Создание для трудоспособного населения условий, обеспечивающих высокий уровень потребления за счет собственных доходов.
Особое значение в реализации данного направления принадлежит законодательному установлению минимальной заработной платы(см. Приложение 2). Государство осуществляет также защиту денежных доходов населения от инфляции в форме индексации денежных доходов граждан. 2. Обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ, к числу которых относятся, прежде всего, медицинское обслуживание и всеобщее образование, чистота окружающей среды. - Здоровье населения рассматривается как наиболее полный индикатор уровня жизни населения и социально-экономического положения страны. С экономической точки зрения вложения в здравоохранение носят инфраструктурный характер, так как создаются условия воспроизводства человеческого капитала. - Особая роль в реализации социальной политики отводится образованию как основы формирования человеческого капитала.
- Защита окружающей среды. Государство должно не только обеспечивать законодательную защиту окружающей среды, осуществлять инвестиции на подержание чистоты окружающей среды, но и создавать условия для формирования экологической культуры населения. Взаимоотношения человека, общества и природы должны строиться на основе экологической этики, предполагающей гуманистическое, духовно-нравственное отношение к природной среде, социально-экологической ответственности человека за свою деятельность не только перед самим собой и существующим обществом, но и будущими поколениями. 3. Обеспечение максимально эффективной защиты социально уязвимой части населения (безработных, престарелых, детей, малообеспеченных граждан). Социальная защита этой части населения осуществляется через механизмы социального страхования и социальной помощи. Социальное страхование может быть как обязательным (формируется на основе платежей государства, фирм, работников), так и добровольным (через негосударственные страховые компании, включая профсоюзные, а также негосударственные пенсионные фонды). Социальное страхование осуществляется в форме системы денежных пособий: по безработице, по нетрудоспособности, по беременности и родам, пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца (подробнее в Приложении 3).
Социальная помощь, в отличие от социального страхования, не распространяется на всех желающих и не носит постоянного характера. Она распространяется на лиц, частично или полностью утративших возможность себя обслуживать, нуждающихся в постороннем уходе и помощи, медико-социальной реабилитации. По оценкам МОТ в развитых странах эффективность программ социальной помощи составляет 50%, в России - лишь 19%. 4. Формирование институциональной структуры, обеспечивающей мобилизацию средств населения и фирм и их эффективное использование для обеспечения населения качественными социальными услугами. Эволюция социальной политики, ее основные модели. Социальная политика осуществлялась как в плановой экономике, так и в развитой рыночной экономике. В развитии социальной политики в развитых странах можно выделить три этапа (подробнее об этом в Приложении 4), специфика каждого определялась условиями экономического и социального развития стран и степенью вмешательства государства в управление социальными процессами. Можно классифицировать типы социальной политики по таким критериям, как а) место социальной политики среди национальных приоритетов (например, выбор между такими альтернативами, как социальное благосостояние и экономический рост); б) распределение социальных функций между государством, гражданским обществом и предпринимательским сектором; г) особенности социальной политики по целям, инструментам, формам предоставления социальных услуг. На основе данных критериев выделяются две модели социальной политики. Первую можно назвать моделью остаточного благосостояния, при которой государство реализует только те услуги, при выполнении которых рынок и семья продемонстрировали свою несостоятельность. Государственные институты социального обеспечения носят вспомогательный характер. Масштабы социальной политики ограничены, она носит преимущественно пассивный и компенсационный характер. В этих странах широкое распространение получила система социального партнерства. Данная модель получила развитие в Великобритании, Ирландии, Канаде и США (хотя в конце 90-х годов ХХ века происходит расширение социального присутствия государства в экономике США).
