Требования к специалистам-не-психологам
4.1. В качестве пользователей психодиагностических методик могут выступать специалисты в смежных с психологией областях: учителя, врачи, социологи, инженеры, экономисты и пр. 4.2. Специалисты-непсихологи имеют право использовать только некоторые, хорошо теоретически и психометрически обоснованные методики, не требующие специальных знаний при интерпретации результатов (например, тесты учебных достижений или профессиональной умелости). Методики, не обеспеченные однозначной стандартной инструкцией, необходимыми показателями надежности и валидности, требующие параллельного использования высокопрофессиональных экспертных методов, не могут использоваться специалистами-непсихологами. 4.3. Пользователь-непсихолог должен предварительно проконсультироваться с психологами, работающими в данной практической отрасли, о том, какие именно методики могут быть применены для решения поставленных задач. Комментарий. Если психологи предупреждают пользователя о том, что правильное использование методики требует общих знаний по психодиагностике или специальной подготовки по овладению методикой, то пользователь обязан либо выбрать другую методику, либо пройти соответствующую подготовку, либо привлечь к проведению психодиагностики психолога, либо отказаться от проведения психодиагностики. 4.4. Пользователь, получающий доступ к психодиагностическим методикам, автоматически берет на себя обязательство по соблюдению всех требований профессиональной тайны, следует всем этическим нормам в проведении обследования по отношению к испытуемому и третьим лицам.
Б. Стандартные требования к психологическим тестам*
* Текст воспроизводится по: Рукавишников А. А., Соколова М. В. Нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик. Стандартные требования к психологическим тестам. — Ярославль: Дебют, 1991. Введение Настоящие «Стандартные требования...» предназначены для разработчиков и пользователей психологических тестов и психодиагностических методик. Применение «Стандартных требований» при создании теста обеспечивает создание надежного и валидного психодиагностического инструментария, соответствующего мировым требованиям. Пользователям данные «Стандартные требования...» дают возможность определить качество используемых ими методик. Настоящие «Стандартные требования...» содержат нормы, которым должны отвечать стандартизированные психологические тесты и руководства. Предполагается, однако, что настоящие требования приложимы к любой процедуре оценивания, средствам оценивания и пособиям по оцениванию, т. е. к любой стандартизированной основе составления заключений о свойствах людей. Психологический тест является специфическим видом процедуры оценивания. Его можно понимать как совокупность заданий или вопросов, предлагаемых в стандартных условиях и предназначенных для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий. К тестам относятся стандартизированные инструменты измерения способностей и достижений, вопросники интересов, опросники личностные, проективные методики и многие другие методы изучения личности. Стандартные требования приложимы как к бланковым, так и к компьютерным вариантам тестов. Но они не в полной мере отражают требования к перепроверке теста при создании его компьютерного варианта. Изложенные в «Стандартных требованиях...» нормы подразделяются по трем уровням обязательности их соблюдения.
1) Существенные требования касаются тех характеристик и параметров теста, наличие которых наиболее необходимо для создания новых тестов, а также для их использования. Если некоторое существенное требование в данном тесте невыполнимо, пользователь должен знать, что исследование теста в этом отношении не завершено. В таком случае нужна ссылка на невозможность или ненужность выполнения какого-либо общепринятого существенного требования в данном тесте. Часть этих требований может быть приложима только к отдельным видам тестов. 2) Требования, обозначенные как очень желательные, обращают внимание на виды информации или деятельности, которые в большой степени содействуют пониманию теста или компетентному его применению. В отличие от существенных требований, необходимость очень желательных рекомендаций не является общепринятой. 3) Остальные рекомендации представлены как желательные для соблюдения (в тексте обозначение требований: существенно; очень желательно; желательно). «Стандартные требования к психологическим тестам», созданные в НПЦ «Психодиагностика» АН СССР и утвержденные научно-техническим советом центра, обязательны для методик, разрабатываемых в центре, и для авторов, сотрудничающих с НПЦ «Психодиагностика». Все алгоритмы создания новых тестов и адаптации существующих отражены в «Руководстве по созданию психологических тестов», а также в составленном НПЦ «Психодиагностика». I. Составные части теста и требования к ним Тест, опубликованный для использования, содержит: 1) руководство к тесту, включающее описание диагностируемого конструкта, процедуры создания и проверки теста, данные психометрической проверки и стандартизации, данные по интерпретации результатов; 2) стимульный материал или его описание; 3) регистрационный бланк; 4) ключи и шаблоны для проверки правильности ответов. 1. Пользователь теста нуждается в информации, описывающей концептуальную основу теста, этапы его разработки, психометрические характеристики, его проведение и интерпретацию результатов. Такую информацию обычно дает руководство к тесту. (Существенно.) Комментарий. Соответствующим образом подготовленное руководство позволяет пользователям и другим заинтересованным лицам получить информацию о конструкции теста, сферах его применения и интерпретации получаемых результатов. Приводимые в руководстве данные о требованиях к программе проверки, об используемых критериях, соответствующих процедурах и другая связанная с этим информация необходимы для того, чтобы тест правильно и по назначению использовался (а также в целях доступности информации для публичного рассмотрения).
