Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

V. Философия эпохи Возрождения и Реформации




I. Предмет, назначение и функции философии

1. Философия, ее значение. Необходимо обратить внимание на двойственную специфику философии.

2. Предметная сфера философии, ее генезис. Надо выяснить связь между генезисом предметной сферой философии и историей развития человеческого общества.

3. Основные функции философии и их роль в формировании научного мировоззрения. Нужно определить каким образом происходит формирование научного мировоззрения?

4. Методы философии и их значение в познавательном процессе. С какой спецификой человеческого познания связано развитие методов философии?

5. Основной вопрос философии (ОВФ). Материализм и Идеализм. Почему они стали ведущими направлениями в философии? Онтологический и гносеологический аспекты ОВФ. Попробуйте обосновать, почему эти два аспекта стали ведущими в философии?

Логические задачи

1. Почему дача взятки и использование шпаргалок в современных условиях крайне вредно, даже опасно как для студента, так и социума в целом?

2. Почему человек начинает понимать философию и увлекаться ею в зрелом возрасте?

3. Почему Ирина Антонова заявила, что настоящая жизнь начинается после 80 лет?

4. Если молодость знала бы, а старость могла бы …(использовать).

 

II.Философия Древнего мира. Предфилософия казахов. Философия древнего Востока.

1.Философия древнего мира и ее роль в генезисе Античной философии. Попробуйте воссоздать процесс познания в древности и его генезис. Почему Аристотель заявил, что «Удивление» инициировало рождение философии?

2. Предпосылки формирования философского миропонимания казахов. Каковы были основные элементы в этом миропонимании? Почему Казахи приняли суфизм как приемлемую форму Ислама?

3. Верования протоказахов и их влияние на формирование самобытного философского мировоззрения казахов.

4. Веды и своеобразие древнеиндийской философии. Основные периоды развития и школы. Две группы даршан: неортодоксальные и ортодоксальные философские школы.

5. Проблемы бессмертия и реинкарнации. Попробуйте обосновать, почему проблемы бессмертия и реинкарнации стали основными темами в онтологии древнеиндийской философии?

6. Основные онтологические понятия древнеиндийской философии: ахимса, карма, сансара, мокша и др. концептуальные понятия. Попробуйте обосновать причину рождения Ахимсы, и воссоздать представление о том, каким образом Карма регулирует переселение душ?

7. Происхождение философии в Древнем Китае, основные источники и этапы ее генезиса. Обоснуйте, почему мудрецы и философы Древнего Китая призывали народ вернуться к прошлому?

8. Основные проблемы и специфика предметной сферы китайской философии. Почему предметная сфера древнекитайской философии была политико-этической, т. е. вопросы управления Г., взаимодействие различных сословий в обществе, взаимоотношения в семье и др. стали основными в размышлениях философов и мудрецов?

9. Основные школы китайской философии. Конфуцианство и Даосизм. Попробуйте обосновать, благодаря чему Конфуцианство стала государственной идеологией китайской империи?

Логические задачи

1. Почему Бог-троица в Индуизме (Брахма - творец, созидатель; Вишну-хранитель; Шиву-творец, хранитель, разрушитель) не вызвала столь бурной дискуссии, как Хр. Б. в трех ипостасях: Б.-отец, Б.-сын (логос) и Б.-святой дух. Ожегов: ипостась – в качестве, в роли. Например – журналист в ипостаси (роли) ученого.

2. Душа Древнеиндийского философа была встревожена наличием зла. И потому главной целью философии они считали искоренение зла. Из этого следует вопрос: в чем они видели главную причину страданий, и почему?

3. Инд. Ф. считает, что сам факт рождения ребенка есть уже страдание. Прокомментируйте, почему?

4. Одним из основополагающих принципов Даосизма был принцип не деяния: все должно идти своим естественным путем. Не надо активно вмешиваться ни во что, не надо мешать Дао – всеобщей закономерности, регулирующей космическую и нравственную жизнь людей. Прокомментируйте, насколько обоснован такой подход в реальной жизни?

