учитывающей разнообразные категории исследуемых показателей и предусматривающей формализацию данных. Это расширяет возможности методики, допускавшей ранее лишь качественную обобщенную интерпретацию результатов, является основой для стандартизации показателей, что приближает П. к современным психодиагностическим методикам. Одной из наиболее полных схем анализа данных П. является интерпретативная схема Б. Г. Херсонского (1988). Интерпретация складывается из качественного анализа каждого образа с последующей формализованной оценкой на основе отнесения к определенному типу; оценки количественного соотношения образов различного типа в данном протоколе; учета аналитических факторов, недоступных формализации (особые феномены), в том числе графических особенностей рисунка. При качественном анализе учитываются: тематика рисунка, факторы абстрактности (конкретные образы, метафорические образы, геометрические, графические и грамматические символы, индивидуальнозначимые образы, формальные образы). Дополнительно рисунки оцениваются по фактору частоты (стандартные, оригинальные, повторяющиеся) и по фактору адекватности (близость образа и понятия, степень обобщенности, лаконичность изображения). К регистрируемым особым феноменам относятся ассоциации по созвучию, сверхабстрактность символики, недифференцированные изображения, «шоковые» реакции (см. Роршаха тест), употребление буквенных обозначений, стереотипии, высказывания испытуемых и т. д. Графические особенности рисунка анализируются с учетом расположения на листе бумаги, характера линий, размера, нажима и т. д. Выделяются дифференциально-диагностические критерии оценки П., полученные на основании сопоставления контингентов больных и здоровых лиц. Имеются нормы, которые носят как статистический, так и описательный характер. Валидность конструктная стандартизированной формы П. анализировалась на основе сопоставления полученных данных с тестом Роршаха, рисуночными проективными тестами, в частности «Дом-дерево — человек» тестом, Бентона визуальной ретенции тестом, вербальными методиками исследования мышления. Валидность критериальная (текущая) определялась сопоставлением результатов больных с различными психическими заболеваниями и здоровых. П. относится к числу наиболее широко употребляемых методик изучения познавательной сферы и личности в отечественной клинической психодиагностике. ПИЛОТАЖНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ -пробное исследование, предшествующее основному и предпринимаемое в целях проверки качества подготовки основного исследования. Основная функция П. и. — уточнение задач и выдвинутых на основе теоретического исследования гипотез. Нередко в результате П. и. формируются новые гипотезы. В психологической диагностике П. и. имеет большое значение как форма проверки рациональности и обоснованности выбора контингента исследования, арсенала методик, отлаживания процедуры, сбора информации, взаимодействия между лицами, проводящими обследование. П. и. — неотъемлемая часть комплексной процедуры разработки тестовой методики, установления адекватного набора тестовых задач, нормирования и стандартизации, проверки валидности. П. и. в практической психодиагностике применяется при использовании в новых условиях известных методик для верификации их надежности и валидности. Огромное значение имеет П. и. для отработки анкет, опросных листов, бланков интервью, документации, предназначенной для фиксации результатов исследования. Объем выборки для П. и. зависит от целей и задач пилотажа и основного исследования. Обычно считается достаточным обследование 50-100 человек. Выборка для П. и. должна соответствовать требованиям репрезентативности по отношению к испытуемым при основном исследовании. Величина выборки и детализация П. и. зависят от степени апробированности применяемых методик. ПИРСА—ХАРРИСА ДЕТСКОЙ Я-КОНЦЕПЦИИ ШКАЛА (Piers—Harris Children's Self-Consept Scale) — опросник личностный. Направлен на измерение самосознания. Предложен Е. Пирсом и Д. Харрисом в 1964 г. Предназначен для обследования испытуемых в возрасте от 8 до 16 лет. Опросник включает 80 утверждений, касающихся отношения к своему «Я», а также тех или иных обстоятельств и ситуаций, связанных с проявлением самоотношения. Формулировки пунктов опросника основываются на коллекции детских утверждений относительно того, что детям обычно в себе нравится и что не нравится. Пункты построены в виде утверждений, с которыми требуется либо согласиться («да»), либо не согласиться («нет»): Примеры утверждений: 11. Мои товарищи смеются надо мной. 10. Я волнуюсь, когда у меня контрольная в школе. 