Использование тестов: разделы 3, 4и5
⇐ ПредыдущаяСтр 34 из 34 Компетентность в использовании тестов следует оценивать в связи с реальным конкретным инструментом или инструментами. Основное внимание при оценке следует уделить способности экзаменуемого как практического психолога продемонстрировать хорошее понимание сильных и слабых сторон инструмента, корректное применение инструмента в различных контекстах обследования, учет полученной с его помощью информации в соответствии с данными о кандидате из других источников. Разделы 3 и 4 требуют свидетельства компетентности в интерпретации результатов и обеспечении обратной связи как клиенту, так и кандидатам в каждом из двух типов контекста: 1) Ориентированном на нужды клиента или его организации, когда первоочередной целью обследования выступает необходимость предоставления клиенту информации о кандидате: а) Подготовка отчета для клиента для проведения отбора, продвижения или формирования рабочих групп. б) Обеспечение обратной связи кандидатам относительно вышеуказанного. 2) Ориентированном на нужды кандидата, когда первоочередной целью обследования выступает необходимость предоставления кандидату информации о нем самом: а) Подготовка отчета клиенту информации о потенциале развития/карьеры и т. п. кандидата. б) Обеспечение обратной связи кандидатам относительно вышеуказанного. Совершенно очевидно, что ситуации, в которых возникает необходимость ориентироваться на интересы кандидата, имеют место и в тех случаях, когда: а) предоставление обратной связи организации-клиенту не является корректным шагом; б) клиент и кандидат одно и то же лицо. Собранные свидетельства должны охватывать оба указанных типа условий и включать как примеры устной обратной связи кандидату, так и письменной обратной связи кандидату и клиенту. Получение свидетельств должно протекать в условиях, приближенных к рабочим.
Если не представляется возможным получение достаточных свидетельств для удовлетворения данных требований при использовании одного инструмента, допустимо собирать свидетельства на основании применения нескольких инструментов. Общий вес = 8. Использование тестов: раздел 3. Проведение тестирования (вес = 1) Может ли экзаменуемый: 1. Правильно информировать кандидата относительно характера психологического обследования, причин его использования, условий, в которых оно будет проводиться, а также характера ожидаемой обратной связи. 2. Уверить его в конфиденциальности получаемых данных, характера их использования и хранения. 3. Обеспечить получение «информированного согласия» испытуемого. 4. Получить от испытуемого необходимые социально-демографические данные. 5. Продемонстрировать способность провести обследование с помощью инструмента, уделяя должное внимание необходимости установить контакт с испытуемым, побудить к откровенным ответам и поддерживать необходимый темп тестирования. 6. Вести соответствующие записи и фиксировать информацию для отчетности, а также для исследовательских целей и в исследовательских целях, гарантируя сохранение анонимности испытуемых при публикации данных. 7. Гарантирует использование данных обследования только для тех целей, относительно которых испытуемый дал свое согласие. Использование тестов: раздел 4. Проблемы интерпретации данных (вес = 3) Экзаменуемый: 1. Может в общих чертах, не прибегая к использованию специальной терминологии, описать теоретическую концепцию, лежащую в основе методики, подход к ее построению, а также основные этапы создания.
2. С осторожностью интерпретирует «значимые» коэффициенты корреляции в матрицах, полученных для методик с большим числом шкал. 3. Демонстрирует понимание проблем, связанных с выбором подходящих нормативных выборок при интерпретации шкальных баллов. 4. Интерпретирует профиль шкальных оценок с учетом технического качества инструмента. 5. Может прокомментировать эффект использования норм, основанных на: гетерогенных в противоположность однородным выборкам (низкая дисперсия); смешанных по полу или этническому составу выборках в противоположность однородным; профессиональных группах в противоположность общим популяционным нормам. 6. Увязывает интерпретацию балла по шкале с информацией об используемом инструменте, природе шкалы и способе ее построения. 7. Подтверждает информацию о личности, полученную с помощью теста, данными из других источников. 8. Должным образом использует любую имеющую отношение к делу информацию (такую, как отчеты о предшествующих обследованиях испытуемого, данные самооценки, экспертной оценки его коллег по работе и т. п.) при интерпретации результатов. Использование тестов: раздел 5. Обеспечение обратной связи (вес = 4) Экзаменуемый: 1. Демонстрирует достаточное знание инструмента для обеспечения компетентной интерпретации и устной обратной связи по крайней мере нескольким испытуемым и подготовки взвешенного письменного отчета а) испытуемому, б) клиенту — в случае, если обследование проводится для третьей стороны. 2. Обеспечивает испытуемым безоценочную устную обратную связь по результатам обследования, решая методическую задачу верификации диагностических гипотез. 3. Указывает испытуемому и клиенту (при наличии третьей заинтересованной стороны) на статус и значение полученной информации и ее связь с другими данными о личности испытуемого. 4. Готовит письменные отчеты, в которых в интегрированном виде содержится информация о личности, способностях и других имеющих отношение к делу особенностях испытуемого, для обеспечения целостного сбалансированного описания в контексте решаемой задачи. 5. Гарантирует, что ни организационные, ни личностные решения не будут основываться исключительно на интерпретации данных единственного личностного опросника.