Модель "государства благосостояния" (институциональная модель) характеризуется активной социальной политикой. Целью экономической деятельности государства является социальное благосостояние, предполагается реализация идей социальной солидарности. Значительные объемы национального богатства перераспределяются через бюджет. Социальные услуги предоставляются на универсальной основе. Типичными представителями этой модели являются скандинавские страны (Швеция, Финляндия). Социальная политика остальных стран сочетает основные элементы этих моделей. Таковы основные модели осуществления социальной политики в странах, имеющих социальную ориентацию рыночной экономики. В нашей стране политика социальной защиты имеет глубокие исторические корни (эволюция социальной политики в России показана в Приложении 5). В Советском Союзе социальная политика в доперестроечный период была активной и соответствовала основным принципам социально-ориентированной экономики. В то же время, необходимо отметить наличие внутренних системных ограничителей: абсолютизация государственного патернализма, система рационирования, уравнительность, уживающаяся с неоправданными привилегиями, пресловутый остаточный принцип финансирования и т. д. Формирование рыночной экономики в России отразилось на развитии социальной сферы. Социальная ситуация в российской экономике. Ситуацию в социальной сфере в России можно оценить как критическую. Подтверждением этого является снижение качества жизни населения. - Население России в конце 80-х годов XX в. имело достаточно стабильный прожиточный минимум. Если доход на душу населения, рассчитанный по паритету покупательной способности, в 1991 г. составлял примерно 42,7% от уровня в США, то в конце 2001 г. - 23,6%. Значения индекса Джини и децильного коэффициента дифференциации постоянно увеличивались. Если в 1992 г. индекс Джини и децильный коэффициент составляли 0,260 и 4, 5, то в 2002 г. их величина составляла уже 0,401 и 14,1 соответственно.
- По «индексу человеческого развития», рассчитываемого в соответствии с Программой ООН, Россия в конце 80-х гг. ХХ века занимала 31 место. По итогам 2002 г. она занимала уже 63-е место в мире из 173 стран. - В течение последних десяти лет наблюдалось ухудшение здоровья россиян и снижение средней продолжительности жизни. При проведении социологического опроса в 1997 г. 48% населения оценивали состояние своего здоровья как удовлетворительное, причем количество россиян, неудовлетворенных состоянием своего здоровья, превысило группу удовлетворенных на 3%. Наиболее неблагополучное состояние здоровья у жителей больших городов и сельских местностей - 52-53%. - Сформировалось и набирает силу противоречие между достаточно высоким образовательным и профессионально-квалификационным потенциалом населения, с одной стороны, и ухудшением условий и качества жизни, с другой. По данным Центра исследований рынка труда Института экономики РАН в 2002 г. в РФ среди работников с заработной платой ниже прожиточного минимума 28,8% имели высшее образование, 43,3% – среднее специальное. Современная ситуация в России характеризуется сужением возможностей самореализации личности, формированием «стратегий выживания», подрывом принципа равенства стартовых возможностей в связи с сокращением масштабов и снижением качества бесплатного образования, ухудшением здоровья населения, ощущением несправедливости происходящего, утратой веры в себя и доверия к государству. Лишь 8% опрошенных россиян полагают, что их интересы защищает государство, 56,4% рассчитывают только на себя и свою семью, а 33,6% уверены, что им не на кого положиться. Одновременно с каждым годом сокращается количество россиян, которые считают, что в России соблюдаются основные социальные права граждан, что является интегральным показателем эффективности реализации социальной политики. Только 16% россиян считают, что в России соблюдаются (хотя и в разной мере) социальные права на труд, образование, отдых, 71% убеждены в обратном. Каковы причины кризиса социальной сферы в России? Основой ее негативного состояния является трансформационный спад. В качестве второй причины можно назвать то, что при переходе к рынку не осуществлялось реформирование социальной сферы, не было создано эффективно действующей системы социальных амортизаторов. Социальная политика была ориентирована преимущественно на масштабы оказываемых социальных услуг, а не на повышение их эффективности. Но социальная политика, сводимая лишь к перераспределительной функции, предполагает относительно автономное и противоречивое существование экономической и социальной сфер, что приводит к рассмотрению социальной сферы как затратной и неизбежному снижению социальных расходов.