15. Я сильный. Имеются данные об удовлетворительной надежности опросника (коэффициент надежности ретестовой — 0,77, надежности частей теста — 0,78-0,93), проведены исследования по валидности конструктной. Сведений об использовании в СНГ не имеется. ПОЖИЛЫХ АППЕРЦЕПЦИИ ТЕХНИКА (The Senior Apperception Technique) — проективная методика исследования личности. Опубликована Л. Беллаком и С. Беллак в 1973 г. (переработанное издание — 1985). П. а. т. — вариант тематической апперцепции теста, предназначена для обследования лиц от 65 лет и старше. Стимульный материал состоит из 16 стандартных черно-белых таблиц-рисунков, отобранных из первичного набора, включавшего 44 рисунка. Авторы исходили из положения о том, что рисунки должны затрагивать как негативные (болезнь, одиночество и др.), так и позитивные (общение с внуками и др.) стороны жизни пожилых людей. Отличительной особенностью П. а. т. считается как разнообразие получаемых данных, которые могут быть использованы не только узкими специалистами, так и особая конкретность рассказов, составляемых по рисункам пожилыми людьми. Отмечается, что при использовании П. а. т. в качестве варианта клинической беседы целью является помощь испытуемому в вербализации беспокоящих проблем, выявление конкретных причин актуального психического состояния. В качестве проективной методики П. а. т. может использоваться только квалифицированными специалистами. Интерпретировать рассказы по П. а. т. рекомендуется так же, как в детской апперцепции тесте и тематической апперцепции тесте. Обоснованные данные о валидности и надежности П. а. т. отсутствуют, «за исключением того факта, что рисунки изображают ситуации, которые часто встречаются в повседневной жизни, а поэтому вполне вероятно, что они вызовут типичные реакции, чувства и мысли, касающиеся этих ситуаций» (Л. Беллак и С. Беллак, 1985, с. 10). Проведенные исследования подтверждают определенное значение П. а. т. как инструмента, позволяющего раскрывать, индивидуализировать психологические затруднения, испытываемые лицами пожилого и старческого возраста. Сведений об использовании в СНГ не имеется. «ПОРОГ АКТИВНОСТИ» (ПА) — опросник личностный, предложен Т. Л. Романовой в 1991 г. и предназначен для диагностики скорости принятия решения и готовности к совершению действий. П. а. состоит из 18 утверждений (от первого лица), с которыми обследуемый должен согласиться или не согласиться. Примеры утверждений: 1. Прежде чем сделать что-то важное, я долго настраиваюсь, собираясь с духом; 11. Я не люблю людей, которые постоянно сомневаются, вместо того чтобы действовать; 18. Я часто откладываю свои дела «на потом». За ответ, совпадающий с ключом, начисляется 1 балл. Показатель от 0 до 5 характеризует низкий порог активности, от б до 10 — средний и от 11 до 18 — высокий. Обследование занимает не более 10 мин. П. а. стандартизирован на выборке из 100 человек. Сообщается о достаточно высокой надежности ретестовой, а также надежности по внутренней согласованности. Валидность устанавливалась путем сравнения самооценок обследуемых с результатами тестирования, а также сравнением последних с данными обследования по методике групповой оценки личности (ГОЛ). Получены свидетельства удовлетворительной валидности П. а. Опросник рекомендуется для обследования лиц в возрасте от 18 до 60 лет, имеющих образование не ниже 8 классов. Методика применяется в психологическом консультировании и наиболее эффективна в комплексе с другими. ПОТРЕБНОСТИ В ДОСТИЖЕНИИ ОПРОСНИК (ПД) — опросник личностный. Направлен на исследование особенностей мотивации достижений. Предложен Ю. М. Орловым в 1978 г. Опросник включает 23 утверждения. Примеры: — Для меня в любом деле важнее процесс исполнения, чем его конечный результат. — Считаю, что люди больше страдают от неудач в работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими. — Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы. Составление бланка утверждений основывалось на комплексной экспериментальной проверке связей между критериальными показателями