Перечень функций обследования: · Ориентированные на потребности клиента или организации: напр., отбор, продвижение, сокращение, увольнение. · Ориентированные на кандидата: напр., индивидуальное личностное развитие, развитие коллектива, управление карьерой, консультирование. Выбор теста и оценивание: разделы 6, 7, 8 и 9 Данные разделы охватывают знания и уровень понимания, предположительно необходимый пользователям тестов для компетентного выбора инструмента в соответствии с его пригодностью для достижения различных целей. Затрагиваемые в разделе 6 аспекты конструирования тестов предполагают наличие уровня знаний, который необходим для компетентной оценки инструмента на основании литературных данных и информации, содержащейся в техническом руководстве к тесту. Уровень понимания и практических навыков, требующихся для создания и построения тестов, не является необходимым на уровне В. Раздел 7 расширяет круг вопросов, связанных с понятиями надежности и валидности, затронутыми на уровне А, и предполагает наличие базовых знаний на уровне А. В 9 разделе следует убедиться в том, что экзаменуемый обладает значительно более широкой базой знаний для принятия решений о выборе инструментов, чем та, которая требуется для решения задач данного раздела. Общий вес = 8. Выбор теста: раздел 6. Подходы к исследованию личности и конструированию тестов Экзаменуемый может: 1. Привести пример инструмента, основанного на одном из перечисленных подходов к изучению личности — психометрическом, психоаналитическом, гуманистическом и социального научения, — и пояснить взаимосвязь между методикой и теоретическим направлением. 2. Проанализировать влияние ситуационистских концепций на построение и использование личностных методик, а также на положение, согласно которому обобщенные «стабильные» диспозиции могут объяснить поведение в различных обстоятельствах.
3. Описать роль теорий личности в создании и интерпретации методик изучения профессиональных интересов. 4. Указать личностные опросники, базирующиеся на каждом из перечисленных подходов: типологическом, теории черт, гуманистическом, а также указать их достоинства и недостатки. 5. Привести примеры трех различных методов обнаружения или контроля погрешностей или искажений процедур исследования и описать их практическое использование. 6. Описать (не прибегая к помощи математических терминов) основные принципы, лежащие в основе факторного анализа, и объяснить его сильные стороны и ограничения как основы для конструирования тестов. 7. Привести пример инструмента, чьи шкалы построены на основе факторного анализа, а также инструмента, созданного на основе так называемых «рациональных» критериев (напр., содержания заданий). 8. Привести пример инструмента, который измеряет черты, по предположению коррелирующие друг с другом, а также инструмента, основанного на предположении о независимости измеряемых черт. 9. Привести данные, свидетельствующие в пользу пятифакторной модели личности, и привести примеры шкал из различных тестов, которые соответствуют и не соответствуют этой модели. 10. Объяснить, как профиль, порождаемый ипсативным инструментом, подвержен влиянию количества содержащихся в нем шкал, и проиллюстрировать примерами двух различных тестов. 11. Объяснить, не прибегая к помощи специальной терминологии, основные моменты касательно области применимости ипсативных инструментов, приводимых в дискуссии о преимуществах ипсативных или нормативных методик. Раздел 7: Выбор теста и оценивание. Проблемы валидности и надежности (вес = 2) Может ли экзаменуемый: 1. Объяснить разницу между эквивалентностью, стабильностью и внутренней согласованностью. 2. Объяснить, какое влияние оказывает широта проявлений измеряемой черты на внутреннюю согласованность шкалы, а также обсудить относительные преимущества и недостатки высокогомогенных и гетерогенных шкал. 3. Объяснить необходимость периодического проведения новых обследований и причины, по которым информация о личности может «устаревать». 4. Перечислить факторы, которые вносят вклад в ненадежность методов исследования личности, различая факторы, обусловливающие вариативность тестовых баллов, и факторы, влияющие на вариативность их интерпретации. 5. Провести аргументированный анализ свидетельств в пользу валидности двух различных инструментов относительно их: а) содержательной (т. е. внутренней) валидности; б) конструктной валидности; в) критериальной (т. е. внешней) валидности.
