Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования к специалистам-не-психологам




4.1. В качестве пользователей психо­диагностических методик могут выступать специалисты в смежных с психологией областях: учителя, врачи, социологи, ин­женеры, экономисты и пр.

4.2. Специалисты-непсихологи имеют право использовать только некоторые, хо­рошо теоретически и психометрически обоснованные методики, не требующие специальных знаний при интерпретации результатов (например, тесты учебных достижений или профессиональной уме­лости). Методики, не обеспеченные од­нозначной стандартной инструкцией, не­обходимыми показателями надежности и валидности, требующие параллельного использования высокопрофессиональных экспертных методов, не могут использо­ваться специалистами-непсихологами.

4.3. Пользователь-непсихолог должен предварительно проконсультироваться с психологами, работающими в данной практической отрасли, о том, какие имен­но методики могут быть применены для ре­шения поставленных задач.

Комментарий. Если психологи предупреждают пользователя о том, что правильное использование методики тре­бует общих знаний по психодиагностике или специальной подготовки по овладе­нию методикой, то пользователь обязан либо выбрать другую методику, либо прой­ти соответствующую подготовку, либо привлечь к проведению психодиагностики психолога, либо отказаться от проведения психодиагностики.

4.4. Пользователь, получающий доступ к психодиагностическим методикам, авто­матически берет на себя обязательство по соблюдению всех требований профессио­нальной тайны, следует всем этическим нормам в проведении обследования по отношению к испытуемому и третьим лицам.

 

Б. Стандартные требования к психологическим тестам*

* Текст воспроизводится по: Рукавишни­ков А. А., Соколова М. В. Нормы профессио­нальной этики для разработчиков и пользовате­лей психодиагностических методик. Стандарт­ные требования к психологическим тестам. — Ярославль: Дебют, 1991.

Введение

Настоящие «Стандартные требова­ния...» предназначены для разработчиков и пользователей психологических тестов и психодиагностических методик. При­менение «Стандартных требований» при создании теста обеспечивает создание на­дежного и валидного психодиагностичес­кого инструментария, соответствующего мировым требованиям. Пользователям данные «Стандартные требования...» дают возможность определить качество исполь­зуемых ими методик.

Настоящие «Стандартные требова­ния...» содержат нормы, которым должны отвечать стандартизированные психологи­ческие тесты и руководства. Предполага­ется, однако, что настоящие требования приложимы к любой процедуре оценива­ния, средствам оценивания и пособиям по оцениванию, т. е. к любой стандартизиро­ванной основе составления заключений о свойствах людей.

Психологический тест является специ­фическим видом процедуры оценивания. Его можно понимать как совокупность заданий или вопросов, предлагаемых в стан­дартных условиях и предназначенных для установления количественных и каче­ственных индивидуально-психологичес­ких различий.

К тестам относятся стандартизирован­ные инструменты измерения способнос­тей и достижений, вопросники интересов, опросники личностные, проективные ме­тодики и многие другие методы изучения личности.

Стандартные требования приложимы как к бланковым, так и к компьютерным вариантам тестов. Но они не в полной мере отражают требования к перепровер­ке теста при создании его компьютерного варианта. Изложенные в «Стандартных требованиях...» нормы подразделяются по трем уровням обязательности их соблюде­ния.

1) Существенные требования касают­ся тех характеристик и параметров теста, наличие которых наиболее необходимо для создания новых тестов, а также для их использования. Если некоторое существенное требование в данном тесте невы­полнимо, пользователь должен знать, что исследование теста в этом отношении не завершено. В таком случае нужна ссылка на невозможность или ненужность выпол­нения какого-либо общепринятого существенного требования в данном тесте. Часть этих требований может быть приложима только к отдельным видам тестов.

2) Требования, обозначенные как очень желательные, обращают внимание на виды информации или деятельности, которые в большой степени содействуют пониманию теста или компетентному его применению. В отличие от существенных требований, необходимость очень жела­тельных рекомендаций не является обще­принятой.

