Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Опущение, обобщение и искажение




Номинализации и глагол "быть" приводят к "поверхностному" пониманию.Замена глагола "быть" другими словами обычно вызывает вопросы, связанные сглубинной структурой содержания. В частности, она помогает выявить опущения,обобщения и искажения, которыми изобилует наша повседневная речь. Мозг опускает, обобщает и искажает при фильтрации огромных объемовсведений, так как иначе они просто захлестнули бы его. Вы уже встречались сэтим явлением, когда изучали на первом уроке модель НЛП. В плане пользованияязыком такая фильтрация становится для нас жизненно важной стратегией. Нашесознание отмечает лишь крошечную долю миллионов бит информации, которыеобрушиваются на него каждую секунду. При этом осознающий разум оставляет намвполне достаточный для жизни объем сведений. Вместе с тем этот же процесс становится причиной взаимного непониманияи ошибок в общении между людьми. У каждого человека есть свои,индивидуальные представления о "действительности". Как мы уже знаем, "карта- не территория". Любой человек способен воспринимать лишь небольшую долюпроисходящего вокруг. Понимание этого обычно вызывает интерес к картамокружающих и - во всяком случае, нам хочется на это надеяться - терпимость красхождениям во взглядах. Если бы люди признали, что ни один из них не можетпретендовать на окончательную правоту, в мире стало бы намного меньшеконфликтов. Теперь, когда у вас есть общее представление о роли языка согласномодели НЛП, вы можете начать изучать разнообразные схемы, связанные с двумяполюсами непрерывного языкового пространства. Модель Милтона, с которой мыпознакомимся на следующем уроке, позволит вам целенаправленно пользоватьсяязыковыми неопределенностями, а Метамодель (десятый урок) поможет выявлять иучитывать языковые шаблоны, чтобы добиваться в общении более точногопонимания. Обе модели станут мощными инструментами в вашем арсенале приемовНЛП, помогут вам добиться успехов в общении и достижении своих целей.

СЕГОДНЯШНИЙ УРОК:

РЕЗЮМИРУЮЩАЯ ПРЕСУППОЗИЦИЯ

Каждый выбирает лучшее из того, что ему доступно

В распоряжении человека - данная от природы возможность выбирать,сопутствующая нашей врожденной склонности стремиться к каким-то целям идостигать их. Гибкий подход четырехступенчатой модели успеха (см. второйурок) предполагает наличие нескольких способов достижения любого результата,нескольких точек зрения на проблему, нескольких форм поведения в одних и техже обстоятельствах. Итак, мы неизбежно сталкиваемся с выбором. В НЛП этовыражается и другими словами: "Выбор лучше его отсутствия". В целом, чем шире возможности выбора, тем большей властью надобстоятельствами вы обладаете, тем выше шансы на достижение намеченногорезультата. Однако мы можем делать выбор только на основе имеющихся наданный момент знаний и ресурсов - если угодно, только руководствуясьсобственной картой действительности. По этой причине поступки других могутвыглядеть с вашей точки зрения странными или ошибочными. Но их поведение,скорее всего, отражает наиболее оптимальный выбор, какой они могли сделать втот момент, исходя из тех возможностей, какие им удалось выявить. Этоозначает, что вы можете менять свое и чужое поведение, научившись выявлятьдополнительные либо более привлекательные возможности выбора.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Опираясь на приведенные примеры, проведите эксперименты смасштабированием. Посмотрите, до какой степени вам удастся увеличить масштабпроизвольного слова или понятия. Вы можете делать это наедине с собой,записывая слова, которые приходят в голову, и постепенно составляя иерархиюидей. С другой стороны, вы можете выполнять это упражнение вместе спартнером. Оно сделает вашу речь более беглой, а также повысит способностьопределять, какие масштабные уровни уместны в тех или иных обстоятельствах. Придумайте определение, которое вполне соответствует, на ваш взгляд,одному из хорошо знакомых вам людей (например, "самоуверенный", "преданный"и так далее). Запишите на бумаге несколько утверждений, касающихся этогочеловека: что он на самом деле говорит и делает. Используйте глаголыдействия. Затем проверьте, соответствует ли выбранное вами абстрактноеопределение действительности. Можете ли вы считать его подходящей "меткой"? Если вы еще не выполняли это упражнение, найдите журнальную илигазетную статью и вычеркните из нее все случаи прямого или косвенногоиспользования глагола "быть". Обратите внимание на то, как изменился текст,какие уточняющие вопросы о его содержании у вас возникли. Выберите в книге или в журнале один-два абзаца и перепишите их в стилеА-Прим: не искажая исходного содержания, избавьтесь от разнообразных формглагола "быть", его синонимов, страдательного залога и безличных выражений.Старайтесь найти различные способы выражения того смысла, который, по вашемумнению, хотел передать автор. Вы можете сделать то же самое со своимисобственными текстами (отчетами или статьями). Скорее всего, вы заметите,что после этого текст стал более ясным и точным. Использование стиля А-Примможет существенно изменить и улучшить ваш образ мышления.