мотивации достижения и ответами. В качестве критериев использовались: решение интеллектуальных задач с инструкцией, активизирующей мотивацию; результаты контент-анализа данных тематической апперцепции теста, сведения, полученные с помощью групповой оценки личности. В опросник включались пункты, отличающиеся высокой дискриминативностью (см. Дискриминативность заданий теста) и связью с критерием. Имеются данные о валидности текущей (получены методом контрастных групп). Уровень стандартизации оценок П. д. о. невысок. Предлагается ряд градаций оценок или оценки шкальные в виде шкалы стэнов. П. д. о. рекомендован для исследований влияния мотивации достижения на эффективность деятельности, а также при индивидуальном консультировании. ПРОБА СТИМУЛЯТИВНО-ПЕРЦЕПТИВНАЯ (Modelo Estimulativo Perceptivo, МЕР) — проективная методика исследования личности. Разработана Э. Романо в 1979 г. Стимульный материал П. с.-п. представляет собой таблицы с изображением простых геометрических фигур черного цвета на белом фоне. Фигуры легко идентифицировать. Для них характерна невысокая степень неопределенности, что ограничивает возможности выявления проективных феноменов. В соответствии с инструкцией требуется: 1. Описать на листе бумаги то, что испытуемый видит. 2. Рассказать, что напоминают предложенные фигуры. При интерпретации ответы испытуемых относят к одной из следующих категорий: геометрические, конфигуративные, обобщающие, графические, эмоциональные. Анализируют следующие параметры: 1. Особенности интеграции эго-функций. По выполнению первого задания судят о сохранности у испытуемого чувства реальности. Ответы рассматриваются как адекватные, если названия фигур соответствуют общепринятым. При более подробном анализе ответы делятся на собственно адекватные, адекватно-положительные (детальное описание характеризует развитые дискриминативные функции, точность — аналитико-синтетические функции, а оригинальность описания — склонность к инновациям), адекватно-отрицательные (соответственно избыток несущественных деталей, пропуски в описаниях и их стереотипность). Эмоциональность ответов оценивают следующим образом: а) нейтральные эмоции; б) наличие тревоги, если испытуемый повторяется в ответах; в) наличие положительных эмоций — испытуемый воспринимает процедуру обследования как игру; г) наличие отрицательных эмоций (явных или скрытых), если ответ отсутствует или дается необычный ответ, а также при задержках ответов, вербальной или невербальной демонстрации неудовольствия. 2. Проективные феномены. Обнаруживаются при выполнении второго задания. Хотя структурные характеристики стимулов ограничивают проективность методики, можно диагностировать явную или скрытую тревогу, склонность к навязчивым состояниям и др. По восприятию стимулов судят об оценке внешней действительности, сравнивая воздействие стимулов со своего рода психической травмой. При этом анализируют, например, степень удовольствия—неудовольствия в процессе ответов, фиксации на невыполненном действии. В целом анализ основан на выявлении связей между символами, особенностями их восприятия и бессознательными феноменами, присущими испытуемому. 3. Способность к научению или к восприятию нового. Анализируются особенности памяти и способность к организации материала во времени, реорганизации собственного перцептивного поля. 4. Интерактивный потенциал. Определяется при групповом обследовании. Диагностируется степень адаптированности к действительности, конформизм, изоляция, тип лидерства и др. Сведения о надежности и валидности отсутствуют, однако автор отмечает соответствие данных П. с.-п. результатам, полученным при использовании других методик. Проводятся исследования по стандартизации. П. с.