Значение, задачи и информационное обеспечение финансово-экономического анализа
Термин «анализ» происходит от греческого «analysis» и в переводе означает «разложение», «разделение». Следовательно, анализ в узком плане представляет собой разложение изучаемого объекта на составные части с целью изучения их самостоятельного функционирования. Под анализом в широком плане понимается метод научного исследования, способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей. Анализ финансово-экономической деятельности – это детальное расчленение изучаемого объекта на части с целью изучения и выявления тенденций изменения процессов и явлений под влиянием различных факторов. Он изучает взаимодействие управленческих, технических и экономических процессов и их влияние на экономические результаты деятельности предприятия и направлен на оценку ее эффективности и рациональности использования сырьевых, трудовых, финансовых и других ресурсов предприятия, выявление резервов производства, подготовку аналитической базы для принимаемых управленческих решений. Анализ базируется на имеющейся у предприятия плановой, отчетной и прочей документации. Предметом анализа является хозяйственные процессы предприятия, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных, внешних и внутренних факторов производственной системы. Эти процессы могут характеризоваться определенными результатами: объемом производства, его эффективностью, издержками, финансовым состоянием. Объективные внешние и внутренние факторы, воздействующие на хозяйственную деятельность предприятия, связаны с действиями экономических законов; к этим факторам можно отнести спрос и предложение, конкуренцию, цены, тарифы и ставки. На промышленных предприятиях анализируют показатели валовой, товарной, реализованной и чистой прибыли, себестоимости и доходов.
Субъективные факторы связаны с конкретной деятельностью человека, целиком и полностью зависят от него – это прогнозирование хозяйственной деятельности, а также объективных условий и факторов, успешное хозяйствование, ритмичное и полное выполнение планов, организация производства, финансовые действия и др. Основные задачи анализа: · изучение деятельности предприятия с помощью комплекса взаимосвязанных технико-экономических показателей, характеризующих работу организации как в целом, так и ее подразделений; · повышение эффективности производства и обеспечение выполнения планов при минимальных затратах; · выявление и измерение внутренних резервов на всех стадиях производственного процесса. Исследуется широкий круг технико-экономических показателей, комплексно характеризующих хозяйственную деятельность организации, выявляются резервы и пути повышения эффективности работы. Важными принципами анализа финансово-экономической деятельности являются создание единой системы учета и отчетности; использование в качестве информации всей совокупности их данных, полученных в системе учета; познание на основе количественных характеристик качественной природы процессов и явлений. Аналитическая работа на предприятии подразделяется на следующие организационные этапы: 1. Выделение объектов анализа. 2. Планирование аналитической работы. 3. Информационное и методическое обеспечение анализа. 4. Аналитическая обработка полученной информации. 5. Оформление результатов анализа. 6. Разработка рекомендации по результатам анализа и контроль за их внедрением на предприятии.
Источники информации, которые используются при проведении анализа хозяйственной деятельности, можно подразделить на плановые, учетно-отчетные и внеучетные. Плановые источники включают в себя различные планы, нормы и нормативы, сметы, ценники, проектные задания. К учетно-отчетным источникам следует отнести данные бухгалтерского, статистического и оперативно – технического учета и отчетности. Внеучетные источники информации – федеральные законы и другие официальные документы, хозяйственно-правовые документы, материалы ревизий, аудиторских проверок, материалы производственных совещаний, собраний трудового коллектива, заседаний совета директоров, техническая и технологическая документация, средства массовой информации и прочие. Совокупность информационных потоков, исходящих из разных источников, можно определить как систему экономической информации, основными принципами создания которой должны являться полезность, объективность, единство и оперативность. Пользователями информации о состоянии хозяйственной деятельности предприятия могут быть следующие группы лиц: · Руководители предприятия, которые на основе этой информации обеспечивают эффективное управление предприятием и принимают действенные управленческие и плановые решения; · Акционеры (владельцы) предприятия, которые на основе этой информации оценивают, насколько эффективно и прибыльно ведется хозяйственная деятельность предприятия; · Коммерческие партнеры предприятия (например, поставщики или покупатели), которые на основе этой информации оценивают надежность предприятия (как поставщика), а также его платежеспособность (как покупателя); · Кредиторы предприятия, которые на основе этой информации оценивают кредитоспособность предприятия (возможность выплачивать проценты и в конечном счете погасить ссуду); · Налоговые службы, которые на основе этой информации получают данные о формировании предприятия налоговой базы по тому ил иному обязательному платежу (особенно по налогу на прибыль); · Работники предприятия, которые на основе этой информации могут сделать вывод о перспективах каждого из них на данном предприятии (изменение заработной платы, получение социальных гарантий и льгот, возможность карьерного роста); · Финансовые аналитики и консультанты, которые на основе этой информации могут разрабатывать рекомендации для предприятия по вопросам, касающимся его хозяйственной деятельности, для потенциальных инвесторов и партнеров предприятия; · Общественность, которая на основе этой информации может оценить, как деятельность предприятия влияет на членов общества (например, в вопросах экологии, занятости, социальной политике).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|