Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ производства и реализации продукции.




1. Сущность и содержание анализа.

Анализ работы предприятий начинают с изучения показателей выпуска продукции. В частности: объемы производства и реализации продукции в целом и по ассортименту, качество продукции, ее структуры, ритмичности производства и реализации.

Задачи анализа:

1. Оценка степени выполнения плана и динамики производства, реализации продукции.

2. определение влияния факторов на изменение величины этих показателей.

3. Выявление внутрихозяйственных резервов, увеличение выпуска и реализации продукции.

4. Разработка мероприятий по освоению резервов.

Источники информации для анализа: бизнес-план предприятия, оперативный план, квартальная и годовая отчетность.

Основными показателями объема производства является товарная(ТП) и валовая продукция(ВП).

ВП – это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ.

ТП – это валовая продукция минус незавершенное производство (продукт не дошел до окончательной готовности).

Объем реализации продукции определяется в действующих ценах, включает стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями (выражается в стоимостном эквиваленте). Объем производства может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных показателей, а объем реализации только в стоимостных.

2. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции.

Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста.

Далее считается среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции.

3. Анализ ассортимента продукции.

Оценка выполнения плана по ассортименту может производиться тремя методами:

1. Метод наименьшего процента.

2. По удельному весу в общем перечне наименований изделий по которым выполнен план выпуска продукции.

3. По способам среднего процента, который рассчитывается путем делания общего фактического выпуска продукции в пределах плана на общий плановый выпуск продукции.

Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть внешними (конъюнктура рынка, изменения спроса на отдельные виды) и внутренние (недостатки организации производства, низкое техническое состояние оборудования, его простои).

4. Анализ структуры продукции.

Выполнить план по структуре означает сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения ее видов. Расчет влияние структуры производства на уровень перечисленных показателей проводится на основе исходных данных.

Расчет влияния структурного факта на объем производства продукции можно произвести и с помощью средневзвешенных цен.

Изменение товарной продукции за счет структуры находится путем умножения изменения средней цены на фактический объем в натуральном выражении

.

5. Анализ качества произведенной продукции.

Качество продукции – это понятие которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность.

Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества.

1. Обобщающие – характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения: удельный вес новой продукции в общем ее выпуске, удельный вес продукции высшей категории, качества или соответствующим мировым стандартам.

2. Индивидуальные показатели качества характеризуют одно из ее свойств: полезность, надежность, долговечность, безотказность в работе, технологичность, эстетичность изделия.

3. Косвенные показатели (штрафы за некачественную продукцию, удельный вес забракованной продукции, зарекламированной продукции). Основными косвенными показателями качества является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний и внешний (выявленный потребителями). Выпуск брака ведет к повышению себестоимости продукции, уменьшение объема товарной или реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности. В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товарной продукции, определяет потери от брака и потери товарной продукции:

1. Себестоимость забракованной продукции.(500)

2. Расходы по исправлению брака. (80)

3. Стоимость брака по цене возможного использования. (150)

4. Сумма удержания с виновных лиц. (10)

5. Потери от брака. (500+80-150-10=420)

По продукции качество, которого характеризуется сортом, рассчитывают долю продукции каждого сорта в общем, объеме производства и средний коэффициент сортности (КС).

КС определяется двумя методами:

1)отношение количества продукции первого сорта к общему количеству;

2)отношение стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене первого сорта.

Важное значение имеет определение влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия:

-на выпуск продукции

-на выручку

-на прибыль

Ц01 – цена изделия до и после изменения качества;

С00 – уровень себестоимости изделия до и после изменения качества

К1 – количество произведенной продукции повышенного качества

Vрп1 – объем реализации продукции повышенного качества

Основные причины снижения качества: плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства, квалификации рабочих, аритмичность производства.

7. Анализ ритмичности производства

ритмичность – равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте предусмотренных планом.

Существуют две группы показателей позволяющих проанализировать ритмичность:

1. прямые показатели – коэффициент ритмичности, коэф вариации, к аритмичности, удельный вес производства продукции за каждую декаду (10 дней) или сутки выпуска за месяц, удельный вес произведенной продукции за каждый месяц к квартальному выпуску.

- удельный вес выпускаемой продукции за каждый квартал к годовому объему производства

- уд вес продукции выпускаемый в первую декаду отчетного месяца к третьей декаде предыдущего месяца;

2. косвенные показатели ритмичности – наличие доплат за сверх суточные работы

- оплата простоев, по воле хозяйствующего субъекта, потеря от брака, уплата штрафов за недопоставку и своевременную отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков НЗП и ГП на складах

Наиболее распространенными показателями являются коэфф ритмичности, который должен стремится к 1 , где ВПпл – плановый выпуск продукции в этом периоде, ВПн – недовыполнение плана по выпуску продукции в i-том периоде

Внутренние причины аритмичности: тяжелое финансовое состояние предприятия, низкий уровень организации, технологии и материально-технического обеспечения производства, а также планирования и контроля

Внешние причины аритмичности – несвоевременная поставка сырья и материалов поставщиками, недостаток энергоресурсов не по вине предприятия и т.д.

В процессе анализа необходимо подсчитать упущенные возможности предприятия по выпуску продукции в связи с неритмичной работой, для этого применяются разные методы:

1. разность между плановыми и зачтенными выпусками продукции

2. разность между фактическим и возможным выпуском продукции исчисленным рассчитанного исходя из наибольшего среднесуточного (среднедекадного) объема производства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...