-п. является скрининговой методикой, и ее рекомендуется использовать на предварительном этапе обследования в клинической и педагогической психологии, психологии труда, в семейной консультации. Сведений об использовании в СНГ не имеется. ПРОБЛЕМ РЕШЕНИЯ ОПРОСНИК (Problem Solving Inventory, PSI) — опросник личностный. Направлен на исследование стиля, присущего личности при решении проблем в реальной жизни. Предложен П. Хеппнером и К. Петерсеном в 1981 г. Методика содержит 35 утверждений. Испытуемому предлагается указать степень согласия (несогласия) с каждым утверждением по 6-балльной шкале (от 1 балла — «полностью согласен» до 6 баллов — «полностью не согласен»). В ходе разработки П. р. о. данные, полученные при его использовании, подвергались факторному анализу, в результате чего были отобраны 3 фактора, соответствующие трем диагностическим шкалам. Несмотря на ортогональность факторов, возможно и получение общего показателя. Шкала 1. «Уверенность в решении проблемы» (11 заданий). Примеры утверждений: «Когда я составляю план решения проблемы, я почти уверен в том, что смогу его осуществить»; «Столкнувшись с новой ситуацией, я почти уверен в том, что смогу преодолеть могущие возникнуть трудности». Шкала 2. «Уклонение от решения проблемы» (16 заданий). Примеры утверждений: «Столкнувшись с проблемой, я обычно делаю первое, что приходит в голову в процессе ее решения»; «Решив проблему, я не анализирую, что было правильным или неправильным в моих действиях». Шкала 3. «Самоконтроль» (5 заданий). Примеры утверждений: «Хотя я и пытаюсь решить проблему, порой все же чувствую себя неуверенно, не нахожу реального выхода»; «Я высказываю резкие суждения и позднее сожалею об этом». Опросник стандартизован на выборке из 150 испытуемых (студенты американских вузов). Имеются данные об удовлетворительной надежности ретестовой (коэффициенты 0,83-0,89 по отдельным шкалам при интервале 2 нед) и о высокой внутренней согласованности утверждений. Валидность исследовалась путем изучения корреляционных связей шкал П. р. о. со шкалами подобных опросников личностных. Показано, что измеряемые показатели не связаны с интеллектом, социальной желательностью, а имеют отношение к личностным переменным в области самоконтроля. Работа по изучению валидности опросника продолжается. Сведений об использовании в СНГ не имеется. ПРОВЕРКА G — тест интеллекта, вербальная методика для оценки быстроты понимания прочитанного текста. Разработан М. Миланом в 1946 г. Тестовая тетрадь содержит анкетные данные испытуемого и короткую инструкцию с примерами выполнения. В тесте представлены задания следующего типа: — Днем светло. Как днем? — Ночью темно. Когда темно? — Днем иногда светит солнце. Что светит днем? Тест содержит 186 заданий, на которые следует ответить одним словом. Время решения ограничено и испытуемым заранее не сообщается. При оценивании за каждый правильный ответ начисляется один балл. По данным факторного анализа, на показатели теста влияют особенности вербального мышления и фактор G. Методика применяется для обследования детей начиная с 6-7 лет. Может использоваться как средство диагностики достижений в овладении чтением, в клинической психодиагностике для анализа вербального развития и нарушений понимания речи, в школьной психодиагностике при оценке готовности к школе. Данных об использовании в СНГ нет. ПРОЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ СТАРЕНИЯ МЕТОД (The Projective Assessment of Aging Method, PAAM) — проективная методика исследования личности. Опубликована М. Вейнер в 1993 г. П. о. с. м. состоит из 31 рисунка, которые отображают темы, связанные со старостью и процессами старения. 14 рисунков предназначены для стандартного предъявления, 14—дополнительные и 3 — варианты для женщин и мужчин. Рисунки неопределенны, их тема предполагается, но специфика должна быть определена самим испытуемым. Составляя рассказы по этим рисункам, испытуемые демонстрируют важные потребности, интересы, тревоги, стиль их преодоления и другие динамические факторы, связанные со старением (см. Пожилых апперцепции техника). Данные о валидности и надежности отсутствуют, в ее нынешнем виде методика ориентирована на качественный анализ. Автор утверждает, что, хотя П. о. с. м. является эффективным средством для работы непосредственно с пожилыми людьми, он также является полезным для обучения и повышения квалификации персонала, при изучении студентами курса геронтологии. Сведений об использовании в СНГ не имеется. ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ (лат. projectio — выбрасывание вперед) — совокупность методик, направленных на исследование личности и разработанных в рамках проективного диагностического подхода (см. Психодиагностический метод). Понятие проекции для обозначения этих методик было впервые использовано Л. Франком (1939) и, несмотря на неоднократные попытки изменить их название, закрепил
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|