5. Почему почти у всех народов женщинам дают более низкие социальные роли, чем мужчинам? В отличие от художников и поэтов, их, как правило, наделяют негативными красками. К, примеру, Инь-Ян в Др. Кит. Ф. Обоснуйте это утверждение с Н. позиции.

III. Античная философия

1. Социокультурные основы генезиса Античной философии, ее основные этапы развития и характерные черты. В ходе осмысления данной проблемы, попытайтесь обосновать, каким образом психическое состояние человека «страх», «сомнение», «удивление», «любопытство», повлияли на генезис Ф.? На личном примере нужно раскрыть механизм этого влияния.

2. Досократовская философия: поиск сущего, учение о бытие и диалектические идеи. Выясните причину активного поиска Античными философами «архэ».

3. Поворот предметной сферы философии от космоса к человеку. Учение софистов. Кто такие софисты, и что способствовало их появлению? Сократ и его этический идеализм.

4. Философские системы Платона и Аристотеля – вершина достижений античной классики. В табличной форме выразите общность и различие философских систем Платона и Аристотеля. Роль и значение их философии для развития последующей мировой научной и философской мысли.

5. Философия эллинизма – скептицизм, стоицизм, неоплатонизм, эпикуреизм. Выясните основные факторы генезиса философии эллинизма. Римская античная философия и ее основные мыслители.

 

2-ой вариант

Два доклада: Ф. Платона и Ф. Аристотеля. Блиц-опрос по Ф. Платона и Ф. Аристотеля для остальных студентов, не докладчиков.

 

Логические задачи

1. Древнегреческому философу Эмпедоклу (ок. 490—430 до н.э.) принадлежат слова о том, что мир попеременно возникает и уничтожается и, вновь возникши, опять разрушается... что по­очередно одерживает верх то Любовь (Филия), то Вражда (Нейкос), причем пер­вая сводит все в единство, разрушает мир Вражды, Вражда же снова разделяет элементы. Зачатки, каких диалектических идей можно обнаружить в этих словах?

2. По преданию, Фалес очень сильно любил детей, особенно своего племянника (сына родной сестры). Видя это, его друзья часто приставали к нему вопросом: почему он не жениться и не обзаведется своими детьми? На что Фалес отвечал: из-за очень сильной любви к ним, он не хочет обзавестись детьми. Нужно прокомментировать суть содержания ответа Фалеса.

3. Разъясните следующую мысль Гераклита (ок. 544 — ок. 483 до н.э.): «Гомер был неправ, молясь, чтобы борьба ис­чезла с лица земли; ибо, если бы его молитва исполнилась, все вещи погибли бы». Противоречие – корень всякого движ. и жизненности (Гегель).

4. Почти все античные философы были против женитьбы и обзаведения семьей. В этой связи Демокрит говорил, что если судьба заставит философа жениться, то нужно выбрать жену простую, молчаливую и маленькую. Чем можно объяснить позицию Демокрита?

5. Пл. перед входом в свою Академию повесил табличку: Пусть сюда не войдет тот, кто не знает геометрии. Выясните, чем это было вызвано?

6. Аристотель: каждый из нас обладает мнением, но не каждый знанием.

IV. Философия Средних веков Востока и Запада

1. Генезис и характерные особенности средневековой западноевропейской философии. Патристика и схоластика. Нужно подробнее рассмотреть основные концептуальные положения христианской философии средневековья, в частности «Персонализм», как концепцию о двойственной сути человека.

2. Учение А. Августина – вершина зрелой патристики. Проблема универсалий, его истоки и основные формы: номинализм, реализм и концептуализм.

4. Ф. Аквинский (Аквитанский) как главный систематизатор схоластики, и его роль в примирении науки и теологии, разума и веры. Проблема зла и добра, и роль в ней божественной воли.

