Исторические аспекты развития законодательства об индивидуальной предпринимательской деятельности в России
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Глава 1. Теоретико-методологические основы индивидуального предпринимательства в Российской Федерации 1.1 Исторические аспекты развития законодательства об индивидуальной предпринимательской деятельности в России 1.2 Конституционные гарантии индивидуального предпринимательства в Российской Федерации Глава 2. Основные институты индивидуального предпринимательства в Российской Федерации 2.1 Предпринимательская деятельность российских граждан как специальный правовой институт 2.2 Предпринимательская правосубъектность и правоспособность граждан Российской Федерации 2.3 Институты государственной регистрации и лицензирования деятельности индивидуального предпринимателя в Российской Федерации Заключение Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы. Данная тема - «Правовые основы индивидуального предпринимательства в Российской Федерации» была выбрана мною в связи с тем, что условия современных рыночных отношений в Российской Федерации сделали данную форму ведения предпринимательской деятельности достаточно распространенной и привлекательной для значительного числа граждан для реализации их конституционного права на занятие предпринимательской деятельностью. Индивидуальная предпринимательская деятельность, получив широкое распространение на практике, сопровождается значительной поддержкой государства, как на федеральном[1], так и на региональном уровнях[2], и стала возможностью для достойной жизни части экономически инициативных граждан. Настоящая тема со всеми присущими ей проблемами является не только востребованной и достаточно необходимой, но и относительно новой, так как институт индивидуальной предпринимательской деятельности в России в его современном понимании - явление новое и его история насчитывает немногим более десятилетия[3].
Методологическую основу работы составляет общефилософский подход к познанию объективной реальности с использованием методов системного анализа, сравнения и аналогии (в том числе сравнительно-правового) и исторического. Для решения исследовательских вопросов использовались положения ряда отраслей знаний - теории государства и права, гражданского права, конституционного и предпринимательского права, теории социального управления и общей экономической теории, труды отечественных и зарубежных ученых по философии, экономической теории, предпринимательству, посвященные вопросам организационно-правового регулирования предпринимательской деятельности и государственного управления этим процессом. Теоретическая значимость работы заключается в том, что выводы, полученные в ходе исследования, развивают и дополняют многие аспекты государственно-правового регулирования предпринимательства, составляют важную характеристику места и роли права в хозяйственной практике и являются фундаментальными проблемами современной науки о государстве и праве, а их новое теоретическое осмысление обусловливает значимость и ценность проведенного исследования. Стоит отметить, что значительный вклад в исследуемую тему внесли такие авторы как: С.Э. Жилинский[4], М.С. Лапин[5], О.А. Макарова[6], Ю.К. Толстой, А.П. Сергеев[7], Е.А. Суханов[8], и проч. Объектом работы являются общественные отношения в сфере предпринимательства. Предметом работы стали правовые основы индивидуального предпринимательства в Российской Федерации. Целью выпускной квалификационной работы является полное и всестороннее исследование правовых основ индивидуального предпринимательства в Российской Федерации, как специфического правового института в системе публично-правового и частно-правового регулирования.
Для достижения приведенной цели необходимо выполнение следующих задач (этапов): - раскрыть исторические аспекты развития законодательной базы, регулирующей правовое положение индивидуального (частного) предпринимателя; - изучить конституционные гарантии индивидуального предпринимательства в Российской Федерации; - систематизировать представление о правовых основах регулирования предпринимательства как специального правового института; - сопоставить правосубъектность физического лица и индивидуального предпринимателя, на основании чего выявить специфику предпринимательской правосубъектности и правоспособности граждан; - рассмотреть значение и порядок государственной регистрации и лицензирования деятельности индивидуального предпринимателя в Российской Федерации. Исходя из поставленных задач, на защиту выпускной квалификационной работы выносятся следующие положения: 1. В Гражданском кодексе Российской Федерации должна быть норма, раскрывающая понятие «систематичности получения прибыли». 2. В понятие «предпринимательства», содержащееся в Гражданском кодексе Российской Федерации, следует добавить признак профессионализма в деятельности предпринимателя. 3. Для предпринимательской и других видов гражданской дееспособности федеральным законом могут быть установлены более высокий возрастной ценз и (или) требования наличия определенных профессиональных навыков и профессиональной подготовки.
