Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изменение нейронного пейзажа




Всякий раз, когда вы пользуетесь мысленным представлением, в мозгупроисходят соответствующие электрохимические реакции. Это однозначноподтвердили различные методики сканирования мозга, причем некоторые из нихпроводились в режиме реального времени. Когда мы думаем, в нейронных сетяхпроисходят вполне реальные изменения. Постоянно меняется не только пейзажнеосязаемого "разума", как бы ни определяли это свойство, но и самаповерхность мозга, "серого вещества". Изменения касаются ее формы ихимического состава. Если вы хоть однажды мысленно создали дерево высотой вмилю или голубой одуванчик" эти образы уже невозможно стереть. Они могутменяться при повторных воспоминаниях, но в той или иной форме останутся впамяти, навсегда впечатавшись в вашу внутреннюю карту, топографию вашейличности. Вы можете осознанно пользоваться этой особенностью мышления, чтобыизменять свое самочувствие и вносить преобразования в различные сферы вашейжизни. Упражнения в прилагаемом домашнем задании помогут вам в этомубедиться на собственном опыте. У вас не так уж много средств, дающих возможность изменить мир. Однакос их помощью можно существенно изменить то, как вы представляете, то естьистолковываете этот мир. Для этого вам достаточно научиться выявлять именять субмодальности своего мышления. Вы способны изменить к лучшему то,как думаете, что делаете и чего добиваетесь.

СЕГОДНЯШНИЙ УРОК:

РЕЗЮМИРУЮЩАЯ ПРЕСУППОЗИЦИЯ

Разум и тело - взаимодополняющие одной системы

Мы отождествляем ощущения со своим телом, но можем изменить своюфизиологию путем перемен в образе мышления. Если вы мыслите "уверенно", то ивыглядите уверенным в себе и действуете точно так же. Если же вы мыслите"тревожно" или "испуганно", то к этой общей окраске мыслей

УРОК ВОСЬМОЙ

ВЛАСТЬ ЯЗЫКА

В этой главе:

• Язык как средство достижения желаемого

• "А-Прим"

• Иерархия идей

• От слов к результатам

Центр и самое средоточие НЛП - слово "лингвистическое", и сейчас мыперейдем к теме языка. Мы уже много говорили о языке тела и невербальном общении. Однакообычный язык тоже является неотъемлемой частью нормального эффективногообщения - не только слова, которые мы произносим (как мы помним, ониопределяют только 7 процентов общения), но и то, как обрабатывает речь нашмозг. Все это факторы, от которых общение зависит весьма в немалой степени.Даже отдельные слова могут существенно повлиять на его содержание. Сколькораз случалось, что вы и собеседник пользовались одним и тем же словом, нолишь гораздо позже понимали, что каждый из вас вкладывал в него совершенноиной смысл? Бывает, что мы просто наталкиваемся на пределы возможностейязыка и вынуждены признаться: "Не могу выразить это словами".

ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ЖЕАЕМОГО

Благодаря НЛП мы можем использовать язык для улучшения общения, нопроисходит это по-особому, не так, как мы привыкли. Использование языка вэтом новом качестве - в соответствии с принципами НЛП - обусловленопониманием границ его возможностей и его власти, а именно пониманием' связимежду языком и тем, как мы представляем и "фильтруем" явления, то естьмоделью НЛП, описанной на первом уроке. В свою очередь, язык становится длянас многоцелевым инструментом, чем-то вроде электродрели, которую можноиспользовать с самыми разными насадками. Однако если не знать, какпользоваться этим инструментом в соответствии с его назначением, им можнопри случае натворить немало бед. Сходным образом, мы начнем лучшепользоваться языком, если уясним его реальные и потенциальные возможности.Вообще в НЛП нам предстоит научиться подбирать для предстоящей работыинструмент наиболее подходящий. Здесь уместно вспомнить усвоенное на втором и на третьем уроке: никогдане следует упускать из виду выбранную вами цель, намеченный результат. Непозволяйте себе слишком увлекаться процессом ее достижения. В контекстеаналогии с электродрелью -что для вас составляет цель: сверло или отверстие?Вероятно, при той работе, для которой создана электродрель, ваши мысли будутсосредоточены на результате - создании нужных отверстий, - а не на процессе- их сверлении. Этого достаточно для того, чтобы подходящий инструмент самподвернулся под руку. В этой главе мы поговорим об одном из такихинструментов: о языке. Вспомним пресуппозицию, резюмирующую урок четвертый: "Смысл общения - вреакции собеседника". Научившись сознательно пользоваться языком, мы сможемс его помощью добиться желаемого отклика и, скорее всего, достичь нужногорезультата. Для этого нам нужно подобрать те слова, которые имеютсоответствующий смысл для собеседника, вписываются в его картудействительности. Сходным образом нам нужно уметь точно определять, чтоименно подразумевает собеседник под используемыми им словами. Иногда этот смысл можно выявить с помощью исподволь наводящих вопросов.Такие навыки очень пригодятся в работе, непосредственно связанной собщением, да и вообще полезны каждому, кто посредством общения хочетулучшить свою жизнь. На следующих трех уроках вы узнаете, как пользоваться языком, чтобыдостигать самых разнообразных результатов. Для усвоения этих приемов нужнобыть лишь достаточно восприимчивым, и тогда достаточно вскоре вы сможетевоспользоваться новыми преимуществами.