Социальная политика в российской экономике. Социальная политика осуществляется на основе Конституции РФ и 55 социальных законов («О прожиточном минимуме в РФ», «Об индексации доходов и сбережений граждан», «О занятости населения РФ» и т.д.), институтов социальной сферы (прежде всего, Министерство труда и социального развития) и финансовых средств (государственный бюджет и фонды социального страхования). Социальная политика характеризуется следующими чертами:
2. Наличие жестких ресурсных ограничений государственных расходов, используемых на социальные цели, приводит к постоянному снижению расходов на социальную сферу (табл. 5.5). В 2002 г. социальные расходы на душу населения в России составили около 400 долл., в то время как в странах Европы – от 2,4 тыс. долл. в Испании до 7,9 тыс. долл. во Франции. Таблица 5.5 Государственные расходы на развитие социально-культурной сферы в российской экономике за 1992 - 2002 гг. (в %, 1991=100)
3. Осуществляется целенаправленная политика сдерживания роста заработной платы, особенно ее государственного минимума. Растет бедность, уменьшается платежеспособный спрос и, как следствие, снижаются темпы экономического роста. 4. Не в полной мере обеспечивается социальная справедливость. Реформирование налоговой системы (переход от прогрессивного подоходного налога на единую ставку) формирует ситуацию, при которой «бедный платит за богатого», что не соответствует общепринятым приоритетам социальной политики. 5. Механизм социальной защиты не носит адресного характера, это приводит к «разбазариванию» финансовых средств, уменьшению стимулов к экономической деятельности. 6. Отсутствует эффективный механизм регулирования взаимоотношений между работодателями и наемными работниками, что приводит к нарушению социального равновесия между ними (уменьшение продолжительности отпуска, нарушения при отчислениях в социальные фонды и т.д.). 7. Существуют нетрадиционные способы уменьшения социальных обязательств государства (невыполнение ряда статей социальных законов, в том числе, регулярной индексации доходов населения, задержка выплат трансфертов социально уязвимых категорий населения и т.д.). 8. Недостаточная межведомственная координация органов, участвующих в формировании и реализации социальной политики, что приводит к: а) отсутствию системности в реализации социальной защиты; б) невозможности реализации одних социальных программ с одновременным дублированием социальной помощи по другим. 9. Не сформировался механизм, уменьшающий региональную дифференциацию в уровне жизни населения. 10. Неэффективная система внедрения платных социальных услуг приводит к росту доли теневого сектора в государственной социальной сфере. Основные направления по реформированию социальной политики. В настоящее время осуществляется реформирование ряда секторов социальной сферы: · Разработана и постепенно реализуется концепция пенсионной реформы, предполагающая эффективную социальную защиту при оптимальном сочетании платности и бесплатности в системе социального страхования (подробнее об этом в «Реалиях дня», Абреже 3). · Происходит реформирование образовательной сферы с целью обеспечения государственных гарантий доступности качественного образования (обеспечение большей доступности образования посредством оптимального сочетания платных и бесплатных образовательных услуг, подготовка образовательных стандартов, реализацию многовариантного профильного обучения в средней школе, переход на двенадцатилетнее обучение в средней школе, внедрение единого государственного экзамена - в 2002 г. им было охвачено 235 выпускников). · В соответствии с федеральной целевой программой "Жилище", предполагается обеспечить устойчивое функционирование и развитие жилищной сферы: обеспечение доступности жилья, создание безопасных и комфортных условий проживания (подробнее об этом в «Реалиях дня», Абреже 4). В то же время, назрела необходимость перехода к новой концепции развития социальной сферы, соответствующей критериям социально-ориентированной экономики. Это может быть осуществлено на основе реформы всей социальной системы, а не ее отдельных секторов: 1. Обеспечить социализацию экономической политики государства, то есть каждое решение правительства должно одновременно учитывать экономические и социальные цели. 2. Создать необходимые условия для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ. Согласно опросам ВЦИОМ, 75% населения знает о факте проведения пенсионной реформы, однако не представляет ее сути - того, что у всех работающих будут индивидуальные пенсионные накопления 3. Использовать адресную модель социального развития. Нужно заметить, что в качестве критерия адресности правительством предлагается использовать уровень душевых доходов в домохозяйстве, членом которого является потенциальный реципиент социального пособия. Но использование критерия среднедушевых доходов в домохозяйстве как единственного недостаточно, так как могут сформироваться стимулы социального иждивенчества, необходимо учитывать также и социальный состав домохозяйства. 4. Осваивать механизмы реализации социальных проблем на основе социального партнерства. Сформировать оптимальное сочетание гарантий государства с добровольным социальным страхованием граждан за счет собственных средств, а также средств фирм. 5. Обеспечить введение регионально дифференцированных критериев социальной поддержки, это предполагает выравнивание на федеральном уровне условий социально-экономических реформ для населения. Реформирование социальной сферы на основе стабильного экономического роста обеспечит постепенное преодоление социального кризиса: будет восстановлено доверие населения к правительству и созданы предпосылки для становления в России социальной рыночной экономики. В соответствие с 7 статьей Конституции РФ «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [1].
Реалии дня Абреже 1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|