Глава 1. Теоретико-методологические основы индивидуальноГО предпринимательсТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Исторические аспекты развития законодательства об индивидуальной предпринимательской деятельности в России
Изучая сущность индивидуального предпринимательства, необходимо знать его истоки и процесс развития. Предпринимательство играло основную роль в распространении цивилизации, но его история никогда не занимала общественное сознание. Сейчас такой бизнес все больше признается как созидательная сила экономики.
Развитие коммерции и предпринимательства в России можно условно разделить на несколько этапов. Реальные условия для мелкого, среднего и крупного предпринимательства появились в России уже в 17-18 вв. Особенностью допетровского периода развития явилось господство мелкого производителя. Формирование крупного торгового предпринимательства происходило естественным путем благодаря не правительственным мероприятиям, а преимуществу крупной торговли перед мелкой. Более всего на развитие предпринимательства повлияло введение в 1721 году посессионного права, заключавшегося в дозволении фабрикантам и заводчикам (принадлежавшим в основном к купеческому сословию) приобретать деревни с крестьянами для своих предприятий. Благодаря труду крепостных людей, которым могли пользоваться фабриканты, создавались условия для перехода российского предпринимательства на качественно иной уровень развития, сравнимый по значению лишь с реформами второй половины XIX века. Использованием новых методов и средств государственной поддержки предпринимательства характеризуется первая четверть XIX века - реформы Александра 1. Это - появление первых профессиональных журналов для предпринимателей («Северная почта» и «Журнал мануфактур и торговли»), способствовавших распространению полезного опыта предпринимательства и издававшихся за счет казны, а также открытие специальных школ, готовивших специалистов в области предпринимательства (Горный кадетский корпус-1804 г., Технологический институт-1826 г.)[9]. И дальнейшая деятельность государства в дореформенный период (1860-е годы) проявлялась прежде всего в поддержке мануфактурного капитала, отраслей, обслуживающих непосредственно нужды казны, при этом усиливая ответственность предпринимателей за расходование и возврат кредитов, выделяемых из государственного казначейства. Реформы 1860-х годов (отказ в рамках всего государства от принудительного труда и переход к труду вольнонаемному) привели к резкому оживлению частной инициативы, и вместе с тем казна продолжала покупку малорентабельных предприятий, а также стратегически важных для казны объектов частного предпринимательства. Создавались акционерные общества (АО), предприятия, финансово-кредитные структуры. Особенностью развития предпринимательства и рыночного хозяйства в России являлась ориентация не столько на экономические, сколько на административные методы. Это предполагало государственное вмешательство в экономику и государственное регулирование. Отсюда жесткая подчиненность предпринимательской деятельности не только погоне за прибылью, но и более общим задачам развития экономики. Государство сохраняло административный надзор и всевозможную регламентацию предпринимательской деятельности. При этом оно опиралось на мощную финансовую систему во главе с Госбанком и мощный государственный сектор.