6. Привести пример двух реальных исследований в одной или нескольких областях психологии профессиональной деятельности, посвященных установлению критериальной валидности методик изучения личности или интересов. 7. Объяснить относительные преимущества информации о валидности шкалы на основании локальных критериев и метааналитического подхода к обобщению данных о валидности. 8. Продемонстрировать понимание проблем, связанных с валидизацией и интерпретацией: а) линейных и б) нелинейных взаимосвязей между личностными шкалами и внешними критериями. 9. Дать примеры интегральных баллов, получаемых с помощью взвешенной комбинации шкал (напр., специфика-ционные уравнения, критериально-ориентированные уравнения предсказания и т. п.), и продемонстрировать четкое понимание различий между эмпирическим (основанным на статистическом анализе реальных данных) и рациональным (базирующимся на теоретических соображениях, суждениях о содержании шкал) подходами к их формированию. 10. Объяснить важность подкрепления информации о личности, получаемой с помощью одного типа инструмента, данными из других источников с целью устранения ошибки интерпретации вариативности, вызванной спецификой метода измерения как вариативности, обусловленной индивидуальными различиями в измеряемой черте. 11. Обсудить влияние действующего законодательства и директив, связанных с корректным применением психологических тестов в области профориентации и профотбора. Раздел 8: Выбор теста и оценивание. Компьютеризованное обследование и генерируемая программой интерпретация (вес = 2) Может ли экзаменуемый: 1. Обсудить проблемы эквивалентности тестов, надежности, отношения к тестированию в связи с различиями между бланковыми и компьютеризованными тестами. 2. Сравнить относительные преимущества и недостатки интерпретаций, генерируемых компьютерной программой и экспертом-психологом в отношении надежности, валидности, степени принятия испытуемым, полезности и стоимости. 3. Объяснить в общих чертах основные методы построения интерпретации, использующиеся в компьютерных программах генерации отчетов. 4. Описать, каким образом можно формально оценить валидность личностной интерпретации, генерируемой компьютерными программами. 5. Очертить проблемы профессионального и практического плана, связанные с использованием компьютеризованной интерпретации: а) как вспомогательного средства для пользователя теста; б) для клиента; в) для испытуемого. Раздел 9: Выбор теста и оценивание. Когда и каким образом использовать инструменты исследования личности и интересов (вес = 3) Может ли экзаменуемый: 1. Оценить степень применимости и ограничения двух инструментов в отношении каждой из набора функций обследования. В каждом случае: а) Обсудить факторы, ограничивающие пригодность и практичность использования инструментария различных типов (ипсативных и неипсативных; основанных на самоотчете, поведенческих и т. п.) б) Объяснить, каким образом и по какой причине следует или не следует использовать информацию о личности и/или интересах. 2. В отношении по крайней мере трех различных функций психологического обследования: а) Указать и обосновать использование одного инструмента измерения личности и/или интересов. б) Описать, какого рода подтверждающую информацию о личности и/или интересах можно получить, используя другие методы. в) Обсудить, как действующее законодательство и директивы относительно корректного применения психологических тестов связаны с использованием данного метода.
Перечень функций обследования: • отбор; • продвижение; • сокращение/увольнение; • индивидуальное развитие; • развитие коллектива; • планирование карьеры; • консультирование.
Содержание Предисловие..................................................................................................................................................... 3 Список принятых сокращений и условных обозначений........................................................................... 4 Словарь............................................................................................................................................................. 5 ПРИЛОЖЕНИЕ I. Краткие биографические сведения об авторах психодиагностических методик 303 ПРИЛОЖЕНИЕ II. A. Нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик..................................................................................................................... 312 Б. Стандартные требования к психологическим тестам......................................................................... 316 ПРИЛОЖЕНИЕ III. Основные статистические таблицы....................................................................... 341 Приложение IV. Определение интеллекта детей в начале XX в........................................................... 344 ПРИЛОЖЕНИЕ V. Контроль компетентности в тестировании профессиональной пригодности... 347
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|