2. Материал, которым пользуется испытуемый в процессе тестирования, носит название «Стимульный материал». В него могут включаться: описание заданий, которые необходимо выполнить; примеры, помогающие лучше понять эти задания, и собственно вопросы задания, с которыми работает испытуемый. Стимульный материал обычно предназначен для многократного использования. (Существенно.) Комментарий. Стимульный материал приходит в негодность после того, как в нем будут сделаны различные пометки. Назначение примеров состоит в ознакомлении с типом и формой заданий, составляющих тест, с правилами ответа на вопросы и в формировании первичных навыков решения задач данного типа. 2.1.Пользователь не имеет права вносить поправки, дополнения или исправления в набор стимульного материала без надлежащей проверки и согласования с автором методики. (Существенно.) 2.2. Стимульный материал должен быть представлен в тесте стандартным образом. (Существенно.) 2.3. Руководство должно включать в себя описание стимульного материала. (Существенно.) 3. Для регистрации ответов испытуемого необходим регистрационный бланк (бланк ответов, лист ответов, протокол). (Существенно.) 3.1. Регистрационный бланк составляют таким образом, чтобы обеспечить наибольшие удобства при его заполнении и обработке. (Очень желательно.) 3.2. Предпочтительно свести ответы к подчеркиванию, обведению кружком, обозначению простыми символами («+»,«-», «V»). (Очень желательно.) Это требование обязательно для задач закрытого типа. (Существенно.)
3.3. Бланк не должен быть перегружен цифрами, делениями, строками и другими обозначениями (Существенно.) 3.4. Ответы по различным субтестам должны быть зрительно отделены друг от друга. (Очень желательно.) 3.4.1. Там, где количество заданий велико, но они не разделяются на группы, графы для ответов разделяются на отдельные блоки по 10-25 заданий. (Очень желательно.) 3.5. Бланк не должен содержать информации, указывающей на измеряемый конструкт. (Существенно.) 3.6. На бланке должны быть предусмотрены места для представления необходимых социально-демографических сведений (фамилия, имя, пол, возраст, образование, место жительства, место работы и т. п.), если исследование не анонимно, а также номер регистрации исследования, даты проведения; фактических затрат времени, первичных («сырых») и шкальных оценок. (Существенно.) 3.6.1. На бланке также может быть предусмотрено место для фамилии сотрудника, проводившего тестирование и обработку результатов. 3.7. Иногда на регистрационном бланке целесообразно продублировать инструкцию для испытуемого. (Желательно.) При проведении группового обследования это требование обязательно. (Существенно.) 3.8. При переходе к ответам на новый субтест необходимо дать примеры заполнения бланков. (Желательно.) 3.9. При использовании шаблонов-ключей для получения первичных оценок необходимо соответствующее оформление регистрационного бланка. (Очень желательно.) 3.10. В руководстве по методике помещается образец регистрационного бланка или дается описание требований к его составлению. (Существенно.) Комментарий. В ряде психологических методик незначительное изменение внешнего вида бланка может существенно изменить результаты работы испытуемого. Так, показатели выполнения корректурной пробы будут значительно отличаться при применении бланков с различной величиной шрифта, формой букв, интервалов между строками, жирностью шрифта, оттенком бумаги и т. п. 3.11. Иногда на обратной стороне бланка приводятся формулы для подсчета общей оценки на основе правильных и неправильных ответов с учетом числа пропущенных задач, таблицы перевода первичных оценок в шкальные, сетки для построения профиля и указания для заполнения бланков. (Желательно.) 3.12. В случае индивидуального проведения тестирования бланк, как правило, заполняет экспериментатор. Для него на бланке отмечены подсказки, временные ограничения либо схемы вариантов решения (когда регистрируется и способ выполнения задач). (Желательно.) 3.13. В ряде случаев текст задания совмещается с регистрационным бланком. Обычно это касается небольших по объему и простых по обработке опросников (Желательно.)
4. Для оценки ответов применяются ключи к тесту. Они представляют собой либо упорядоченные наборы правильных (или неправильных) ответов на задания — для интеллектуальных тестов, тестов достижений и пр., либо наборы ответов с оценками к вопросам или оценками к вариантам ответов для определения степени выраженности той или иной характеристики личности. (Существенно.) 4.1. Ключи применяются в форме: а) шаблонов с отверстиями; б) шаблонов с вырезами в виде полосок; в) спиц к перфокартам, имеющим прорези в определенных местах. (Существенно.) 4.2. Шаблон изготовляется из какого-либо плотного материала (картон, пластик). (Желательно.) 4.3. Шаблон по размеру точно совпадает с регистрационным бланком и имеет специальные вырезы (отверстия, уголки) для точного совмещения. В шаблоне вырезаются отверстия, совпадающие с правильными отверстиями на регистрационном бланке или с ответами, относящимися к одному фактору, характеристике. (Существенно.) 4.3.1. На шаблоне рядом с каждым отверстием проставляется цифра, обозначающая вес соответствующего ответа, если это возможно в данном типе теста. (Очень желательно.) 4.4. Ключи с вырезами в виде полосок применяются в случаях, когда ответы относятся к одному фактору,характеристике, группе вопросов, вынесенных на одну линию. (Очень желательно.) 4.5. В руководстве к тесту помещаются образцы шаблонов или дается описание условий его изготовления. (Существенно.) 4.6. Описание работы с шаблоном помещается в руководстве к тесту. (Существенно.) 4.7. Если тест предполагает использование не одного, а нескольких ключей-шаблонов, то на каждом из них делается соответствующее обозначение. (Существенно.)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|