Российское предпринимательство развивалось в пореформенный период главным образом через вытеснение крепостного вотчинно-дворянского хозяйства, кустарных и мануфактурных предприятий частной фирмой - фабрикой. Основными организационными формами предпринимательства, согласно российскому законодательству, были: · единоличные (частно-индивидуальные) фирмы; · торговые дома; · акционерно-паевые общества (частно-групповые или частно-коллективные). Паевые фирмы доминировали в отраслях, дававших вместе 2/3 всей промышленной продукции (включая также базовые отрасли дореволюционной России, как хлопчатобумажное производство, металлургия и металлообработка, добыча и переработка нефти), а в отраслях же, дававших оставшуюся 1/3 промышленной продукции, господствовал, за некоторым исключением единоличный бизнес. Единоличное предпринимательство играло ведущую роль, в частности, в мукомольном производстве, в лесоперерабатывающей промышленности, в винокурении и шерстяной промышленности[10]. С конца XIX века в России начинается восстановление значения государственного предпринимательства, усиливается с его стороны вмешательство в предпринимательскую деятельность; проводятся крупные, прежде всего финансовые, мероприятия для обеспечения поддержки и защиты национального предпринимательства (в первую очередь, используя политику протекционизма в отношении ведущих, известных предприятий). Нельзя не отметить ведущую роль государства в становлении, развитии, защите акционерного капитала. Государственное воздействие на процесс учредительства акционерных компаний в России проявилось, по крайней мере, с двух сторон. Во-первых, это типичный для страны разрешительный порядок акционирования (что вело к многообразным возможностям сращивания акционерных обществ с правительственной бюрократией). Во-вторых, данный процесс во многом определялся государственной экономической политикой, благоприятствующей переливу капитала в акционерные общества.
Российская политика государственной поддержки предпринимательства весьма рельефно проявляется в истории создания и функционирования биржи. Правительство брало на себя попечение о месте собраний, определяло время проведения биржевых сделок, утверждало правила осуществления биржевых операций и т.д. Даже после издания Биржевого Устава (1832 год), деятельность фондового отдела прямо и косвенно подчинялась Министерству финансов. Послеоктябрьский период характеризуется навязыванием (в меньшей или большей степени) рыночной экономике антирыночных тенденций через директивное распределение ресурсов и готовой продукции. В период НЭПа наметился определенный отход от антирыночной политики «военного коммунизма», пересматривались устоявшиеся теоретические представления об администрировании экономики. Государственные предприятия стали сниматься с бюджетного обеспечения, свертывались дотации, закрывалось неэффективное производство, развернулось трестирование государственной промышленности – концентрация производства на лучших предприятиях. Произошло некоторое оживление частного бизнеса, в том числе единоличного, что расширило возможности активизации предпринимательской деятельности. Таким образом, в период НЭПа были, предприняты шаги, которые способствовали определенному оживлению частнопредпринимательской деятельности. Но и принятые решения, благоприятствовавшие некоторому развитию предпринимательства, проводились в жизнь непоследовательно или вовсе не были реализованы. Возвращение к товарно-денежным инструментам и оживление частнопредпринимательской деятельности рассматривалось тогда, в том числе и инициаторами такой политики, как неприятное, вынужденное и временное отступление от принципиально верного стратегического курса на преодоление частной собственности, частного предпринимательства, рыночной организации хозяйства. В развитии современного общества экономическая реформа 1965 г. была первой попыткой «открытия заслона» коммерции и предпринимательской деятельности. Она предусматривала ряд мер в определенной мере подрывавших заслоны предпринимательской деятельности, установленные еще в период первых пятилеток. Среди таких мер – переход от распределения ресурсов к оптовой торговле ими, расширение практики договорных связей между предприятиями, образование на них фондов экономического стимулирования, введение для предприятий платы за фонды, включая неиспользуемое или не установленное оборудование, сокращение директив, идущих на предприятия с центра. Эти и другие меры, направленные на некоторую либерализацию условий хозяйствования, безусловно, способствовали определенной активизации предпринимательства в официальной экономике. Однако ее ограниченность и отсутствие предпосылок развития экономики на рыночных принципах хозяйствования привели к началу 70-х гг., фактически к ее свертыванию. Но в экономической жизни был дан толчок коммерции и предпринимательской