5. Исламская культура и формирование основных направлений Арабо-мусульманской философии. В чем кроются истоки противостояния в отношениях между исламом с одной стороны, христианством и иудаизмом с другой стороны?

6. Универсализм, энциклопедизм, пантеизм, и перипатетизм Арабоязычной философии (аль-Кинди, аль-Фараби, Ибн-Сина, Ибн-Рушд). Попробуйте обосновать, каким образом философ Ибн-Сина стал известным врачом Авиценной?

7. Место и роль суфизма в исламской культуре. Учение Ходжа Ахмеда Яссауи, и чем она отличается от традиционного ислама? Почему суфизм нашел благодатную почву в казахской степи?

 

\

Логические задачи

1. Объясните тезис: «Философия — служанка богословия». Почему, именно философию, а не другие Н. дисциплины превратили в служанку? Кто из схоластов его выдвинул?

2. Объясните понятия «религия» и «теология», их сход­ство и различия. Рассмотрите их употребление в известных Вам философских системах. Выясните общность и различие между понятиями «философия» и «теология». _______

3. Как известно, в 9 в. китайцы изобрели порох. Он был получен из смеси селитры и древесного угля. Проникновение пороха в Западную Европу стало одним из духовных факторов ускоренного разложения феодального строя. Почему так случилось, обоснуйте?

4. Во многих местах Корана многократно выдвигается требование веры в Аллаха. Обоснуйте, с какой целью это было написано?

5. Во некоторых местах Корана встречается призыв: «Нельзя брать в друзья иудеев и христиан». Обоснуйте, с чем это было связано?

6. Библия утверждает, что «Ч. создан по образу и подобию Б.». Прокомментируйте его.

V. Философия эпохи Возрождения и Реформации

1. Характерные черты культуры и философии эпохи Возрождения. Нужно выяснить, каким образом научные достижения, великие географические открытия и бурный всплеск искусства оказали плодотворное влияние на развитие философии эпохи Возрождения? Надо попытаться раскрыть механизм этого влияния.

2. Специфика ренессановского гуманизма (Ф. Петрарка, Д. Алигьери, Л. Валла). Обоснуйте, почему истоки ренессанса исходили из Италии?

3. Натурфилософия и пантеизм эпохи Возрождения (Н. Кузанский, Дж. Бруно). Чем объяснить их активное развитие?

4. Философия и социальная утопия эпохи Возрождения (Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Кампанелла).Чем вызвано активное развитие социальной утопии?

5. Реформация: причины и основные цели. Лидеры реформации – Мартин Лютер, Жан Кальвин, Томас Мюнцер, содержание их философии. Что дала реформация историческому прогрессу?

6. Протестанты, содержание их вероучения. Чем их учение отличается от католицизма и православия? Необходимо составить табличный материал аналитического сравнения их общности и различия.

 

Логические задачи

1. Николо Макиавелли в своем труде «Государь», стал одним из первых рассматривать Г. человеческими глазами и выводить его З. из разума и опыта. Общество развивается не по воле Б., а в силу естественных причин. В основе развития истории лежат «материальный интерес» и сила. Исходя из опыта прошлых правителей, считал допустимым в политической борьбе во имя великих целей пренебрегать З. морали и применять любые средства против своего народа (только один-два раза), оправдывал жестокость и вероломство правителей в их борьбе за власть. Впоследствии, этот способ правления государством получил распространение в ряде стран, и был назван «макиавеллизмом». Ответьте, кто этому поспособствовал и почему?

2.Какую роль сыграла Реформация в секуляризации средневекового Запада? Что об этом вы можете рассказать.

3. Чем объяснить смену религиозного мировоззрения на пантеизм?

4. Обоснуйте, почему именно в эпоху Возрождения появляются и активно развиваются социально-политические учения и утопические идеи философов?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...