3) Остальные рекомендации представ­лены как желательные для соблюдения (в тексте обозначение требований: суще­ственно; очень желательно; желательно).

«Стандартные требования к психоло­гическим тестам», созданные в НПЦ «Пси­ходиагностика» АН СССР и утвержденные научно-техническим советом центра, обя­зательны для методик, разрабатываемых в центре, и для авторов, сотрудничающих с НПЦ «Психодиагностика».

Все алгоритмы создания новых тестов и адаптации существующих отражены в «Руководстве по созданию психологичес­ких тестов», а также в составленном НПЦ «Психодиагностика».

I. Составные части теста и требо­вания к ним

Тест, опубликованный для использова­ния, содержит:

1) руководство к тесту, включающее опи­сание диагностируемого конструкта, процедуры создания и проверки теста, данные психометрической проверки и стандартизации, данные по интерпре­тации результатов;

2) стимульный материал или его описа­ние;

3) регистрационный бланк;

4) ключи и шаблоны для проверки пра­вильности ответов.

1. Пользователь теста нуждается в ин­формации, описывающей концептуальную основу теста, этапы его разработки, пси­хометрические характеристики, его прове­дение и интерпретацию результатов. Та­кую информацию обычно дает руковод­ство к тесту. (Существенно.)

Комментарий. Соответствую­щим образом подготовленное руководство позволяет пользователям и другим заин­тересованным лицам получить информа­цию о конструкции теста, сферах его при­менения и интерпретации получаемых ре­зультатов. Приводимые в руководстве дан­ные о требованиях к программе проверки, об используемых критериях, соответству­ющих процедурах и другая связанная с этим информация необходимы для того, чтобы тест правильно и по назначению ис­пользовался (а также в целях доступнос­ти информации для публичного рассмот­рения).

2. Материал, которым пользуется ис­пытуемый в процессе тестирования, носит название «Стимульный материал». В него могут включаться: описание заданий, ко­торые необходимо выполнить; примеры, помогающие лучше понять эти задания, и собственно вопросы задания, с которыми работает испытуемый. Стимульный мате­риал обычно предназначен для многократ­ного использования. (Существенно.)

Комментарий. Стимульный ма­териал приходит в негодность после того, как в нем будут сделаны различные помет­ки. Назначение примеров состоит в озна­комлении с типом и формой заданий, со­ставляющих тест, с правилами ответа на вопросы и в формировании первичных на­выков решения задач данного типа.

2.1.Пользователь не имеет права вно­сить поправки, дополнения или исправле­ния в набор стимульного материала без надлежащей проверки и согласования с автором методики. (Существенно.)

2.2. Стимульный материал должен быть представлен в тесте стандартным образом. (Существенно.)

2.3. Руководство должно включать в себя описание стимульного материала. (Существенно.)

3. Для регистрации ответов испытуе­мого необходим регистрационный бланк (бланк ответов, лист ответов, протокол). (Существенно.)

3.1. Регистрационный бланк составля­ют таким образом, чтобы обеспечить наи­большие удобства при его заполнении и обработке. (Очень желательно.)

3.2. Предпочтительно свести ответы к подчеркиванию, обведению кружком, обо­значению простыми символами («+»,«-», «V»). (Очень желательно.) Это требова­ние обязательно для задач закрытого типа. (Существенно.)

3.3. Бланк не должен быть перегружен цифрами, делениями, строками и другими обозначениями (Существенно.)

3.4. Ответы по различным субтестам должны быть зрительно отделены друг от друга. (Очень желательно.)

3.4.1. Там, где количество заданий ве­лико, но они не разделяются на группы, графы для ответов разделяются на отдель­ные блоки по 10-25 заданий. (Очень же­лательно.)

3.5. Бланк не должен содержать ин­формации, указывающей на измеряемый конструкт. (Существенно.)