деятельности, остановить который было трудно и что нашло продолжение в образе теневой экономики. В бывшем СССР фигура предпринимателя впервые приобрела легальное признание после вступления в силу с 1 мая 1987 года Закона СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности». В советском законодательстве термин «индивидуальная трудовая деятельность» появился в Законе СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности»[11] от 19 ноября 1986 г., который был принят на шестой сессии Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва и введен в действие с 1 мая 1987 г[12]. Данный закон впервые разрешил индивидуальную трудовую деятельность граждан, называя их «гражданами, занимающимися индивидуальной трудовой деятельностью». При этом преамбула данного закона звучала так: «Индивидуальная трудовая деятельность в СССР используется для более полного удовлетворения общественных потребностей в товарах и услугах, повышения занятости граждан общественно полезной деятельностью, предоставления им возможности получения доходов в соответствии с затратами своего труда». Индивидуальная трудовая деятельность определялась как общественно полезная деятельность граждан по производству товаров и оказанию платных услуг, не связанных с их трудовыми отношениями с государственными, кооперативными, другими общественными предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, а также с внутриколхозными трудовыми отношениями (ч.2 ст.1 Закона 1986 г.) Заниматься индивидуальной трудовой деятельностью разрешалось совершеннолетним гражданам, участвующим в общественном производстве, в свободное от основной работы время, домашним хозяйкам, инвалидам, пенсионерам, студентам и учащимся (ст.3 Закона 1986 г.). Т.е. данный закон разрешал занятие индивидуальной трудовой деятельностью только в порядке «вторичной занятости», иными словами – либо в свободное от основной работы время, либо лицам вообще не занятым никакой трудовой деятельностью. Допускалась индивидуальная трудовая деятельность в сфере кустарно-ремесленных промыслов, бытового обслуживания населения, а также другие виды деятельности, основанные исключительно на труде граждан и членов их семей (ч.1 ст.1 Закона 1986 г.). Разрешая заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, закон также определял отдельные виды деятельности в различных сферах, таких как, кустарно-ремесленные промыслы (ст.11 Закона 1986 г.), бытовое обслуживание населения (ст.14 Закона 1986 г.), социально-культурная сфера деятельности (ст.17 Закона 1986 г.), занятие которыми было запрещено. Для получения права на занятие индивидуальной трудовой деятельностью граждане должны были получить регистрационное удостоверение или приобрести патент в финансовом отделе исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов (ст.7 Закона 1986 г.). За приобретение патента взималась плата исходя из среднегодового дохода лиц, занимающихся аналогичной деятельностью в государственных, кооперативных и других общественных учреждениях и организациях или лиц выполняющих аналогичную работу в порядке индивидуальной трудовой деятельности без патентов (ст.10 Закона 1986 г.). За выдачу регистрационного удостоверения и патента взималась государственная пошлина. Граждане, имеющие патенты на право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, освобождались от уплаты подоходного налога с доходов от занятия данным видом деятельности (ч.2 ст.9 Закона 1986 г.). Закон, впрочем, ставил индивидуальную трудовую деятельность в жесткие и узкие рамки. Так, например, помимо перечисленных запретов, не допускалась индивидуальная трудовая деятельность с привлечением наемного труда, с целью извлечения нетрудовых доходов или в ущерб общественным интересам (ч.4 ст.1 Закона 1986 г.). Сфера действия данного закона не распространялась на отношения связанные с деятельностью граждан в сфере науки, техники, литературы и искусства, а также на выполнение платных работ, носящих разовый характер, незначительных по объему и оплате труда (ст.2 Закона 1986 г.). Таким образом, закон не распространялся на деятельность, которая не отвечала признаку систематичности в получении дохода (прибыли). Этот Закон допускал индивидуальную трудовую деятельность в сфере кустарно-ремесленных промыслов, бытового обслуживания населения, а также другие виды деятельности, основанные исключительно на личном труде граждан и членов их семей. Документами, удостоверяющими право граждан заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, являлись регистрационные удостоверения или патенты, выдаваемые на определенный срок. Частная собственность и частнопредпринимательская деятельность в России были восстановлены в правах, прежде всего, в результате принятия 25 декабря 1990 года Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности»[13] и 24 октября 1990 г. Закона РСФСР «О собственности в РСФСР». В них были предусмотрены развитие акционерных обществ (АО), обществ с ограниченной ответственностью (ООО), малых предприятий, демонополизация экономики и т.