УРОК ДЕВЯТЫЙ

СИЛА НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

В этой главе:

• Принципы языка Милтона

• Раппорт и утилизация

• Применение милтоновских структур

У вас есть немного времени?" По своей грамматической структуре такойвопрос требует ответа либо "да", либо "нет". Однако в практике общения можноне сомневаться, что в данном случае время у собеседника найдется, даже еслина самом деле его в обрез, - этот результат и соответствует намерениюнеточно сформулированного вопроса. Показательно, что подобная форма приводитк положительному ответу намного чаще, чем более точный вопрос, например: "Не могли бы сказать, сколько времени в вашем распоряжении?" Сходным образом вопрос: "Вы не могли бы немного подвинуться?" приводитк аналогичному отклику-действию - вместо буквального ответа "да" или "нет".Продавец добивается встречи с потенциальным покупателем, когда предлагает:"Встретимся в четверг или вы предпочитаете среду либо вторник?" При этомпокупатель невольно сосредоточивается на явно выраженном выборе, хотя вдействительности не так уж хочет обязывать себя обещанием встретиться. Эти распространенные примеры показывают, что неопределенный илиобобщенный язык способен принести удачные результаты в тех обстоятельствах,когда более точные и, вообще говоря, правильные формулировки могут оказатьсябезуспешными. Не осознавая лингвистической неопределенности подобныхоборотов речи, мы пользуемся ими очень часто, поскольку инстинктивночувствуем, какой отклик они, вероятнее всего, вызовут. На этом уроке мыобсудим целый рад подобных оборотов речи, которые вы сможете применять целенаправленно (то есть намеренно), чтобы достичь намеченного результатаобщения. Модель Милтона охватывает языковые структуры, которые основоположникиНЛП Ричард Бендлер и Джон Гривдер смоделировали благодаря работам МилтонаЭриксона - вероятно, одного из самых примечательных гипнотерапевтов вистории психологии. Эриксон пользовался тем, что сам называл "искусствомнеопределенности", оборотами речи, которые делают общение более эффективным. Мы уже знаем, что для достижения результатов общения можем пользоватьсяязыком совершенно по-разному. В одних случаях нам следует вникать вподробности и точный смысл слов, а в других нашим целям больше соответствуютобобщенные, абстрактные понятия. Например, если вы хотите, чтобы собеседниксам, без постороннего руководства, воспользовался своим воображением, то чемменьшее влияние вы оказываете на его мысли, тем лучше. С другой стороны, вамможет понадобиться обратиться к его чувствам, а не к его рассудку. Наконец,у вас может возникнуть желание избежать погружения в детали, чтобы невстретить возражений, либо намеренно опустить те подробности, которые несвязаны с желаемым исходом общения. Кроме того, вы можете пользоватьсяязыком для присоединения и его ведения, о которых мы говорили на пятомуроке. Милтоновский язык отвлекает сознательное мышление, обеспечивая доступк подсознанию и всем его ресурсам. Хотя подобные языковые структуры постоянно встречаются в повседневнойречи, Милтон Эриксон активно и весьма эффективно пользовался ими, чтобыввести своих пациентов в транс. Впрочем, все мы проводим большую частьвремени в своеобразном трансе - "даунтайме", - а само состояние трансаиспользуется не только в гипнотерапии. Например, оно приносит пользу, когдавы получаете доступ к своему подсознанию, о чем мы говорили на третьемуроке. Кроме того, транс относится к "правостороннему" подходу, то естьсвязан с творчеством, решением проблем, улучшением памяти и многими другимиформами развития. Погружение в транс при лечении, иллюстрируемое некоторымипримерами этого урока, происходит уже благодаря самому происхождениюсоответствующих языковых структур. Однако вы можете применять их вповседневном общении, главным образом для того, чтобы "перепрыгнуть" черезосознающий разум, избежать его возражений и достичь намеченного результатаобщения.

ПРИНЦИПЫ ЯЗЫКА МИЛТОНА

Какие языковые структуры вам нужно научиться выявлять? Ниже мыперечисляем некоторые из них и приводим примеры того, как ими пользоваться.Пусть вас не пугают их названия, хотя в отдельных случаях они могутвыглядеть весьма технизированными. Возможно, вам захочется присвоить своиназвания тем шаблонам, которые вызовут у вас особые неудобства. Еслисложность названий вас не отвлекает, сосредочтесь на самих структурах, закоторыми они условно закреплены. Без сомнений, вам доводилось слышатьпримеры этих структур в работе и личной жизни. Вы быстро заметите, что этиобороты речи достаточно важны и полезны. В некоторых примерах мы отступилиот стиля А-Прим, поскольку хотели показать, как эти структуры входят вобычную устную речь. Кроме того, в данном случае глагол "быть" и безличноесклонение лишь усиливают неопределенность фраз, то есть мы можем считать ихроль полезной. На десятом уроке вы узнаете, какими вопросами можете уточнитьконкретное содержание подобных структур. Таким образом, вы получитеразнообразные инструменты, сможете пользоваться языком как точным, так инеопределенным, в зависимости от своих целей и желаемого результата общения.

Чтение мыслей

Претензия на понимание мыслей или чувств другого человека без уточнениятого процесса, который позволил вам получить эти сведения. Например: "Японимаю, вы сейчас гадаете, почему..."

Безличность

Неопределенное суждение, в котором опущена ссылка на исполнителядействия или автора неопределенного суждения. Например: "Очень полезнопомнить, что..."
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...