Изменение нейронного пейзажа
Всякий раз, когда вы пользуетесь мысленным представлением, в мозгупроисходят соответствующие электрохимические реакции. Это однозначноподтвердили различные методики сканирования мозга, причем некоторые из нихпроводились в режиме реального времени. Когда мы думаем, в нейронных сетяхпроисходят вполне реальные изменения. Постоянно меняется не только пейзажнеосязаемого "разума", как бы ни определяли это свойство, но и самаповерхность мозга, "серого вещества". Изменения касаются ее формы ихимического состава. Если вы хоть однажды мысленно создали дерево высотой вмилю или голубой одуванчик" эти образы уже невозможно стереть. Они могутменяться при повторных воспоминаниях, но в той или иной форме останутся впамяти, навсегда впечатавшись в вашу внутреннюю карту, топографию вашейличности. Вы можете осознанно пользоваться этой особенностью мышления, чтобыизменять свое самочувствие и вносить преобразования в различные сферы вашейжизни. Упражнения в прилагаемом домашнем задании помогут вам в этомубедиться на собственном опыте. У вас не так уж много средств, дающих возможность изменить мир. Однакос их помощью можно существенно изменить то, как вы представляете, то естьистолковываете этот мир. Для этого вам достаточно научиться выявлять именять субмодальности своего мышления. Вы способны изменить к лучшему то,как думаете, что делаете и чего добиваетесь. СЕГОДНЯШНИЙ УРОК: РЕЗЮМИРУЮЩАЯ ПРЕСУППОЗИЦИЯ Разум и тело - взаимодополняющие одной системы Мы отождествляем ощущения со своим телом, но можем изменить своюфизиологию путем перемен в образе мышления. Если вы мыслите "уверенно", то ивыглядите уверенным в себе и действуете точно так же. Если же вы мыслите"тревожно" или "испуганно", то к этой общей окраске мыслейУРОК ВОСЬМОЙ
В этой главе: • Язык как средство достижения желаемого • "А-Прим" • Иерархия идей • От слов к результатам Центр и самое средоточие НЛП - слово "лингвистическое", и сейчас мыперейдем к теме языка. Мы уже много говорили о языке тела и невербальном общении. Однакообычный язык тоже является неотъемлемой частью нормального эффективногообщения - не только слова, которые мы произносим (как мы помним, ониопределяют только 7 процентов общения), но и то, как обрабатывает речь нашмозг. Все это факторы, от которых общение зависит весьма в немалой степени.Даже отдельные слова могут существенно повлиять на его содержание. Сколькораз случалось, что вы и собеседник пользовались одним и тем же словом, нолишь гораздо позже понимали, что каждый из вас вкладывал в него совершенноиной смысл? Бывает, что мы просто наталкиваемся на пределы возможностейязыка и вынуждены признаться: "Не могу выразить это словами".ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ЖЕАЕМОГО Благодаря НЛП мы можем использовать язык для улучшения общения, нопроисходит это по-особому, не так, как мы привыкли. Использование языка вэтом новом качестве - в соответствии с принципами НЛП - обусловленопониманием границ его возможностей и его власти, а именно пониманием' связимежду языком и тем, как мы представляем и "фильтруем" явления, то естьмоделью НЛП, описанной на первом уроке. В свою очередь, язык становится длянас многоцелевым инструментом, чем-то вроде электродрели, которую можноиспользовать с самыми разными насадками. Однако если не знать, какпользоваться этим инструментом в соответствии с его назначением, им можнопри случае натворить немало бед. Сходным образом, мы начнем лучшепользоваться языком, если уясним его реальные и потенциальные возможности.Вообще в НЛП нам предстоит научиться подбирать для предстоящей работыинструмент наиболее подходящий. Здесь уместно вспомнить усвоенное на втором и на третьем уроке: никогдане следует упускать из виду выбранную вами цель, намеченный результат. Непозволяйте себе слишком увлекаться процессом ее достижения. В контекстеаналогии с электродрелью -что для вас составляет цель: сверло или отверстие?Вероятно, при той работе, для которой создана электродрель, ваши мысли будутсосредоточены на результате - создании нужных отверстий, - а не на процессе- их сверлении. Этого достаточно для того, чтобы подходящий инструмент самподвернулся под руку. В этой главе мы поговорим об одном из такихинструментов: о языке. Вспомним пресуппозицию, резюмирующую урок четвертый: "Смысл общения - вреакции собеседника". Научившись сознательно пользоваться языком, мы сможемс его помощью добиться желаемого отклика и, скорее всего, достичь нужногорезультата. Для этого нам нужно подобрать те слова, которые имеютсоответствующий смысл для собеседника, вписываются в его картудействительности. Сходным образом нам нужно уметь точно определять, чтоименно подразумевает собеседник под используемыми им словами. Иногда этот смысл можно выявить с помощью исподволь наводящих вопросов.Такие навыки очень пригодятся в работе, непосредственно связанной собщением, да и вообще полезны каждому, кто посредством общения хочетулучшить свою жизнь. На следующих трех уроках вы узнаете, как пользоваться языком, чтобыдостигать самых разнообразных результатов. Для усвоения этих приемов нужнобыть лишь достаточно восприимчивым, и тогда достаточно вскоре вы сможетевоспользоваться новыми преимуществами.А-ПРИМ
Две опасности
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|