А-ПРИМ

Всю эту книгу мы написали в том языковом стиле, который называют А-Прим. Это понятие введение лингвистом Дэвидом Борландом, выпускникомГарварда, и означает отсутствие глагола "быть", его аналогов (тире,выражений "являться", "представлять собой" и т. п.) и оборотов с его неявнымприсутствием. Хотя они встречаются в языке очень часто, использование такихглаголов приводит к затуманиванию смысла и возникновению двусмысленныхграмматических форм. То же относится к страдательному залогу и безличнымоборотам ("замечено, что...", "считается, что..."). В НЛП на такие фразыобычно откликаются так: "Кто это заметил?", "Кто так считает?" Появление глагола "быть" под разнообразными масками приводит к самымнеопределенным допущениям, таким, например, как "это - правда" или "он -плохой человек". Его использование подразумевает, что все делится только начерное или белое, хотя реальная жизнь доказывает прямо противоположное.Обобщающие тире стали настолько привычным способом наклеивать ярлыки налюдей и явления, что у нас не возникает и мысли о том, что язык можноиспользовать намного точнее. Сложности появляются в тех случаях, когдадругие по-своему понимают наши слова, что оборачивается полнымнесоответствием их смыслу. В результате нарушается общение, страдают нашивзаимоотношения с окружающими. Подобные языковые искажения представляют собой один из множествафильтров в модели НЛП. Даже такие распространенные глаголы, как "быть","являться", оказывают влияние на наше восприятие и приписываемое различнымявлениям содержание. Хорошо это или плохо, но язык в основе своей определяетобраз мышления, и А-Прим достаточно наглядно это демонстрирует. Он не толькослужит иллюстрацией тому, как слова приобретают смысл, но и позволяет вамменять образ мышления, пользуясь простыми языковыми приемами. В обыденной речи мы привыкли пользоваться проторенными короткимипутями. Необходимость исключить из языка неоднозначности заставляет наспо-настоящему задумываться о том, что именно мы хотим передать собеседнику впроцессе общения. Чаще всего вы сможете найти лучшую, более понятную формувыражения своих мыслей, если начнете пользоваться глаголами действия и четкоуказывать, кто эти действия выполняет. К счастью, несмотря нараспространенность глаголов "быть" и "являться", наш язык очень богатсредствами выражения.

Две опасности

Основоположник общей семантики Альфред Кожибский выявил два видаугрозы, которую влечет за собою применение глагола "быть" и его аналогов.Первую угрозу он назвал отождествлением ("Джоан -няня"), а вторую предикацией ("Джо глупый", "Тот лист - желтый"). Глагол "быть" не терпиткомпромиссов: нечто либо является таким-то, либо не является. По этойпричине мы склонны высказывать самые обобщенные и абсолютные сентенции, невыдерживающие никакой логической проверки. Например, Джоан может являться нетолько няней, но, в то же время, матерью, женой, студенткой, теннисисткой исторонницей здорового образа жизни. И в действительности ей случаетсяподрабатывать няней лишь время от времени, в период школьных каникул. Таккем же является Джоан? Без сомнений, перечисленные понятия не ограничиваютвесь список того, кем объявляется, По существу, высказывание "Джоан - няня"лишь мешает нам по-настоящему понять, кто она. Сходным образом, фраза "Джо глупый" примет в языке А-Прим иной вид,например: "В том случае Джо вел себя глупо", а еще лучше: "Мне кажется, чтоон вел себя глупо". Выражение "Тот лист - желтый" станет звучать так: "Лист выглядел желтым" либо "В сумерках лист казался Джону желтым,зеленовато-коричневым". Благодаря этому мы можем намного яснее и правильнеевыразить тот смысл, который хотим вложить в свои слова. Часто для этогодостаточно избавиться от назойливых тире опущенных сказуемых. Простоспросите себя: "Что именно я собираюсь сказать?" А-Прим придает языку более точное содержание, определяет, кто именнодействует или говорит, кто несет ответственность за сказанное. Этот стильпомогает избежать туманных и неоднозначных обобщений, заставляет заменятьаналоги глагола "быть" четкими глаголами действия. В нем почти отсутствуетстрадательный залог и полностью исчезают наиболее широкие обобщения, или"номинализации", которые так любят бюрократы и далекие от жизни ученые.Абстрактные понятия превращаются в конкретные, ощутимые явления, которые мыв силах представить и понять.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...