3.6. На бланке должны быть преду­смотрены места для представления не­обходимых социально-демографических сведений (фамилия, имя, пол, возраст, об­разование, место жительства, место рабо­ты и т. п.), если исследование не аноним­но, а также номер регистрации исследова­ния, даты проведения; фактических затрат времени, первичных («сырых») и шкаль­ных оценок. (Существенно.)

3.6.1. На бланке также может быть предусмотрено место для фамилии сотруд­ника, проводившего тестирование и обра­ботку результатов.

3.7. Иногда на регистрационном блан­ке целесообразно продублировать инст­рукцию для испытуемого. (Желательно.) При проведении группового обследования это требование обязательно. (Сущест­венно.)

3.8. При переходе к ответам на новый субтест необходимо дать примеры запол­нения бланков. (Желательно.)

3.9. При использовании шаблонов-ключей для получения первичных оценок необходимо соответствующее оформле­ние регистрационного бланка. (Очень же­лательно.)

3.10. В руководстве по методике поме­щается образец регистрационного бланка или дается описание требований к его со­ставлению. (Существенно.)

Комментарий. В ряде психологи­ческих методик незначительное измене­ние внешнего вида бланка может суще­ственно изменить результаты работы ис­пытуемого. Так, показатели выполнения корректурной пробы будут значительно отличаться при применении бланков с раз­личной величиной шрифта, формой букв, интервалов между строками, жирностью шрифта, оттенком бумаги и т. п.

3.11. Иногда на обратной стороне блан­ка приводятся формулы для подсчета общей оценки на основе правильных и неправильных ответов с учетом числа про­пущенных задач, таблицы перевода пер­вичных оценок в шкальные, сетки для построения профиля и указания для за­полнения бланков. (Желательно.)

3.12. В случае индивидуального прове­дения тестирования бланк, как правило, заполняет экспериментатор. Для него на бланке отмечены подсказки, временные ограничения либо схемы вариантов реше­ния (когда регистрируется и способ вы­полнения задач). (Желательно.)

3.13. В ряде случаев текст задания со­вмещается с регистрационным бланком. Обычно это касается небольших по объему и простых по обработке опросников (Желательно.)

4. Для оценки ответов применяются ключи к тесту. Они представляют собой либо упорядоченные наборы правильных (или неправильных) ответов на задания — для интеллектуальных тестов, тестов достижений и пр., либо наборы ответов с оценками к вопросам или оценками к ва­риантам ответов для определения степе­ни выраженности той или иной характери­стики личности. (Существенно.)

4.1. Ключи применяются в форме: а) шаблонов с отверстиями; б) шаблонов с вырезами в виде полосок; в) спиц к пер­фокартам, имеющим прорези в определен­ных местах. (Существенно.)

4.2. Шаблон изготовляется из какого-либо плотного материала (картон, плас­тик). (Желательно.)

4.3. Шаблон по размеру точно совпа­дает с регистрационным бланком и имеет специальные вырезы (отверстия, уголки) для точного совмещения.

В шаблоне вырезаются отверстия, со­впадающие с правильными отверстиями на регистрационном бланке или с ответа­ми, относящимися к одному фактору, ха­рактеристике. (Существенно.)

4.3.1. На шаблоне рядом с каждым от­верстием проставляется цифра, обознача­ющая вес соответствующего ответа, если это возможно в данном типе теста. (Очень желательно.)

4.4. Ключи с вырезами в виде полосок применяются в случаях, когда ответы от­носятся к одному фактору,характеристи­ке, группе вопросов, вынесенных на одну линию. (Очень желательно.)

4.5. В руководстве к тесту помещают­ся образцы шаблонов или дается описание условий его изготовления. (Существен­но.)

4.6. Описание работы с шаблоном по­мещается в руководстве к тесту. (Суще­ственно.)

4.7. Если тест предполагает использо­вание не одного, а нескольких ключей-шаблонов, то на каждом из них делается соответствующее обозначение. (Суще­ственно.)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...