Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальная помощь в российской экономике: исторический экскурс




Социальная помощь нуждающимся в России имеет давние традиции: еще в XIV-XV вв. бедных поддерживали, прежде всего, церкви и монастыри. В XVII в. начали формироваться основы государственной социальной политики: в соответствии с царскими указами за счет казны создавались дома призрения и богадельни для детей бедняков, где они могли получить знания и обучиться ремеслам; ассигновывались средства на выдачу пособий, пенсий, земельных наделов нуждающимся. В 1682 г. был принят "Приговор", или решение церковного Собора о призрении больных и нищих.

Важное значения для становления государственной системы социальной защиты имели указы Петра I, в котором, в частности, предписывалось "по всем губерниям учинить госпитали для самых увечных, таких, которые ничем работать не смогут, ни стеречь, также и зело престарелым ". Особую роль в укреплении системы социальной поддержки сыграла Екатерина II. При ней были созданы дома призрения для бедных в Гатчине, богадельни для питомцев Воспитательного дома, повивальный институт с родильным отделением для неимущих женщин с присвоением им статуса государственных. В 1764 г. было создано одно из первых благотворительных обществ в России - Общество воспитания благородных девиц. В 1775 г. впервые в истории России законодательным путем устанавливалась система общественного призрения "для всех гражданских сословий. Позднее было принято решение об отчислении на их содержание части средств из доходов городов

В 1797 г. Павел I подписал Указ о назначении своей супруги, Марии Федоровны, руководителем всех социальных учреждений. С ее именем связан важный этап в развитии отечественного благотворения.

Середина XIX в. отмечена поисками нетрадиционных для нашей страны подходов к организации социальной помощи. Так, общество посещения бедных в Санкт-Петербурге, созданное в 1846 г. по инициативе князя В.Ф.Одоевского, привлекало людей к помощи нуждающимся, с одной стороны, на трудовых началах, с другой - обращаясь к чувству общественного долга. Вторая половина 60-х годов связана с расширением меценатства и благотворительности. Стали появляться организации, объединявшие людей по месту жительства, уровню образования, виду трудовой деятельности. Особое развитие получили воскресные народные школы, где обучение было бесплатным, а труд учителей - безвозмездным. До 1912 г. государственное пенсионное обеспечение в России охватывало только военнослужащих и чиновников. С принятием же страхового закона оно распространилось и на 2,5 млн. рабочих и служащих, занятых в фабрично-заводской и горной промышленности.

1917 г. открыл новый этап развития социальной помощи в России: определяющим субъектом в разработке социальной политики стало государство, взявшее на себя заботу о больных, инвалидах и престарелых, женщинах и детях. Элементом социальной политики государства стала система разнообразных пособий и выплат, призванных обеспечить социальное равенство в стране. В октябре 1917 г. был учрежден Наркомат государственного призрения России, переименованный в апреле 1918 г. в Наркомат социального обеспечения Российской Федерации. В 1927 г. в СССР было введено пенсионное обеспечение по старости.

В СССР успешно функционировали социальные учреждения для престарелых, одиноких людей, детей, потерявших родителей, детей, чьи родители были лишены родительских прав и др. Социально-педагогическая работа проводилась в школах, по месту жительства и в пенитенциарных заведениях.

Тем не менее, в Советском Союзе социальная работа в ее современном понимании не проводилась. Отдельные аспекты этой деятельности реализовывали педагоги, медики, социологи, представители профсоюзов, работники отделов кадров и органов социального обеспечения, культработники и организаторы досуга и проч. Помощь на дому инвалидам, престарелым, больным, социальный патронаж оказывали работники здравоохранения, органов социального обеспечения, организаций Красного Креста и Красного Полумесяца. Другие виды социальной работы - с семьей, с женщинами, отдельными индивидами, испытывающими трудности социального характера, осуществляли члены общественных организаций. Она проводилась в нерабочее время и не оплачивалась.

 

Вопросы для повторения

 

1. Каковы причины формирования социально ориентированной экономики?

2. Каковы различия принципов социальной политики? Существует ли между ними взаимосвязь?

3. В чем заключается противоречие между экономической эффективностью и социальной справедливостью? Как разрешается дилемма эффективности и социальной справедливости в странах со зрелой экономикой, в российской экономике?

4. Почему осуществление эффективной социальной политики предполагает стабильность экономического развития? Возможно ли в условиях российской экономики эффективная социальная политика?

5. Каковы основные отличия существующих моделей социальной политики К какой модели можно отнести социальную политику в РФ?

Рекомендуемая литература

Содержание социально ориентированной экономики достаточно емко и доступно изложено в: Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учеб. Пособие. /Под ред. А.В. Сидоровича. М.: изд-во «Дело и Сервис», 2001. - 579 - 605, Слезингер Г.Э. Социальная экономика: учебник. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001, гл. 1.

Для студентов, желающих более глубоко рассмотреть данные вопросы, предлагаются следующие работы: Ойкен В. Основные принципы экономической политики: Пер. с нем. М.: «Прогресс», 1995, гл. 18, Стиглиц Дж. Ю. Экономика государственного сектора. Пер. с англ. – М.: изд-во МГУ: ИНФРА-М, 1997, 1.3,1.4, 3.11, 3.13 - 3.15.

Сложность проблем, стоящих перед странами с транзитивной экономикой при реформировании социальной сферы (в частности, при реформе пенсионной сферы) рассмотрен в:Эрнан Чейре Частная система социального обеспечения. Опыт чилийских экономических реформ. [ Электронный ресурс]. Институт национальной модели экономики. М., 1992. Библиотека Либеpтаpиума. Режим доступа: http://www.libertarium.ru/library

Состояние социальной сферы в российской экономике содержательно представлено в: Российская экономика в 2002 г. Тенденции и перспективы (выпуск 24).ИЭПП. [ Электронный ресурс]. - М., 2002. - Режим доступа: http://www.iet.ru., Смирнов С.Н., Исаев Н.И. Подготовка программы поддержки социальных реформ. Институт экономики переходного периода. [ Электронный ресурс]. - М., 2002. Режим доступа: http://www.iet.ru, Государственная социальная политика и стратегии выживания домохозяйств / Давыдова н.М., Меннинг Н., Сидорина Т.Ю.; под. общ. ред. О.И. Шкаратана. - М.: ГУ ВШЭ, 2003.

 

 

 

 


[1] Конституции РФ. М., Изд. «Приор». - 2002. - Статья 7.

 

[2] Кузьмина К.Н., Провоторова А.А. Мониторинг процессов в сфере образования Новосибирска. // Мастер-класс. Новосибирск. 1997. - № 2 - 3.

 

[3]К недостаткам формирующейся накопительной системы пенсионного обеспечения в РФ Всемирный Банк реконструкции и развития относит: отсутствие условий, стимулирующих поступление пенсионных взносов (нет четкой и прочной связи между их размером и размером своей будущей пенсии); неразвитость российской инфраструктуры финансовых рынков и недостаток объектов для инвестирования столь значительных пенсионных ресурсов. Кузин А. Сытая старость откладывается. //Финанс. - № 4 (24-30 марта 2003).- Режим доступа. http://www.finansmag.ru/offline/num4/licnoe/finansi/380/

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...