п. Так, в п.1. ст.1 Закона 1990 г. было указано следующее: предпринимательская деятельность (предпринимательство) представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли. При этом предпринимательская деятельность должна была осуществляется гражданами на свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно - правовой формой предприятия (п.2. ст.1 Закона 1990 г.). Предпринимательская деятельность, как и прежде, подлежала регистрации (ст.34 Закона 1990 г.), однако, следует отметить, что предпринимательская деятельность, осуществляемая без привлечения наемного труда, могла регистрироваться как индивидуальная трудовая деятельность (п.3 ст.2 Закона 1990 г.). Таким образом, привлечение наемного труда гражданами было запрещено. Стоит отметить, что 2 апреля 1991 г. был принят Закон СССР «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР»[14], который определял предпринимательскую деятельность как «инициативную, самостоятельную деятельность граждан, направленную на получение прибыли или личного дохода, осуществляемую от своего имени, на свой риск и под свою ответственность»[15]. Предпринимательство согласно положениям данного закона могло осуществляться с привлечением наемного труда; без привлечения наемного труда: с образованием юридического лица и без образования юридического лица. Впрочем, данный закон никогда не действовал на территории России, так как ранее, с 1 января 1991 г. вступил в юридическую силу Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Закон РФ от 7 декабря 1991 «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации»[16] назвал граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью «физическими лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей без образования юридического лица». Так появились аббревиатура ПБОЮЛ, которая получила широкое распространение. При всем при этом индивидуальные предприниматели вплоть до 1998 года не получили права заключать трудовые договоры в качестве работодателей, т.е. привлекать наемный труд не на основании гражданско-правовых договоров, а на основании трудовых договоров. Однако Федеральный закон от 6 мая 1998 г. № 69-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статью 15 Кодекса законов о труде Российской Федерации»[17], внес изменения в Кодекс законов о труде РСФСР[18] и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, были наделены правами работодателя (ст.15 КЗОТ РСФСР). Впрочем, получив право на заключение трудовых договоров, законодатель запретил индивидуальным предпринимателям производить записи в трудовых книжках работников, а также оформлять трудовые книжки работникам, принимаемым на работу впервые. Сейчас данный запрет установлен ст. 309 Трудового Кодекса[19], ранее данное положение было закреплено в Письме Министерства Труда и социального развития РФ от 4 февраля 1997 г. № 28-6 «О праве индивидуальных предпринимателей на ведение трудовых книжек лиц, работающих у них по трудовому договору»[20]. Поэтому стаж работников индивидуального предпринимателя подтверждается справками, расчетными книжками, лицевыми счетами и ведомостями на выдачу заработной платы[21]. Таким образом, развитие законодательства об индивидуальной предпринимательской деятельности граждан можно разделить на три этапа: Первый этап, заключается в появлении в Законе СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» понятия «индивидуальной трудовой деятельности», которая осуществлялась гражданами на основе государственной регистрации, путем осуществления личной трудовой деятельности. Второй этап относится к закону РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», который ввел понятие «предпринимательская деятельность граждан», и установил личную имущественную ответственность индивидуального предпринимателя. Третий этап (современный) связан с принятием Конституции Российской Федерации[22], а также первой части Гражданского кодекса Российской Федерации[23], который определил, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (п.1 ст.23 ГК РФ). Стоит отметить, что все нормативные акты, которые регулировали индивидуальную предпринимательскую деятельности граждан, в значительной мере сковывали и тормозили развитие частной предпринимательской деятельности граждан, так как подавляющее число норм данного законодательства носило императивный характер и ставило жесткие ограничение на пути развития индивидуального предпринимательства. Таким образом, можно сделать общий вывод, что индивидуальное предпринимательство, хотя и имеет в нашей стране небольшую историю, но уже прошло значительное развитие и все больше признается как созидательная сила экономики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|