Анализ производства и реализации продукции.
1. Сущность и содержание анализа. Анализ работы предприятий начинают с изучения показателей выпуска продукции. В частности: объемы производства и реализации продукции в целом и по ассортименту, качество продукции, ее структуры, ритмичности производства и реализации. Задачи анализа: 1. Оценка степени выполнения плана и динамики производства, реализации продукции. 2. определение влияния факторов на изменение величины этих показателей. 3. Выявление внутрихозяйственных резервов, увеличение выпуска и реализации продукции. 4. Разработка мероприятий по освоению резервов. Источники информации для анализа: бизнес-план предприятия, оперативный план, квартальная и годовая отчетность. Основными показателями объема производства является товарная(ТП) и валовая продукция(ВП). ВП – это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ. ТП – это валовая продукция минус незавершенное производство (продукт не дошел до окончательной готовности). Объем реализации продукции определяется в действующих ценах, включает стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями (выражается в стоимостном эквиваленте). Объем производства может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных показателей, а объем реализации только в стоимостных. 2. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции. Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. Далее считается среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации
Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции.
3. Анализ ассортимента продукции. Оценка выполнения плана по ассортименту может производиться тремя методами: 1. Метод наименьшего процента. 2. По удельному весу в общем перечне наименований изделий по которым выполнен план выпуска продукции. 3. По способам среднего процента, который рассчитывается путем делания общего фактического выпуска продукции в пределах плана на общий плановый выпуск продукции. Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть внешними (конъюнктура рынка, изменения спроса на отдельные виды) и внутренние (недостатки организации производства, низкое техническое состояние оборудования, его простои). 4. Анализ структуры продукции. Выполнить план по структуре означает сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения ее видов. Расчет влияние структуры производства на уровень перечисленных показателей проводится на основе исходных данных. Расчет влияния структурного факта на объем производства продукции можно произвести и с помощью средневзвешенных цен. Изменение товарной продукции за счет структуры находится путем умножения изменения средней цены на фактический объем в натуральном выражении
5. Анализ качества произведенной продукции. Качество продукции – это понятие которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества. 1. Обобщающие – характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения: удельный вес новой продукции в общем ее выпуске, удельный вес продукции высшей категории, качества или соответствующим мировым стандартам. 2. Индивидуальные показатели качества характеризуют одно из ее свойств: полезность, надежность, долговечность, безотказность в работе, технологичность, эстетичность изделия.
3. Косвенные показатели (штрафы за некачественную продукцию, удельный вес забракованной продукции, зарекламированной продукции). Основными косвенными показателями качества является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний и внешний (выявленный потребителями). Выпуск брака ведет к повышению себестоимости продукции, уменьшение объема товарной или реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности. В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товарной продукции, определяет потери от брака и потери товарной продукции: 1. Себестоимость забракованной продукции.(500) 2. Расходы по исправлению брака. (80) 3. Стоимость брака по цене возможного использования. (150) 4. Сумма удержания с виновных лиц. (10) 5. Потери от брака. (500+80-150-10=420) По продукции качество, которого характеризуется сортом, рассчитывают долю продукции каждого сорта в общем, объеме производства и средний коэффициент сортности (КС). КС определяется двумя методами: 1)отношение количества продукции первого сорта к общему количеству; 2)отношение стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене первого сорта. Важное значение имеет определение влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: -на выпуск продукции -на выручку -на прибыль Ц0,Ц1 – цена изделия до и после изменения качества; С0,С0 – уровень себестоимости изделия до и после изменения качества К1 – количество произведенной продукции повышенного качества Vрп1 – объем реализации продукции повышенного качества Основные причины снижения качества: плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства, квалификации рабочих, аритмичность производства. 7. Анализ ритмичности производства ритмичность – равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте предусмотренных планом. Существуют две группы показателей позволяющих проанализировать ритмичность: 1. прямые показатели – коэффициент ритмичности, коэф вариации, к аритмичности, удельный вес производства продукции за каждую декаду (10 дней) или сутки выпуска за месяц, удельный вес произведенной продукции за каждый месяц к квартальному выпуску.
- удельный вес выпускаемой продукции за каждый квартал к годовому объему производства - уд вес продукции выпускаемый в первую декаду отчетного месяца к третьей декаде предыдущего месяца; 2. косвенные показатели ритмичности – наличие доплат за сверх суточные работы - оплата простоев, по воле хозяйствующего субъекта, потеря от брака, уплата штрафов за недопоставку и своевременную отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков НЗП и ГП на складах Наиболее распространенными показателями являются коэфф ритмичности, который должен стремится к 1 Внутренние причины аритмичности: тяжелое финансовое состояние предприятия, низкий уровень организации, технологии и материально-технического обеспечения производства, а также планирования и контроля Внешние причины аритмичности – несвоевременная поставка сырья и материалов поставщиками, недостаток энергоресурсов не по вине предприятия и т.д. В процессе анализа необходимо подсчитать упущенные возможности предприятия по выпуску продукции в связи с неритмичной работой, для этого применяются разные методы: 1. разность между плановыми и зачтенными выпусками продукции 2. разность между фактическим и возможным выпуском продукции исчисленным рассчитанного исходя из наибольшего среднесуточного (среднедекадного) объема производства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|